СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №17-18 Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования Выразительные словообразовательные средства русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. расширить представление о строении слова и способах современного русского словообразования;
  2. познакомить учащихся со стилистическими средствами словообразования; совершенствовать знания и умения по морфемике и словообразованию на практике;
  3. формировать навыки культуры речи; развивать умения и навыки нахождения в тексте основных выразительных средств морфемики и словообразования русского языка;
  4. развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;
  5. воспитывать культуру речи, богатство и выразительность речи;  потребность в дальнейшем самообразовании

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №17-18 Выразительные словообразовательные средства»

10 класс


Урок №17-18

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования

Выразительные словообразовательные средства русского языка

Цели:

знакомство с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, закрепление навыков правописания

Задачи:

  1. расширить представление о строении слова и способах современного русского словообразования;

  2. познакомить учащихся со стилистическими средствами словообразования; совершенствовать знания и умения по морфемике и словообразованию на практике;

  3. формировать навыки культуры речи; развивать умения и навыки нахождения в тексте основных выразительных средств морфемики и словообразования русского языка;

  4. развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;

  5. воспитывать культуру речи, богатство и выразительность речи; потребность в дальнейшем самообразовании

Прогнозируемые результаты:

учащиеся применяют знания и умения по морфемике и словообразованию на практике правописания; характеризуют словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; умеют образовывать слова различными способами и выполнять словообразовательный и морфемный анализ; находят в тексте основные выразительные средства морфемики и словообразования русского языка, определяют значение и стилистическую принадлежность морфем, их стилистические возможности

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 10-11 классы, А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2012, РМ для работы в группах

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Целеполагание.


Приветствие учащихся.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Эпиграф к уроку:

«Благодаря морфологической природе русского языка, имеющего возможность образования основных групп знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал, обладает неиссякаемыми силами роста», – отмечал С. П. Обнорский.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с выразительными словообразовательными средствами русского языка, но вначале повторим способы образования новых слов в русском языке.

Приветствуют учителя.

Чтение и объяснение слов С.П. Обнорского (обращение к эпиграфу).

Формулировка целей и задач урока.

  1. Актуализация знаний.


  1. Формирование понятийного аппарата.

- Как вы правильно определили, на уроке пойдет речь о «Морфемике» и «Словообразовании».

Задание 1.

1- 2 группа должны сформировать понятийный аппарат по теме «Морфемика»;

3- 4 группы - по теме «Словообразование».

Понятийный аппарат по теме «Морфемика»: морфемика, морфема, корневая морфема, аффиксальная морфема, флексия, основа, префикс, корень, суффикс, постфикс.

Понятийный аппарат по теме «Словообразование»: словообразование, способы словообразования, морфологические и неморфологические способы словообразования, сложение, безаффиксный тип словообразования, аффиксация.

Задание 2.

- У доски выполните: представители 1-ой, 2-ой групп – морфемный разбор слов облачность, внештатный; представители 3-ей, 4-ой групп – словообразовательный разбор этих же слов. В чем состоит принципиальная разница между морфемным и словообразовательным анализом слов?

Беседа:

  • Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются y значимыми частями слова?

  • В чём отличие корня от других морфем?

  • Какие части слова выражают грамматическое значение?

  • В чём отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? Приведите примеры.

Морфемы

(значимые части слова)


Корень аффиксы

(служебные морфемы)


Словообразующие формообразующие



Приставка суффикс окончание суффикс


Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.

  • Какие части речи не имеют окончания? Приведите примеры слов с нулевым окончанием. В чём отличие y слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

  • Какие способы словообразования вы знаете?

- Названные вами способы являются «морфологическими», но в русском языке существуют и «неморфологические». Познакомимся с их примерами в раздаточном материале - таблице.


Неморфологические способы словообразования

Объяснение

Примеры

Лексико-семантический

Появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов

Прапорщик (знаменосец)

Прапорщик (воинское звание);

Бригадир (воинское звание) и бригадир (руководитель трудового коллектива)

Морфолого-синтаксический

Появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую.

Столовая (ложка) прилаг.

Столовая (помещение) сущ.; караул (сущ.) и караул! (междом.)

Лексико-синтаксический

Появление новых слов в результате сращений сочетаний слов

Высококачественный – высоко – качественный, тотчас – тот - час


Задание 3.

- Распределите номера словосочетаний в три колонки в зависимости от способа словообразования.

Лексико-семантический

Лексико-синтаксический

Морфолого-синтаксический

3,5,7

2,6

1,4


  1. Войти в столовую:

  2. Сумасшедший

  3. Куршская коса

  4. Спрятаться в ванной

  5. Долг каждого

  6. Нижеподписавшийся указал

  7. Запустить дела


  1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в парах)

- Какое слово пропущено в каждой словообразовательной цепочке? Š

1) Тесный — теснить — притеснить — … — притеснительница.

2) Шнур — шнуровать — зашнуровать — … — зашнуровывание.

3) Страховать — перестраховать — … — перестраховочный.

Ответ: 1) притеснитель, 2) зашнуровывать, 3) перестраховка.


- Объедините слова в словообразовательные цепочки. Š

Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.

Ответ: печаль — печалить — опечалить — опечалиться; печать — печатать — отпечатать — отпечаток; печь — пропечь — пропекать — пропекаться; петь — запеть — запевать — запевала.


Учащиеся на плакатах записывают термины. Отвечают представители 1–ой группы, представители 2-ой корректируют и оценивают их ответ; отвечают представители 3–ой группы, представители 4-ой корректируют и оценивают их ответ.

Выступают представители 2-ой и 4-ой групп, представители 1-ой и 3-ой групп корректируют и оценивают ответы.

Учащийся 1: При морфемном анализе слова выделяются все входящие в него морфемы. Цель такого анализа – показать, из каких морфем состоит слово.

Учащийся 2: При словообразовательном анализе слова выделяется производящая основа и морфемы, при помощи которых образовано данное производное слово. Цель такого анализа – показать, как образовалось производное слово.


Запись определения и схемы в тетрадь.


















Называют способы образования новых слов, рассматривают таблицу с «неморфологическими способами», определяют способ образования предложенных слов.





























Восстанавливают словообразовательные цепочки, работая в парах.








  1. Изучение нового материала.


  1. Слово учителя

- Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закреплённостью некоторых словообразовательных моделей. А благодаря различным стилистическим возможностям русского языка можно более полно и эмоционально выражать свои мысли. Давайте убедимся в этом.

  1. Работа в группах.

  • Сообщение I группы «Создание оценочных значений средствами словообразования».

  • Сообщение II группы «Экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи»

  • Сообщение III группы «Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка»

  • Сообщение IV группы «Окказиональное словообразование»


Основу стилистических средств словообразования составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и ироничности. Оттенок уменьшительности существительным могут придавать суффиксы: -ок-, -ек- (-ёк-): огонёк; -очек- (-ёчек-): пенёчек; -чик-: трамвайчик; -ец-: морозец; -ушк- (-юшк-): батюшка; -оньк- (-еньк-): зоренька. У имен прилагательных это суффиксы: -оньк- (-еньк-): большенький; -ехоньк- (-охоньк-): скорёхонький; -ёхонек- (-охонек-), -ёшенек- (-ошенек-): близёхонек.

В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом — домина, домище; детина, ножища. Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: вот это красотища!

Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция, старушенция; собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё; отвлечённые существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: спаньё, кислятина, галдёж, скукота, смехота. Слова с оттенком пренебрежительности, презрительности в значении образовываются суффиксальным способом: -ишк; -онк- (-ёнк-): душонка. Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, слабак, чужак, разгильдяй. Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: бородач, силач, грамотей, бродяга.




Изучают предложенный информационный материал в группе, формируют группы сменного состава, рассказывают (индивидуально) свое сообщение, делают краткие записи в тетрадь о прослушанном.

  1. Практикум

  1. Осложнённое списывание.

а) Я пр..обрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с..беседник.

б) Так я выяснил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении... (Б. Тимофеев)

Задание к тексту:

Записать I часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.

- Какая разница в значении выделенных слов? Благодаря чему изменилось значение слова? Выпишем слова:

уменьш.-ласкат. ← книжечка ↔ книжонка→ пренебрежительный

суффикс ↓ суффикс

суффиксы субъективной оценки

- Итак, значение слова изменилось благодаря суффиксу субъективной оценки.

— Выполните морфемный разбор слов: собеседник, книжонка
— Определите значение морфем в первом слове.

• со- — вместе (сокурсник, сотрудник);

• -ник- — лицо (сокурсниксотрудник)

  1. Выполнение практических заданий (тексты на доске)

Упражнение 1

Задание: выпишите слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью в данном тексте использует автор суффиксы субъективной оценки?

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

Ответы:

- Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких.
- Создается психологический портрет героя. Ласковые слова придают слащавость, которыми он прикрывает свое лицемерие и ханжество. Введение такой оценочной лексики в разговор может сообщать ему фамильярную, интимную окраску, иногда выражает сочувствие, иронию и во всех случаях придает речи характер живой, непринужденной беседы.


Упражнение 2

Задание: запишите слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью автор использует их в произведении?

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек.

Ответы:

- В комнате, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек.

- Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.



- Сделайте вывод, какую роль играют суффиксы субъективной оценки в русском языке.



  1. Мозговой штурм «Стилистические возможности словообразовательных аффиксов».

Задание для 1-ой и 2-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов.


Книжная стилистическая окраска


Разговорная стилистическая окраска


-к(а) (зарубежка, неотложка, публичка);

-атин(а) (кислятина, постнятина, серятина);

-ён(а) (сластёна, гулёна);

-ун (крикун, пискун, болтун);

-уш(а) (крикуша, плакуша);

-аст(ый) (губастый, ушастый, зубастый, горластый);

-л(а) (громила, воротила);

-яш (кругляш, кудряш, племяш).

- ость (очевидность, картинность, плавность);

-ств (о) (гражданство, предательство);

-иад(а) (альпиниада, академиада, универсиада);

-льн(ый) (кипятильный, красильный);

-тельн(ый) (измерительный, окислительный);

-изирова(ть) (кристаллизировать, витаминизировать)



Задание для 3-ей и 4-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам префиксы, определить значение префиксов.

Книжная стилистическая окраска


Разговорная стилистическая окраска


воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять);

из- (ис-) (изгнать, испить);

низ- (нис-) (низводить, ниспровергнуть);

наи- (наилучший);

со- (соисполнитель, соучаствовать);

интер- (интервокальный);

ультра- (ультрамодернизм, ультраправый) и др.

раз- (рас-) (раскрасавец, развеселый);

про- (пробегать, прогулять, проглядеть);

на- (нарассказывать, надавать, насочинять, напринимать).



- Сделайте вывод о стилистических возможностях словообразовательных средств.


  1. Выполнение творческого задания по культуре речи.

- Прочитайте предложения и укажите слова, которые образованы неправильно. Перепишите, исправляя ошибки.

1) Митрофан обнаруживает своё невеждество во всём. 2) Печорин не раз проявлял бесстрашность. 3) Равнодушество охватило Евгения. 4) Устои тёмного царства посшатнулись. 5) Успех первых пьес значительно упрочнил положение драматурга. 6) Не так-то легко сломить разбудившийся народ. 7) Отряд, бессомненно, вовремя придёт на станцию. 8) В будующем энергия атома найдёт самое широкое применение.



Списывают текст, выполняя предложенные задания, определяют разницу в значении слов и способ ее создания: суффиксы субъективной оценки.







































Ответ учащихся.

Оценочная лексика («маменька», «избушка», «свечка», «лучинушка», «чайку», «кофейку», «лаптишечки», «пустеньких») служит для создания психологического портрета героя – Иудушки Головлева. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество.





Ответ учащихся.

В отрывке речь идет о Фенечке, пожалуй, самом безобидном существе романа. Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («комнатке», «мышонок», «норке», «губками», «ручками», «зверек»), автор выражает свою симпатию к этой женщине.

Вывод учащихся: Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.




Работают в группах, определяя стилистическую окраску аффиксов






































Вывод учащихся: Многие словообразовательные аффиксы служат не только для образования новых слов, но и одновременно определяют сферу употребления производных слов.




Исправляют ошибки, связанные с неправильным образованием слов

  1. Подведение итогов урока

- Что нового на уроке узнали?

- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы разгадывали словообразовательные загадки, проникали в тайну происхождения русского слова. Ведь это так увлекательно — докапываться до истины! Образование слов — настолько живой процесс, что вы постоянно будете сталкиваться с ним и в вашей повседневной речи, и на уроках русского языка при знакомстве с другими темами. Пока мы не всё ещё сказали об особенностях словообразования различных частей речи, поэтому впереди вас ждёт немало интересной информации, словообразовательных неожиданностей и парадоксов. Удачи вам!


Ответ учащихся. Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.

Домашнее задание

1. Письменно ответить на вопрос: «Какова роль словообразовательных выразительных средств?»*

2. Произвести лингвистический анализ выписанного из художественной литературы текста, содержащего слова с суффиксами субъективной оценки.**




Просмотр содержимого документа
«РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ»

РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ


Сообщение I группы «Создание оценочных значений средствами словообразования».

- Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов. У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией. Проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных. От существительных, нейтральных в эмоционально-экспрессивном отношении , путем аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом-домик, домишко; брат-братец, браток, братишка; рука- ручка, рученька. В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом-домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок негативной оценки. Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумажонка, бумаженция, книженция, старушенция: собирательные существительные с пренебрежительным отношением: солдатня, матросня, пацаньё.

Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький; а также – отрицательную: вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий; на сильное проявление признака указывают модели типа: милый-милый, долгий-предолгий.

Среди глаголов можно выделить ряд интересных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской, образованных от местоимений: якать, тыкать, выкать; междометий: ахать, мукать, охать, тявкать; а также от существительных и прилагательных: базарить, горланить, глупить, грубиянить, ловчить, жульничать, лентяйничать, подличать.

Для глагольного словообразования весьма характерно снижение стиля путем прибавления постфикса –ся: звониться, маячиться, обещаться. Префиксация нередко вносит изменения не только в семантику слов. Но и значительно усиливает их экспрессивную окраску, превращая глаголы в разговорные и даже просторечные: тратиться-поистратиться, франтить-прифрантиться.


Сообщение II группы «Экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи»

В художественной речи сложилась давняя традиция стилистического использования слов с аффиксами субъективной оценки. На заре российской словесности, в XVIII веке, слова «умалительные» и «увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля и употребление их, согласно теории трех штилей М.В. Ломоносова, было возможно лишь в «низких» жанрах (баснях, сатирах, комедиях). Причем обращение к оценочной лексике не отражало эмоционального отношения автора к предмету описания. Новым шагом в освоении стилистических ресурсов русского словообразования был отбор «нежных», «чувствительных» слов сентименталистами, создавшими вокруг оценочной лексики особый ореол «приятности»:

Восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились. Птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки…(Карамз.)

Лучшие писатели начала XIX века отразили и стилистическое использование слов с суффиксами субъективной оценки, свойственное разговорной речи. Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов употребляет эти слова, создающие фамильярно-непринужденный тон его высказываний: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку

Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский активно использовали этот источник экспрессии, А.П. Чехову и Л.Н. Толстому эта манера была чужда.

Сообщение III группы «Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка»

Русское словообразование отличается стилистической гибкостью. Путем аффиксации создаются словообразовательные варианты, получающие определенную функционально-стилевую закрепленность. Те или иные словообразовательные модели оказываются наиболее продуктивными в определённых стилях.

Противопоставлены прежде всего книжные и общеупотребительные и разговорные

Словообразовательные варианты, у которых только аффиксы определяют их функционирование в речи. Так, книжный характер отглагольных существительных с суффиксами –ани-, -ени- и некоторыми другими выявляется при сопоставлении их с однокоренными словами, лишенными книжной окраски благодаря иному суффиксальному оформлению: закаливание закалка, откупоривание-откупорка, пиление-пилка. Первые воспринимаются как книжные, вторые стилистически не закреплены.

В современном русском языке функционально закреплены и некоторые приставки, прежде всего иноязычного происхождения, имеющие устойчивую книжную окраску и участвующие в образовании терминов, используемых в научном и публицистическом стилях: алогизм, антитоксический, асинхронный, архиреакционный, дезинформация, транслунный.

Выделяются также книжные исконно русские и старославянские приставки, образующие термины: вневедомственный, прозападный. Некоторые старославянские приставки придают словам «высокое» звучание: всевластный, преисполнить.


Сообщение IV группы «Окказиональное словообразование»

В поисках выразительных средств художественной речи писатели иногда прибегают к словотворчеству. Создание индивидуально-авторских неологизмов обычно связано с использованием словообразовательных ресурсов родного языка. Эстетическая ценность таких новообразований определяется искусством автора, его умением применить наиболее яркие и стилистически оправданные экспрессивные краски тех или иных словообразовательных моделей. Современные окказионализмы можно разделить на две группы: одни построены по законам книжного словообразования: «Вся моя юнь с этим бревнышком закадычным»,- рассказывал Смоляков.(Триф.) Другие созданы из разговорных и просторечных аффиксов: Под ухмылки и веселые перегляды товарищей (Абр.) В окказионализмах могут быть «спрятаны» эпитеты, метафоры, сравнения.



Просмотр содержимого документа
«РМ»

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА


  1. Формирование понятийного аппарата.

Задание 1.

1- 2 группа должны сформировать понятийный аппарат по теме «Морфемика»;

3- 4 группы - по теме «Словообразование».


Задание 2.

- У доски выполните: представители 1-ой, 2-ой групп – морфемный разбор слов облачность, внештатный; представители 3-ей, 4-ой групп – словообразовательный разбор этих же слов.

В чем состоит принципиальная разница между морфемным и словообразовательным анализом слов?

Беседа:

  • Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются y значимыми частями слова?

  • В чём отличие корня от других морфем?

  • Какие части слова выражают грамматическое значение?

  • В чём отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? Приведите примеры.

Морфемы

(значимые части слова)


Корень аффиксы

(служебные морфемы)


Словообразующие формообразующие



Приставка суффикс окончание суффикс


Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.

  • Какие части речи не имеют окончания? Приведите примеры слов с нулевым окончанием. В чём отличие y слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

  • Какие способы словообразования вы знаете?


Неморфологические способы словообразования

Объяснение

Примеры

Лексико-семантический

Появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов

Прапорщик (знаменосец)

Прапорщик (воинское звание);

Бригадир (воинское звание) и бригадир (руководитель трудового коллектива)

Морфолого-синтаксический

Появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую.

Столовая (ложка) прилаг.

Столовая (помещение) сущ.; караул (сущ.) и караул! (междом.)

Лексико-синтаксический

Появление новых слов в результате сращений сочетаний слов

Высококачественный – высоко – качественный, тотчас – тот - час


Задание 3.

- Распределите номера словосочетаний в три колонки в зависимости от способа словообразования.


Лексико-семантический

Лексико-синтаксический

Морфолого-синтаксический





  1. Войти в столовую:

  2. Сумасшедший

  3. Куршская коса

  4. Спрятаться в ванной

  5. Долг каждого

  6. Нижеподписавшийся указал

  7. Запустить дела


  1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в парах)

- Какое слово пропущено в каждой словообразовательной цепочке? Š

1) Тесный — теснить — притеснить — … — притеснительница.

2) Шнур — шнуровать — зашнуровать — … — зашнуровывание.

3) Страховать — перестраховать — … — перестраховочный.


- Объедините слова в словообразовательные цепочки. Š

Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.


  1. Осложнённое списывание.

а) Я пр..обрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с..беседник.

б) Так я выяснил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении... (Б. Тимофеев)

Задание к тексту:

  • Записать I часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.

  • Какая разница в значении выделенных слов? Благодаря чему изменилось значение слова?

  • Выполните морфемный разбор слов: собеседник, книжонка

  • Определите значение морфем в первом слове.


  1. Выполнение практических заданий

Упражнение 1

Задание: выпишите слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью в данном тексте использует автор суффиксы субъективной оценки?

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

Упражнение 2

Задание: запишите слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью автор использует их в произведении?

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек.



- Сделайте вывод, какую роль играют суффиксы субъективной оценки в русском языке.









  1. Мозговой штурм «Стилистические возможности словообразовательных аффиксов».

Задание для 1-ой и 2-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов.


Книжная стилистическая окраска


Разговорная стилистическая окраска


-к(а) (зарубежка, неотложка, публичка);

-атин(а) (кислятина, постнятина, серятина);

-ён(а) (сластёна, гулёна);

-ун (крикун, пискун, болтун);

-уш(а) (крикуша, плакуша);

-аст(ый) (губастый, ушастый, зубастый, горластый);

-л(а) (громила, воротила);

-яш (кругляш, кудряш, племяш).

- ость (очевидность, картинность, плавность);

-ств (о) (гражданство, предательство);

-иад(а) (альпиниада, академиада, универсиада);

-льн(ый) (кипятильный, красильный);

-тельн(ый) (измерительный, окислительный);

-изирова(ть) (кристаллизировать, витаминизировать)



Задание для 3-ей и 4-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам префиксы, определить значение префиксов.

Книжная стилистическая окраска


Разговорная стилистическая окраска


воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять);

из- (ис-) (изгнать, испить);

низ- (нис-) (низводить, ниспровергнуть);

наи- (наилучший);

со- (соисполнитель, соучаствовать);

интер- (интервокальный);

ультра- (ультрамодернизм, ультраправый) и др.

раз- (рас-) (раскрасавец, развеселый);

про- (пробегать, прогулять, проглядеть);

на- (нарассказывать, надавать, насочинять, напринимать).



- Сделайте вывод о стилистических возможностях словообразовательных средств.


  1. Выполнение творческого задания по культуре речи.

- Прочитайте предложения и укажите слова, которые образованы неправильно. Перепишите, исправляя ошибки.

1) Митрофан обнаруживает своё невеждество во всём. 2) Печорин не раз проявлял бесстрашность. 3) Равнодушество охватило Евгения. 4) Устои тёмного царства посшатнулись. 5) Успех первых пьес значительно упрочнил положение драматурга. 6) Не так-то легко сломить разбудившийся народ. 7) Отряд, бессомненно, вовремя придёт на станцию. 8) В будующем энергия атома найдёт самое широкое применение.


Просмотр содержимого презентации
«10 класс Урок №17-18 Выразительные словообразовательные средства»

Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему   «Выразительные словообразовательные средства языка»

Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему «Выразительные словообразовательные средства языка»

Проблемный вопрос урока:  Обладают ли словообразовательные средства языка выразительными возможностями?

Проблемный вопрос урока:

Обладают ли словообразовательные средства языка выразительными возможностями?

Какая разница в значении слов? Благодаря чему изменилось значение слова? - Я пр…обрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. - Почему Вы говорите так пр…небрежительно , - возмутился я. - Но ведь она тоненькая, да и формат (не)большой, - ответил собеседник. Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…

Какая разница в значении слов? Благодаря чему изменилось значение слова?

- Я пр…обрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.

- Почему Вы говорите так пр…небрежительно , - возмутился я.

- Но ведь она тоненькая, да и формат (не)большой, - ответил собеседник.

Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…

Морфемы субъективной оценки в системе средств языка Морфология : части речи, их выр а зительные возможности Синтаксис: инверсия,градация,повтор,анафора,эпифора,парцелляция,риторические фигуры и т.д. Морфемика: морфемы субъективной оценки Лексика: лексические средства языка, тропы Фонетика: аллитерация, ассонанс

Морфемы субъективной оценки в системе средств языка

Морфология : части речи, их выр а зительные возможности

Синтаксис: инверсия,градация,повтор,анафора,эпифора,парцелляция,риторические фигуры и т.д.

Морфемика: морфемы субъективной оценки

Лексика: лексические средства языка, тропы

Фонетика: аллитерация, ассонанс

Стили́стика — раздел языкознания, изучающий неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему . Обратимся к Стилистически окрашенным словообразовательным средствам языка

Стили́стика — раздел языкознания, изучающий

неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему .

Обратимся к Стилистически окрашенным словообразовательным средствам языка

Разговорный стиль (Функция общения). Суффиксы. -ак(як) добряк -ан(ян) старикан -тяй лентяй

Разговорный стиль (Функция общения). Суффиксы.

-ак(як)

добряк

-ан(ян)

старикан

-тяй

лентяй

Разговорный стиль (Функция общения). Суффиксы. -ыш глупыш -ш(а) парикмахерша -аст глазастый

Разговорный стиль (Функция общения). Суффиксы.

-ыш

глупыш

-ш(а)

парикмахерша

-аст

глазастый

Публицистический стиль (Функция воздействия). Приставки. а- аморальный анти- антиобщественный де- демобилизация

Публицистический стиль (Функция воздействия). Приставки.

а-

аморальный

анти-

антиобщественный

де-

демобилизация

Публицистический стиль (Функция воздействия). Суффиксы. -изм гуманизм -ист гуманист -изация гуманизация

Публицистический стиль (Функция воздействия). Суффиксы.

-изм

гуманизм

-ист

гуманист

-изация

гуманизация

Публицистический стиль (Функция воздействия). Корни. обще- общепринятый все- всеобъемлющий

Публицистический стиль (Функция воздействия). Корни.

обще-

общепринятый

все-

всеобъемлющий

Научный стиль (Функция сообщения).  Суффиксы с отвлеченным значением. -аци(я) эксплуатация -ени(е) рассмотрение

Научный стиль (Функция сообщения). Суффиксы с отвлеченным значением.

-аци(я)

эксплуатация

-ени(е)

рассмотрение

Художественный стиль (Функция воздействия).  Весь арсенал средств, включая уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы с уничижительным значением. -еньк серенький -онк книжонка

Художественный стиль (Функция воздействия). Весь арсенал средств, включая уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы с уничижительным значением.

-еньк

серенький

-онк

книжонка

Официально-деловой стиль (функция сообщения) отсутствуют изобразительно-выразительные средства языка присутствуют стилистически нейтральные морфемы

Официально-деловой стиль (функция сообщения)

отсутствуют изобразительно-выразительные средства языка

присутствуют стилистически нейтральные морфемы

Выразительные возможности словообразовательных средств расширяют пределы поэтического словаря привносят разнообразные оттенки в значения слов выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения

Выразительные возможности словообразовательных средств

расширяют пределы поэтического словаря

привносят разнообразные оттенки в значения слов

выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения

Блок рефлексии Выразительные словообразовательные средства языка –  это морфемы субъективной оценки. Посредством словообразовательных выразительных средств расширяются пределы поэтического словаря: морфемы субъективной оценки привносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.

Блок рефлексии

Выразительные словообразовательные средства языка – это морфемы субъективной оценки.

Посредством словообразовательных выразительных средств расширяются пределы поэтического словаря: морфемы субъективной оценки привносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!