СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. Тема: Урок-тренинг: «Диалог как текст. Виды диалогов.» ( аудирование, озвучивание, конструирование, постановка и решение задач, практический тренинг)

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс. Тема: Урок-тренинг: «Диалог как текст. Виды диалогов.» ( аудирование, озвучивание, конструирование, постановка и решение  задач,  практический тренинг) К проекту " Работа над диалогами на занеятиях по ФРС и ПСУР"

Просмотр содержимого документа
«10 класс. Тема: Урок-тренинг: «Диалог как текст. Виды диалогов.» ( аудирование, озвучивание, конструирование, постановка и решение задач, практический тренинг)»

10 класс. Тема: Урок-тренинг: «Диалог как текст. Виды диалогов.» ( аудирование, озвучивание, конструирование, постановка и решение задач, практический тренинг)


ЦЕЛИ: 1. Продолжить знакомство учащихся с прямой речью.

  1. Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге.

  2. Учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.

  3. .Обогащать словарный запас учащихся.

  1. Развивать навыки работы в парах.

  2. Развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.

  3. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования диалога

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности

ОТРАБОТАТЬ УМЕНИЯ: правильно определять границы реплик в диалоге, ставить знаки препинания, составлять диалог на заданную тему. Озвучивать с правильной интонацией, учиться синхронно произносить реплики.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация,

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Минутка приятных воспоминаний.

- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.

- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ

  1. Вспоминаем материал предыдущих уроков:

Слайд 2

- Что такое «прямая речь»?

(Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.)

- Как на письме обозначается, выделяется «прямая речь»?

(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)

  1. Сравнение прямой и косвенной речи.

Слайд 3 - записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:

  1. «Русский язык - великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев.

  2. И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.

Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.

  1. Работа с карточками-схемами. Презентация.

Слайд 3.

(Учащиеся поднимают схему, которая строго соответствует предложению, озвучивают их, т.е. «читают» схему прямой речи.)

Рабочий материал:

  1. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» А: «П!»

  2. «Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,» - подумал я. «П,»-а.

  3. Я успел крикнуть ему вслед: «Только не беги!» А: «П!»

  4. «Почему вы выбрали это место?» - поинтересовался Иван. «П?» - а.

  5. Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». А: «П».

  6. «Среди вас не должно быть белоручек,» - сказал Витин дедушка. «П,» - а.

  7. Народная мудрость гласит: «Доброе слово лучше всякой ласки». «П,»-а.

  1.  РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

4. Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик. Фильм - «Подарок»

 -Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.

-Сколько лиц участвовало в разговоре?

 (Двое: Лунтик и Кузя)

 - Какова была тема этого разговора?

 (Подарок для близкого человека)

Основные понятия сегодняшнего урока:

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

 Реплика – слова каждого лица в диалоге.

2. Постановка проблемы.

- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока «Диалог». Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.

5. Словарная работа. Запись в словарики

Слайд 4 - Диалог - диа - два логос - слово (греч.)

4. Работа с теоретическим материалом учебника п. 49 с. 103

5. Знаки препинания при диалоге.

  • Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:

  • отсутствуют кавычки;

  • каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.

Слайд 5

6.ФИЗМИНУТКА. Упражнения на дыхание. Слайд 5

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

7. Работа с дидактическим материалом. (Приложение 2)


Слайд 6. Автоматизация произношения звуков Ш,Ж, Р.


- Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности диалога.

  • В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?

  • Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?

  • Как это отразилось в пунктуации диалога?

  • Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.

Разбираем диалог коллективно. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.

8.АУДИОТРЕНИНГ. Прослушивание записи диалога. Определение темы, ответы на вопросы. Синхронное проговаривание. Тренинг: интонация, скорость, ударение.

9. ИТОГИ УРОКА.

Слайд 7

- Продолжите фразу: «Сегодня я узнал(а), что…

- Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге )

 - Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

- Какие правила важно соблюдать при диалоге особенно с незнакомыми людьми, людьми старшего возраста?

Слайд 8

- Какие «волшебные» слова необходимо использовать в устном диалоге?

- В начале урока я просила вас определить дополнительную тему урока. Какая это тема?

(«Нужно быть вежливыми», «Будьте вежливы» и т.п.)

Слайд 9

10.КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 Слайд 7

  1. группа - Выписать отрывки из сказок, где встречается диалог.

  2. группа – Упр_________

  3. 3 группа – составить диалог на тему «На уроке»

Приложение 1

_______________________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

Незнакомец спросил с .рдито Который час. Мальчик испуг..нно прош..птал Не знаю.

__________________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

Смотрите, в неб . журавли закричал кто-то. Возвращайтесь к нам в..сной кр .чали вслед журавлям р..бята.

___________________________________________________________________

Приложение 3

  1. Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

_________________________________________________________________

  1. Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.

_________________________________________________________________

  1. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

_________________________________________________________________

  1. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

_________________________________________________________________

  1. Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

_________________________________________________________________

Приложение 2

АНАЛИЗ ТЕКСТА

  • Прочитайте стихотворение.

  • Определите его главную мысль.

  • Рассмотрите особенности диалога.

Ёж фонарик не включил

Из лесной гнилушки

И на ёлку наскочил

Ночью на опушке.

  • Как твои иголки? –

      Ёж спросил у елки.

  • Все целы. А как твой нос?

  • Целый! - Ёжик произнес.

  • Извини! - промолвил Ёж,

 Еле сдерживая дрожь.

- Извини и ты, сосед, -

Ёлка скрипнула в ответ.

Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке

 Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

  • В каких реплика диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?

  • Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?

  • Как это отразилось в пунктуации диалога?

  • Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!