СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В новой методичке снова разбираемся с ЗУН и компетенциями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новой методичке снова разбираемся с ЗУН и компетенциями: простая же тема, но почему-то снова и снова вызывает вопросы.

ЗНАНИЯ (а также данные, информация и смыслы)

Часто в концепции «знаний, умений, навыков» происходит смешение знаний с данными, фактами и прочей «информацией» — сведениями, независимо от формы их представления.

«Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека.» (Википедия). Более того, «психическое отражение действительности» сознанием часто и считают.

На получение знаний о структуре предметов и явлений, об их существенных взаимосвязях нацелена наука и её научный метод (см. там же)

Знания предполагают наличие у обучающегося представления о некоей предметной области, взаимосвязях и причинно-следственных связях в ней.

Это хорошо известно педагогам: способность, к примеру, читать, и способность понимать содержание почитанного — это, в общем-то, не синонимы. Вот, «глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка» — вы же прочитали? И информацию приняли, что кто-то что-то сделала с кем-то и с его детёнышем. А поняли, о чем это?

Неспособность перевести, преобразовать информацию в знание обычно называют функциональной неграмотностью - к примеру, хотя люди формально умеют читать и писать, они не понимают смысл прочтенной книги или инструкции, не могут написать логически связный текст на основе прочитанного - то есть получаемые из текста «данные» у них не дают «отражения в сознании», представления, с которым они могли бы далее в своем сознании работать.

Если не уходить глубоко в психологию, то суть простая: мы говорим о знании, если получаемые данные складываются в нашей голове в некую модель, и дальше мы с этой моделью можем мысленно работать, получая из нее нужные нам новые данные - «делать правильные выводы».

Если модель не построена или построена неправильно — то есть, модель неадекватна — правильные выводы невозможны: нет логики взаимосвязи фактов.

В общем, «Как орел может убить козу? — Как, как. Орел не самый чистый город — экология, экология!»

Итак, знание — это модель действительности, существующая в сознании.

Обучение в такой постановке есть способность приобретения знаний (то есть построения моделей) из получаемой информации в соответствующей предметной области. Важно, что правильно построенная (или адекватная) модель обладает предсказательными свойствами и именно в этом смысле «Знание — Сила!»

Иногда (см. про модель DIKW) информацию отделяют от данных, считая за «данные» (Data) просто наборы символов, некие сигналы или разрозненные факты. Информация (Information) же описывает процессы и явления, позволяя описать своё представление, отвечая на вопросы: «кто?», «что?», «когда?», «сколько?» и т.п.

Аналогично, «знание» (Knowledge) как представление о структуре и взаимосвязях (ответ на вопрос «как?»), может отделяется от «смысла» (Wisdom) — ответа на вопрос «зачем?», «почему именно так?», что требует гораздо более детального представления о том, «как там все устроено». Эта разница хорошо видна из известного анекдота:

— А ты понимаешь, как работает [.подставить своё.]?

— Ну, объяснить могу.

— Объяснить я сам могу! А понимаешь?

УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Умение — «освоенный субъектом способ выполнения действия».

Условием приобретения или наличия умения является, во-первых, знание — представление о смысле действия, способе выполнения и его последствиях — а, во-вторых, наличие успешной практики выполнения такого рода действия.

Навык — способность к действиям, «доведённая до автоматизма». Применительно к двигательным навыкам — тут чистая психофизиология: если человек ЗНАЕТ, как осуществить действие, то может попытаться совершить его, контролируя свои движения. И если действие осуществлено успешно, то можно говорить, что приобретено соответсвующее УМЕНИЕ. Но если действие повторять, то его выполнение требует все меньшего осознанного контроля — приобретается НАВЫК.

Все это хорошо знакомо тем, кто видел как работает промышленный робот: вы сначала управляете им с пульта, с тем чтобы он выполнил нужное действие, а потом робот запоминает, что требуется сделать, и выполняет действие «сам», «автоматически», не требуя вашего вмешательства в процесс.

Буквально то же самое происходит и при формировании навыка: осознанное действие осуществляется под контролем одной части мозга, а запоминание программы действия — другой, и если программа сформирована, мы уже можем действовать «не думая» — появился соответствующей навык.

Считается, что триада ЗУН — знание–умение–навык — одна из концепций советской педагогики.

Примерно это видим и в учебнике: «.знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т. д.). В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.. навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.» (И.Ф. Харламов. Педагогика)

КОМПЕТЕНЦИИ

Итак, приобретение знаний в этой концепции соответсвует процессу построения картины мира, умений — реализация возможности в этом мире практически действовать, навык — способность действовать эффективно.

Но гарантирует ли способность действовать, даже эффективно, достижение целей деятельности? В индустриальном или советском обществе вопрос так даже не стоял: от конкретного рабочего у станка или колхозника в поле требовалось эффективное выполнение своей функции, а цели его деятельности определялись выстроенным процессом, в котором он является неким «винтиком».

Грубо говоря, один пилит — и должен знать как правильно, уметь это, а ещё лучше иметь отработанный навык, другой — строгает, третий — сверлит, а что там в результате получится — табуретка, детская кроватка или автомат Калашникова — «не ваш вопрос».

Но времена изменились, и нынешние реалии требуют, чтобы человек был способен ставить себе цели и достигать их — и, да, используя свои знания, умения, навыки как соответствующий инструмент, как средство. Причём уровень цели, ее «глобальность», роли не играют, тут вопрос в принципе: делать и сделать — это просто о разном, умение ДЕЛАТЬ никак не гарантирует, что будет СДЕЛАНО.

Это различие стало все более заметным в постиндустриальную эпоху: человек перестаёт быть «винтиком», а становится самостоятельным участником жизненных процессов.

И вот в конце XX века в оборот входит понятие «компетенции» (от лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) как «личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач», причём «решать» — в смысле достигать результата. Естественно, достижение результата предполагает и наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области, однако, как уже выяснили, они являются лишь средствами, и их наличие является условием необходимым, но не достаточным.

Таким образом компетенция становится самостоятельным важным качеством, требующим в образовательном процессе целенаправленного формирования и оценивания результата такого формирования.

Компетенции и навыки часто путают. Так, пока понятие компетенций не было введено в «педагогический оборот» в явном виде, «действие, доведённое до автоматизма» как бы подразумевало получение качественного результата, а в последнее время стали популярны разные «скиллз», но английское skills может быть и навыками, и компетенциями, в зависимости от контекста.

Но на самом деле, навыки и компетенции — это просто о разном. Навыки и умения — это о ДЕЙСТВИЯХ. Мы говорим, что человек «умеет писать», или читать, или считать, или плавать, или пилить — то есть о действиях, но не об их результате!

Даже во ФГОС программа «формирования общеучебных умений и навыков» является эквивалентом «развития универсальных учебных действий» (!)

Ну, а компетенции оценивают не действия, а ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ее результат!

Но, естественно, результат достигается через успешные действия, поэтому условием формирования компетенции являются необходимые знания, умения, а, желательно, ещё и навыки. И, конечно же, надо понимать смысл того, что делаешь.

В Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения компетенция так и определена как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Причём ключевое тут — успешность деятельности, а как судим, успешна она или нет? Правильно, по результату!

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ

Из определений данных категорий очевидны и способы оценки их наличия и степени развития:

Данные — мы можем оценить, воспринял ли их обучающийся или нет, предложив воспроизвести их;

Информация — осознаны ли данные в качестве информации, мы можем убедиться, задав вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?»

Знание — мы проверяем «понимание», то есть сложилось ли представление о предмете обсуждения, его составляющих и взаимодействиях между ними, как правило, это становится понятно через вопросы «как?».

Смыслы — мы оцениваем не только наличие представления, но и понимает ли обучающийся, а почему оно именно такое — «зачем?» сделано именно так, «что будет если?» что-то измениться в этих взаимосвязях и т.п.

Умения и навыки — проверяются только через выполнение задания, которое предполагает их наличие. Можем ли мы судить, умеет ли человек плавать, если он «знает как» или даже «понимает»? Нет, умение или навык должны быть непосредственно продемонстрированы!

Компетенция — это некая «способность», и ее невозможно измерить непосредственно. Поэтому мы можем судить о наличии способности лишь опосредованно - через выполнение заданий, причем таких, выполнение которых невозможно, если нет соответствующей способности.

Соответственно, способность «успешно достичь результата» демонстрируется успешным результатом выполнения задания. При этом «успешность» означает, что был получен заданный результат, были соблюдены установленные требования, результат достигнут в заданные сроки и пр. — то есть формой задания является, как правило, «проект». Строго говоря, «проектная деятельность» как раз и появилось в современном образовательном процессе как инструмент формирования и оценки компетенций.

28.05.2020 14:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!