СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1-4 класс тематическое планирование по музыке усачева, школяр

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

полное тематическое планирование для 1-4 классов по музыке усачева, школяр - с пояснительной запиской

Просмотр содержимого документа
«1-4 класс тематическое планирование по музыке усачева, школяр»


Рабочая программа по музыке

1-4 классы (1 час в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе примерной программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100»), которая рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников.

Программа обеспечена УМК авторов: Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник для 1-4 классов.- М.: Баласс, 2011.

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде, и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребёнка.

Учебный предмет «Музыка» в школе имеет следующие задачи:

  • привить интерес и любовь к музыке, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

  • развить эмоциональную сферу учащихся;

  • развить их музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства;

  • заложить основы творческих музыкальных способностей детей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации);

  • развить музыкально-эстетический вкус школьников и потребность в общении с музыкальными шедеврами; побудить их к музыкальному самообразованию.

Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Между четвертями и между всеми годами обучения осуществляется внутренняя преемственность. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, тема раздела раскрывается от урока к уроку. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.

Общая характеристика учебного предмета

Урок музыки – это завершённый в смысловом, временном и организационном отношении определённый этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. Урок музыки имеет сходство с другими предметами по следующим признакам:

  • Общая цель – воспитание гармонически развитой личности;

  • Психолого-педагогические, коммуникативные и социологические закономерности педагогического процесса;

  • Основные принципы дидактики;

  • Формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность занятий по времени, структурные элементы их организации – сообщение нового, повторение, проверка усвоения пройденного материала);

  • Целостность занятия (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);

  • Основные методы обучения.

При этом данный предмет имеет определённую специфику, являясь уроком искусства. Ему присущи эмоционально-образная форма мышления, познание в форме художественного образа, творческая деятельность учащегося; предмет познания – эстетическое отношение к реальности; путь освоения – переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация. В этом смысле урок музыки близок другим урокам эстетического цикла – литературы, изобразительного искусства, ритмики. Общими у этих предметов считаются цели художественного развития учащихся – воспитание эстетического отношения к жизни, художественной культуры; задачи - развитие способности восприятия произведений искусства и потребности в общении с ними, получение опыта полноценного художественного творчества, развитие воображения, творческого отношения к жизни, художественного мышления; методы педагогики искусства – побуждение к сопереживанию.

При этом урок музыки обладает и своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей - пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-образовательная деятельность, игра на музыкальных инструментах, творчество. Занятия отдельными видами этого музыкального комплекса на уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная композиция.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с фрагментами музыкальных произведений, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями. В результате чего осуществляются задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно углубляет эстетические чувства. Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха.

Вокально-хоровая работа занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель хорового пения на уроке музыки в начальной школе – способствовать творческой самореализации младших школьников по средствам хорового исполнительства. Это самая активная форма музыкальной деятельности, доступная и интересная детям в общеобразовательной школе. Именно в процессе пения формируются наиболее прочные навыки, четкие слуховые представления, закладываются основы музыкального опыта, который служит опорой дальнейшей музыкальной деятельности. Задачи певческой деятельности младших школьников решаются на основе определенного песенного репертуара, который отбирается на основе следующих критериев:

- соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей;

- небольшие объемы;

- адекватность психическим особенностям учащихся, в частности их сенсорно-перцептивной потребности;

- образное и жанровое разнообразие выбираемых произведений.

В основе музыкально-ритмических движений лежит пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Он дает возможность всем учащимся не только «окунуться» в мир идей, переживаний, отношений других людей через осмысление содержательной формы исполняемых произведений, но и непосредственно воссоздать этот мир в звуковых образах, обогащать его коллективно выработанным личностно-смысловым отношением, стремиться находить для этого более точные и убедительные приемы исполнения. Включение в урок музыки игры на инструментах связано с решением ряда педагогических задач:

1. Стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье, в часы отдыха);

2. Способствовать формированию у младших школьников художественного вкуса;

3. Воспитать интерес к коллективному инструментальному музицированию;

4. Научить различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их совместного звучания;

5. Активизировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух);

6. Способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального восприятия, так как способствует формированию музыкально-слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Перечисленные виды деятельности детей могут быть представлены на уроке музыки в различных комбинациях. Однако занятия отдельными видами музыкальной деятельности в уроке должны быть выстроены как цельная и динамическая композиция. Для решения задач музыкального воспитания необходим комплексный подход к организации урока, когда все его элементы подчиняются его теме, теме четверти, года, а сам урок обеспечивает целенаправленное развитие учащихся.

Реализация комплексного подхода к уроку предусматривает осмысление всех видов деятельности школьников так, чтобы развитие музыкальных способностей осуществлялось во взаимосвязи, один вид деятельности обогащал другой, и каждый урок являлся неотъемлемым звеном целостного процесса музыкального воспитания.

В рамках предмета «Музыка» чаще всего используется типология уроков по дидактической цели: сообщение и усвоение новых знаний; расширение и углубление знаний; урок повторения, обобщения и систематизация знаний и умений. Наибольшее распространение получил комбинированный урок, на котором решается несколько дидактических задач. Такой урок вбирает в себя этапы актуализации знаний, изучения нового материала, его усвоения, закрепления.

Предмет «Музыка» включает в себя и нетрадиционные уроки: урок-концерт, виртуальные экскурсии, музыкальная гостиная и т.д.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство». В учебном плане Гимназии на изучение предмета « Музыка» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю (в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах 34 часа в год).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, осуществить выход в «поле» музыкальной культуры.

Основу программы «Музыка» составляют: русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества. С учётом этого программа опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

  • возвышение ребёнка до понимания философско-эстетической сущности искусства;

  • деятельностное освоение искусства;

  • моделирование художественно-творческого процесса.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребёнка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы и других мероприятиях района, города…

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

— овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор- ческих возможностей;

— овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

— приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

— формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

— формирование общего представления о музыкальной картине мира;

— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

— формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Содержание учебного предмета

В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как воспитательно ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения к действительности. Элементами содержания музыкального образования являются:

  1. Музыкальный материал – опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

  2. Музыкальные знания (ключевые и частные);

  3. Музыкальные умения и навыки.

Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве. Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. При подборе музыкального материала учитывалась его высокохудожественность, педагогическая целесообразность; доступность соответствующему возрасту учеников; отобранные музыкальные произведения созвучны жизненному и музыкальному опыту детей, отвечают тематическому содержанию программы.

1 класс

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки; учатся за графическим изображением знаков видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия. Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены.

2 класс

Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через тему «Три кита» в музыке – песня, танец, марш». Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их вза­имопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».

«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.

«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.

«Что такое музыкальная речь» - постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.


3 класс

Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вво­дит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года.

Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации. Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности. Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое инто­нация и как из неё вырастает мелодия. Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.

Формы музыки. Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор), их роль в развитии образного содержания музыки.

4 класс

Учебный материал темы «Музыка моего народа» 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – испол­нитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников. Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.

«Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.



Тематическое планирование по музыке

1-й класс (33 часа в неделю)

п/п


Тема раздела


Кол-во часов


Содержание темы


Основные виды деятельности


Формы контроля

1.

« Внутренняя музыка ».

1.1. Что значит слышать музыку?

1.2. Колыбельная песня

1.3. Звучащий образ Родины

3

• Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Колыбельная песня, колыбельность -начало познания музыки и жизни.

• Искусство слышать различные человеческие состояния. Звучащий образ Родины - дом, земля-кормилица, матушка-Россия.

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Проявлять эмоциональную отзывчивость.

Исполнять колыбельные песни

Импровизировать в игре

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

2.

Родная речь.

2.1. Детский музыкальный и поэтический фольклор

2.2. Музыкальные скороговорки и заклички

2.3. Песни-игры

2.4. Портреты заговорили и запели

4

• Родные корни: родная речь родной музыкальный язык, интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение.

Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

3.

Пётр Ильич Чайковский.

3.1. Когда великие были маленькими

3.2. Здесь живет музыка П.И. Чайковского

3.3. Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях

3

• Когда великие были маленькими.

• В гостях у Чайковского.

• Дом и музыка композитора.

• Биографические заметки: детство, черты личности, учителя, мысли о музыке и жизни.

• Почему мы любим Чайковского.

Осмыслять художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

4.

Михаил Иванович Глинка

4.1. Былины-былинность как художественное явление

4.2. «..Дела давно минувших дней..

4.3. Глинка «Руслан и Людмила»

4.4. В мире сказочных мелодий русских композиторов.

4

• Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем.

• Былинность как художественное явление, через которое можно по-иному почувствовать время.

• М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».

• Процесс создания музыкально-поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

Знать: фамилии композиторов.

Уметь определять характер героев и их настроение.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

5.

Мелодия жизни.

5.1. Как начинается музыка?

5.2. Когда великие были маленькими. В.А. Моцарт

5.3. Как возникает мелодия?

5.4. Волшебство флейты

4

• Услышать мелодию в музыке -узнать мысли и чувства человека.

• Когда великие были маленькими. Вольфганг Амадей Моцарт. Моцарт сочиняет.

• Как может возникнуть мелодия.

• Волшебство флейты.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Размышлять о музыке.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

6.

Сергей Сергеевич Про­кофьев.

6.1. Когда великие были маленькими

6.2. Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях

6.3. Идем в театр

3

• Когда великие были маленькими. С.С. Прокофьев. Детство композитора.

• Детская жизнь с её типическими ситуациями, взаимоотношениями, проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми.

• Идём в театр.

Знать: фамилии композиторов.

Уметь определять характер героев и их настроение.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

7.

Путешествие во времени и пространстве.

7.1. Идем в поход

7.2. Русские обряды - Масленица

7.3. Природа просыпается (весна в музыке)

7.4. Музыка и стихи о маме

7.5. Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека

6

• Тренируем свою «внутреннюю музыку». Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. Составление цветовых графических партитур.

• Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвященные весеннему обновлению жизни. Ждём весну, встречаем птиц.

Сочинение песенки для мамы.

Самостоятельное сочинение детьми музыкальной сказки «Зимняя дорога».

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.


Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

8.

Счастье, ты где?

8.1. Выразительные возможности лада, регистра, темпа

8.2. Выразительные возможности ритма и мелодии

8.3. Легко ли стать музыкантом?

8.4. Что значит услышать музыку?

8.5. Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку»


5

• Осознание особенностей музыкальной ткани в её выразительных значениях.

• Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм.

• В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что такое музыка, музыкант.

• Проблемы живого и неживого, оду­шевлённого и неодушевлённого, счастья в музыке и в жизни.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение.


Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

9.

Резерв

Заключительный урок-концерт

1

Заключительный урок-концерт

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Концерт



Тематическое планирование по музыке

2-й класс (34 часа в неделю)

п/п


Тема раздела


Кол-во часов


Содержание темы


Основные виды деятельности



Формы контроля

11.


Три кита в музыке — песня, танец, марш.


9

• Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки -ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе.

• Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».

• Самостоятельное узнавание, опре­деление учащимися трёх типов музыки. Восприятие особенных черт и разновидностей песен, танцев и маршей на основе разнообраз­ных форм исполнительской деятельности.

• Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков в опоре, на «трёх китов» песню, танец и марш.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Корректировать собственное исполнение.

Узнавать изученные музыкальные произведения, называть их авторов.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

2

2.


О чём говорит музыка.


7

• Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др.

• Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.).

• Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.

• Соответствие характера исполнения учащимися произведений характеру музыки.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкальной творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

3

3.

Куда ведут нас «три кита.

10

• Путь введения в оперу, балет, сим­фонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм..

• Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов.

• Активное привлечение различных форм музыкальной деятельности детей с использованием элементов театрализации музыкальных произ­ведений. Взаимосвязь характера музыки с характером её исполнения.

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера).

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

44.

Что такое музыкальная речь.

8

• Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.

• Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприя­тия.

• Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх –драматизациях.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Размышлять о музыкальных образах.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина



Тематическое планирование по музыке

3-й класс (34 часа в неделю)

п/п


Тема раздела


Кол-во часов


Содержание темы


Основные виды деятельности



Формы контроля

11.


Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость.


9

• Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки триада, обозначающая ведущую проблему года.

• Песенность, танцевальность, мар-шевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.

• Широкий круг образов и особенности музыкального языка сочинений разных времён и народов. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально-маршевой музыки.

Определять по характеру музыкальные произведения.

Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки.

Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизациях. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры)

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

2

2.


Интонация


7

• Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные И изобразительные интонации

Музыкальная интонация - «сплав средств музыкальной, выразительности. «Зерно-интонация».

• Импровизации с использованием «зерна-интонации (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое инто­нация и как из неё вырастает мелодия.

• Нотная запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи. Формирование умений учащихся петь знакомые, наиболее про­стые по мелодике и ритму попевки и песни с ориентацией на нотную запись.


Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

3

3.


Развитие музыки


10

• Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств чело­века, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.

• Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.

• Средства музыкальной выразитель­ности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различии интонаций, тем, образов.

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально пластическом движении).

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

44.


Построение (формы) музыки.


8

• Изменения характера музыки, и смена частей в музыкальном произведении. Взаимосвязь содержания музыкальных образов и формы (композиции) музыкального сочи­нения. Принципы построения формы рондо (контрастное сопоставление главной мелодии эпизодов) и формы вариаций (постепенное видоизменение, варьирование одной, темы - мелодии).

• Исполнение музыки в опоре на понимание закономерностей её развития с использованием элементов игры, театрализации и др.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Наблюдать и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (од-ночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).

Исследовать и:определять форму построения музыкального произведения.

Инсценировать произведения разных жанров и форм.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина






Тематическое планирование по музыке

4-й класс (34 часа в неделю)

п/п


Тема раздела


Кол-во часов


Содержание темы


Основные виды деятельности



Формы контроля

11.


Музыка моего народа


16

• Триединство «композитор - исполнитель - слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования.

• Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

• Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура). Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.

• Академическая и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители-певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

• Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России.

Сравнивать различные образцы народной и профессиональной

музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Наблюдать и оценивать ин-тонационное богатство музыкального мира.

Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

2

2.


Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ


18

• Каждый народ имеет свой музы­кальный и разговорный (литератур­ный) язык. Богатство и многообра­зие музыкальной культуры разных стран и народов.

• Музыкальный язык интернацио-
нален, понятен всем без перевода.
Музыка - это язык, который выра-
жает чувства и мысли людей.

• Многообразие жанров, тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов.

• Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ.

• Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка

Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.

Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран

Мира.

Анализировать художественно-образное содержание, музы-кальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.

Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний.

Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по предмету «Музыка»
  1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. – М. : Просвещение, 1983. –264 с.

  2. Авторская учебная программа «Музыка» Л.В. Школяр, В.О. Усачёва (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.

  4. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы, 1-3 классы. – М. : Просвещение, 1990. – 112 с.

  5. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб.пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

  6. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1 – 8 классы: Под рук. Д.Б.Кабалевского / Ред. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2009.

  7. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Ю. Критская. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336с.

  8. Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. 1 класс. - М. : Баласс, 2011. - 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  9. Кадобнова И.В., Усачёва В.О., Школяр Л.В. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 1 класс. – М. : Баласс, 2011. – 112 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  10. Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. 2 класс. - М. : Баласс, 2011. - 112 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  11. Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 2 класс. – М. : Баласс, 2011. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  12. Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник для 3-го класса. - М. : Баласс, 2012. - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  13. Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д. Музыка. Учебник для 3-го класса. - М. : Баласс, 2012. - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  14. Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник для 4-го класса. - М. : Баласс, 2011. - 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  15. Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 4 класс. - М.: Баласс, 2012. -144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, презентации).

2. Цифровые образовательные ресурсы на сайте http://www.schoolcollection.edu.ru//

3. Комплект компакт-дисков, аудио - кассет, видео материалов по темам и разделам.

4. Фортепиано.

5. Комплект детских шумовых инструментов.

6. Ноутбук.

7. Телевизор.

8. Музыкальный центр



Календарно – тематическое планирование по музыке

1 класс (33 часа)

Дата

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Примечание



  1. Внутренняя музыка

3



1.

1.1. Что значит слышать музыку?

1



2.

1.2. Колыбельная песня

1



3.

1.3. Звучащий образ Родины

1




  1. Родная речь

4



4.

2.1. Детский музыкальный и поэтический фольклор

1



5.

2.2. Музыкальные скороговорки и заклички

1



6.

2.3. Песни-игры

1



7.

2.4. Портреты заговорили и запели

1




  1. Петр Ильич Чайковский

3



8.

3.1. Когда великие были маленькими

1



9.

3.2. Здесь живет музыка П.И. Чайковского

1



10.

3.3. Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях

1




  1. Михаил Иванович Глинка

4



11.

4.1. Былины-былинность как художественное явление

1



12.

4.2. «..Дела давно минувших дней..

1



13.

4.3. Глинка «Руслан и Людмила»

1



14.

4.4. В мире сказочных мелодий русских композиторов.





  1. Мелодия жизни

4



15.

5.1. Как начинается музыка?

1



16.

5.2. Когда великие были маленькими. В.А. Моцарт

1



17.

5.3. Как возникает мелодия?

1



18.

5.4. Волшебство флейты

1




  1. Сергей Сергеевич Прокофьев

3



19.

6.1. Когда великие были маленькими

1



20.

6.2. Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях

1



21.

6.3. Идем в театр

1




  1. Путешествие во времени и пространстве

6



22.

7.1. Идем в поход

1



23.

7.2. Русские обряды - Масленица

1



24.

7.3. Природа просыпается (весна в музыке)

1



25.

7.4. Музыка и стихи о маме

1



26.

7.5. Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека

1




  1. Счастье, ты где?

6



27.

8.1. Выразительные возможности лада, регистра, темпа

1



28.

8.2. Выразительные возможности ритма и мелодии

1



29.

8.3. Легко ли стать музыкантом?

1



30.-31..

8.4. Что значит услышать музыку?

2



32.

8.5. Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку»


1



33.

Заключительный урок-концерт

1




Всего:

33




Календарно – тематическое планирование по музыке

2 класс, 34 часа

Дата

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Примечание



1. Три кита в музыке — песня, танец, марш

9



1.

1.1. Три «кита» в музыке

1



2.

1.2. Марши. Чайковский «Марш солдатиков»

1



3.

1.3. Марши. Кабалевский «Три варианта марша»

1



4.

1.4. Танец. Вальсы

1



5.

1.5. Народные танцы

1



6.

1.6. Старинные танцы

1



7.

1.7. Песни. Мелодия - душа музыки

1



8.

1.8. Колыбельные. Арии

1



9.

1.9. «Киты» встречаются вместе.

1




2. О чём говорит музыка

7



10.

2.1. Что выражает музыка?

1



11.

2.2. Музыка выразительная. Кабалевский «Злюка», «Плакса»

1



12.

2.3. Музыка выразительная. Бетховен «Весело. Грустно»

1



13.

2.4. Музыка изобразительная. Косенко «Дождик»

1



14.

2.5. Музыка изобразительная. Кабалевский «Труба и барабан».

1



15.

2.6 Музыкальные портреты. Агафонников «Драчун»

1



16.

2.7. Музыкальные портреты. Свиридов. «Колдун».

1




3. Куда ведут нас «три кита

10



17.

3.1. Куда ведут нас три «кита»?

1



18.

3.2. Куда ведет нас песня?

1



19.

3.3. Симфония

1



20.

3.4. Опера

1



21.

3.5. Куда ведет нас танец?

1



22.

3.6. Балет. Чайковский «Щелкунчик»

1



23.

3.7. Балет. Прокофьев «Золушка»

1



24.

3.8. Куда ведет нас марш?

1



25.

3.9. Опера. Балет.

1



26.

3.10. Викторина по теме: «Три кита».

1




4. Что такое музыкальная речь

8



27.

4.1. Что такое музыкальная речь? Разное звучание музыки

1



28.

4.2. Средства музыкальной выразительности.

1



29.

4.3. Простая двухчастная форма.

1



30.

4.4. Простая трехчастная форма

1



31.

4.5. Знакомство с народными инструментами


1



32.

4.6. Знакомство с инструментами симфонического оркестра

1



33.

4.7. Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра

1



34.

4.8. Заключительный урок-концерт

1




Всего:

34



Календарно – тематическое планирование по музыке

3 класс, 34 часа

Дата

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Примечание



1. Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость

9



1.

1.1. Марш, танец, песня

1



2.

1.2. Песенность. Чайковский. Симфония №6

1



3.

1.3. Песенность. Григ. «Утро»




4.

1.4. Танцевальность. Глинка. «Арагонская хота»




5.

1.5. Танцевальность. «Дружат дети всей земли»

1



6.

1.6. Маршевость. Бетховен. Симфония №5, 3 часть

1



7.

1.7. Маршевость. Чайковский. Симфония №6, 3 часть

1



8.

1.8. Песенно-танцевальная и песенно-маршевая музыка

1



9.

1.9. Викторина по теме: «Песенность, маршевость, танцевальность»

1




2. Интонация

7



10.

2.1. Интонация в речи и в музыке

1



11.

2.2. Фраза, слабые и сильные доли, кульминация

1



12.

2.3. Интонации и характер музыки

1



13.

2.4. Интонации изобразительные

1



14.

2.5. Интонации выразительные

1



15.

2.6. Как записывают интонации

1



16.

2.7. Обобщение темы четверти «Интонация»

1




3. Развитие музыки

10



17.

3.1. Развитие музыки.

1



18.

3.2. Зерно-интонация и ее развитие в музыке.

1



19.

3.3. Развитие и средства выразительности. Динамика.

1



20.

3.4. Развитие и средства выразительности. Мажор и минор.

1



21.

3.5. Развитие и средства выразительности. Ритм.

1



22.

3.6. Взаимодействие средств выразительности

1



23.

3.7. Развитие музыки как отражение чувств человека

1



24.

3.8. Развитие музыки в сказке «Петя и волк»

1



25.

3.9. Обобщение темы: «Развитие музыки»

1



26.

3.10 Викторина по теме: «Развитие музыки».

1




4. Построение (формы) музыки

8



27.

4.1 Построение музыки.

1



28.

4.2 Двухчастная форма.

1



29.

4.3 Куплетная форма.

1



30.

4.4 Трехчастная форма.

1



31.

4.5 Вариации.

1



32.

4.6 Рондо.

1



33.

4.7 Интонация и развитие - главные основы музыки.

1



34.

4.8 Викторина по теме: «Развитие музыки. Формы музыки».

1




Всего:

34




Календарно – тематическое планирование

по музыке 4 класс, 34 часа



Дата

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Примечание



1. Музыка моего народа

16



1.

1.1 Композитор – имя ему народ

1



2.

1.2 Жанры русской народной песни

1



3.

1.3 Протяжные (лирические) песни

1



4.

1.4 Трудовые песни

1



5.

1.5 Игровые песни, хороводные

1



6.

1.6. Обрядовые песни.

1



7.

1.7 Плясовые, частушки

1



8.

1.8 Детский музыкальный и поэтический фольклор.

1



9.

1.9 Народная музыка и композиторская

1



10.

1.10 Русские народные музыкальные инструменты

1



11.

1.11 Оркестр русских народных инструментов.

1



12.

1.12 Колокольные звоны на Руси

1



13.

1.13 Святые Земли Русской

1



14.

1.14 Зимние народные праздники.




15.

1.15 Зимние народные праздники. Колдяки

1



16.

1.16Обобщение темы: «Музыка моего народа».

1




2. Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

18



17.

2.1 Связь русской музыки с музыкой разных народов.

1



18.

2.2 Музыка Украины

1



19.

2.3 Музыка Белоруссии

1



20.

2.4 Музыка Молдовы

1



21.

2.5 Музыка Прибалтики

1



22.

2.6 Музыкальное искусство народов Закавказья

1



23.

2.7 Музыка мира и дружбы

1



24.

2.8 Русские композиторы и музыка других стран

1



25.

2.9 Чайковский и Григ

1



26.

2.10 Моцарт. Симфония №40.

1



27.

2.11 Шопен

1



28.

2.12 Музыкальная жизнь России

1



29.

2.13 Музыка Русской православной церкви, как часть духовной культуры.

1



30.

2.14 Большой театр.

1



31.

2.15 Конкурс имени Чайковского.

1



32.

2.16 Юные музыканты.

1



33.

2.17 Викторина по теме: «Музыка моего народа».

1



34.

2.18 Обобщающий урок по теме: «Музыка моего народа».

1



Резерв

Обобщающий урок по теме: «Три «кита» музыки».

1




Всего:

34 (35)


У




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!