Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
План сочинения | Содержание части сочинения | Клише |
1-й абзац Указание проблемы исходного текста | Вопрос, над которым размышляет автор | → Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) … → Автор текста (ФИО) размышляет о проблеме (чего?)… → Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… → В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… → Текст ... (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности - ... (какой?) |
2 абзац Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста | Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста | → Автор считает, что… → Размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу… → Позиция автора такова… |
3-4 абзацы Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста | Два примера - иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания | Примеры – иллюстрации: → В качестве примера автор рассматривает… → Далее автор рассказывает о том, как → Проблема раскрывается автором на примере… → Автор обращает внимание читателя на … → Неслучайно автор изображает (кого, что? ... ) |
| проблемы исходного текста Первый пример + пояснение к примеру. Второй пример + пояснение к примеру | → Проследим, как автор раскрывает проблему → Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам → Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о … → Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря фактам/материалам/описанию/рассуждению о … Пояснение к примерам: → Этот пример показывает, что… → Этот пример убедительно доказывает, что… → Эти события (факты, примеры) помогают понять… → Таким образом, автор показывает/подчеркивает → Писатель убеждает читателя в том, что… → Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли… |
5 абзац Связь между примерами | (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка) + проанализировать эту связь!!! | → Размышляя над проблемой, автор противопоставляет… → Для сравнения автор обращается к… → Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… → Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод… → Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько |
6 абзац Собственная позиция | Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту) | Мое отношение к позиции автора: → Я согласен с мнением автора. → Не могу полностью разделить мнение автора… → Безусловно, автор прав. → Моя точка зрения совпадает с позицией автора… → Трудно не согласиться с автором. → Я полностью разделяю позицию автора. Обоснование собственной позиции: → Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа… → Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого… → Известный ученый/ писатель/ деятель/... об этом говорил так… → Обратимся к произведению … → Вспоминается книга … → В романе (рассказе, повести, книге...) ... (ФИО) читатель встречается с... (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы) |
7 абзац Заключение | Вывод - обобщение моего рассуждения | → В заключение хочется сказать … → После прочтения этого произведения становится понятно… → После знакомства с героями произведения понимаешь… → Прочитав произведение, осознаешь… → Автор стремился показать... → Автор хочет, чтобы читатель понял… → Автор текста считает проблему важной… |
ИЛИ
План сочинения ЕГЭ по русскому языку
1 абзац
Указание проблемы исходного текста, которая уже сформулирована в задании.
* В приведённом тексте известного русского писателя (публициста, прозаика и т.д. см., что написано об авторе в конце текста) ФИО ставится проблемный вопрос:... (далее переписать формулировку). ИЛИ записать проблемный вопрос с пояснением: над этим проблемным вопросом заставляет задуматься автор предложенного текста ФИО.
2 абзац
Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. 1 балл
В художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо)
* Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что…
В публицистическом тексте позиция автора выражена чётко и ясно
* Позиция автора чётко выражена. Он убеждён, что…
3 абзац
Комментарий к авторской позиции данного текста+1-ый пример-иллюстрация с указанием и пояснением. 3 балла
* Раскрывая проблему, ФИО (автора текста) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который (кратко пересказываем сюжет и подводим к примеру-иллюстрации).
* Автор (с грустью, с сожалением… другие чувства) пишет, что (приводим 1-ый пример-иллюстрацию: можно цитату из текста или кратко пересказываем своими словами)… + пояснение
Пояснение к примерам (художественный текст)
* Автор знакомит читателя с героями текста…+ мини-вывод
* Автор неслучайно обращает наше внимание на... + мини-вывод
* Поступок героя показывает, что…+ мини-вывод
* Слова (мысли) героя позволяют увидеть…+ мини-вывод
* Эти события автор описывает, чтобы + мини-вывод
* Автор хочет сказать, что….+ мини-вывод.
В мини-выводе обязательно используем вводные слова (по моему мнению, по-моему, думаю, известно, на мой взгляд). Не забывайте обособлять вводные слова на письме!
Например: по моему мнению, донос на друга – это предательство.
Пояснение к примерам (публицистический текст)
* Писатель хочет сказать, что…
* Этот пример показывает, что…
* Смысл этого высказывания в том, что…
* Эти слова убедительно доказывают, что...
* Я думаю, этим примером автор хотел показать…
* Приведённые слова содержат глубокий смысл…
4 абзац
2-ой пример-иллюстрация с указанием и пояснением.
* Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п) героя, автор отмечает, что… + пояснение +мини-вывод
* В предложении № … писатель отмечает (замечает и т.д.), что…+ пояснение +мини-вывод… Автор уверен, что…
5 абзац
Указать и проанализировать смысловую связь между примерами .
1. Объяснение
* Оба примера из текста объясняют важную мысль автора: (написать, какую мысль)
* Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
* С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)
* Приведённые примеры позволяют автору объяснить…
2. Противопоставление
* Автор противопоставляет данные примеры, чтобы показать…
* Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…
* С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
* Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.
* Один пример противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора…
3. Сравнение
* Писатель сравнивает…+ какие качества героев выявляются в сравнении…
* Сравнивая этих героев, мы видим…
* Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
* Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
* Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…
4. Причина-следствие
* Почему же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.
* Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя…
* Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий…
* Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…
5. Определение понятия
* Автор определяет значение слова «…» (раскрыть содержание понятия «…»).
* Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»
* Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»
6 абзац
Сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста. Привести пример-аргумент.
2 балла
* Я полностью согласен с автором и считаю, что… (обоснование).
(Даже соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными фразами). В качестве примера-аргумента я могу привести...
1. Источником для примера-аргумента служит читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
2. Не принимаются в качестве содержательной основы для примера-аргумента комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
7 абзац
Заключение (достаточно одного предложения)
* Таким образом…