СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 Рус.яз. Мягкий знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1 Рус.яз. Мягкий знак»



Текст задания:

ЗАДАНИЕ 1. «Анализ фрагмента урока»


УМК

«Школа России»

Класс

3 класс, часть 2

Тема урока

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Место урока в программе


Цели урока



  1. Укажите место урока в программе, фрагмент которого Вам необходимо проанализировать.

  2. Укажите цели урока, фрагмент которого Вам необходимо проанализировать.

  3. Проанализируйте фрагмент урока по предложенному плану.


ПЛАН АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА


  1. Определите тип урока и название этапов предложенного фрагмента

Тип урока – ОНЗ; Этапы – 1. Стадия «Вызов», 2. Стадия «Осмысление»; 3. Стадия «Рефлексия»

  1. Назовите предметные и метапредметные задачи, которые решаются на предложенном этапе. Укажите их по каждому упражнению. Мотивируйте выбор предметных и метапредметных задач.

Предметные:

  • Актуализировать знания о мягком знаке по темам … (из учебника или программы)

  • познакомить с особенностями правописания мягкого знака после шипящих существительных

Метапредметные:

        1. Регулятивные.

  • Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • Совершенствовать умение понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи

  • Учить делать выводы в результате совместной работы с учителем



2.Коммуникативные

  • Совершенствовать умение отвечать на поставленный вопрос

  • Способствовать формированию умения работать в группе

  • Учить строить речевое высказывание в устной форме


3.Познавательные

  • Формировать умение владеть навыками смыслового чтения текстов в соответствии с поставленными целями и задачами

  • Формировать умение извлекать информацию из схем


  1. Оцените содержание этапа урока (научность, доступность, соответствие цели урока и задачам этапа урока).

Научность – предлагается для усвоения понятия материал, который не приводит к искажению научной сущности

Доступность – материал адаптирован для возрастных возможностей младших школьников, материал подаётся от простого к сложному

Соответствие- материал не противоречит поставленным целям и задачам

  1. Оцените процесс целеполагания этапа урока.

Целеполагание проходит с помощью приёма «З.Х.У.», дети сами выходят на тему и цель урока

  1. Назовите формы организации работы учащихся, используемые во фрагменте. Какой вывод это позволяет сделать?

Фронтальная, индивидуальная и групповая работы чередуются, используются целесообразно, т.к. постоянная смена деятельности более интенсивно удерживает внимание детей и активизирует их мыслительную активность.

  1. Оцените систему упражнений, используемых на уроке:

-реализация принципа от простого к сложному – принцип выдержан, т.к. все задания ему соответствуют, т.е. дети изначально идут от уже изученного материала к новому

-реализация задач урока на разных уровнях языка -

-с помощью каких упражнений идет отработка умений и навыков - коллективное построение алгоритма действия, предметные действия с опорой на алгоритм, предметные действия с опорой на схему её дополнение;


  1. Назовите методы и приёмы обучения, которые использовал учитель. Оцените их эффективность.

Словесные методы – беседа, сообщение(сказка); ПС;

Наглядные методы – схема, таблица;

Практический метод – сам.работа; З.Х.У.

Разнообразие методов, выбранных учителем, говорит об их эффективности, т.к. представлены самые разнообразные методы и приёмы с помощью которых реализуется цель урока.

  1. Как осуществлялся контроль и оценка деятельности учащихся и её результатов? Оцените их эффективность

Контроль деятельности обучающиеся совершают самостоятельно с помощью таблицы З.Х.У. но сам.работа не контролируется и не оценивается. Это является минусом, потому что сам.работа – это итог деятельности урока, т.е. такая работа должна быть оценена либо учителем, либо самими обучающимися.

  1. Оцените эффективность приёмов рефлексии и подведения итога урока.

Рефлексия урока отсутствует.

  1. Сделайте вывод: какой тип обучения преобладает в данном фрагменте. Приведите аргументы в пользу своего вывода.

Тип – развивающее обучение, т.к. из предложенных приёмов и методов, и самого построения урока можно утверждать, что учитель планировал выстроить урок в ТРКМ.



  1. Предложите коррективы по совершенствованию предложенного фрагмента урока.


По-моему мнению, в уроке не хватает самопроверки и взаимопроверки обучающимися, отсутствует рефлексия и не хватает промежуточных рефлексий.



Фрагмент урока

I.

– Каждый подумайте, что вы знаете о мягком знаке.

– Обменяйтесь информацией, обсудите её в паре. Запишите в таблице всё, что знаете о мягком знаке. (На парте у детей таблица «ЗХУ», учащиеся заполняют самостоятельно первую колонку таблицы)

Примерное содержание таблицы, после обсуждения появляется на слайде.

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Ь – не обозначает звука

Ь – показатель мягкости согласных;

Ь – разделительный

Ь - изменяет лексическое значение слова



По всей вашей информации мы с вами составим схему о роли мягкого знака (схема появляется на слайде):



Учитель: Разделите слова на 2 группы. (Дети записывают в тетрадях слова в два столбика самостоятельно, один ученик работает на скрытой доске)

- По каким признакам распределили слова?

(Дети: В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).

Учитель: Зачитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет мягкий знак?

(Дети зачитывают слова)

- Зачитайте слова второго столбика.

(Дети зачитывают слова)

- А в какой столбик вы записали слово «помощь»?

- О чем задумались во время работы?

( Дети: - Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.

- А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.

- Но и во второй столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.)

Заполните вторую колонку таблицы «ЗХУ». (Дети самостоятельно работают с таблицей и записывают, что хотят узнать нового).


Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Ь – не обозначает звука

Ь – показатель мягкости согласных;

Ь – разделительный

Ь - изменяет лексическое значение слова

Какую ещё роль выполняет мягкий знак у существительных?



После обсуждения на слайде появляется вторая колонка таблицы «ЗХУ»

- Определите тему урока и цели.

(Дети: Я думаю, мы узнаем,  что-то новое о мягком знаке, что поможет выявить грамматическую функцию мягкого знака, понять его роль, кроме того, что он показатель мягкости и разделительный)

II

(Учитель рассказывает сказку, она сопровождается размещением на слайде слов, дети читают слова хором. Можно заранее подготовить и нсценировать эту сказку с группой учащихся).

- Я предлагаю вам сказку о приключениях мягкого знака, внимательно слушайте, она поможет провести расследование о мягком знаке.

Сказка

- Мягкий знак отправился в путешествие.

- Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел шалаш. У входа стоял сторож

- Здравствуйте! Кто здесь живёт?- спросил Мягкий знак.

- Мы, существительные с шипящим на конце: ёж чиж грач. А ты кто?- спросил сторож.

- Я — Мягкий знак! Давайте дружить?

- Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял меч

- Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать плохие отметки!- возмутился и замахал крыльями грач.

Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Вышел к полю, на котором росла рожь

- О чём ты плачешь? - спросила она. Мягкий знак поведал свою печаль.

- Не горюй, я буду с тобой дружить! И я, пропищала из норки мышь. И моя дочь.

Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь.

Тут вмешалась мышь: Пусть запомнят все вокруг такую вещь: Мягкий знак — нам верный друг.

Беседа учителя с учащимися по вопросам:

  • Что общего в этих словах? Давайте проведём наблюдение над словами грач и дочь

  • … произнеси слово грач. Выдели последний звук. Дай ему характеристику.

  • … произнеси слово дочь. Выдели последний звук и дай ему характеристику. Учитель: Подумайте, какой вопрос после прочтения сказки я вам хочу задать Вопрос начинается так:

- Почему на конце существительных, оканчивающихся на шипящий …

Запишите в таблице «ЗХУ» в третьей колонке, что нового узнали о мягком знаке из этой сказки.

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Ь – не обозначает звука

Ь – показатель мягкости согласных;

Ь – разделительный

Ь - изменяет лексическое значение слова

Какую роль выполняет мягкий знак у существительных?

Мягкий знак дружит с существительными женского рода с шипящим на конце.


Ь - указывает на род имени существительного с шипящим на конце слова в ед. числе.




Сделайте вывод. Сформулируй правило.

- Сравни свой вывод с выводом в учебнике с. 41-42.

(На этапе работе с правилом, а учащиеся читают его самостоятельно, используется приём инсерт)

Учитель: По ходу чтения правила делайте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

- Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

  Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого правила?

- У кого есть вопросы по правилу? Что осталось непонятным?

- Какова же работа мягкого знака в словах, с которыми мы встретились в сказке? (На слайде слова: рожь, мышь, дочь, ночь, вещь).

(Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).


Учитель дополняет схему, начатую на стадии вызова.

















Самостоятельная работа по группам.

Сейчас вы сами должны разработать инструкцию о правописании мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

(Учащиеся обсуждают по группам алгоритм в течение трёх минут, в результате после коллективного обсуждения на слайде появляется пошаговая инструкция).

Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово.

  2. Определите часть речи.

  3. Какой звук слышится на конце слова?

  4. Определите число, род имен существительных.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!