СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №10 Панорама жизни средневековой Англии. Исторический колорит и романтика приключений в произведении В.Скотта «Айвенго»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить учащихся с жизненным и творческим путем Вальтера Скотта (главные события); показать глубокую заинтересованность автора изображением истории родины; продолжить работу над понятием «исторический роман»; найти признаки исторического романа в «Айвенго»; проследить, как отражены реальные  исторические события в романе;
  2. формировать у учащихся умение воспринимать большой по объему произведение целостно, сравнивая изображаемое в романе с реальными историческими событиями; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; развивать творческое воображение; развивать речь учащихся и речевые умения;
  3. воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Просмотр содержимого документа
«РМ - Жизнь и творчество писателя»

В.Скотт (англ. Walter Scott; 15 августа 1771, Эдинбург — 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйбурге) — всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, шотландец по происхождению, адвокат. Для шотландцев он больше чем писатель. Он возродил историческую память народа, он открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь для Англии. Считается основоположником жанра исторического романа. Обладал феноменальной памятью.

  • Родился в Эдинбурге в семье юриста Вальтера Скотта (1729—1799) и Анны Резерфорд (1739—1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Вальтер был девятым ребенком в семье, но когда ему было полгода в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро [1]. В раннем возрасте переболел детским параличом, что привело к атрофии мышц правой ноги и пожизненной хромоте. Несмотря на физический недостаток, уже в раннем возрасте он поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью. Детство Скотта тесно связано с Шотландским Приграничьем (Scottish Borders), где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо.

  • В колледже Скотт увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик. Он много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. В 1786 году Вальтер Скотт поступил учеником в контору отца, а с 1789 по 1792 гг. изучал право, готовясь стать адвокатом. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

  • В первые годы самостоятельной адвокатской практики Вальтер Скотт ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Он увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора». В 1791 году он познакомился со своей первой любовью — Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. Скотт пять лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

  • Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи и даже не его поэмы, а прежде всего первый в мире роман в стихах "Мармион". (По-русски впервые появился в 2000 г. в издании "Литературные памятники") Проза уже известного тогда поэта, началась романом "Уэверли".

  • Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. до разгрома горных кланов в середине XVIII, — а отчасти и более позднему времени «Уэверли» (1814) «Гай Маннеринг» (1815), «Эдинбургская тюрьма» (1818), «Шотландские пуритане» (1816), «Ламермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820). «Аббат» (1820), «Сен-Ронанские воды» (1823), «Антиквар» (1816) и др. В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно типов мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах — они главные герои, в «Эдинбургской тюрьме» героиня — дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII в. делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои — это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности.

  • Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. (роман) Айвенго" (1819), «Квентин Дорвар» (1823), «Кенильворт», (1821), «Анна Гейерштейнская» (1829) и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюста Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта -прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина «классического» средневековья «Айвенго» (1819), в настоящее время сильно устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Так, «Квентин Дорвард» дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго», где центральным фактом для Англии конца XII в. выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, — она была толчком для известного французского историка Огюста Тьерри. При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени. В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. А в 1832 году, не оправившись после четвёртого удара, Вальтер Скотт скончался.

  • В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.

Основные произведения писателя.

  • Аббат (1820) Айвенго (1819) Анна Гейерштейнская (1829)

  • Антиквар (1816) Вдова горца (1827)

  • Вудсток, или Кавалер (1826) Гай Мэннеринг, или Астролог (1815)

  • Граф Роберт Парижский (1832) Два гуртовщика (1827)

  • Дева озера (1810) Дедушкины рассказы. История Шотландии (1828)

  • Жизнь Наполеона (1832) Зеркало тётушки Маргарет

  • Квентин Дорвард (1823) Кенилворт (Kenilworth) (1821)

  • Комната с гобеленами, или Дама в старинном платье

  • Ламмермурская невеста (1819) Легенда о Монтрозе

  • Мармион (1808) Монастырь (1820)

  • Певерил Пик (1822) Пертская красавица, или Валентинов день (1828)

  • Песнь последнего менестреля (1805) Пират (1822)

  • Поле Ватерлоо (1815) Приключения Найджела (1822)

  • Пуритане (1816) Роб Рой (1818)

  • Сент-Ронанские воды Смерть лорда Байрона

  • Талисман 1825 Уэверли, или Шестьдесят лет назад (1814)

  • Чёрный карлик (1816) Эдинбургская темница (1818)



Просмотр содержимого документа
«Урок №10»

Урок №10

Панорама жизни средневековой Англии. Исторический колорит и романтика приключений в произведении В.Скотта «Айвенго»

Цели:

  1. познакомить учащихся с жизненным и творческим путем Вальтера Скотта (главные события); показать глубокую заинтересованность автора изображением истории родины; продолжить работу над понятием «исторический роман»; найти признаки исторического романа в «Айвенго»; проследить, как отражены реальные исторические события в романе;

  2. формировать у учащихся умение воспринимать большой по объему произведение целостно, сравнивая изображаемое в романе с реальными историческими событиями; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; развивать творческое воображение; развивать речь учащихся и речевые умения;

  3. воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Ожидаемый результат:

учащиеся знают главные события из жизни В.Скотта, называют основные черты исторического романа, находят признаки исторического романа в «Айвенго», определяют тематику, проблематику, сюжетные линии и систему персонажей произведения, объясняют название романа.

Оборудование:

текст романа, портрет В. Скотта, опорные схемы, аудиозаписи «Баллады о времени» В. Высоцкого.

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Психологический настрой.

Приветствуют учителя.

  1. Мотивация учебной деятельности

Эпиграф урока:

Человек умирает, а слава живет.

Вальтер Скотт

- Идут годы, минует время, все пережитое и пройденное, остается в прошлом. Но почему-то история просится в сердца современников.

Звучит фрагмент «Баллады о времени» В. Высоцкого.

- Почему мы обращаемся к легендам и сказаниям тысячелетней давности? Какие ценности остаются вечными на все времена?

Прослушивают фрагмент баллады Высоцкого.

Рассуждают по вопросам учителя

Записывают тему урока и эпиграф


  1. Операционно-деятельный этап

  1. В. Скотт – одна из легенд шотландского народа (сообщение о писателе)

Есть в Шотландии, в самом центре Эдинбурга, на Принцесс-стрит, необычный памятник. Это огромное сооружение состоит из стреловидной башни 60-метровой высоты, напоминает готические соборы.

Под ее кровлей, на постаменте, к которому ведут лестницы, статуя Вальтера Скотта из белого мрамора. Писатель сидит с книгой в руке. Рядом с ним - любимая собака, которая преданно смотрит на хозяина. В нишах башни - фигуры героев книг В. Скотта. Это одна из достопримечательностей столицы Шотландии. Но жизнь Вальтер Скотта продолжается не в белом мраморе, а в его замечательных произведениях, среди которых «Айвенго» - лучший.

Группа учеников-биографов в настоящий момент нам коротко расскажет о В.Скотта (рассказ биографов)

  1. Биографический диктант «Лови ошибку»

Вальтер Скотт – известный индийский писатель. Отец его был мастером, мать – дочка князя. Он рос рослым и здоровым. По отцовой просьбе становится врачом. В 1817 году выходит роман «Айвенго». В жизни познакомился и дружил с писателем Г. Стивенсоном. В литературу вошел как основатель литературной баллады.


  1. Понятие «исторический роман». Роман «Айвенго» - исторический роман.

- Что же такое исторический роман?

Повторение черт исторического романа.

  1. Жизнь и судьба людей изображаются на фоне исторических событий.

  2. Наличие исторической справки о положении страны, народа во времена изображаемых событий.

  3. Изображение событий, характерных для изображаемой эпохи.

  4. Дистанция между настоящим и будущим (время написания романа и время описываемых событий отделяются веками).

  5. Присутствие в романе исторических личностей.


- Докажите, что роман «Айвенго» - исторический роман?

Повествование об Англии XII века осно­вано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англо­саксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ор­дена тамплиеров, феодальной борьбе. Рас­при ведут к тому, что Англии постоян­но грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложа­щаяся на народ. Особенно резко пишет В. Скотт о нор­маннских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превра­щавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Ти­пичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крес­тоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в по­вествовании и борьба народа против фе­одального произвола во главе с легендар­ным Робин Гудом.


- Сделайте вывод, чем знаменит XII век в истории Англии?

1). Кодекс чести рыцаря.

2). Рыцарские турниры.

3). Крестовые походы.

4). Лесные разбойники. «Баллада о Робин Гуде».

5). Ричард Львиное сердце.


- Определите основные темы произведения:

  1. изображение исторического прошлого Англии XII век;

  2. борьба англосаксов с норманнами;

  3. история Айвенго;

  4. борьба за любовь.


- Какие конфликты автор показывает в романе? (национальный, политический, социальный, семейный, религиозный)

- В чём состоит основной конфликт романа?

Конфликт развора­чивается между двумя враждующими ла­герями: норманнами, завоевавшими Анг­лию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов.


- В основу романа поло­жено традиционное для Скотта переплете­ние любовной и политической интриг. Со­общая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель расска­зывает о рыцарской чести, любви и вер­ности. Через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха — жизнь Англии XII века.

- Каковы историческая и вымышленная линии романа В. Скотта "Айвенго"?

Историческая линия касается возвращения Ричарда 1 из плена, а вымышленная - об Айвенго, Ровене, Ревекке

- Сколько сюжетных линий вы видите в ро­мане? Кто их герои?

В романе несколько сюжетных линий:

1) история жизни и любви храброго ры­царя Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Сед­рик — отец Ровены, родственник Атель­стан, Гурт и Вамба;

2) история взаимоот­ношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии — отец Ревекки Исаак, Айвенго;

3) события, связанные с Черным Рыцарем — Ричардом Львиное Сердце.


- Назовите исторических фигур и вымышленные персонажи произведения.

Исходя из этого, все персонажи можем сгруппировать:

Исторические лица Вымышленные персонажи

1. Ричард 1 1. Айвенго

2. Джон 2. Ровена

3. Вильгельм ІІ 3. Бриан де Буагильбер


- Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю Айвенго?

Вальтер Скотт считается родоначальни­ком исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тес­но переплетаются вымысел и историче­ские факты, действуют реальные истори­ческие и вымышленные персонажи. Пи­сатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведе­нии возникают реалии прошлого, подроб­но описываются народный быт и нравы. В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются че­рез частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными исто­рическими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вы­мышленного героя


Прослушивают биографическую справку о писателе, делая записи в тетради.










Определяют ошибки в биографии писателя, исправляют их.

Проверка. Вальтер Скотт – известный шотландский писатель. Отец его был юристом, мать – дочка профессора. Он рос хилым и болезненным. По отцовой просьбе становится юристом. В 1819 году выходит роман «Айвенго». В жизни познакомился и дружил с писателем Г. Бернсом. В литературу вошел как основатель исторического романа.



Дают определение понятию «Исторический роман», делают записи в тетради «Основные черты исторического романа». Основываясь на записи, доказывают, что роман В.Скотта – исторический.


















Определяют основные темы и конфликты произведения, называют сюжетные линии романа и их героев, делают записи в тетради.
































Высказывают предположение о названии романа «Айвенго»

  1. Рефлексивный этап

В. Скотта называли «шотландским волшебником», а он своим творчеством убеждает, что настоящими творцами истории являются не выдающиеся фигуры, а простой народ.

Звучит фрагмент «Баллады о борьбе» В. Высоцкого.

Карточки выхода

Ученики должны написать

1) наиболее важную идею, упомянутую на уроке;

2) один вопрос по теме;

3) одно общее замечание или комментарий по теме.

Прослушивают фрагмент баллады Высоцкого. Заполняют карточки выхода. Желающие делятся своими записями по уроку.

Домашнее задание

Определите за текстом составляющие кодекса рыцарской чести и поступков Айвенго





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!