СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

№3 Рождение идеологий

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«№3 Рождение идеологий»

Тема : Рождение современных идеологий.

Задачи:

  1. Объяснить почему XVIII век называют веком Просвещения;

  2. Охарактеризовать основные идеи просветителей;





Ход урока:

Прочтите материал.

  1. Век Просвещения. Объяснение учителя.

«Философствующий век», «век Просвещения», «век цивилизаций» - под такими названиями вошло 18 столетие в историю Европы. В первую очередь это век Вольтера, Дидро, Канта, Юма, Лессинга, Руссо, Гольбаха, Франклина, Ломоносова, Монтескье, Джефферсона. Важнейшие импульсы исторического развития переживавшего процессы модернизации европейского общества исходили из области культуры, науки и философии.

Философия была возведена в ранг царицы наук. Была философствующая литература, «философствующая механика», «философствующая астрономия». Некое единство лежало в основе Просвещения.

Важнейшим элементом этого единства являлось убеждение о том, что все существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено человеческим разумом. Главный принцип рационализма, который возник еще в 17 веке.

У просветителей не только природа, но и общество оказались в числе объектов, подлежащих анализу и усовершенствованию. Понятие закон было распространено на общественную жизнь. Идея прогресса, неуклонного движения общества по пути, ведущему к основанному на законе и разуме порядку, утвердилась в трудах просветителей, верных ее приверженцев.

Отрицали божественное вмешательство. Тезис о том, что человек сам творит свою судьбу и сам отвечает за неудачи, стал излюбленной идеей просветителей.

Просветителей отличали горячность и категоричность в отрицании прошлого, кажущиеся сегодня опасными. Нетерпимость к «старому порядку» сочеталась с оптимистической верой в возможность его исправления и преодоления, верой, которая не могла быть наивной.

Возможности осуществления этих преобразований мыслители Просвещения видели, во –первых, в подготовке общества к осознанию полезности реформ и участию в них, во-вторых, в переустройстве всей системы государственной власти и управления, призванной стать главной силой процесса совершенствования общественного порядка.

Просвещенное общество нуждалось в просвещенной власти. В целом мыслители Просвещения разделяли теорию общественного договора, сформулированную Дж. Локком. Государство, по его мнению, устанавливалось договором его граждан, отказавшихся от своего естественного состояния, от полной личной свободы и передававших ее учреждаемому ими правительству, признанному примирять противоположные интересы и придерживать их гармонию.

Правительство. Нарушающее личные права и свободы человека, поприрающее условия общественного договора, достойно кары и не может оставаться у власти.

Но даже в этой идее просветители не были едины. Вольтер склонялся к тому, что необходимые обществу реформы должна осуществлять монархия, остающаяся абсолютной, но просвещенная.

Монтескье считал, что форма власти исходит от народа, но полагал, что необходимо установить государственный строй, основанный на разделении властей.

Руссо, трактовал общественный договор как акт, устанавливающий непосредственное верховенство суверенного народа, коллективная воля которого выше свободы отдельной личности и является основой действующих в обществе законов и обычаев.

Влияние идей Просвещения было всеобъемлющим, преграды, создаваемые противниками, разрушались без труда, естественных же границ – для этих идей просто не существовало. Все важнейшие события 18 века так или иначе были связаны с деятельностью просветителей, веривших в безболезненность неотвротимо приближавшихся перемен.

Действительность оказалась иной. Реформы, выглядевшие столь очевидными, обернулись революциями, проповедь народоправства – якобинским террором, идея мирного совершенствования общественного порядка – долгой и подчас кровавой борьбой.

Но тем не менее Просвещение бросило вызов ценностям, нормам, устоям «старого порядка» традиционного общества.

Пользуясь дополнительным материалом заполните таблицу.

Идеология

представители

Основные положения
























Дополнительный материал.

Либерализм.

Либерализм (фр. libéralisme) – философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического строя. Зародился как идеология буржуазии в 17 в. и окончательно оформился как идейная доктрина до середины 19 века.

Либерализм провозглашает, что инициативная (активная), свободная, то есть неконтролируемая деятельность лиц, главным образом экономическая и политическая, является настоящим источником прогресса в общественной жизни. Направлен на утверждение парламентского строя, свободного предпринимательства, демократических свобод; отстаивает абсолютную ценность человеческой личности («лицо важнее государства») и равенство всех людей относительно прав личности. Целью либерализма является максимальное ослабление («смягчение») различных форм государственного и общественного принуждения в отношении лица (контроля лица и т.п.), отстаивает путь мирного, реформаторского осуществления социальных преобразований.

Либерализм начал формироваться в конце XVII века, его источником была философия и социально-политическая мысль эпохи Просвещения главным образом к тому, что каждый человек наделен определенными правами и идей гуманизма; расцвет «классического» либерализма пришелся на 1-ю половину XIX века.

Идеологически либерализм противостоит, с одной стороны, консерватизма и этатизм (в вопросах о роли государства и о допустимой скорости изменений в политике), а с другой стороны социализма, коммунизма, коллективизму и т.п. (в вопросах частной собственности прежде всего, а также вопросах социальной поддержки со стороны государства).

К современным либеральных доктрин относятся, в частности: неолиберализм, ордолиберализм, либертарианизм.

К известных представителей либерализма относятся: И. Бентам, Б. Констан, Д. С. Милл, И. Берлин, К. Поппер, С. де Мадарьяга, Р. Дарендорф, Р. Арон, Ф. фон Хайек.
Основные принципы либерализма

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти. Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдает предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков для обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Разрешено все, что не запрещено. Главный принцип либерализ­ма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собра­ний, на участие в решении государственных дел. Считая важ­нейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего свобо­ду от внешнего принуждения, либералы должны были определить ее пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был зало­жен еще в Декларации прав человека и гражданина — разре­шено все, что не запрещено законом. Но при этом либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несет ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, об­разованный человек.

Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем случае не революций.

Либералы выдвигали требование ограничения деятельности го­сударства законом и провозглашали принцип разделения трех ветвей власти, известный вам из учения Локка и Монтескье. Отстаивая принцип свободы личности, либералы применяли его в решении социальных вопросов, утверждая, что каждый само­стоятельно несет ответственность за собственное благосостояние.

В экономической области либерализм выступает за свобод­ный рынок и свободное состязание между предпринимателями без посредников и без судей, за борьбу, где выигрывает самый отча­янный, за не ограничиваемый государством товарообмен. От го­сударства требуется только одно: оно должно обеспечивать сво­боду частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.






























Г. Спенсер И. Бентам


Дж.Ст. Милль А. Смит

Консерватизм.

КОНСЕРВАТИЗМ (фр. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю) — идейное течение, настаивающее на постепенности изменения общества с учетом устоявшихся, оправдавших себя во времени органических коллективных ценностей и традиций. К. является не теорией (даже в ослабленном смысле этого слова), а особым стилем, или способом, размышления о социальных проблемах, в рамках которого существуют разные, нередко остро полемизирующие друг с другом конкретные социальные теории. 

К. зародился в Англии как непосредственная реакция на Французскую революцию 1789. Основоположником его был Э. Бёрк, существенный вклад в развитие К. внесли в 19 в. С. Колридж, А. Токвиль, А. Мюллер, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Бональд и др. Впервые термин «К.» был употреблен в нач. 19 в. фр. писателем Ф. Шатобрианом, давшим название «Консерватор» периодическому изданию.

Сохранять традиционные ценности! Почти все соци­альное законодательство XIX в. было принято по инициативе кон­серваторов. Не противоречит ли это тому, что мы о них знаем? Ведь консерватизм (от лат. conservatio — охранять, сохра­нять) — это учение, возникшее еще в XVIII в., стремившее­ся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.

Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес рас­пространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей. Его главный принцип — сохранение традиционных ценно­стей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и поряд­ка. В отличие от либералов консерваторы признавали за государ­ством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а в области экономической жизни — право на регулирование эко­номики, если это необходимо для сохранения традиционных цен­ностей (но без покушения на святое право собственности). По­скольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социаль­ных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не ве­рили в возможность социального равенства всех людей, выступа­ли сторонниками сохранения сословных и классовых различий. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага»,— говорили они. Размышляя о свободе личности, консерваторы ука­зывали, что свобода человека выражается в возможности соблю­дения традиций.

К. можно охарактеризовать как теоретическое осмысление традиционализма — более или менее универсальной тенденции к сохранению старых образцов, устоявшихся способов жизни. К. предполагает уважение к мудрости предков, сохранение старых моральных традиций, подозрительное отношение к радикальному преобразованию социальных ин-тов и ценностей. К. понимает общество как особую реальность, имеющую свою внутреннюю жизнь и очень хрупкую структуру. Он убежден, что общество — это живой и сложный организм, и его нельзя перестраивать, как машину. 

Филос. предшественниками К. были англ. «моральные философы» Д. Юм, А. Смит и др., считавшие, что социальные ин-ты представляют собой не реализацию каких-то планов или проектов, а являются, скорее, продуктами стихийной, идущей без предварительного плана деятельности людей и результатами постепенного отбора наиболее эффективных форм. К. отвергает «инженерный» взгляд на общество, согласно которому оно способно сознательно, по заранее составленному проекту контролировать и направлять свою эволюцию. К. подчеркивает, что основные социальные ин-ты, моральные традиции и практика капиталистического общества — суверенитет и автономия индивида, частная собственность и частное предпринимательство, политическая и интеллектуальнаясвобода, демократия и правление права — спонтанно выработаны в ходе культурной эволюции, без к.-л. предварительного плана. Социальный прогресспредставляет собой путь проб и ошибок. «Разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленными в течение веков общим банком и капиталом народов» (Э. Бёрк). 
К. как способ мышления тяготеет к конкретному мышлению: консервативный реформизм занимается отдельными деталями, заменой одних единичных факторов др. единичными факторами («улучшением») и не стремится к изменению системы как целого с целью устранения неудобных фактов. Др. ключевым признаком, отличающим консервативное мышление, является трактовка им свободы. Либерализм принимает свободу как право личности поступать по собственной воле, и в первую очередь как возможность пользоваться неотъемлемыми правами человека. Свобода индивида ограничивается при этом лишь аналогичной свободой др. людей. К. не нападает на саму идею свободы, но подвергает сомнению лежащую глубже идею равенства. Утверждается, что люди принципиально неравны, неравны талантом и способностями, неравны в самом своем существе. «Свобода состоит не в способности действовать так или иначе согласно арбитральным решениям, свобода состоит в способности сохранить себя и жить в соответствии с глубочайшим существом собственной личности» (Ф. Шталь). Еще одним моментом, разделяющим сторонников ускоренного прогресса и консерваторов, является то, что прогрессистская мысль характеризует действительность не только в категории возможного, но также в категории нормы; консервативная мысль, напротив, пытается понять действительность как результат влияния реальных факторов и осмыслить норму в категории действительности. «Особый характер консервативного переживания явлений в более широком контексте основан на подходе сзади, со стороны их прошлого. Для прогрессивной мысли все в конечной инстанции обретает свое значение из-за чего-то вне или над собой, из утопии будущего либо от соотнесения с трансцендентной формой. В свою очередь, консерватор видит всякое значение явления в том, что за ним стоит, или в прошлом как зародыше эволюции. Там, где сторонник прогресса будет мыслить в категориях норм, консерватор — в категориях зародышей» (К. Манхейм). 
Методологически консервативная критика мышления, основанного на идее естественного права, включала следующие основные моменты: консерваторы заменили разум, на который постоянно ссылались их оппоненты, такими понятиями, как «история», «жизнь», «нация»; дедуктивным наклонностям оппонентов консерваторы противопоставили идею иррационального характера действительности; в ответ на либеральный постулат сущностного сходства индивидов консерваторы выдвинули проблему их радикального различия; либеральному убеждению, что все политические и социальные инновации имеют универсальное применение, консерваторы противопоставили понятие общественного организма. «Консерватор мыслит категорией «Мы», в то время как либерал — категорией «Я». Либерал анализирует и изолирует различные культурные области: Закон, Правительство, Экономику; консерватор стремится к обобщающему и синтетическому взгляду» (Манхейм). 
Современный К. пытается соединить две тенденции: характерное для классического либерализма уважение к свободе отдельного индивида и традиционную для К. защиту таких ценностей, как мораль, семья, религия, закон и порядок и т.д. Сейчас практически нет самостоятельной чистой консервативной или либеральной традиции. Направление мысли, называемое в широком смысле либеральным, органически впитало в себя главные элементы К. 
Противостояние социализму, выдвигающему план радикального коллективистического (в частности коммунистического) переустройства общества, привело в конечном счете к сближению и даже слиянию либерализма и К., всегда остававшихся на позициях защиты основных ценностей современного капиталистического общества.








































Э. Берк Л. Де Бональд



Ж. де Местр С. Колридж

Социализм.

СОЦИАЛИЗМ (от латинского слова socialis - общественный) - совместный строй людей труда, основанный на социальной справедливости и равенстве, строй, устраняющий эксплуатацию и угнетение человека человеком. Идея справедливости возникла вместе с обществом; идея социальной справедливости появляется с частной собственностью, неравенством, с разделением общества на богатых и бедных, а идея социализма - порождение и спутница общества, основанного на эксплуатации и угнетении человека человеком. 

Наряду с либерализмом и консерватизмом в XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведе­ниях мыслителей XVI—XVIII вв. В начале XIX в. возникли уче­ния Роберта Оуэна, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье.

Мыслите­ли были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, движением фабричных ра­бочих в первом поколении, еще помнивших более благополучную жизнь в собственном доме, и пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, ни­щеты и вражды между членами общества, где человек будет за­щищен и уважаем. Их социалистические идеи являлись утопиче­скими, но они пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу. Учение социали­стов-утопистов было несбыточным, но разочарованным и унижен­ным людям хотелось верить в этот «сон золотой».

Анри Сен-Симон (1760— 1825).

В своих книгах мыслитель излагает планы переустройства об­щества. Он считал, что его прогрессивному развитию мешают экономические кризисы. Как же от них избавиться? Мыслитель предлагал создать «новую промышленную систему», «общество индустриалов», в котором совпадут интересы рабочих и предпри­нимателей. Но как это сделать?

Сен-Симон считал, что общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-ран­тье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов составляют остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наемные рабочие, ремесленники и фа­бриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собст­венников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриа­лов — трудовыми. Он надеялся сплотить подавляющее большин­ство нации для мирного и постепенного преобразования общест­ва. Сен-Симон не выступал против частной собственности, а лишь против злоупотребления ею и считал возможным установить над ней контроль со стороны общества. Мыслитель считал возмож­ным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. с рабочими, используя для этого про­поведь христианской морали.

Шарль Фурье (1772—1837) предлагал преобразовать общество, с помощью объединений тружеников — фа­ланг, в которых сочеталось бы промышленное и сель­скохозяйственное производство. В фалангах не будет наемного труда и заработной платы. Все доходы рас­пределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта». Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты — необходимые для развития про­изводства средства (но могут работать организаторами производства, инженерами), ученые — свой талант. В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда пре­вратит капиталиста в труженика.

Чтобы преодолеть однообразие труда, все должны в обязательном порядке переходить от одной работы к другой. Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, и труд из подневольного превратится в сво­бодный. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Таким пред­ставлялся мыслителю идеальный мир.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн составили проект будущего обще­ства, основанного на свободной трудовой деятельности людей. В их учениях наряду с различиями мы видим и общие черты: преобразование общества должно происходить только мирным путем на основе религиозных убеждений и проявле­ния доброй воли людей. Сен-Симон и Фурье также считали, что частная собственность должна сохраняться и служить всем членам общества, сильная же государственная власть не нужна.

Роберт Оуэн (1771 —1858) в своих работах пошел дальше, считая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег. Вместе с тем, и особенно это заметно в работах Фурье, социальные утописты в своем стремлении сделать всех счастливыми искренне считали возможным полностью регламен­тировать личную жизнь человека, диктовать ему обязательный об­раз действий и поведения.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн жили для людей, ничего не иска­ли лично для себя. Фурье умер почти нищим. Мыслители имели учеников и последователей, но воплотить в жизнь их учения ни­кому не было дано, хотя такие попытки имели место (ученики Оуэна создавали предприятия, основанные на принципах уравни­тельного коммунизма, но они распадались).

Разорение предприятий, основанных на принципах социа­лизма и уравнительного коммунизма, доказывает несбыточ­ность, утопичность этих учений





































Роберт Оуэн Шарль Фурье





Сен- Симон





Радикализм.

Радикализм (лат. – коренной) – политические течения, группы, требующие решительных преобразований, реформ, всякого рода изменений, в том числе мелких и частных, для осуществления каких-либо программ, решения социально-политических проблем, достижения определенных целей. Политический радикализм отличает резкая (справедливая и несправедливая) критика властных структур, обвинения и упреки в нерешительности, медлительности, ошибочности действий.

Марксизм.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразо­вания общества. Дальнейшее развитие учение о создании ново­го общества получило в трудах Карла Маркса и Фридриха Эн­гельса.

Карл Маркс (1818—1883), немецкий философ, иссле­дователь общественных отношений, коммунист и один из создателей первых международных коммунистичес­ких организаций, родился в маленьком городе Трире Рейнской области, в семье адвоката. Он получил пре­красное образование — сначала гимназия, а затем Бонн­ский и Берлинский университеты. В 1841 г. он полу­чил диплом доктора философии, основал в Кельне демократическую «Рейнскую газету» и стал ее редак­тором. На страницах своей газеты Маркс выступал про­тив прусского абсолютизма, цензуры, помещичьей соб­ственности, защищал интересы рабочих, выдвигал идею создания демократической республики. Прусское пра­вительство закрыло газету, и Маркс уехал в Париж, где сблизился с французскими социальными утописта­ми. В эти годы он окончательно становится социалис­томВ Рейнской области, в городке Бармен, в семье фаб­риканта родился Фридрих Энгельс (1820—1895). Отец мальчика забрал его из 8 класса гимназии и опреде­лил работать в контору. С 1842 г. Фридрих Энгельс жил и работал в Англии, в Манчестере, где он мог лич­но убедиться в тяжелых условиях жизни наемных ра­ботников. Там же в 1845 г. он пишет работу «Поло­жение рабочего класса в Англии», где дает анализ причин бедственного положения рабочих. Знакомство Маркса с Энгельсом в 1844 г. переросло в дружбу и совместную деятельность, которые продол­жались всю их жизнь.

30—40-е гг. в Европе — время острых социальных конфлик­тов. Под влиянием социалистических идей и противоречий в об­ществе К. Маркс и Ф. Энгельс создали новое учение об устрой­стве и развитии общества, получившее название марксизм.

Коротко теория социалистической революции К. Маркса за­ключалась в следующем: с течением времени обнищание народ­ных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведет к обострению классовой борьбы, руководство кото­рой должны взять на себя социал-демократические партии; в вы­сокоразвитых странах победит социалистическая революция, в ре­зультате которой установится диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.

В новом обществе, указывал Маркс, человек получит возмож­ности для всестороннего гармоничного развития. Детальной раз­работки будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты, но главным принципом но­вого общества они считали установление политических сво­бод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, но которых они работают, обязанность го­сударства регулировать экономику с целью обеспечения со­циальных прав все: граждан. Человек в новом обществе дол­жен руководствовался принципами свободы, которая достигается обеспечением, а не только провозглашением всех социальных прав.

Марксистское учение было изложено в программном документе созданного в 1847 г. «Союза коммунистов» (международной ком­мунистической организации) — «Манифесте коммунистической партии» и более поздних работах. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабо­чего класса как могильщика буржуазии» составляет осно­ву марксизма.

Впоследствии Маркс и Энгельс несколько изменили свои взгля­ды и перестали считать пролетарскую революцию единственным методом разрешена противоречий в обществе. Изменившаяся действительность (успехи индустриальной революции и демокра­тические завоевания трудящихся, переход ряда правительств к по­литике социальных реформ) заставляла пересмотреть прежние по­ложения учения.







Карл Маркс

Фридрих Энгельс

Закрепление.

  1. почему XVIII век называют веком Просвещения?

  2. С какими основными идеологиями просветителей мы сегодня познакомились?

  3. Какое значение имела идеология Просвещения для становления индустриального общества?

Домашнее задание: § 36 эссе «Представитель века Просвещения»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!