© 2024, Скурихина Тамара Петровна 59
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз».
Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой серебряного века.
Александр Головин - человек театра, художник, декоратор, который оформил более полусотни оперных, балетных и драматических постановок.
"Изобразительность А.Я. Головина неисчерпаема, а как колорит- это один из первых художников во всём мире, Я должен сказать, я влюблён в каждую из его декораций, в каждый из его костюмов. Головин умный человек и изумительно талантливый художник" - Александр Бенуа.работал в основном темперой и пастелью, создавая колоритные пейзажи, натюрморты, портреты и декорации.
1 марта 1863 года родился Александр Яковлевич ГОЛОВИН, русский художник, сценограф.
Будущий живописец родился в Москве, в семье священника. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское. Отец был назначен профессором богословия в Академию, которая сейчас известна под названием «Тимирязевка».
Директор академии Н. И. Железнов первым заметил художественные наклонности Александра. Мальчик был определен в Катковский лицей славившийся своей «классической» программой и прицелом на воспитание будущих «государственников». После смерти отца в 1878 году мальчика перевели в знаменитую Поливановскую гимназию, где был культ Шекспира. Истоки любви Головина к театру образовались именно здесь. Александр уже тогда говорил, что у него тряслись коленки, когда открывался занавес.
В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Вскоре он понял, что со специализацией допустил ошибку, перевелся на живописное отделение.
Тогдашнее МУЖВЗ блистало как своими профессорами, так и студентами. Студенты готовились сказать слово в русской живописи. На протяжении своей учебы в этом заведении Головину удалось познакомиться с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым. Нестеровым. Коровин свел его с Врубелем.
В. Д. Поленов стал для Головина и остальных молодых художников не только профессором, но также воспитателем и духовным отцом. Особенно важна была дружба Головина с Еленой Поленовой, сестрой учителя. Именно она сыграла большую роль в жизни Головина. Можно сказать, что именно она открыла в нем и помогла освоить грани его дарования.
После смерти матери в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. В первые годы после окончания учебы Головин работал подмастерьем у декоратора А. Томашки. Александр Головин занимался расписыванием цветов на атласе на заказ. В прошлом осталась рисовка и своеобразное «пижонство», из-за которых знавшие молодого Головина называли его «франтиком».
В 1889 году он — вместе со всей поленовской «когортой» — съездил в Париж на Всемирную выставку. Головин был покорен новейшей французской живописью. Некоторое время Александр Головин занимался и во французской мастерской, именно здесь он понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать». По приезду в Россию он всеми силами пытался делать именно «то». Вскоре первую пастель Головина приобрел сам П. М. Третьяков.
В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Она родила Головину двоих прекрасных дочерей - Елену, Марию, и сына Александра. Брак не был долгим, и распался. Головин страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика — в ноябре 1898 года умерла Елена Поленова. Спасла молодого художника только работа, в которую он окунулся с головой.
В 1898 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский, который являлся бывшим полковником, выпускником Академии Генштаба, при этом очень чутким к запросам современного искусства. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. Первым делом Теляковский пригласил работать в Большой театр в качестве оформителей «настоящих» художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт (опера А. Корещенко «Ледяной дом») оказался удачен, и дело пошло.
В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В Петербург вместе с ним переехал и Головин. С того времени Головин и Теляковский стали очень хорошими друзьями, на протяжении долгого времени они работали рука об руку.
В этот период своей жизни Александр был в самой гуще культурной петербургской жизни. Он был довольно близок к кругу «Мира искусства», хотя лидеры объединения Бенуа и Добужинский не однажды устно и в печати «покусывали» своего коллегу.
Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. К тому времени Мейерхольд уже успел поиграть в Художественном театре. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись, и Мейерхольд в 1907 году оказался «на улице». Здесь ему на помощь пришел Головин. Он рекомендовал режиссера Теляковскому. Тот взял его на работу. Следующие десять лет Головин и Мейерхольд стали близкими друзьями, как на работе, так и в частной жизни. «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» являлись самыми «громкими» плодами их совместного творчества.
В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе.
Эпоха, которая была как будто специально создана для Головина, окончилась в 1917 году. Рухнула старая Россия, а вместе с ней и изысканная культура «серебряного века». В театре говорили об упрощенном «искусстве для народа». После 1925 года Головин практически не выезжал из бывшего Царского. Но перед этим состоялась знаменательная встреча Головина со Станиславским в Одессе. Результатом этого стала совместная работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше.
В 1927 году в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля. Сам же художник не смог попасть на премьеру. У него сильно отекли ноги, ему был прописан постельный режим. Эта премьера была последним триумфом Головина. Последние три года жизни Головину снились декорации, ведь он был отлучен от активной театральной жизни, он чувствовал себя забытым. 17 апреля 1930 года Александр Головин скончался.
© 2024, Скурихина Тамара Петровна 59