УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС. УМК «Перспектива».
Дата: 16 апреля 2013г.
Учитель: Губачёва Г.А.
Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.
Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, проверить прочность усвоения навыка.
Задачи: способствовать развитию у учащихся любознательности, логического мышления, учить применять свои знания в разных ситуациях, активизировать познавательную деятельность, воспитывать коммуникативность, умение оценивать учебную деятельность свою и одноклассников, прививать навыки здорового образа жизни.
УУД
1. Личностные:
Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;
2. Познавательные
а) общеучебные:
б) информационные:
в) логические:
3. Коммуникативные -
инициативное сотрудничество:
-
работа в парах,
-
в группе.
Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки.
4.Регулятивные :
-
самоконтроль.
-
контроль товарищей.
Сценарий урока
-
Организационный момент
- Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.
- Руки? – На месте!
- Ноги? – На месте!
- Локти? – У края.
- Спинка? – Прямая.
-
Актуализация знаний.
- Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
(СЛАЙД 2)
- Эти жители очень любят играть.
(СЛАЙД 3)
- Одна из любимых игр – это прятки. Давайте поиграем с ними. Какие буквы спрятались?
- У букв есть строгий учитель, а зовут его Грамотей. Он строго следит за поведением букв и расставляет их на свои места.
- Проверим, какие буквы спрятались? (При нажатии на Грамотея появляются буквы.)
Запишите эти буквы
-
Сообщение темы урока..
- Буквы играли в прятки и разбежались.
Какие слоги можно составить из этих букв?
Какие слоги показывают орфограммы?
- Определите тему нашего урока.
(СЛАЙД 4).
Тема нашего урока «Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, в словах».
- Чему вы будете учиться на уроке? (Правильно писать слова с этими буквосочетаниями.)
- Что вы знаете о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу?
Физминутка для глаз
( Зарядка для глаз с лазерной указкой)
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг
-
Повторение правил правописания буквосочетаний
Игра «Сложи слова»
- Продолжим наш урок. Выполнять задания всегда интересно вместе с друзьями. Предлагаю вам разделиться на команды.
Разделение на группы по рядам
- Чтобы игра прошла интересно, нужно соблюдать правила работы в группе.
- Повторим правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
5. Работа в группах.
- Посмотрите на карточки. Как вы думаете какое задание надо выполнить? (Составить слова)
(карточки «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»). Учитель предлагает взять карточки. Дети рассаживаются по группам
( 1,2 и 3 ряд- работа в группах. На столе карточки с частями слов. Учащиеся в группах составляют слова.)
Малы-ши ща-вель чу-чело
Пру-жина зай-чата щупаль-ца
Ши-рина ча-ща щу-ка
Живот-ное тре-щали чудес-ный
Проверка: выходят к доске с карточками и читают слова.
- Что вы заметили? (в этих словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)
6. Работа с текстом
- Посмотрите какое следующее задание предлагает вам Грамотейка?
(Вставить правильно букву)
- Спишите слова, в которых вставляли букву. Подчеркните орфограмму.
- Запишите последнее предложение по памяти.
Проверка по записи на доске
7. Работа в парах
- Грамотейка предлагает вам поработать в парах. Правила работы в парах как вы знаете такие же как и в группе.
- Перед вами карточки. На какую орфограмму дано задание?
- Вставьте буквы.
Проверка. Отрывают полоску
Оценивание.
Физминутка
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.. .-
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно...
глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена...
И рассла-бле-на ...
(пауза)
Мы спокойно отдыхаем ...
Сном волшебным засыпаем...
(громче, быстрее, энергичнее)
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
ИЛИ
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
8. Повторение правил в стихах
- Какие правила написания буквосочетаний мы повторили?
Лыжи , мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Все сочетания ЖИ ШИ
Ты только с И пиши.
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА-
Роща, чаща и свеча.
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча-
Все слова на ЧА и ЩА.
Чаща, дача и печать-
Нужно с буквой А писать.
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу.
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун.
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу,
А учу да учу
Все слова на ЩУ и ЧУ.
Чум, чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан.
Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У.
9. Самостоятельная работа.
- Ребята теперь я вам предлагаю на время стать учителем. Так как я уверена, что вы очень хорошо поняли и запомнили правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Возьмите листочек и исправьте ошибки. Возьмите ручку с красной пастой.
Проверка отгибают листочек.
Оценивание.
10. Итог урока
- Что необходимо сделать прежде чем мы закончим наш урок? (Подвести итог нашей работе)
- Продолжите предложения.
На уроке я узнал …
На уроке я научился …
Было интересно…
Было трудно …
Я хочу ещё узнать …
- На партах у вас лежат карточки
Зелёная – положительный ответ, желтый – сомнение, красный – отрицательный ответ
- Я вам буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточку согласия, сомнения или отрицания.
-
Я знаю правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
-
Я знаю, как объяснить, почему после ж, ш пишется и, после ч, щ пишется а или у
-
Я сегодня был в учебной деятельности
-
Я доволен своей работой на уроке.
- Молодцы. Грамотей решил спеть вам «Песенку о буквах», потому что вы отлично потрудились..
Спасибо урок закончен Сдать тетради.