Текст задания:
ЗАДАНИЕ 1. «Анализ фрагмента урока»
УМК | «Школа России» |
Класс | 3 класс, часть 2 |
Тема урока | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных |
Место урока в программе | |
Цели урока | |
Укажите место урока в программе, фрагмент которого Вам необходимо проанализировать.
Укажите цели урока, фрагмент которого Вам необходимо проанализировать.
Проанализируйте фрагмент урока по предложенному плану.
ПЛАН АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА
Определите тип урока и название этапов предложенного фрагмента
Тип урока – ОНЗ; Этапы – 1. Стадия «Вызов», 2. Стадия «Осмысление»; 3. Стадия «Рефлексия»
Назовите предметные и метапредметные задачи, которые решаются на предложенном этапе. Укажите их по каждому упражнению. Мотивируйте выбор предметных и метапредметных задач.
Предметные:
Актуализировать знания о мягком знаке по темам … (из учебника или программы)
познакомить с особенностями правописания мягкого знака после шипящих существительных
Метапредметные:
Регулятивные.
Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Совершенствовать умение понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи
Учить делать выводы в результате совместной работы с учителем
2.Коммуникативные
Совершенствовать умение отвечать на поставленный вопрос
Способствовать формированию умения работать в группе
Учить строить речевое высказывание в устной форме
3.Познавательные
Формировать умение владеть навыками смыслового чтения текстов в соответствии с поставленными целями и задачами
Формировать умение извлекать информацию из схем
Оцените содержание этапа урока (научность, доступность, соответствие цели урока и задачам этапа урока).
Научность – предлагается для усвоения понятия материал, который не приводит к искажению научной сущности
Доступность – материал адаптирован для возрастных возможностей младших школьников, материал подаётся от простого к сложному
Соответствие- материал не противоречит поставленным целям и задачам
Оцените процесс целеполагания этапа урока.
Целеполагание проходит с помощью приёма «З.Х.У.», дети сами выходят на тему и цель урока
Назовите формы организации работы учащихся, используемые во фрагменте. Какой вывод это позволяет сделать?
Фронтальная, индивидуальная и групповая работы чередуются, используются целесообразно, т.к. постоянная смена деятельности более интенсивно удерживает внимание детей и активизирует их мыслительную активность.
Оцените систему упражнений, используемых на уроке:
-реализация принципа от простого к сложному – принцип выдержан, т.к. все задания ему соответствуют, т.е. дети изначально идут от уже изученного материала к новому
-реализация задач урока на разных уровнях языка -
-с помощью каких упражнений идет отработка умений и навыков - коллективное построение алгоритма действия, предметные действия с опорой на алгоритм, предметные действия с опорой на схему её дополнение;
Назовите методы и приёмы обучения, которые использовал учитель. Оцените их эффективность.
Словесные методы – беседа, сообщение(сказка); ПС;
Наглядные методы – схема, таблица;
Практический метод – сам.работа; З.Х.У.
Разнообразие методов, выбранных учителем, говорит об их эффективности, т.к. представлены самые разнообразные методы и приёмы с помощью которых реализуется цель урока.
Как осуществлялся контроль и оценка деятельности учащихся и её результатов? Оцените их эффективность
Контроль деятельности обучающиеся совершают самостоятельно с помощью таблицы З.Х.У. но сам.работа не контролируется и не оценивается. Это является минусом, потому что сам.работа – это итог деятельности урока, т.е. такая работа должна быть оценена либо учителем, либо самими обучающимися.
Оцените эффективность приёмов рефлексии и подведения итога урока.
Рефлексия урока отсутствует.
Сделайте вывод: какой тип обучения преобладает в данном фрагменте. Приведите аргументы в пользу своего вывода.
Тип – развивающее обучение, т.к. из предложенных приёмов и методов, и самого построения урока можно утверждать, что учитель планировал выстроить урок в ТРКМ.
Предложите коррективы по совершенствованию предложенного фрагмента урока.
По-моему мнению, в уроке не хватает самопроверки и взаимопроверки обучающимися, отсутствует рефлексия и не хватает промежуточных рефлексий.
Фрагмент урока
I.
– Каждый подумайте, что вы знаете о мягком знаке.
– Обменяйтесь информацией, обсудите её в паре. Запишите в таблице всё, что знаете о мягком знаке. (На парте у детей таблица «ЗХУ», учащиеся заполняют самостоятельно первую колонку таблицы)
Примерное содержание таблицы, после обсуждения появляется на слайде.
Знаю | Хочу знать | Узнал новое |
Ь – не обозначает звука Ь – показатель мягкости согласных; Ь – разделительный Ь - изменяет лексическое значение слова | | |
По всей вашей информации мы с вами составим схему о роли мягкого знака (схема появляется на слайде):
Учитель: Разделите слова на 2 группы. (Дети записывают в тетрадях слова в два столбика самостоятельно, один ученик работает на скрытой доске)
- По каким признакам распределили слова?
(Дети: В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
Учитель: Зачитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет мягкий знак?
(Дети зачитывают слова)
- Зачитайте слова второго столбика.
(Дети зачитывают слова)
- А в какой столбик вы записали слово «помощь»?
- О чем задумались во время работы?
( Дети: - Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.
- А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.
- Но и во второй столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.)
Заполните вторую колонку таблицы «ЗХУ». (Дети самостоятельно работают с таблицей и записывают, что хотят узнать нового).
Знаю | Хочу знать | Узнал новое |
Ь – не обозначает звука Ь – показатель мягкости согласных; Ь – разделительный Ь - изменяет лексическое значение слова | Какую ещё роль выполняет мягкий знак у существительных? | |
После обсуждения на слайде появляется вторая колонка таблицы «ЗХУ»
- Определите тему урока и цели.
(Дети: Я думаю, мы узнаем, что-то новое о мягком знаке, что поможет выявить грамматическую функцию мягкого знака, понять его роль, кроме того, что он показатель мягкости и разделительный)
II.
(Учитель рассказывает сказку, она сопровождается размещением на слайде слов, дети читают слова хором. Можно заранее подготовить и нсценировать эту сказку с группой учащихся).
- Я предлагаю вам сказку о приключениях мягкого знака, внимательно слушайте, она поможет провести расследование о мягком знаке.
Сказка
- Мягкий знак отправился в путешествие.
- Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел шалаш. У входа стоял сторож
- Здравствуйте! Кто здесь живёт?- спросил Мягкий знак.
- Мы, существительные с шипящим на конце: ёж чиж грач. А ты кто?- спросил сторож.
- Я — Мягкий знак! Давайте дружить?
- Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял меч
- Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать плохие отметки!- возмутился и замахал крыльями грач.
Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Вышел к полю, на котором росла рожь
- О чём ты плачешь? - спросила она. Мягкий знак поведал свою печаль.
- Не горюй, я буду с тобой дружить! И я, пропищала из норки мышь. И моя дочь.
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь.
Тут вмешалась мышь: Пусть запомнят все вокруг такую вещь: Мягкий знак — нам верный друг.
Беседа учителя с учащимися по вопросам:
Что общего в этих словах? Давайте проведём наблюдение над словами грач и дочь
… произнеси слово грач. Выдели последний звук. Дай ему характеристику.
… произнеси слово дочь. Выдели последний звук и дай ему характеристику. Учитель: Подумайте, какой вопрос после прочтения сказки я вам хочу задать Вопрос начинается так:
- Почему на конце существительных, оканчивающихся на шипящий …
Запишите в таблице «ЗХУ» в третьей колонке, что нового узнали о мягком знаке из этой сказки.
Знаю | Хочу знать | Узнал новое |
Ь – не обозначает звука Ь – показатель мягкости согласных; Ь – разделительный Ь - изменяет лексическое значение слова | Какую роль выполняет мягкий знак у существительных? | Мягкий знак дружит с существительными женского рода с шипящим на конце. Ь - указывает на род имени существительного с шипящим на конце слова в ед. числе. |
Сделайте вывод. Сформулируй правило.
- Сравни свой вывод с выводом в учебнике с. 41-42.
(На этапе работе с правилом, а учащиеся читают его самостоятельно, используется приём инсерт)
Учитель: По ходу чтения правила делайте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
- Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого правила?
- У кого есть вопросы по правилу? Что осталось непонятным?
- Какова же работа мягкого знака в словах, с которыми мы встретились в сказке? (На слайде слова: рожь, мышь, дочь, ночь, вещь).
(Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
Учитель дополняет схему, начатую на стадии вызова.
Самостоятельная работа по группам.
Сейчас вы сами должны разработать инструкцию о правописании мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
(Учащиеся обсуждают по группам алгоритм в течение трёх минут, в результате после коллективного обсуждения на слайде появляется пошаговая инструкция).
Алгоритм исследования:
Прочитайте слово.
Определите часть речи.
Какой звук слышится на конце слова?
Определите число, род имен существительных.