Операционно-деятельный этап | Формирование умений и навыков Эвристическая беседа, выполнение задач поисково-исследовательского характера На какие условные группы вы бы распределили отрицательных персонажей романа «Приключения Оливера Твиста»? (На чиновников, внешне добропорядочных, а по сути - преступников, на преступников по характеру, на детей, которые стали ворами от безысходности, на преступников, которые понимают свое положение, оно их тяготит, - они еще не потеряли человеческого достоинства.) Назовите представителей этих групп и кратко их охарактеризуйте, приведя цитаты из текста. Ожидаемые ответы • Члены попечительского совета работного дома - бездушные, жестокие, жадные до наживы за общественный счет: «Члены совета были все очень мудрые и глубокомысленные философы, и, когда они присмотрелись ближе в работный дом, они заметили то, чего обычные смертные никогда не заметили бы , а именно, что бедным он нравится. Работный дом стал для них излюбленным местом развлечений: здесь была бесплатная столовая, здесь давали завтрак, обед, чай и ужин даром целый год, на общественные средства, - словом, рай из кирпича и извести, где царила радость и не было места работе. «Да! – Изрек авторитетно совет. - Дураки! Мы живо приведем здесь порядок и положим конец этому разврату! Итак, совет принял предоставить беднякам на выбор две возможности (принуждать никто не хотел, о нет!): Или умирать понемногу от голода в стенах работного дома, или умереть сразу от голода на улице вне его. ... В течение первых шести месяцев пребывания Оливера новая система действовала полным ходом. Сначала она вызвала большие расходы, так счет гробовщика сразу вырос, а к тому же пришлось перешивать одежду, которая мешком обвисла на двух-трех неделях новой диеты на потерянных захарчованих жителях работного дома. Но само количество жителей, а также бедняков, которые обращались за помощью к приходу, заметно уменьшалось, и совет был в восторге». • Судьи - недалекие, глупые, жестокие, бездушные, равнодушные к судьбе людей: «" Друг мой, вы говорите достаточно невежливо, но кажетесь честным, искренним человеком ", - отметил судья, возвращая свои очки к кандидату на Оливера премию, на каждой черте лица которого лежало клеймо патентованной жестокости. Но подслеповатый судья почти сошел на детство: где же ему наблюдать то, что бросалось в глаза всем обычным людям ». • Гробовщик Соуерберри и его жена; мистер Бамбл, миссис Манн и др. - Жестокие, жадные, бессердечные: «" Ну, давай вниз, мешок с костями! - С этими словами она открыла боковую дверь и толкнула Оливера по крутым узким ступеням к темной сырой ячейки ... ...- Твоя постель под прилавком. Надеюсь, ты не боишься спать среди гробов? Тем не менее бойся или не бойся, а все равно тебе негде больше спать "». • Взрослые воры Феджин, Сайкс, Монкс и др. - Жестокие, циничные, нет ничего святого в душе, убийцы; привлекают детей к преступным делам: «еврей:" Хорошая штука - кара на горло! Мертвые не знают никаких тайн! Хорошая это штука для нашего ремесла! Всех пятерых повесили на веревке, и никому теперь требовать разделения добычи, никто уже не выдаст меня, подогнув хвост "»; «Это ... все мое, собственное. Это все, что я приобрел на черный день на старость. Люди зовут меня скрягой, мой дорогой, только скрягой. Оливер подумал, что дедушка таки действительно скупой, когда, имея столько золотых часов, живет в таком грязном берлоге ... »; Сайкс: «Собаки вообще не склонны мстить своим хозяевам за их несправедливости, но пес мистера Сайкса имел, очевидно, также плохую удачу, как и его господин, и, может находясь в этот момент под впечатлением мучительной образы, он без всякого предупреждения вцепился зубами в его ботинок, дернул его изо всех сил за икру и с рычанием полез под скамью, счастливо уклонившись от брошенного ему в голову кувшина»; Нэнси: «Держи собаку, он порвет его на куски! Так ему и надо, - крикнул Сайкс, сопротивляясь в руках девушки. - Пусти, а то голову о стену разобью »; «" Благодарите Бога день и ночь, дорогая леди, добрые люди воспитали и смотрели вас, - воскликнула девушка. - На коленях благодарите Бога, что вам не пришлось испытать голода и холода, дебоша и пьянства, и еще чего-то, еще хуже, чего испытала я чуть ли не с колыбели "»; «Да, вы первая отозвались ко мне такими милосердными словами! Может, если бы я услышала их несколько лет назад, они спасли бы меня от греха и скорби. Но теперь уже поздно, слишком поздно ». Интерактивное упражнение «Мозговой штурм» Ожидаемые ответы • Автор гневно осуждает жажду наживы, холодный расчет и бездуховность представителей общества - преступников скрытых и очевидных. • Писатель «деромантизирует» преступный мир, разоблачая его чудовищность. • Автор показывает, что и в самых сложных условиях у человека есть выбор. • Писатель призывает людей протягивать руку поддержки обездоленным, чтобы не дать им ошибиться, сойти с правильного пути. Работа с эпиграфом. Мотивация учебной деятельности - Вера Чарльза Диккенса в человека была безграничной. Он выработал даже собственную нравственную философию, одно из положений которой - утверждение, что все может способствовать нравственному совершенствованию человека: и победы, и поражения, и нищета, и богатство, и любовь, и дружба, и семейное счастье - так же, как их отсутствие и одиночество. Правда, это может реализоваться при наличии у него морального инстинкта, врожденной склонности творить добро, умения быть открытым, благодарным миру за все, даже за плохое, готовности отдавать себя другим. Писатель не сомневался, что все эти качества есть у человека, и они обязательно должны взять верх над темными силами в человеческой душе. Вот почему главный герой романа Оливер Твист побеждает в произведении, а его враги жестоко и заслуженно наказаны. Рассмотрим образ Оливера Твиста подробнее. Составление «анкеты» героя романа имя | Оливер Твист | возраст | От рождения до подросткового возраста и юности | родители | «Плод несчастной любви» состоятельной девушки Агнессы и женатого мужчины | образование | Начальное, потом самообразование | внешность | Худой, бледный, изможденный парень | занятия | Помощник на ферме миссис Манн, помощник гробовщика, помощник у воров | характер | Терпеливый, стойкий, добрый, милосердный, благодарен, сильный духом, имеет собственное достоинство | Эвристическая беседа (при наличии времени) Когда впервые Оливер обнаружил устойчивость, жажду к жизни? (Еще при рождении, потому что никто не беспокоился, чтобы он выжил.) Как относился герой к голоду, к издевательствам и побоям? (Терпеливо, покорно) С чем не смирился парень и против чего неожиданно запротестовал, дал отпор обидчику? (С оскорблением памяти матери; начал бить другого помощника гробовщика Ноя, старшего и сильнее его парня.) Какие чувства переживал Оливер, когда воры похитили его у мистера Браунлоу? (Стыд, потому что люди, которые к нему хорошо отнеслись, могли подумать, что он их предал.) Что, кроме благосостояния, хороших условий жизни, увидел и открыл для себя Оливер Твист, находясь у миссис Мэйли? (Красоту природы, чувство благодарности близким ему людям, ответственности за них.) Проблемный вопрос. Формула ПОПС Так, у маленького бедного мальчика Оливера Твиста, который рос в таких ужасных условиях, есть чему поучиться даже взрослым. И прежде всего - силе духа, терпению, стойкости, сохранению человеческого достоинства. | Работа в группах. Определяют условные группы преступного мира романа Диккенса, характеризуют их, используя цитатный материал (реализация домашнего задания) Делают выводы из проделанной работы, записывают в тетрадь. Интерпретируют слова эпиграфа применительно к роману Диккенса. Составляют краткую характеристику главного героя по предложенным критериям, дают комментарий к записям – прием «Посол». ФО: взаимопроверка. Отвечают на вопросы учителя Работа в группах. Обсуждают проблемный вопрос, представляют результаты по формуле ПОПС (понятие-обоснование-примеры-следствие) |