Классный час: «Кто много читает, тот много знает».
Цель: побудить интерес к чтению, способствовать формированию читательской активности.
Задачи:
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать бережное отношение к книгам;
- формировать навык добывания нужной информации из книг;
- обогатить словарный запас, развивать речь.
Оборудование: интерактивная доска, презентации ("История книги"), выставка книг-произведений детских авторов.
Кл. рук. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Я рада видеть вас сегодня в нашем классе! Ребята, давайте вспомним наш волшебный ритуал: возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку и пожелаем друг другу удачи! И начать наш классный час мне хочется со слов знаменитого детского поэта С. В. Михалкова.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (Слайд 3)
- Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе? (о книге)
- Да, сегодня мы поговорим о книгах и о чтении.
А вот вам и первое задание по чтению, составьте из отдельных слов пословицу – и вы сможете узнать название нашего классного часа.
КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ! (Слайд 4)
-Как вы понимаете эту пословицу?
- А как вы думаете, верно это утверждение или нет?
- Давайте попробуем разобраться верно это утверждение или нет?
Я хочу вам сообщить, что у нас, в начальных классах, запущен проект, который называется: «Как хорошо уметь читать». И начать наш классный час мне приходиться с не очень приятного известия… Дело в том, что 4 класс от этого проекта отстранен. Недавно нам в школу пришло письмо из прокуратуры… Да, да, из прокуратуры.
- Кто из вас знает, что это за орган власти?
- Прокуратура – орган государственной власти для надзора за соблюдением законов и привлечения к суду нарушителей законов. (Слайд 5)
- На наш класс заведено уголовное дело. И мне поручили разобраться с этим вопросом.
- А кто из вас знает где разбираются уголовные дела? (в суде)
- Поэтому я вам предлагаю вам принять участие в ролевой игре, где у нас будут
Обвиняемые - это лицо, в отношении которого ведётся уголовное преследование
Обвинитель - это Лицо, поддерживающее обвинение перед судебными органами.
Свидетель – это Человек, располагающий сведениями об обстоятельствах дела и вызванный для дачи показаний суду или следствию.
Присяжный - это лицо, привлекающееся на определенное время для участия в разбирательстве судебных дел. (Слайд 6-7)
- Одним словом мы поиграем в суд.
Итак, вы обвиняетесь в том, что:
Вы ничем не занимаетесь в свободное время.
Вы редко посещаете библиотеку.
Вы не умеете обращаться с книгами.
Вы не умеете самостоятельно находить нужную информацию в книгах.
Вы мало читаете.
- Поэтому вы, не имеете право принимать участие в этом проекте.
Вот такие против вас выдвинуты обвинения. Сегодня вам предстоит их опровергнуть или подтвердить. В конце мы узнаем, какой будет приговор.
- Итак, переходим к слушанию дела.
Вначале суд просит обвиняемых представиться, но в строго установленной форме. (Слайд 8)
Цель тренинга: развивать способность к самопрезентации.
Надо сказать пару слов о себе, продолжить фразы:
- «Меня зовут…»;
- «Я учусь в …»;
- «В свободное время я люблю заниматься…».
Кл. рук. Вот, например, как я бы презентовала себя:
- «Меня зовут Людмила Алексеевна»;
- «Я работаю учителем в 4 классе Лемешкинской школы-интернат»;
- «В свободное время я люблю заниматься: рукоделием, чтением книг, спортом».
Идёт презентация.
Кл.рук. Молодцы. Вы замечательно представились и смогли меня убедить, что у вас много разных интересов. Но окончательное решение по вашему делу вынесут присяжные. Разрешите мне вам их представить:
- Гайваронская Н.П.
- Чернецкая Л.Н.
- Лысенко Л.А.
- Божкова Г.А.
- Рябоконь Н.С.
- ЧернецкаяТ.В.
- Гагарина Л.В.
- Савчук И.А.
- Это самые справедливые присяжные, которые выслушав ваши доказательства, вынесут правильное решение.
Кл.рук. Переходим к следующему пункту. Пункт № 2. В нем говорится, что вы редко посещаете библиотеку. Для допроса на скамью подсудимых вызываются ответчики 4 класса. (Все)
- Ребята, вы что не знаете где находится библиотека?
- Что вы можете сказать в своё оправдание?
Книжная страна
Хожу в библиотеку
Я книги почитать.
Любимей дела нету!
Люблю я помечтать…
И оказаться в сказке,
В таинственном лесу.
Увидеть волка, зайца
И рыжую лису.
А прочитав всю книжку,
Подумать головой –
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.
Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Поможет и расскажет
Как друга нам найти.
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю
И слабых защищать.
(Настя Валуева)
Кл.рук. - Молодцы, ребята. Очень убедительно. Но вам нужно ответить еще на некоторые вопросы. Для этого я проведу с вами блиц опрос. А присяжные сделают свои выводы.
Блиц опрос «Наша библиотека». Отвечать можно хором. (Слайд 9)
На каком этаже находится школьная библиотека? (1)
Сколько окон в библиотеке? (2)
Сколько компьютеров в библиотеке? (0)
Можно ли бегать в библиотеку на уроках? (нет)
Сколько дней можно держать библиотечную книгу дома? (10)
Как зовут библиотекаря нашей школы? (Татьяна Алексеевна)
С какими словами надо входить в библиотеку? (Здравствуйте)
Сколько книг в школьной библиотеке? (много)
Кл.рук. - Молодцы, ребята. Вы доказали, что знаете, где находится наша библиотека и посещаете её.
- А для чего вы посещаете библиотеку? ( чтобы читать)
-А для чего мы читаем? ( чтобы узнать что-то новое)
Дорога в библиотеку.
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.
(Т. Бокова)
Кл.рук. - И мы переходим к следующему пункту обвинения. Пункт №3. Вы не умеете обращаться с книгами.
- Давайте посмотрим сценку, выдвинутую против вас, как доказательство.
Две книжки
Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой. «Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой. «Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».
Ну, мой на тройках едет еле-еле. И даже двойку получил на той неделе…
В басне этой нет загадки, расскажут напрямик.
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
(С. Ильин)
- Скажите ребята, а в вашем классе есть такие ученики, которые не умеют обращаться с книгами, портят их, рвут?
ДЕТИ: Нет, у нас таких ребят нет. Мы знаем правила обращения с книгами и можем их рассказать.
-А какие правила обращения с книгой вы знаете?
Правила обращения с книгами.
1) Бери книгу только чистыми руками.
2) Оберни книгу, вложи в неё закладку.
3) Переворачивай страницы за верхний правый угол.
4) Не перегибай книгу при чтении.
5) Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
6) Если книга порвалась – подклей её.
Кл.рук. - Надо же, и в этом пункте обвинения вы оправдались! Я думаю присяжные сделают свои выводы по этому вопросу.
- А мы переходим к следующему пункту обвинения. Пункт №4. Вы не умеете находить нужную информацию в книгах.
- Я предлагаю провести следственный эксперимент.
- А что такое следственный эксперимент? (Слайд 10)
Следственный эксперимент – это следственное действие, имеющих значение для дела.
Ребятам было дано задание найти и подготовить информацию об истории создания книги. Давайте посмотрим, что у них получилось. (Слайд 11- 14)
1. В самом начале своей истории книга была живой, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.
Поэтому первой книгой был... человек!
На Руси это были СКАЗИТЕЛИ.
Сказители, играя на гуслях, рассказывали разные истории.
2. Первая печатная книга в России появилась в 1564 г. Эта книга называлась «Апостол». Её напечатал Иван Фёдоров.
3. Памятник первому книгопечатнику стоит в Москве.
- Ребята, а что вам помогло в решении поставленной перед вами задачи?
( умение читать и находить нужную информацию в книге)
- Так можем ли мы сказать, что тот кто много читает, тот много знает?
- Молодцы, ребята. (Слайд 15-16)
- Печатные книги возникли не сразу:
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг
И глядишь – уже дряхлый старик.
И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Машина умнела, умнела, и ныне
Доверили книгу печатной машине.
- Сейчас в нашей стране книги печатаются очень быстро. Каждую секунду у нас появляется 75 книг.
- Я думаю эксперимент прошел удачно. И этот пункт обвинения с вас будет снят.
- Переходим к последнему пункту обвинения. Пункт №5. В нем говорится, что вы мало читаете.
- Вы сможете доказать, что это не так? (Слайд 17)
- Да, мы вызываем на помощь свидетеля. Библиотекаря нашей школы Татьяну Алексеевну.
- Я помогу ребятам оправдаться и доказать, что они много читают.
Викторина по книгам.
Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
Кто укусил лису из сказки «Доктор Айболит»? (Оса)
Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
От кого укрывалась девочка с братцем на берегу речки, под яблоней, в печке. (От гусей-лебедей)
Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)
Что болело у маленьких акулят в сказке «Доктор Айболит»? (Зубки)
Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)
Кто является умывальников начальник и мочалок командир? (Мойдодыр)
Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
Какому автору принадлежат строки:
Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)
На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
Сколько щелчков проиграл Поп Балде в сказке Пушкина? (Три)
- Какие молодцы у нас ребята! Как много книг они знают, как любят читать!
Конечно, ведь книга - источник знаний, открывающий нам дорогу в жизнь!
- А что вам помогло ответить на вопросы викторины? Чтение, знание книг.
- Молодцы, я думаю было очень убедительно. Вы смогли прекрасно защитить себя по всем пунктам обвинения. А теперь, оглашается приговор. Всем встать!
Класс обвинялся в том, что у ребят нет никаких интересов, они не знают, чем себя занять в свободное время. Ребята редко посещают библиотеку, не умеют обращаться с книгами, не знают где и как находить ответы на вопросы. Обвинялся в том, что мало читают и мало знают.
- Слово для вынесения приговора предоставляется присяжным.
Суд постановил: оправдать 4 класс по всем пунктам обвинения.
Ребята скажите, так смогли ли мы с вами доказать утверждение, что те кто много читают, много знают?
Ну а так как вы доказали, что много читаете и много знаете и с вас сняты все обвинения, то я хочу вас поздравить, вам разрешается принять участие в проекте: «Как хорошо уметь читать».
- И закончить наш классный час мне хочется словами что:
- У вас друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
Не забывайте об этом! До скорых встреч.