СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №29 Развенчание, «деромантизация» преступного мира в романе Ч.Диккенса. Характеристика образа Оливера Твиста.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. показать ученикам чудовищность преступного мира, антигуманных поступков героев, искусно изображенных в романе писателя; помочь выяснить идейно-художественные особенности образа главного героя романа;
  2. развивать навыки характеристики героев, высказывания своих суждений о них;
  3. воспитывать на принципах гуманизма,  неприятия зла и бесчестия.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №29 Развенчание преступного мира. Характеристика Оливера Твиста.»

10 класс


Урок №29

Осуждение жажды наживы, холодного расчета и бездуховности общества в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Развенчание, «деромантизация» преступного мира. Характеристика образа Оливера Твиста.

Цели:

  1. показать ученикам чудовищность преступного мира, антигуманных поступков героев, искусно изображенных в романе писателя; помочь выяснить идейно-художественные особенности образа главного героя романа;

  2. развивать навыки характеристики героев, высказывания своих суждений о них;

  3. воспитывать на принципах гуманизма, неприятия зла и бесчестия.

Прогнозируемые результаты:

развивают навыки характеристики героев, выражают свои мысли о них; анализируют методы и авторские приемы индивидуализации персонажей

Тип урока:

формирование умений и навыков.

Оборудование:

портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему, РМ для групповой и парной работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности

- Как становятся преступниками? Одни попадают в очень сложные жизненные ситуации и, оставшись без средств к существованию, вынуждены идти на преступление; другие попадают под негативное влияние, третьи становятся жертвами своего завистливого, испорченного характера. Пути разные, а конечный результат один - наказание от общества, от Бога или от самого себя через моральные страдания. Но все ли в сложных обстоятельствах становятся на преступный путь? Об этом - сегодня на уроке.

  1. Объявление темы и цели урока


Приветствуют учителя.

Обсуждают вопрос, вводящий в тему.

Записывают тему урока, эпиграф.

Диккенс постоянно призывает к совершенствованию духа ...

Дж. Оруэлл

Формулируют цель и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Тестовые задания. Работа в парах.


Выполняют тестовые задания в паре (по вариантам)

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Формирование умений и навыков

  1. Эвристическая беседа, выполнение задач поисково-исследовательского характера

  • На какие условные группы вы бы распределили отрицательных персонажей романа «Приключения Оливера Твиста»? (На чиновников, внешне добропорядочных, а по сути - преступников, на преступников по характеру, на детей, которые стали ворами от безысходности, на преступников, которые понимают свое положение, оно их тяготит, - они еще не потеряли человеческого достоинства.)

  • Назовите представителей этих групп и кратко их охарактеризуйте, приведя цитаты из текста.

Ожидаемые ответы

Члены попечительского совета работного дома - бездушные, жестокие, жадные до наживы за общественный счет: «Члены совета были все очень мудрые и глубокомысленные философы, и, когда они присмотрелись ближе в работный дом, они заметили то, чего обычные смертные никогда не заметили бы , а именно, что бедным он нравится. Работный дом стал для них излюбленным местом развлечений: здесь была бесплатная столовая, здесь давали завтрак, обед, чай и ужин даром целый год, на общественные средства, - словом, рай из кирпича и извести, где царила радость и не было места работе. «Да! – Изрек авторитетно совет. - Дураки! Мы живо приведем здесь порядок и положим конец этому разврату! Итак, совет принял предоставить беднякам на выбор две возможности (принуждать никто не хотел, о нет!): Или умирать понемногу от голода в стенах работного дома, или умереть сразу от голода на улице вне его. ... В течение первых шести месяцев пребывания Оливера новая система действовала полным ходом. Сначала она вызвала большие расходы, так счет гробовщика сразу вырос, а к тому же пришлось перешивать одежду, которая мешком обвисла на двух-трех неделях новой диеты на потерянных захарчованих жителях работного дома. Но само количество жителей, а также бедняков, которые обращались за помощью к приходу, заметно уменьшалось, и совет был в восторге».

Судьи - недалекие, глупые, жестокие, бездушные, равнодушные к судьбе людей: «" Друг мой, вы говорите достаточно невежливо, но кажетесь честным, искренним человеком ", - отметил судья, возвращая свои очки к кандидату на Оливера премию, на каждой черте лица которого лежало клеймо патентованной жестокости. Но подслеповатый судья почти сошел на детство: где же ему наблюдать то, что бросалось в глаза всем обычным людям ».

Гробовщик Соуерберри и его жена; мистер Бамбл, миссис Манн и др. - Жестокие, жадные, бессердечные: «" Ну, давай вниз, мешок с костями! - С этими словами она открыла боковую дверь и толкнула Оливера по крутым узким ступеням к темной сырой ячейки ...

...- Твоя постель под прилавком. Надеюсь, ты не боишься спать среди гробов? Тем не менее бойся или не бойся, а все равно тебе негде больше спать "».

• Взрослые воры Феджин, Сайкс, Монкс и др. - Жестокие, циничные, нет ничего святого в душе, убийцы; привлекают детей к преступным делам: «еврей:" Хорошая штука - кара на горло! Мертвые не знают никаких тайн! Хорошая это штука для нашего ремесла! Всех пятерых повесили на веревке, и никому теперь требовать разделения добычи, никто уже не выдаст меня, подогнув хвост "»; «Это ... все мое, собственное. Это все, что я приобрел на черный день на старость. Люди зовут меня скрягой, мой дорогой, только скрягой. Оливер подумал, что дедушка таки действительно скупой, когда, имея столько золотых часов, живет в таком грязном берлоге ... »; Сайкс: «Собаки вообще не склонны мстить своим хозяевам за их несправедливости, но пес мистера Сайкса имел, очевидно, также плохую удачу, как и его господин, и, может находясь в этот момент под впечатлением мучительной образы, он без всякого предупреждения вцепился зубами в его ботинок, дернул его изо всех сил за икру и с рычанием полез под скамью, счастливо уклонившись от брошенного ему в голову кувшина»; Нэнси: «Держи собаку, он порвет его на куски! Так ему и надо, - крикнул Сайкс, сопротивляясь в руках девушки. - Пусти, а то голову о стену разобью »; «" Благодарите Бога день и ночь, дорогая леди, добрые люди воспитали и смотрели вас, - воскликнула девушка. - На коленях благодарите Бога, что вам не пришлось испытать голода и холода, дебоша и пьянства, и еще чего-то, еще хуже, чего испытала я чуть ли не с колыбели "»; «Да, вы первая отозвались ко мне такими милосердными словами! Может, если бы я услышала их несколько лет назад, они спасли бы меня от греха и скорби. Но теперь уже поздно, слишком поздно ».

  1. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

  • Сделайте выводы из наблюдений над текстом, характеристики героев.

Ожидаемые ответы

• Автор гневно осуждает жажду наживы, холодный расчет и бездуховность представителей общества - преступников скрытых и очевидных.

• Писатель «деромантизирует» преступный мир, разоблачая его чудовищность.

• Автор показывает, что и в самых сложных условиях у человека есть выбор.

• Писатель призывает людей протягивать руку поддержки обездоленным, чтобы не дать им ошибиться, сойти с правильного пути.


  1. Работа с эпиграфом. Мотивация учебной деятельности

  • «Диккенс постоянно призывает к совершенствованию духа ...» - говорил Дж. Оруэлл (обращение к эпиграфу урока). Как вы понимаете данные слова?

- Вера Чарльза Диккенса в человека была безграничной. Он выработал даже собственную нравственную философию, одно из положений которой - утверждение, что все может способствовать нравственному совершенствованию человека: и победы, и поражения, и нищета, и богатство, и любовь, и дружба, и семейное счастье - так же, как их отсутствие и одиночество.

Правда, это может реализоваться при наличии у него морального инстинкта, врожденной склонности творить добро, умения быть открытым, благодарным миру за все, даже за плохое, готовности отдавать себя другим. Писатель не сомневался, что все эти качества есть у человека, и они обязательно должны взять верх над темными силами в человеческой душе.

Вот почему главный герой романа Оливер Твист побеждает в произведении, а его враги жестоко и заслуженно наказаны.

Рассмотрим образ Оливера Твиста подробнее.


  1. Составление «анкеты» героя романа

имя

Оливер Твист

возраст

От рождения до подросткового возраста и юности

родители

«Плод несчастной любви» состоятельной девушки Агнессы и женатого мужчины

образование

Начальное, потом самообразование

внешность

Худой, бледный, изможденный парень

занятия

Помощник на ферме миссис Манн, помощник гробовщика, помощник у воров

характер

Терпеливый, стойкий, добрый, милосердный, благодарен, сильный духом, имеет собственное достоинство


  1. Эвристическая беседа (при наличии времени)

  • Когда впервые Оливер обнаружил устойчивость, жажду к жизни? (Еще при рождении, потому что никто не беспокоился, чтобы он выжил.)

  • Как относился герой к голоду, к издевательствам и побоям? (Терпеливо, покорно)

  • С чем не смирился парень и против чего неожиданно запротестовал, дал отпор обидчику? (С оскорблением памяти матери; начал бить другого помощника гробовщика Ноя, старшего и сильнее его парня.)

  • Какие чувства переживал Оливер, когда воры похитили его у мистера Браунлоу? (Стыд, потому что люди, которые к нему хорошо отнеслись, могли подумать, что он их предал.)

  • Что, кроме благосостояния, хороших условий жизни, увидел и открыл для себя Оливер Твист, находясь у миссис Мэйли? (Красоту природы, чувство благодарности близким ему людям, ответственности за них.)


  1. Проблемный вопрос. Формула ПОПС

  • Есть ли, по вашему мнению, чему поучиться у Оливера Твиста современному читателю?

Так, у маленького бедного мальчика Оливера Твиста, который рос в таких ужасных условиях, есть чему поучиться даже взрослым. И прежде всего - силе духа, терпению, стойкости, сохранению человеческого достоинства.


Работа в группах.

Определяют условные группы преступного мира романа Диккенса, характеризуют их, используя цитатный материал (реализация домашнего задания)























































Делают выводы из проделанной работы, записывают в тетрадь.








Интерпретируют слова эпиграфа применительно к роману Диккенса.














Составляют краткую характеристику главного героя по предложенным критериям, дают комментарий к записям – прием «Посол».

ФО: взаимопроверка.









Отвечают на вопросы учителя














Работа в группах.

Обсуждают проблемный вопрос, представляют результаты по формуле ПОПС (понятие-обоснование-примеры-следствие)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Интерактивное упражнение «Микрофон»

Вопросы учителя:

  • Чем обогатило вас знакомство с творчеством Ч. Диккенса?

  • Что изменилось в вашем сознании после прочтения романа? Почему?

  • Какие нравственные проблемы представлены в романе? Как они соотносятся с «вечными» вопросами?

Индивидуально отвечают на один из предложенных вопросов, условно передавая «микрофон»

Домашнее задание

  1. Инструктаж домашнего задания:

    1. Написать отзыв (рецензию, эссе).

    2. Сформулировать выводы об иллюзиях писателя в решении социальных проблем.

    3. Творческое задание

  • Продолжите историю Оливера Твиста при следующих ситуациях:

а) его не приняли в доме миссис Мэйли;

b) не открылась тайна его рождения;

в) мистер Браунлоу не принял участия в судьбе Оливера.

Прослушивают инструктаж, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы



Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания»

Тестовые задания. Работа в парах.


1. Определите, кому из героев романа Диккенса «Приключения Оливера Твиста» принадлежит этот портрет: «Старик джентльмен с напудренными волосами и золотыми очками имел очень важный вид. На нем был темно-зеленый сюртук с черным бархатным воротником и белые брюки, а под мышкой он держал элегантную бамбуковую палочку. Он взял с прилавка какую-то книгу и так углубился в чтение, словно сидел в кресле в своем уютном кабинете».

а) еврей;

б) Монкс;

в) Браунлоу.

2. Для какого преступления нужен был Сайксу Оливер Твист?

а) Чтобы ограбить дом;

б) чтобы обворовывать карманы прохожих;

в) чтобы помочь убежать из тюрьмы товарищам по воровскому ремеслу.

3. Кто из героев романа сначала отдал Оливера Твиста в руки преступников, а потом спас?

а) Роза;

б) Нэнси;

в) миссис Мэйли.

4. Какое средство комического использовано в этих строках произведения: «Добродетельная леди (смотрительница работный дом миссис Корни) заколебалась, размышляя, прилично будет иметь свидание с мистером Бамбла за закрытыми дверями»?

а) ирония;

б) сатира;

в) сарказм.

















1. Выясните, чей это портрет: «Она имела такую нежную и гармоничную фигуру, была сама такая тихая и ласковая, такая чистая и хорошая, что, казалось, она создана не для земли и не для людей. В ее глубоких темно-синих глазах и на ее чистом лбу светился благородный ум, странный для ее молодых девичьих лет, однако радушие и доброта, тысячи бликов света, освещали ее лицо и не оставляли на нем ни тени, а главное, улыбка, радостная улыбка - вся она была создана для семьи, для мира и счастья у домашнего очага».

а) Нэнси;

б) Розы;

в) миссис Мэйли.

2. Почему Монкс хотел, чтобы Оливер Твист стал преступником?

а) Чтобы не делиться с ним наследством;

б) чтобы отомстить за преданную мать,

в) чтобы получить от Феджина вознаграждение за еще одного его «помощника».

3. Из-за чего очень переживал Оливер Твист, когда Нэнси похитила его у мистера Браунлоу и вернула к преступникам?

а) Что он теперь лишен роскошной жизни;

б) теперь он лишится своего наследства;

в) мистер Браунлоу подумает, будто он предал его, обманул.

4. Какое основное средство комического использовано в приведенных строках произведения: «Семь с половиной пенсов в неделю для ребенка не много? На семь с половиной пенсов можно крайне повредить детский желудок. Старая воспитательница не только хорошо знала, что полезно для детишек, но также понимала, что выгодно для нее самой. Поэтому большую часть недельной платы она обращала в свою пользу, а молодое приходское поколение призывала к экономии, еще суровее той, что была установлена приходом »?

а) ирония;

б) сарказм;

в) сатира.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!