1. «Анализ фрагмента урока»
УМК | «Школа России» |
Класс | 3 |
Тема урока | Сочинение «Как мы заботимся о птицах зимой» |
Место урока в программе | |
Цели урока | |
Укажите место урока в программе, фрагмент которого Вам необходимо проанализировать.
Укажите цели урока, фрагмент которого Вам необходимо проанализировать.
Проанализируйте фрагмент урока по предложенному плану.
ПЛАН АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА
Определите тип урока и название этапов предложенного фрагмента
Совершенствовать умения обучающихся создавать текст по опорным словам. Развитие речи (урок рефлексия).
Назовите предметные и метапредметные задачи, которые решаются на предложенном этапе. Укажите их по каждому упражнению. Мотивируйте выбор предметных и метапредметных задач.
Предметный:
Видят и понимают тему, осознают границу будущего текста;
Понимают основную мысль будущего текста;
Верно выбирают стиль речи и тип текста;
Составляют план;
Определяют содержание каждой части плана;
Избегают повтора при создании текста;
Делят текст на структурные части;
Развивают орфографическую зоркость;
Создают текст, исходя из задач автора;
Критически оценивают текст, исходя из требований к созданию текста и задач автора;
Обращаются самостоятельно к памятке для написания письменного сочинения учеником.
Личностный:
Высказывают свое мнение и свою точку зрения;
Выполняют самооценку собственной деятельности;
Уважительно относятся к высказываниям одноклассников.
Метапредметный:
Принимают цели и задачи учебной деятельности(Р);
Ясно и чётко излагают свои мысли в устной форме(К);
Осуществляются логические действия анализа, синтеза, строят рассуждение(П);
Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации (П);
Контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей(Р);
Проводят рефлексию собственной деятельности (Р).
Оцените содержание этапа урока (научность, доступность, соответствие цели урока и задачам этапа урока).
Материал урока основан на принципе научности, то есть детьми усваиваются понятия, которые установлены современной наукой. Например, учитель актуализирует с детьми понятие основная мысль и тема. В то же время все понятия доступны детям, т.к. они адаптированы и соответствуют возрастным возможностям усвоения материала.
Работа на этом этапе ведётся для достижения общей цели урока – способствовать созданию текста. Потому что учитель вместе с обучающимися работают над созданием плана.
Оцените процесс целеполагания этапа урока.
На данных этапах дети ставят цель урока. Сначала цель ставится с точки зрения ПДО, то есть достигается с помощью ПС. Мнения детей по поводу вопроса учителя расходятся, откуда она сами формулируют цель урока. Это плюс, т.к. сохранятся деятельностный подход. На этапе обсуждения структуру будущего текста учитель вместе с обучающимися составляют структуру будущего текста.
Назовите формы организации работы учащихся, используемые во фрагменте. Какой вывод это позволяет сделать?
На данном этапе учитель использовал одну форму организации работы обучающихся – фронтальную. Считаю, что фронтальная форма допустима, т.к. поставить цель, тему и задачу урока дети должны вместе, каждый должен их услышать и при обсуждении будущего текста.
Оцените систему упражнений, используемых на уроке: реализация принципа от простого к сложному, реализация задач урока на разных уровнях языка, с помощью каких упражнений идет отработка умений и навыков (тренировочные по заданному образцу, коллективное построение алгоритма действия, предметные действия с опорой на алгоритм, построение критериев оценки действия, взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка по выработанным критериям, другие упражнения).
Из системы упражнений была только работа с иллюстраций и составление предложений по ним.
7. Назовите методы и приёмы обучения, которые использовал учитель. Оцените их эффективность. На данном этапе учитель использовал две группы методов: словесную и наглядную.
Приёмы словесного метода: беседа. Приём беседы уместен, т.к. только с помощью беседы можно сформулировать тему, цель и задачи урока. Это помогло детям понять, что они должны написать в своем будущем тексте.
Прием наглядного метода: рассматривание иллюстраций уместен, т к для создания текста ученик выбирает о ком и о чем пойдет в его будущем тексте.
Как осуществлялся контроль и оценка деятельности учащихся и её результатов? Оцените их эффективность.
Контроль и оценка никак не осуществлялись. Только через беседу учитель мог услышать правильные и неправильные рассуждения, исправить их (а может и нет).
Оцените эффективность приёмов рефлексии и подведения итога урока.
Нет.
Сделайте вывод: какой тип обучения преобладает в данном фрагменте. Приведите аргументы в пользу своего вывода.
ПДО, т к ученики сами определяли структуру будущего текста.
Предложите коррективы по совершенствованию предложенного фрагмента урока.
Фрагмент Урока развития речи
Сочинение «Как мы заботимся о птицах зимой»
1. Введение в тему урока. Мотивация на создание текста.
– Какое задание выполняли в течение нескольких дней? (Наблюдали за жизнью птиц зимой. Сделали кормушки и повесили на дерево. Затем наблюдали за птицами, которые прилетали к кормушке. Из нескольких птиц выделили одну, чтобы описать её.)
– Какая задача будет стоять перед вами сегодня? Чему будем учиться на уроке? (На уроке будем писать о том, что наблюдали.)
– Кому понравилось наблюдать за птицами?
Задача: В своих сочинениях вы должны будете так рассказать об этом, чтобы читающий всё увидел как бы своими глазами.
2. Определение задач автора.
– Как будет называться наше сочинение?
– О чём мы будем в нём рассказывать?
– За какими птицами вам удалось понаблюдать?
– Как вы сделали кормушку для птиц? Кто вам помогал?
– Куда повесили кормушку?
– Какие птицы прилетали к вашей кормушке?
– Какие слова и выражения можно использовать, говоря о птицах? Опишите синицу, снегиря, воробья.
– С чего можно начать сочинение? (В начальной части можно написать о том, как наступила зима. Птицам зимой стало трудно.)
– О чём будем писать в основной части? (О том, как сделали кормушку и помогли птицам. В этой части нужно описать одну птицу.)
– Как можно закончить сочинение? (Можно написать о том, как птицы благодарны за помощь.)
Сочинение включает небольшое описание одной птицы. При описании можно использовать слова и выражения из словариков.
3. Составления плана.
– Составим план сочинения, который поможет передать содержание текста.
Примерный план:
1. Трудно птицам зимой.
П. 1) Кормушка готова.
2) Птичья столовая открыта.
3) Самая любимая птичка.
Ш. Птицы говорят «Спасибо!».
Варианты заголовков:
Птицам зимой нужна помощь.
Кормушка для птиц. Кормовой столик.
Моя птичья столовая. Гости в моей птичьей столовой.
Мой приятель. Желанный гость. Мой любимчик.
Друзья благодарны. Благодарность за помощь.
4. Обсуждение структуры будущего текста.
На доске (на экологической стенке) прикреплены рисунки с изображением птиц и кормушки. Оформлены карточки со словами: снегирь – вестник зимы, воробей – птичка-невеличка, сорока-белобока.
– К кормушке прилетают разные птицы. (Учитель прикрепляет рисунок с изображением снегиря.) Эта птичка в клювике принесла слова: снегирь, красногрудый, чёрная шапочка. Опишите снегиря.
– Какая птичка чирикает? (Слышится чириканье воробья) Воробей приносит карточки со словами: маленькая птичка, коричневая шапочка, крохотные глазки, белая грудка, тонкий хвостик. Птичка-невеличка просит создать текст-описание.
– А чей голос слышится теперь? (На кормушке появляется синица). Давайте расскажем синичке, какая она красивая. Синичка принесла с собой слова-помощники: жёлтая грудка, чёрненькая головка, тоненький клювик, голубые пёрышки. Опишем синичку.
– Кто так громко воркует? (На кормушке появляется голубь). Опишите голубя. Эта птичка в клювике принесла слова: сизый, радужная шейка, яркая грудка, пёстрые крылья.
5. Запись текста. Самопроверка.
Примерные тексты
Птицы благодарны
Наступила холодная зима. Дуют пронизывающие ветры, трещат морозы.
В морозные дни птицам трудно находить корм. Люди помогают птицам. Мы со старшим братом тоже смастерили для птиц кормушку и повесили на берёзу. Насыпали в кормушку зерна и зашли домой.
Прилетела маленькая синичка. Она размером с воробья, но такая шустрая! Клюв у птички тоненький, маленький, чёрненький. Грудка жёлтая, словно в жилетку одета. Пёрышки голубые, на голове чёрная пушистая шапочка. Как хороша эта птичка!
Синичке понравилось наше угощенье. Она весело пропела «Чив-чив! Спасибо!» и довольная полетела дальше.
Птицы говорят спасибо
Пришла холодная зима. Метут метели. Холодно птицам зимой. В эту пору для них корма.
Мы с дедушкой решили помочь голодным птицам. Сделали кормушку и повесили на балконе. Я вынес птичкам вкусный корм: семечки, крошки хлеба и сало. Стал наблюдать. На балкон прилетел голубь и стал жадно клевать корм. Наевшись, сел на моё плечо и стал ворковать. Голубь – красивая птица. У него радужная шейка, пёстрые крылья и яркая грудка.
На наш балкон стали прилетать и другие птицы. Они часто садились на подоконник и просили корма. Я кормил их всю зиму. Мои пернатые друзья всегда говорили спасибо.