СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заочная экскурсия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе обобщаются методические материалы, посвящённые целесообразности, подготовке и проведению заочных экскурсий, дан пример проведения заочной экскурсии перед изучением рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».    

 

Просмотр содержимого документа
«Заочная экскурсия»

Цели работы: обобщить методические материалы, посвящённые целесообразности, подготовке и проведению заочных экскурсий; показать пример проведения заочной экскурсии перед изучением рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

Биография писателя – один из существенных разделов науки о литературе. Необходимость работы над биографией писателя обусловлена спецификой художественной литературы. Познать художника слова, его жизнь – значит одновременно познать особенности его эпохи, проникнуть в общественную психологию поколения, к которому он принадлежал. В самой жизни выдающегося человека отражаются неповторимые черты его времени.

Биография важна не только потому, что способствует уяснению истории литературы с её сложностями. Она не в меньшей мере нужна для того, чтобы подготовить учащихся к уяснению конкретных художественных произведений. Биографические факты являются одним из источников художественного образа. «В творениях поэта всегда, нередко даже без его на то согласия, отражается он сам, отсвечиваются его собственный образ мыслей, его чувства, опыты, наклонности, любимые занятия», – писал В. К. Кюхельбекер [9: 238]. Конечно, значение и смысл образа всегда шире и глубже биографического факта, который использован в произведении. Тем не менее мы не можем не учитывать того, что события личной жизни писателя определяют содержание художественного образа.

Осмысление биографии писателя неразрывно связано с теми методами, которые используются при её изучении. Необходимо для каждого писателя найти свой биографический «ключ», выбрать свой методический приём. Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. Но в практике преподавания литературы широко используются и следующие приёмы: 1) самостоятельная работа (это могут быть самостоятельно подготовленные выступления учащихся на уроке или же полностью самостоятельное изучение материала); 2) уроки-концерты; 3) уроки по письмам и воспоминаниям; 4) киноуроки.

Интересным приёмом изучения биографии является заочная экскурсия. Методика подготовки и проведения заочной экскурсии давно и широко разрабатывается методистами.

Из числа изученных нами работ большая часть носит характер обобщения практического опыта. Но и этот материал позволяет сделать определённые выводы о ходе подготовки, проведения заочных экскурсий, их целесообразности. У. И. Тельчарова первой описала проведение «воображаемых путешествий». Работа проводилась учителем и учащимися во внеурочное время, тогда, когда у учащихся уже были определённые знания о писателе (например, на этапе повторения). Она включала большую самостоятельную исследовательскую работу учащихся по изучению жизни и творчества писателей. У. И. Тельчарова проводила «путешествия» в младших классах, сочетая их с занятиями по русскому языку.

С У. И. Тельчаровой соглашается. Н. В. Мирецкая, которая считает, что «юный человек легко становится потребителем, если его ограждать от преодоления трудностей во имя важной цели. Подготовка к любой литературной поездке у школьников, которые к ней духовно подготовлены, неизмеримо выше, чем у тех, кто всё слышит впервые» [8: 55-57].

Обе учительницы подчёркивают важность работы, которая продолжается и после «путешествий» (оформление альбомов, написание сценариев, постановка спектаклей).

Готовясь к экскурсии, учащиеся самостоятельно открывают для себя писателя, его творчество, эстетические, нравственные позиции. А познанное самостоятельно по-настоящему переходит в убеждение и характер. В этом особенная ценность «экскурсий», которые готовятся и проводятся при максимальной самостоятельности учащихся.

Такие выводы вытекают из опыта, описанного в статьях У. И. Тельчаровой и Н. В. Мирецкой.

Каковы же основные требования, предъявляемые к заочной экскурсии?

Обратимся для ответа на этот вопрос к учебнику под редакцией З. Я. Рез, где глава, посвящённая изучению биографии писателя в школе, содержит важнейшие положения работы В. Г. Маранцмана. Если в учебнике 1977 года издания содержится практический материал (заочная экскурсия «Тургенев в Спасском-Лутовинове»; этот материал воспроизводится и в кн.: Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994), то уже в издании 1985 года исследователь сосредоточил своё внимание на теоретических положениях.

Заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринуждённо знакомит со сложными вопросами.

Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углублённая работа по её подготовке.

Составление сценария заочной экскурсии – дело сложное, кропотливое, длительное. Для того чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуются при заочном путешествии, необходимо иметь разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатлений при заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала.

В соединении эмоциональной образности и богатства фактических знаний – ключ педагогического и психологического воздействия заочных экскурсий. Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе её развития возникает беседа, даётся простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Подготовка к заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные планы, фотографии – всё это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль подчёркиваем музыкальным лейтмотивом; иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она даётся в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

В процессе проведения заочной экскурсии необходимо органическое соединение всех её элементов (речи, зрительного ряда и звукового оформления). Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всём этом приходится помнить при проведении экскурсии.

Сам рассказ экскурсовода должен быть нагляден, точен, живописен и при всей тщательности подготовки обладать заразительностью импровизации. Всё, о чём идёт речь в заочной экскурсии, должно предстать перед учениками непосредственно, как происходящее «сегодня, здесь, сейчас», потому что только импульсивность, незаданность речи поможет сложиться живым впечатлениям.

Облик писателя, его судьба вызывают у учащихся наибольший интерес и взволнованность тогда, когда мы создаём на уроке атмосферу непосредственного контакта с художником, когда обстоятельства его жизни предстают в конкретных картинах.

В этих целях полезно проследить течение одного дня (Толстой в Ясной Поляне), провести с писателем три вечера в разном окружении, в разных ситуациях (Пушкин в Аничковом дворце, в кругу друзей и дома, за письменным столом, наедине с рукописью и книгами).

Перемены в душевном складе и мировоззрении писателей могут быть замечены при рассказе о том, как по-разному в разные годы воспринимались ими места, связанные с юностью (Тургенев в Спасском-Лутовинове; «Отечество нам – Царское Село»). Своеобразие облика писателя можно выявить, показав, как различно ведут себя люди в сходных ситуациях («Узники Петропавловской крепости (декабристы, Чернышевский, Горький)», «Чернышевский и Достоевский на каторге»). Увлекательны и заочные экскурсии, построенные как путешествие вместе с писателем. Они дают возможность увидеть, как разнообразные впечатления связываются с творчеством, творческими замыслами, как писатель вторгается в жизнь не только своими произведениями, но и непосредственными действиями («С Пушкиным по следам Пугачёва»).

Трудность и увлекательность заочной экскурсии состоит в том, что это путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Ещё одно положительное качество заочной экскурсии – работа творческого воображения учеников. Рассказ поддерживается зрительными впечатлениями не всецело, как в кино, а только в отдельных звеньях, эпизодах. Однако сопоставления рассказа и картины (фото, рисунка и др.) как бы рождают психологическую инерцию: ученик видит картину даже тогда, когда перед ним на экране ничего нет, а звучат только слова рассказа.

Все эти соображения позволяют думать, что заочная экскурсия может стать одной из постоянных форм работы при изучении биографии писателя.

Заочную экскурсию представляется возможным проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя. Для творческого воображения нужен материал.

Вопрос об источниках заочной экскурсии – урока по биографии писателя – тесно связан с отбором, организацией материала. Для заочной экскурсии опасна излишняя детализация, она может утомить учащихся. Важно не попасть в плен быта. Когда мелочи доминируют, получается экскурсия такого типа, которую высмеял В. В. Маяковский в стихотворении «Версаль»:

Вот тут

Помпадуршу

водили под душ,

вот тут

помпадуршины спаленки.

Каждая деталь должна быть значительной, в ней должен ощущаться подтекст.

Какие элементы заочной экскурсии представляются необходимыми?

Во-первых, заочная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать «жизнь лица», отражение характера и мыслей в портрете.

Во-вторых, учащиеся должны понять, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение. Обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг любимых произведений искусства и авторов – всё это должно постепенно подводить к выявлению лейтмотива творчества того или иного периода. Заочная экскурсия даёт возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности, позволяет вовлечь ученика в мир писателя, приобщить его исторически, эмоционально к давнему времени. При чтении произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, волнующим, если изучение биографии оказалось содержательным. Нельзя разрушать эмоциональный настрой после экскурсии. Но ведь материал должен закрепляться. Как же добиться этого? Учащимся предлагается к следующему занятию прочитать материал по учебнику и сравнить с тем, что они узнали на уроке. Возможно на следующем уроке задание по составлению плана ответа по данному материалу.

Важно, чтобы вопросы и задания требовали осмысления биографии писателя в целом. Ответы учеников при этом оцениваются.


Рассмотрим практическое использование заочной экскурсии на примере изучения сведений о писателе в 6 классе.

Урок изучения рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» является уроком изучения нового материала.

Структурными элементами данного урока являются вступительное занятие и работа над текстом (его чтение). Этот выбор целесообразен, т. к. даёт возможность реализовать поставленные задачи.

Работе с текстом предшествует слово учителя, готовящее первоначальное правильное и глубокое восприятие произведения.

Заочная экскурсия, проводимая учениками, помогает создать живой образ автора. Материал, используемый для экскурсии, обличён в яркую художественную форму, звучат выдержки из писем самого писателя, его близких. Широко использована и словесно-образная, и художественно-изобразительная наглядность (представлена репродукция прижизненного портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина, словесные описания тургеневских мест Орловщины подкреплены зрительным рядом). Сочетание этих видов наглядности очень органично.

Произведение сравнительно небольшое, чтение его проходит в классе. Учащиеся могут следить за чтением по книге или же просто слушать. Подготовленные ранее учащиеся читают диалоги мальчиков по ролям. Чтение учителя, учащихся эмоционально.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Цели урока:

1) в области знаний: дать новые сведения о биографии писателя; познакомить с содержанием произведения;

2) в области умений (навыков): развивать творческое воображение, навыки выразительного чтения эпического произведения; формировать умение высказывать своё мнение, активно слушать других учеников, работать коллективно;

3) в области ценностей: воспитывать патриотизм; пробуждать восхищение красотой русской природы.

Оборудование: презентация (репродукция портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина; фотографии с изображением мест, связанных с именем И. С. Тургенева); выставка книг И. С. Тургенева и книг, посвящённых И. С. Тургеневу; творческие работы учащихся (рисунки, сообщения, рефераты).


На доске сделана запись:

И. С. Тургенев «Бежин луг».

Домашнее задание: прочитать рассказ;

ответить на вопросы учебника после текста рассказа.


Ход урока:


I. Организационный момент.

ΙΙ. Изучение нового материала.

1) Вступительное занятие.

Объявление темы урока и запись её в тетради.

– Назовите произведение И. С. Тургенева, изученное в пятом классе.

– Против чего выступает И. С. Тургенев в этом рассказе?

– И. С. Тургенев тесно связан с Орлом.

Учитель читает стихотворение об Орле.

– Давайте вспомним места, связанные с именем И. С. Тургенева. Экскурсоводы, вам слово!



И. С. Тургенев. Портрет кисти И. Е. Репина


Ученица. В памятной книжке, куда Варвара Петровна Тургенева собственноручно заносила важнейшие сведения своей жизни, есть запись: «1818 года 28 октября в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра. Крестили 4-го числа ноября…».

Зиму Тургеневы прожили в своей орловской городской усадьбе. С первыми жаворонками собирались в Спасское-Лутовиново. А весна не задалась. Была она недружная: снега не вдруг сходили, и дороги не сразу налаживались. Многие помещики тогда из-за бездорожья из Орла в деревню перебираться не отважились. Тургеневы – в том числе. Куда, право, тащиться – за 60 вёрст, по распутице да ещё вдобавок с младенцем на руках, которому ещё и полугода-то не минуло!

Позаботилась, однако, Варвара Петровна, чтобы дитя крепким вырастало. И в городе не захотела лишать его «красных дней».

Мамка и француженка «для присмотра», что в колыбельке сына Варвары Петровны в городской сад привозили погреться на солнышке и подышать мартовским ветерком, облюбовали последнюю дорожку на берегу, над самой Окою. Здесь и стояла подвижная тургеневская зыбка… Поэтическое воспоминание о первой весне великого писателя из уст орловских старожилов записал Н. С. Лесков. «Отсюда,– писал Николай Семёнович, – знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами небо и землю, и, может быть, здесь же было бы хорошо поместить памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественниках чувства человеколюбия и прославивший свою родину доброю славою во всём образованном мире».

В нынешнем орловском парке культуры и отдыха на «Тургеневском бережку» беседка в старинном духе поставлена. Смотреть отсюда хорошо. Перед тобою Орёл – город Тургенева, созидающий новую жизнь.


Дворянское гнездо. Орёл


Ученик. На перекрёстке когда-то тихих Борисоглебской и Садовой, а ныне улиц Тургенева и Горького, в старинном дворянском особняке располагается Государственный музей И. С. Тургенева. Впервые его двери открылись в ноябре 1918 года, когда торжественно отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-орловца.

В конце 1905 года владелица тургеневской усадьбы перевезла в Орёл вещи и книги писателя. А в глухую ночь на 19 января 1906 года большой усадебный дом в Спасском сгорел дотла…



Государственный музей И. С. Тургенева


Ученица (рассказывает о Спасском-Лутовинове, обращаясь при этом к изображению дома в Спасском.)



Спасско-Лутовиновский парк, словно песня – могучая, тысячеголосая, сложенная по замыслу неведомого нам художника. Кто он – этот человек, что строго и неуклонно прочертил прямые, как полёт стрелы, аллеи? По чьей задумке породы деревьев подобраны так, что в осеннюю пору их вершины, вспыхнувшие головокружительным разноцветьем, всё же воспринимаются как дерзко сочинённая гармония золотых берёз, зорево-багряных осин и малахитового бархата елей?

Не дошло до нас имя и звание этого мастера. Не знаем, как звались те крестьяне, что в самом начале XIX столетия в быль превращали задуманное ради украшения родной земли.

Тяжка была эта работа. Липы выбирали двадцатилетние. Выкапывали осторожно – не поранить бы корни. Везли липки в Лутовиново аж за 30 вёрст. Лошади надрывались…

Так начинался Спасско-Лутовиновский парк, что напоминает тысячеголосый хор. Есть в нём и «песенка» Ивана Сергеевича Тургенева. Зовётся она «аллеей ссыльного».



Ученик. О спасских липах, пахнущих мёдом, солнцем пронизанных, окутанных пчелиным гудом, помнил Тургенев на чужбине. Вспоминал, наверное, и названия аллей, что дерзко, стремительно рассекают зелёную громаду парка. «Центральная», «Поперечная»… Припоминал безымянные дорожки и тропки, по которым легко можно пробраться к облюбованным в детстве «фаворитным местечкам».

Милые тургеневские липы!

На них плясали отблески потешных огней, что сверкали в парке, когда веселила своих гостей хлебосольная Варвара Петровна. Под ними вышагивал вёрсты Иван Сергеевич, раздумывая над судьбами России и своих современников. Ходили здесь Лев Толстой, Фет, Щепкин, Савина, Некрасов, Григорович, Иван Аксаков, Полонский, Гаршин, Гиляровский… Багровым заревом осветились аллеи, когда январской ночью 1906 года заполыхал и дотла сгорел Большой усадебный дом. Падали и по-солдатски умирали деревья – ровесники XIX столетия под топорами гитлеровцев в горькую осень 1941 года .

По-прежнему неувядаемо могуч и великолепен Спасский парк.

Видением Родины вставал он перед писателем на чужой земле, заставляя сильнее трепетать тоскующее сердце.



Липовая аллея в Спасском


Учитель. Отправляясь учиться в чужие края, юноша Тургенев прощался с милым Спасским. И чтобы память по себе оставить, принёс из ближнего леса облюбованный дубок и посадил его в парке, на поляне, что недалеко от центральной аллеи.

Рос тургеневский любимец неторопливо.

А в сознании самого Тургенева входившее в рост дерево сливалось с образом родины, возникало символом её великой, нерастраченной силы. Недаром смертельно больной писатель, посылая последний привет родному краю, просил Полонского: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Сколько бурь пронеслось над Россией с тех пор, как одиноко и тяжко умиравший Тургенев хладеющей рукой выводил эти необыкновенные, пронзительные строки! Но по-прежнему несгибаемо, неколебимо стоит тургеневский дуб – величественный и могучий. Взглянешь на его непомерной силы мускулистые ветви, – и кажется, что на них, как на плечах Атланта, держится свод небесный.


Дуб, посаженный И. С. Тургеневым


Ученик. Есть на нашей земле места великой славы народной – Красная площадь, Бородинское поле, Мамаев курган… Вступаешь сюда с замирающим сердцем, обнажив голову. С нами здесь говорит сама История. Разве можно сравнить эти величавые святыни с тем лужком, что зеленеет на берегу речушки Снежеди, ничем внешне не примечательный, ничем не отличный от таких же луговых долинок, которых по всей России тьма-тьмущая?

Тут судьбы государства не решались. Не звенели мечи. Не раскатывались артиллерийские залпы. Не ликовали народные толпы.

Всего-навсего на это травке крестьянские ребятишки ночью пасли коней, грелись у костра, рассказывали друг другу занятные и жуткие бывальщины да небылицы… Мальчиков видел Тургенев, слышал их разговоры, на клочке бумаги заметил для себя: «Описать, как мальчики гоняли лошадей на пустыри ночью. – Огни… Бежин луг».

И описал… Пропел невиданной красоты песню будущему России – смышлёным и талантливым детям народа её, природе русской.


Бежин луг


Сохранился Бежин луг почти таким же, каким описал его Иван Сергеевич. Сталью поблёскивает Снежедь. Тяжёлые росы клонят высокую траву. Безлунные ночи так же хороши, как и в тургеневские времена.

И сегодня приходят люди к берегам Снежеди, на Бежин луг, без которого трудно представить себе Россию.


2) Чтение рассказа учителем и заранее подготовленными учениками, которые читают по ролям слова Павлуши, Илюши, Кости, Феди и Вани.

Словарная работа (сноски учебника).

3) Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Объяснение и запись домашнего задания.


Библиография

  1. Духан С. Е. Эстетическое воспитание в школе. – М., 1962.

  2. Изучение литературы в вечерней школе. Под ред. Т. Г. Браже. – М., 1977. – С. 98–106.

  3. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах. – Пособие для учителя. – М., 1969.

  4. Качурин М. Г. Изучение личности писателя в работе над художественным текстом. – В кн.: Искусство анализа художественной литературы. – М., 1971.

  5. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: Пособие для учителя. – М. – Л.: Просвещение, 1965.

  6. Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985. – С. 215 – 227.

  7. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

  8. Мирецкая Н. В. Путешествие в литературу // Литература в школе. – 1977. – № 1. – С. 55 – 57.

  9. Русские писатели о литературном труде. – Л., 1954.

  10. Тельчарова У. И. Воображаемые путешествия // Литература в школе. – 1959. – № 4. – С. 72 – 73.

  11. Тимерманис Н. В. Урок по письмам И. С. Тургенева // Литература в школе. – 1970. – № 4.

  12. Чирковская Т. В. Один из приёмов изучения биографии писателя в 7 классе // Литература в школе. – 1959. – № 5. – С. 23 – 27.

  13. Эстетическое воспитание в восьмилетней школе. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. 70 – 78.


***


  1. Афонин Л. Н., Мищенко А. И. На родине Тургенева. Предисл. Громова В. А. – 2-е изд., исправл. и доп. – Тула.: Приок. кн. изд-во, 1983.

  2. Винникова Г. Тургенев и Россия. – М., 1971.

  3. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1983.

  4. Тургенев в школе / Сост. Т. Ф. Курдюмова. – М., 1981.










Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна. «Силуэт к рассказу «Бежин луг»»

из книги «Типы из «Записок охотника» И.С.Тургенева в силуэтах» 1883 г.













Скачать

© 2016 5538 25

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!