СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Урок №17 Ф.М.Достоевский Биография и личность писателя. Этапы творческого пути. Каторга в жизни писателя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить с основными вехами жизни и творчества Ф. Достоевского, его мировоззренческими позициями и морально-этическими убеждениями, заинтересовать произведениями писателя; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время;
  2. развивать умение воспринимать информацию на слух, лаконично выражать свои мысли по поводу услышанного, навыки работы с книгой; 
  3. воспитывать гуманизм, целеустремленность, чувство справедливости.

Просмотр содержимого документа
«10 ????? ?.?. ???????????. л????? ????? ? ??????????╗»


10-класс

Ф.М. Достоевский. «Очерк жизни и творчества»

Цель урока: познакомить учащихся с этапами биографии и творчества писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества, способствовать развитию критического мышления посредством чтения и письма, развитие творческих навыков, совершенствование навыков развития устной речи учащихся.


Ход урока.

1.Оргмомент.Мобилизация внимания уч-ся на урок. Сообщение темы,цели урока.

2.Основная часть урока.

Имя великого русского писателя Ф.М.Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Читать Достоевского интересно и сложно.Проблемы, которые волновали , мучили писателя- вопросы человека о мире вопросы о счастье и смысле жизни.В произведениях звучали раздумья писателя о социальной несправедливости, о судьбах России и русского народа , делались попытки разрешить такие проблемы времени, как добро и зло в социальном мире,вера и безверие, страдание и протест, соотношение личности и общества. Горький назвал Достоевского гением, достойным стоять в ряду людей, как Шекспир.

«Гениальность Достоевского неоспорима. По силе изобразительности его

талант равен, может быть, только Шекспиру».

М.Горький.

Учащимся было дано опережающее задание.

Сделать анализ статьи о Достоевском из учебника.

Работа по структурно-логической схеме.Скажите, что вы знаете о Достоевском ?

Писатель Революционер


Художник слова Верующий человек


Публицист Редактор журнала

(пишет статьи, «Время»

Очерки о Некрасове,

Пушкине) Заботливый брат

Военный офицер Глава семьи

в отставке.(оконч.

воен.учебн.завед. Защитник бедных

выход.в отставку и

станов.профессион. Сближается с Белинским

писателем).


Друг Ч.Валиханова (в Омске о познакомился с Ч.Валихановым).

Каждому ученику дается текст с биографией Достоевского.Ученики читают текст, делают пометки.

V - знаю

+ - узнал

? – хочу знать

Обсуждение текста.




знаю

узнал

хочу знать



1)Хотела бы знать содержа-

ние письма Белиского к Гоголю.

2)Что такое Омский острог

3)Более подробно о личной жизни писателя.

4) Содержание «Речи о Пушкине».



Учитель дает установку, где можно найти ответы на эти вопросы.

Продолжить работу по структурно- логической схеме.Что нового узнали о Достоевском из текста ?

Иллюстрации к сказанному через интерактивную доску.Учитель комментирует каждую из них.


Достоевский-писатель

Работа над таблицей «Произведения Ф.М.Достоевского»

  1. Назовите первое произведение Достоевского, вызвавшее восторг у читателей.(« Бедные люди »/1845г)

  2. Повесть ,в которой выражена скорее мечта писателя о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.(Настенька,бедный молодой чиновник часто погружается в мир мечтаний).(«Белые ночи»/1848г)

  3. В течение 14 лет Достоевский создает так называемое « великое пятикнижие».

Романы : «Преступление и наказание»/1866г

« Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»,

«Униженные и оскорбленные»/1861г


Названные романы писателя резко отличаются от произведений других крупнейших прозаиков II половины XIX в, потому что являются одновременно философскими , социально-бытовыми, психологическими романами и романами-детективами.В них речь идет либо об убийстве, либо о заговоре, либо о шантаже.

Уроженец Москвы, Достоевский тем не менее почти всю свою жизнь (исключая годы каторги,ссылки и пребывание за границей) прожил в Петербурге. И все творчество писателя было теснейшим образом связано с этим городом.Образ Петербурга стал одним из главных героев его произведений.

Кинофильм о Достоевском.


Горький назвал Достоевского гением, достойным стоять в ряду людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Гете...

Достоевский – один из самых популярных писателей во всем мире.Людям всего мира дорог писатель , гневно осуждавший любые проявления насилия и произвола,с болью писавший о тяжелой доле всех униженных и оскорбленных и высказавший глубокое убеждение в творчестве идей добра и справедливости. Девизом всей жизни и творчества деятельности Достоевского была правда.


Задание на дом: читать о Достоевском.

Комментирование оценок.


Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №17 Достоевский Биографический очерк»

10 класс


Урок №17

Ф.М. Достоевский Биография и личность писателя. Этапы творческого пути. Каторга в жизни писателя. «Записки из Мертвого дома»

Цели:

  1. познакомить с основными вехами жизни и творчества Ф. Достоевского, его мировоззренческими позициями и морально-этическими убеждениями, заинтересовать произведениями писателя; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время;

  2. развивать умение воспринимать информацию на слух, лаконично выражать свои мысли по поводу услышанного, навыки работы с книгой; 

  3. воспитывать гуманизм, целеустремленность, чувство справедливости.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают основные этапы жизни и творчества писателя; определяют его мировоззренческую позицию, морально-этические убеждения и их противоречивость; совершенствуют навыки работы с учебником

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

презентация, видеофрагмент, учебник, РМ для работы в группе

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Создание эмоционально – психологической среды

  2. Мотивация учебной деятельности.

Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения.

Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.

Ф. М. Достоевский

- Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.

Э. М. Румянцева: «В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота – с болезненной мнительностью, замкнутость – с искренностью и откровенностью, сердечность и участие – с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность – с непроницаемостью, серьезность – с легкомыслием».

Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.

  1. Совместное целеполагание.


Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, эпиграф, формулируют цель и задачи урока.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Просмотр видеофрагмента «Мой живой журнал» (или «Журнал знаменательных дат» – Ф.М.Достоевский)

  1. Какие факты биографии Ф.М. Достоевского вас особенно удивили?

  2. Каковы творческие искания Достоевского?

  3. Как мировоззрение писателя связано было с русской действительностью?



  1. Изучение биографического материала. Работа в группах

1 группа: изучить I раздел «Хронология жизни и творчества», стр. 101-104

Задания:

  1. Составить географическую карту мест проживания Достоевского

  2. Назовите журналы, которые издавал и в которых работал Достоевский

  3. Какие романы были написаны писателем после каторги? Какие из них входят в «великое пятикнижие» Достоевского? Что их объединяет?

2 группа: изучить II раздел «Личность Достоевского…», стр. 104-109

Задания:

  1. Назовите характерные черты личности Достоевского.

  2. Какое впечатление на людей производила личность Достоевского? Что притягивает к нему людей?

3 группа: изучить III раздел «Творчество Достоевского в оценке…», стр. 109-111

Задания:

  1. Назовите несколько главных черт творчества Достоевского.

  2. За что ценят творчество Достоевского другие писатели?

  3. В чем состоит мировое значение его творчества?

4 группа: изучить материалы учебника, стр. 101-102, 105, 112-117

Задание. Подготовьте сообщение по теме «Арест и каторга в жизни Достоевского. Их отражение в творчестве писателя».


  1. Составление опорной схемы «Противоречия идейно-художественной позиции Достоевского» (сообщение учителя – запись в тетрадь: «Литература учит», 10 класс, стр.189)

«Чувство» как жизнь по законам сердца и религиозной веры; отсюда – человечность, чуткость, сострадание, доброта

«Разум» как оправдание насилия, жестокости, эгоизма; стремление к разрешению противоречий, заложенных самой природой в человеке.

Боль за униженных бедных, великая любовь к людям, вера в торжество добра и свободы.

Утверждение необходимости религиозно-нравственного совершенствования, христианского смирения, освобождения через страдания.

Обличение буржуазного общества индивидуалистической морали.

Полное отрицание революционной и политической борьбы.



Просматривают видеоряд, выписывают 5 фактов, которые особо удивили в биографии писателя, отвечают на вопросы учителя при обсуждении увиденного.


Изучают материал учебника согласно предложенному заданию, презентуют выполненную работу.

ФО: «От кулака до пяти пальцев».















Пытаются определить противоречия в идейно-мировоззренческой позиции писателя; делают записи в тетради со слов учителя.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов.

  1. Ассоциативный диктант (достаточный уровень)

Запишите черты характера, по вашему мнению, присущие Ф. Достоевскому: талантливость, гуманизм, пассивность, резкость, религиозность, высокая нравственность, трудолюбие, непрактичность, расточительство, патриотизм. Аргументируйте свой выбор.

  1. Проблемный вопрос (продвинутый уровень).

- Как вы думаете, в чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?

Определяют черты характера, свойственные Достоевскому, аргументируют свой выбор, опираясь на материал урока.

Отвечают письменно на вопрос в течение 3 минут, заслушивают нескольких учащихся.

Домашнее задание

Составление вопросов по содержанию романа.




Просмотр содержимого документа
«РМ - карточки для групп»

1 группа: изучить I раздел «Хронология жизни и творчества», стр. 101-104

Задания:

  1. Составить географическую карту мест проживания Достоевского

  2. Назовите журналы, которые издавал и в которых работал Достоевский

  3. Какие романы были написаны писателем после каторги? Какие из них входят в «великое пятикнижие» Достоевского? Что их объединяет?


2 группа: изучить II раздел «Личность Достоевского…», стр. 104-109

Задания:

  1. Назовите характерные черты личности Достоевского.

  2. Какое впечатление на людей производила личность Достоевского? Что притягивает к нему людей?


3 группа: изучить III раздел «Творчество Достоевского в оценке…», стр. 109-111

Задания:

  1. Назовите несколько главных черт творчества Достоевского.

  2. За что ценят творчество Достоевского другие писатели?

  3. В чем состоит мировое значение его творчества?


4 группа: изучить материалы учебника, стр. 101-102, 105, 112-117

Задание. Подготовьте сообщение по теме «Арест и каторга в жизни Достоевского. Их отражение в творчестве писателя»



1 группа: изучить I раздел «Хронология жизни и творчества», стр. 101-104

Задания:

  1. Составить географическую карту мест проживания Достоевского

  2. Назовите журналы, которые издавал и в которых работал Достоевский

  3. Какие романы были написаны писателем после каторги? Какие из них входят в «великое пятикнижие» Достоевского? Что их объединяет?


2 группа: изучить II раздел «Личность Достоевского…», стр. 104-109

Задания:

  1. Назовите характерные черты личности Достоевского.

  2. Какое впечатление на людей производила личность Достоевского? Что притягивает к нему людей?


3 группа: изучить III раздел «Творчество Достоевского в оценке…», стр. 109-111

Задания:

  1. Назовите несколько главных черт творчества Достоевского.

  2. За что ценят творчество Достоевского другие писатели?

  3. В чем состоит мировое значение его творчества?


4 группа: изучить материалы учебника, стр. 101-102, 105, 112-117

Задание. Подготовьте сообщение по теме «Арест и каторга в жизни Достоевского. Их отражение в творчестве писателя»



Просмотр содержимого презентации
«Ф.М.Достоевский - биографический очерк»

Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру.  Максим Горький

Гениальность Достоевского

неоспорима, по силе

изобразительности талант

равен, может быть, только

Шекспиру.

Максим Горький

Конец 40-х годов XIX века характеризуется бурными революционными событиями в Европе, особенно во Франции. 1848 год

Конец 40-х годов XIX века

характеризуется бурными

революционными событиями

в Европе, особенно во Франции.

1848 год

Петрашевцы – общество разночинной молодёжи в Петербурге (1844-1849). Первоначально занимались самообразованием, потом структура общества видоизменилась: на общедоступных, легальных «пятницах» обсуждали теоретические вопросы о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии. Молодёжь, которая посещала этот кружок, была особенно увлечена идеями утопического социализма. Михаил Васильевич Петрашевский (1821-1866) – русский социалист-утопист, кандидат права, редактор и автор «Карманного словаря иностранных слов». Выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй. М.В. Буташевич-Петрашевский

Петрашевцы – общество разночинной

молодёжи в Петербурге (1844-1849).

Первоначально занимались самообразованием, потом структура

общества видоизменилась: на общедоступных, легальных «пятницах» обсуждали теоретические вопросы о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии.

Молодёжь, которая посещала этот кружок, была особенно увлечена идеями утопического социализма.

Михаил Васильевич Петрашевский (1821-1866) – русский социалист-утопист, кандидат права, редактор и автор «Карманного словаря иностранных слов». Выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй.

М.В. Буташевич-Петрашевский

Гуманизм писателя проявляется в постоянном стремлении раскрыть душевный мир человека, его страдания, униженность. Пафос его произведений – боль о  человеке, достоинства которого попирается. Реализм Достоевского 40-х годов сказывается в умении передать правду жизни и сложный душевный мир его героев как типические явления, как типические характеры, порождённые бытовой и социальной средой. Психология и поступки персонажей Достоевского мотивированы укладом жизни. Родион Раскольников в своей каморке. («Преступление и наказание»)

Гуманизм писателя проявляется в постоянном стремлении раскрыть душевный мир человека, его страдания, униженность.

Пафос его произведений – боль о человеке, достоинства которого попирается.

Реализм Достоевского 40-х годов сказывается в умении передать правду жизни и сложный душевный мир его героев как типические явления, как типические характеры, порождённые бытовой и социальной средой.

Психология и поступки персонажей Достоевского мотивированы укладом жизни.

Родион

Раскольников

в своей каморке.

(«Преступление и наказание»)

Вопросы о зле в мире, о религиозном переустройстве человека, о Боге, создавшем муку и страдания, о противоречиях между моральными идеалами и гнусностями российской политической и социальной действительности привели Достоевского в кружок Петрашевского , где читали вслух и комментировали сочинения Сен-Симона, Фурье и письмо Белинского к Гоголю. Письмо Белинского к Гоголю, Которое Достоевский читал на собраниях у Петрашевского.

Вопросы о зле в мире, о религиозном

переустройстве человека, о Боге, создавшем муку и страдания, о противоречиях между моральными идеалами и гнусностями российской политической и социальной действительности привели Достоевского в кружок Петрашевского , где читали вслух и комментировали сочинения Сен-Симона, Фурье и письмо Белинского к Гоголю.

Письмо Белинского к Гоголю,

Которое Достоевский читал

на собраниях у Петрашевского.

На одном из «пятничных» собраний Достоевский произнес речь о христианском социалисте Ламеннэ, библейский и проповеднический стиль которого соответствовал его собственному мистическому настроению, и довел слушателей до слёз своими вдохновенными комментариями. Он не знал, что среди присутствующих находился агент Третьего жандармского Отделения и что ему вскоре придется дорого заплатить за призывы к справедливости , братству, вольности. Дом на углу Вознесенского пр. и М. Морской ул. В Петербурге, где 23 апреля 1849 года был арестован Ф.М. Достоевский.

На одном из «пятничных» собраний

Достоевский произнес речь

о христианском социалисте Ламеннэ,

библейский и проповеднический стиль

которого соответствовал его

собственному мистическому

настроению, и довел слушателей до слёз своими вдохновенными комментариями.

Он не знал, что среди присутствующих

находился агент Третьего жандармского

Отделения и что ему вскоре придется

дорого заплатить за призывы к

справедливости , братству, вольности.

Дом на углу Вознесенского пр. и

М. Морской ул. В Петербурге, где

23 апреля 1849 года был арестован

Ф.М. Достоевский.

Под следствием находилось 123 человека Испуганное событиями в Европе и ростом революционных настроений в русском обществе правительство Николая I обрушило жесточайшие репрессии на всех «вольнодумцев»

Под следствием находилось 123 человека

Испуганное событиями в Европе и ростом революционных настроений в русском обществе правительство Николая I обрушило жесточайшие репрессии на всех «вольнодумцев»

Когда Достоевский находился в каземате Петропавловской крепости, здоровье его сильно ухудшилось: он не мог есть из-за болей в желудке, по ночам его мучили припадки смертного ужаса, а когда он забывался, то видел пугающие кошмары.

Когда Достоевский находился в каземате Петропавловской крепости,

здоровье его сильно ухудшилось: он не мог есть из-за болей в желудке,

по ночам его мучили припадки смертного ужаса, а когда он забывался,

то видел пугающие кошмары.

Казнь петрашевцев на Семёновском плацу в Петербурге. Рисунок Б.Покровского

Казнь петрашевцев на Семёновском плацу в Петербурге. Рисунок Б.Покровского

Александр Врангель вспоминал, что площадь была оцеплена войсками. Посреди черных рядов солдатского каре толпился случайный народ-мужики, торговки. С осужденных сняли верхнюю одежду, и они стояли на двадцатиградусном морозе в одних рубашках. Аудитор зачитал приговор. Священник с крестом сменил на эшафоте аудитора и предложил исповедоваться. Первыми на эшафот взошли Петрашевский, Момбелли и Григорьев. Достоевский стоял в следующей группе, ожидая своей очереди. Взвод с офицером во главе выстроился перед столбами, солдаты вскинули ружья и взяли на прицел. Но в тот момент, когда должна была раздаться команда «пли», казнь была остановлена. Осуждённых отвязали от столбов.  Григорьев сошёл с ума за эти несколько минут ожидания конца. У Момбелли вмиг поседели волосы. Достоевскому назначалась каторга на четыре года и потом служба рядовым в Сибири ещё четыре года.

Александр Врангель вспоминал, что площадь была оцеплена войсками.

Посреди черных рядов солдатского каре толпился случайный

народ-мужики, торговки. С осужденных сняли верхнюю одежду, и они

стояли на двадцатиградусном морозе в одних рубашках.

Аудитор зачитал приговор. Священник с крестом сменил на эшафоте

аудитора и предложил исповедоваться. Первыми на эшафот взошли

Петрашевский, Момбелли и Григорьев. Достоевский стоял в следующей

группе, ожидая своей очереди. Взвод с офицером во главе выстроился

перед столбами, солдаты вскинули ружья и взяли на прицел. Но в тот

момент, когда должна была раздаться команда «пли», казнь была

остановлена. Осуждённых отвязали от столбов.

Григорьев сошёл с ума за эти несколько минут ожидания конца. У Момбелли

вмиг поседели волосы.

Достоевскому назначалась каторга на четыре года и потом служба рядовым

в Сибири ещё четыре года.

Омская крепость, где в 1850-1854 годах Достоевский отбывал срок каторжных работ. Общий вид и тын острога.

Омская крепость, где в 1850-1854 годах Достоевский отбывал срок каторжных работ.

Общий вид и тын острога.

Служба была нелёгкая: с раннего утра строевое учение, маршировка, наряды, рубка леса, дисциплина, поддерживаемая палками, розгами. В деревянной грязной казарме солдаты спали по двое на жестких нарах, между которыми бегали крысы. Главной едой было «варево», которое черпали из железного чана самодельными ложками. Дом в Семипалатинске, где жил Достоевский.

Служба была нелёгкая: с раннего

утра строевое учение, маршировка, наряды, рубка леса, дисциплина, поддерживаемая палками, розгами.

В деревянной грязной казарме

солдаты спали по двое на жестких нарах, между которыми бегали крысы.

Главной едой было «варево», которое

черпали из железного чана самодельными

ложками.

Дом в Семипалатинске, где жил Достоевский.

За годы каторги Достоевский «духовно возродился», общаясь  «с людьми из народа, солдатами, крепостными крестьянами».

За годы каторги Достоевский «духовно возродился», общаясь

«с людьми из народа, солдатами, крепостными крестьянами».

Марья Дмитриевна Исаева, первая жена писателя, с которой он познакомился в Семипалатинске. Достоевский во время военной службы.1858 год

Марья Дмитриевна Исаева,

первая жена писателя, с которой он

познакомился в Семипалатинске.

Достоевский во время военной

службы.1858 год

На каторге Достоевскому было запрещено писать , но он не переставал думать, наблюдать, запоминать, - «внутренняя работа кипела». И позже все виденное, пережитое, запомнившееся нашло отражение не только в «Записках из Мертвого дома», но и во многих других его книгах. Лишенный всех прав и чинов, писатель оказался среди убийц, разбойников, грабителей, среди крестьян, ставших жертвами помещичье- чиновничьего произвола. Эти безмерно тяжёлые годы своей жизни Достоевский описал в «Записках из Мёртвого дома»

На каторге Достоевскому было запрещено

писать , но он не переставал думать,

наблюдать, запоминать, - «внутренняя

работа кипела».

И позже все виденное, пережитое,

запомнившееся нашло отражение не только

в «Записках из Мертвого дома», но и во многих

других его книгах.

Лишенный всех прав и чинов, писатель оказался

среди убийц, разбойников, грабителей, среди

крестьян, ставших жертвами помещичье-

чиновничьего произвола. Эти безмерно тяжёлые

годы своей жизни Достоевский описал

в «Записках из Мёртвого дома»

Общение с этими умными, душевными, простыми людьми привело Достоевского к выводу о том, что между образованной частью общества и «черным народом» существует глубокий РАЗРЫВ, и если интеллигенция хочет сблизиться с народом, ей надо отказаться от «ГОРДЫНИ» идейного превосходства, воспринять его простое мировоззрение, его религию – «СМИРИТЬСЯ». В смирении, в религии, а не в революционном социалистическом учении видит писатель ПУТЬ К ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ОБЩЕСТВА.

Общение с этими умными, душевными, простыми людьми привело

Достоевского к выводу о том, что между образованной частью общества

и «черным народом» существует глубокий РАЗРЫВ, и если

интеллигенция хочет сблизиться с народом, ей надо отказаться

от «ГОРДЫНИ» идейного превосходства, воспринять его простое

мировоззрение, его религию – «СМИРИТЬСЯ».

В смирении, в религии, а не в революционном социалистическом

учении видит писатель ПУТЬ К ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ОБЩЕСТВА.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!