Просмотр содержимого документа
«1 класс. ПНШ. Методическая разработка урока окружающего мира "Как животные готовятся к зиме"»
Конспект урока окружающего мира в первом классе
программа «Перспективная начальная школа»
Тема урока «Как животные готовятся к зиме»
Тип урока: введение – открытие новых знаний.
Результаты:
личностные: мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта учащихся;
метапредметные:
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного;
регулятивные: следовать точным инструкциям учителя и условным обозначениям учебника;
коммуникативные: умение работать в парах, умение отстаивать свою позицию;
предметные: познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду, дать понятие «линька», обобщить жизненные наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах, развивать практические навыки, речевые умения, воспитывать наблюдательность и любовь к природе.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы: учебник «Окружающий мир» 1 класс О. Н Федотовой, Г. В. Трафимовой, рабочая тетрадь, презентация «Как животные готовятся к зиме».
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок, начинается урок окружающего мира
А теперь все повернулись и друг другу улыбнулись.
Улыбнулись мне, гостям, и садитесь по местам
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!
А теперь все дружно сели, на меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
Девиз нашего урока:
мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться
на уроках я сижу. Не шумлю и не кричу.
руку тихо поднимаю. Если спросят - отвечаю.
Актуализация знаний.
Фронтальная работа по актуализации знаний.
Какое сейчас время года?
Назовите приметы осени.
Сообщение темы урока.
Откройте учебник на стр. 30-31. Найдите разворот. Рассмотрите иллюстрацию.
Над чем мы сегодня будем работать? Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний?
Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 1.
Что же мы сегодня будем «открывать»? О чем мы будем говорить?
Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Что попытаемся узнать?
Чему будем учиться?
Составим план наших действий
Познакомимся…
Поработаем с учебником.
Поработаем с тетрадью.
Подведем итоги.
Оценим свою работу.
Изучение нового материала.
Рассмотрите иллюстрацию. Где мы оказались?
Посмотрите как вокруг красиво.
Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу.
Кого мы встретили в осеннем лесу?
Как одеты Маша и Миша? Почему?
О чем спрашивает Миша Машу?
О каких животных спрашивает Миша свою сестру?
Создание проблемной ситуации.
Маша затрудняется с ответом. Что же делать? Как поступить? Наверное, надо помочь Маше?
Как же животные готовятся к зиме? Кто знает как?
Не только люди одеваются по сезону. В мире животных тоже идет «переодевание». Слайд 2.
Послушайте стихотворение и отгадайте, кто к нам пришел в гости. Кто это? (о белке)
Как же белка готовится к зиме?
Какие еще животные делают запасы на зиму? Слайд 3.
Физкультминутка. Слайд 4.
Как еще животные готовятся к зиме?
Послушайте стихотворение и отгадайте, кто к нам пришел в гости? ( о еже)
Кто это?
Как же еж готовится к зиме? Слайд 5.
А вот еще один гость спешит к нам.
Послушайте стихотворение и отгадайте, кто к нам пришел в гости? ( о медведе)
Кто это?
Как же медведь готовится к зиме? Слайд 6.
Давайте посмотрим на экран и послушаем рассказ о барсуке. Слайд 7.
А какие еще животные впадают в спячку? Слайд 8.
А почему эти животные ложатся в спячку?
Физкультминутка. Слайд 9.
Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадки (О зайце, лисе, волке). Кто же это?
Как же еще животные готовятся к зиме? Слайд 10.
А почему эти животные не делают запасы на зиму? И не ложатся в спячку?
Рассмотрите рисунки слева на стр. учебника 30.
Что заметили?
Почему этих птиц разделили на 2 группы?
Назовите птиц на верхнем рисунке.
Выберите название для этой группы птиц.
Те птицы, которые улетают в теплые края на зиму, называются перелетными? Слайд 11.
Посмотрите на нижний рисунок в учебнике.
Назовите, какие птицы там нарисованы.
Выберите название для этой группы птиц.
Птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами.
Выясним, почему некоторые птицы улетают?
У зимующих птиц под перьями образуются пуховые «свитерки», которые их спасают от холода.
Почему не улетают?
Холодно и голодно птицам зимой. Из-за этого птицы перебираются поближе к жилью человека в надежде найти корм. А как же каждый из нас может позаботиться о зимующих птицах?
Послушайте стихотворение вологодского поэта А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Закрепление изученного материала.
Работа в тетради. Стр. 21.
Возьмите синий карандаш и соедините рисунок мыши с рисунком ее кладовой.
Возьмите красный карандаш и соедините рисунок белки с рисунком ее кладовой.
Кому принадлежит третья кладовая? Что это за птица?
Это птица называется – поползень.
Самостоятельная работа. Задание 20 в тетради.
Работа в паре. Расскажите друг другу, что запасают на зиму полевка, поползень и белка.
Проверка. Какие запасы можно увидеть в кладовой у мыши?
Что можно увидеть в кладовой у белочки? У поползня?
Итог урока.
Какие новые знания вы «открыли»?
Какие животные запасают корм? Впадаю в спячку?
Почему улетаю перелетные птицы?
У каких животных отрастает густая и пушистая шерсть? Меняется цвет шерсти?
Для чего нам нужны эти знания?
Все это пригодится в жизни: мы видим растения, некоторых животных, но очень мало знаем про них. Надо знать и любить природу. Знать, чтобы сохранить и сберечь.
Все ли пункты плана выполнили? Сумели ли помочь Маше?
Рефлексия.
Оцените свою работу.
Возьмите кружочки (зеленый, желтый, красный). Слайд 12.