Актуализация знаний. | Формирование понятийного аппарата. - Как вы правильно определили, на уроке пойдет речь о «Морфемике» и «Словообразовании». Задание 1. 1- 2 группа должны сформировать понятийный аппарат по теме «Морфемика»; 3- 4 группы - по теме «Словообразование». Понятийный аппарат по теме «Морфемика»: морфемика, морфема, корневая морфема, аффиксальная морфема, флексия, основа, префикс, корень, суффикс, постфикс. Понятийный аппарат по теме «Словообразование»: словообразование, способы словообразования, морфологические и неморфологические способы словообразования, сложение, безаффиксный тип словообразования, аффиксация. Задание 2. - У доски выполните: представители 1-ой, 2-ой групп – морфемный разбор слов облачность, внештатный; представители 3-ей, 4-ой групп – словообразовательный разбор этих же слов. В чем состоит принципиальная разница между морфемным и словообразовательным анализом слов? Беседа: Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются y значимыми частями слова? В чём отличие корня от других морфем? Какие части слова выражают грамматическое значение? В чём отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? Приведите примеры. Морфемы (значимые части слова) Корень аффиксы (служебные морфемы) Словообразующие формообразующие Приставка суффикс окончание суффикс Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня. Какие части речи не имеют окончания? Приведите примеры слов с нулевым окончанием. В чём отличие y слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания? Какие способы словообразования вы знаете? - Названные вами способы являются «морфологическими», но в русском языке существуют и «неморфологические». Познакомимся с их примерами в раздаточном материале - таблице. Неморфологические способы словообразования | Объяснение | Примеры | Лексико-семантический | Появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов | Прапорщик (знаменосец) Прапорщик (воинское звание); Бригадир (воинское звание) и бригадир (руководитель трудового коллектива) | Морфолого-синтаксический | Появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. | Столовая (ложка) прилаг. Столовая (помещение) сущ.; караул (сущ.) и караул! (междом.) | Лексико-синтаксический | Появление новых слов в результате сращений сочетаний слов | Высококачественный – высоко – качественный, тотчас – тот - час | Задание 3. - Распределите номера словосочетаний в три колонки в зависимости от способа словообразования. Лексико-семантический | Лексико-синтаксический | Морфолого-синтаксический | 3,5,7 | 2,6 | 1,4 | Войти в столовую: Сумасшедший Куршская коса Спрятаться в ванной Долг каждого Нижеподписавшийся указал Запустить дела Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в парах) - Какое слово пропущено в каждой словообразовательной цепочке? 1) Тесный — теснить — притеснить — … — притеснительница. 2) Шнур — шнуровать — зашнуровать — … — зашнуровывание. 3) Страховать — перестраховать — … — перестраховочный. Ответ: 1) притеснитель, 2) зашнуровывать, 3) перестраховка. - Объедините слова в словообразовательные цепочки. Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать. Ответ: печаль — печалить — опечалить — опечалиться; печать — печатать — отпечатать — отпечаток; печь — пропечь — пропекать — пропекаться; петь — запеть — запевать — запевала. | Учащиеся на плакатах записывают термины. Отвечают представители 1–ой группы, представители 2-ой корректируют и оценивают их ответ; отвечают представители 3–ой группы, представители 4-ой корректируют и оценивают их ответ. Выступают представители 2-ой и 4-ой групп, представители 1-ой и 3-ой групп корректируют и оценивают ответы. Учащийся 1: При морфемном анализе слова выделяются все входящие в него морфемы. Цель такого анализа – показать, из каких морфем состоит слово. Учащийся 2: При словообразовательном анализе слова выделяется производящая основа и морфемы, при помощи которых образовано данное производное слово. Цель такого анализа – показать, как образовалось производное слово. Запись определения и схемы в тетрадь. Называют способы образования новых слов, рассматривают таблицу с «неморфологическими способами», определяют способ образования предложенных слов. Восстанавливают словообразовательные цепочки, работая в парах. |
Изучение нового материала. | Слово учителя - Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закреплённостью некоторых словообразовательных моделей. А благодаря различным стилистическим возможностям русского языка можно более полно и эмоционально выражать свои мысли. Давайте убедимся в этом. Работа в группах. Сообщение I группы «Создание оценочных значений средствами словообразования». Сообщение II группы «Экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи» Сообщение III группы «Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка» Сообщение IV группы «Окказиональное словообразование» Основу стилистических средств словообразования составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и ироничности. Оттенок уменьшительности существительным могут придавать суффиксы: -ок-, -ек- (-ёк-): огонёк; -очек- (-ёчек-): пенёчек; -чик-: трамвайчик; -ец-: морозец; -ушк- (-юшк-): батюшка; -оньк- (-еньк-): зоренька. У имен прилагательных это суффиксы: -оньк- (-еньк-): большенький; -ехоньк- (-охоньк-): скорёхонький; -ёхонек- (-охонек-), -ёшенек- (-ошенек-): близёхонек. В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом — домина, домище; детина, ножища. Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: вот это красотища! Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция, старушенция; собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё; отвлечённые существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: спаньё, кислятина, галдёж, скукота, смехота. Слова с оттенком пренебрежительности, презрительности в значении образовываются суффиксальным способом: -ишк; -онк- (-ёнк-): душонка. Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, слабак, чужак, разгильдяй. Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: бородач, силач, грамотей, бродяга.
| Изучают предложенный информационный материал в группе, формируют группы сменного состава, рассказывают (индивидуально) свое сообщение, делают краткие записи в тетрадь о прослушанном. |
Практикум | Осложнённое списывание. а) Я пр..обрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с..беседник. б) Так я выяснил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении... (Б. Тимофеев) Задание к тексту: Записать I часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм. - Какая разница в значении выделенных слов? Благодаря чему изменилось значение слова? Выпишем слова: уменьш.-ласкат. ← книжечка ↔ книжонка→ пренебрежительный суффикс ↓ суффикс суффиксы субъективной оценки - Итак, значение слова изменилось благодаря суффиксу субъективной оценки. — Выполните морфемный разбор слов: собеседник, книжонка — Определите значение морфем в первом слове. • со- — вместе (сокурсник, сотрудник); • -ник- — лицо (сокурсник, сотрудник) Выполнение практических заданий (тексты на доске) Упражнение 1 Задание: выпишите слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью в данном тексте использует автор суффиксы субъективной оценки? А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали. Ответы: - Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких. - Создается психологический портрет героя. Ласковые слова придают слащавость, которыми он прикрывает свое лицемерие и ханжество. Введение такой оценочной лексики в разговор может сообщать ему фамильярную, интимную окраску, иногда выражает сочувствие, иронию и во всех случаях придает речи характер живой, непринужденной беседы. Упражнение 2 Задание: запишите слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью автор использует их в произведении? Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек. Ответы: - В комнате, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек. - Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.
- Сделайте вывод, какую роль играют суффиксы субъективной оценки в русском языке.
Мозговой штурм «Стилистические возможности словообразовательных аффиксов». Задание для 1-ой и 2-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов. Книжная стилистическая окраска | | Разговорная стилистическая окраска | | -к(а) (зарубежка, неотложка, публичка); -атин(а) (кислятина, постнятина, серятина); -ён(а) (сластёна, гулёна); -ун (крикун, пискун, болтун); -уш(а) (крикуша, плакуша); -аст(ый) (губастый, ушастый, зубастый, горластый); -л(а) (громила, воротила); -яш (кругляш, кудряш, племяш). - ость (очевидность, картинность, плавность); -ств (о) (гражданство, предательство); -иад(а) (альпиниада, академиада, универсиада); -льн(ый) (кипятильный, красильный); -тельн(ый) (измерительный, окислительный); -изирова(ть) (кристаллизировать, витаминизировать) | | Задание для 3-ей и 4-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам префиксы, определить значение префиксов. Книжная стилистическая окраска | | Разговорная стилистическая окраска | | воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять); из- (ис-) (изгнать, испить); низ- (нис-) (низводить, ниспровергнуть); наи- (наилучший); со- (соисполнитель, соучаствовать); интер- (интервокальный); ультра- (ультрамодернизм, ультраправый) и др. раз- (рас-) (раскрасавец, развеселый); про- (пробегать, прогулять, проглядеть); на- (нарассказывать, надавать, насочинять, напринимать). | | - Сделайте вывод о стилистических возможностях словообразовательных средств. Выполнение творческого задания по культуре речи. - Прочитайте предложения и укажите слова, которые образованы неправильно. Перепишите, исправляя ошибки. 1) Митрофан обнаруживает своё невеждество во всём. 2) Печорин не раз проявлял бесстрашность. 3) Равнодушество охватило Евгения. 4) Устои тёмного царства посшатнулись. 5) Успех первых пьес значительно упрочнил положение драматурга. 6) Не так-то легко сломить разбудившийся народ. 7) Отряд, бессомненно, вовремя придёт на станцию. 8) В будующем энергия атома найдёт самое широкое применение. |
Списывают текст, выполняя предложенные задания, определяют разницу в значении слов и способ ее создания: суффиксы субъективной оценки.
Ответ учащихся. Оценочная лексика («маменька», «избушка», «свечка», «лучинушка», «чайку», «кофейку», «лаптишечки», «пустеньких») служит для создания психологического портрета героя – Иудушки Головлева. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество. Ответ учащихся. В отрывке речь идет о Фенечке, пожалуй, самом безобидном существе романа. Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («комнатке», «мышонок», «норке», «губками», «ручками», «зверек»), автор выражает свою симпатию к этой женщине. Вывод учащихся: Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения. Работают в группах, определяя стилистическую окраску аффиксов
Вывод учащихся: Многие словообразовательные аффиксы служат не только для образования новых слов, но и одновременно определяют сферу употребления производных слов.
Исправляют ошибки, связанные с неправильным образованием слов |