СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первичная социализация ребёнка – одна из важнейших задач взрослых. От того, насколько успешно начнется этот процесс, зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным и более интенсивным, а одним из условий этого является управляемость данным процессом.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста»

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста

Жизнь в современном обществе всё настойчивей ставит задачу создания условий для проявления личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции относительно разнообразных социально значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Все это становится не менее ценным, чем усвоение определенной суммы информации, которая была раньше представлена больше в теории.

Специфика сопровождения ребенка в ДО такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Психолого–педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно–развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, а главное первичной социализации. Это предполагает, что психолог владеет способностью к программированию и планированию своей деятельности, направленной на содействие участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. Под влиянием взрослого активность ребёнка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводить к получению общественно важного результата. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что «главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах, в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, труд, учение).

Ранняя социализация ребёнка – одна из важнейших задач окружающих его взрослых. От того, каким будет первый опыт ребёнка, зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Под социализацией мы будем понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. В ходе социализации ребенок приобщается к нормам и правилам общественного устройства, осваивает значение разных социальных ролей, овладевает определённым уровнем культурных знаний и навыков.

Современные родители часто уделяют повышенное внимание интеллектуальному развитию ребёнка, живут его будущим, стараются дать всё самое лучшее с их точки зрения для дальнейшей «успешной» жизни, забывая о настоящей, реальной жизни своего ребёнка. Об этом аспекте нам напоминают и Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО). Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого–педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно–психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность–здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение – это первая ступень образования и социализации ребёнка в обществе, первые требования и ограничения, которые предъявляет социум к своему будущему гражданину. Поэтому в силу специфики и важности данного направления дошкольное учреждение должно быть территорией психологической безопасности, как для самого ребёнка, так и его молодых родителей, которые доверяют самое дорогое из своих рук, получают первый опыт расставания со своим ребёнком.

Однако, анализируя результаты консультационной деятельности психолога ДОУ, следует отметить, что большинство родителей при поступлении ребёнка в образовательное учреждение в качестве достижений называют различные факторы (ест сам, пытается одеваться, совершает культурно–гигиенические процедуры), но совершенно не придают значения умению ребёнка вступать в социальные контакты с новыми детьми и взрослыми.

Тем не менее, психологом было отмечено, что дети, не владеющие навыками самообслуживания, но психологически готовые к вступлению в более широкий, чем домашний круг социальных отношений, привыкают к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстники, умеющие самостоятельно есть и одеваться, но не знающие, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребёнку.

Поэтому при знакомстве с родителями вновь поступающих детей большое значение психолог всегда уделяет психопрофилактике – работе по предотвращению проблем, выявление их на раннем этапе.

Поэтому родителям вновь поступающих детей предлагалось обратить особое внимание на следующие критерии при подготовке ребёнка к новым социальным условиям:

–ребёнок соглашается ненадолго отпустить мать от себя;

– у него появляется интерес к другим детям на улице;

– ребёнок владеет основными навыками самообслуживания.

Основными факторами социализации ребёнка являются семья, детские дошкольные учреждения, школа. Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расширения его знаний и представлений об окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которой он встречается.

Чем старше становится ребёнок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Педагогам группы и семейному окружению недостаточно просто снабдить ребёнка знаниями о том, как устроено человеческое общество, как принято себя вести в нём. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого ребёнка в овладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей, выработке психологических механизмов социального поведения.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Социализация – процесс весьма длительный, расширение и обогащение социального опыта происходит на протяжении всей жизни человека.Чем более самостоятельным становится ребёнок, тем больше у него возможностей для приобретения личного социального опыта, и тем более жёсткие требования к его социальной зрелости предъявляет общество. Главная забота взрослых – правильно воспитать ребёнка, т.е. научить его обходиться без нас.

Помогая ребёнку войти в общество, необходимо не только снабдить его набором знаний о принятых нормах и требований, но и предоставить ему возможность применить эти сведения в личном опыте взаимодействия с самыми разными людьми. Качество социализации определяется не только конкретным содержанием и перечнем общекультурных навыков ребёнка, но и тем, какую роль в их приобретении сыграла собственная активность ребёнка.

Социальный норматив поступающего в школу ребёнка предполагает следующее: «Ребёнок хорошо ориентируется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать её; уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми».

Поэтому необходимо помочь ребёнку ещё до школы приобрести те социальные навыки, на которые он мог бы опереться при вхождении в новую общественную структуру и получить адекватный для его возраста опыт социальных отношений – детский сад. Главное: ребёнок должен иметь возможность самостоятельно строить отношения с другими детьми и посторонними взрослыми.

Несмотря на достаточно жесткую регламентацию жизни дошкольных учреждений, вся сфера межличностных отношений в них принадлежит детям. Они самостоятельно приобретают весьма богатый опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. К моменту поступления в школу такие дети обладают целым рядом социальных навыков, позволяющих им установить адекватные отношения с учителями и одноклассниками.

Психолог, работающий в детском учреждении, старается помочь детям научиться жить среди других людей. Он взаимодействует с ними через различные виды игровой деятельности, учит принимать и соблюдать правила, терпимо и уважительно относиться друг к другу, консультирует воспитателей и весь персонал детского сада. Но наиболее трудной оказывается работа с родителями, которым необходима психологическая поддержка в изменении их внутренней установки на право ребенка, быть самостоятельным членом человеческого общества.

Также важно педагогам и психологу регулярно наблюдать за взаимоотношениями детей в группе. В группе дошкольников не может быть раз и навсегда установившихся симпатий и антипатий. Многое меняется, эмоциональное приятие сменяется отвержением, конфликты возникают и угасают. Педагоги и психолог, работающий в ДОУ, стараются научить детей жить правильно среди себе подобных, проводят игровые занятия, учат соблюдать правила, терпимо относиться к другим людям, корректируют взаимоотношения детей, оказывают помощь родителям по формированию межличностных отношений. К моменту поступления в школу такие дети обладают целым рядом социальных навыков, позволяющих им установить адекватные отношения с учителями и одноклассниками.

Только грамотная поддержка развития ребёнка со стороны взрослых обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей, и отклонений в ходе его психического, социального и личностного развития.

Список литературы

  1. Практическая психология образования/ род редакцией Дубровиной И.В. «Питер», Москва–СПб 2004 г. –190с

  2. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства – «Феникс», Ростов–на Дону. –2009г. 195 с.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!