СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Урок №33-34 Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П. Безухова; показать идеал женщины, ее роль в обществе по Толстому; разобраться, почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу Ростову; выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки;
  2. способствовать развитию навыков работы с текстом и дополнительной литературой, развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать факты; учить осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;
  3. способствовать воспитанию нравственных идеалов; формировать личностное отношение к явлению, герою, проблеме.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №33-34 Путь нравственных исканий героев романа»

10 класс


Урок №33-34

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Тема любви в романе. Значение женских образов. Наташа Ростова как идеал Толстого.

Цели:

  1. выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П. Безухова; показать идеал женщины, ее роль в обществе по Толстому; разобраться, почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу Ростову; выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки;

  2. способствовать развитию навыков работы с текстом и дополнительной литературой, развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать факты; учить осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;

  3. способствовать воспитанию нравственных идеалов; формировать личностное отношение к явлению, герою, проблеме.

Прогнозируемые результаты:

самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, умение найти ответ на вопрос « В чём смысл человеческой жизни? Чему учит нас жизненные искания главных героев романа «Война и мир» Л.Н.Толстого?»

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок.

  2. Мотивация познавательной деятельности.

Чтение эпиграфа:

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,

ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться

и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

Л. Толстой.


  • Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника Толстого). Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей. При всех противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смыла жизни. В этом и состоит толстовское понимание единства характера. «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года). Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, поэтому один из принципов изображения положительных героев – изображение их в душевной сложности («диалектика души») и «текучести», в непрерывных поисках истины.

Сегодня в поле нашего зрения попадают любимые герои Толстого – Андрей Болконский, Пьер Безухов и Наташа Ростова, которые ищут смысл жизни, размышляют о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?”

  1. Совместное целеполагание.

Приветствуют учителя.

Определяют смысл высказывания писателя.

Формулируют тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Реализация домашнего задания. Стратегия «Авторский стул».

Чтение эссе:

  • «Браки, построенные по расчету, станут ли они семьей?»

  • Согласны ли Вы с утверждением Толстого-писателя: «… нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях»

  1. (Г) Работа с литературоведческими понятиями.

- Какие литературные понятия необходимо помнить при анализе романа « Война и мир»?

- Какую роль они играют?

Примерный ответ

    1. Антитеза.

    2. Внутренний монолог.

    3. Постоянные метафоры.

    4. Сюжетная параллель

  • Диалектика души героев романа, их внутренние монологи (и противопоставления) свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе человека, о формировании его личности, о его вечном стремлении «быть всегда хорошим».

  • Постоянные метафоры и сюжетная параллель позволяет показать , как изменился герой за какое-то определённое время. (Ранение на поле Бородино повторяет сцену ранения князя Андрея на поле Аустерлица; и там, и здесь открывается истина-это любовь к миру и слияние с Богом, т.4, .1, гл.26, или встреча Пьера с Платоном Каратаевым должна автоматически вызывать в памяти встречу Пьера с масоном Иосифом Алексеевичем - возникает параллель между истинным учителем жизни и ложным)


Учащиеся в группах прочитывают эссе, выбирают лучшее, которое зачитывается на «Авторском стуле».

ФО: «Сэндвич»

Далее учащиеся называют литературоведческие понятия, раскрывают эти понятия и делают выводы.


  1. Операционно-деятельный этап

  1. Индивидуальные задания.

  • Дать характеристику одного из представителей каждого семейства. (Обратить внимание на то, как повлияло воспитание, климат в семье на героев)

  • «Живая натура» Наташа Ростова.

  • По-своему прекрасна княгиня Марья.

  • «Прекрасное животное» - так сказал Наполеон об Элен Курагиной.

ПЛАН выступления

  1. Портрет героя

  2. Внутренний мир

  3. Воплощение воспитания, семейных порядков, традиций в жизни героев


  1. (Г) Исследовательская работа. Характеристика персонажа.

Задание.

1-2 группы: путь нравственных исканий Андрея Болконского.

3-4 группы: путь нравственных исканий Пьера Безухова.


  1. Составление таблицы с выделением основных эпизодов в жизни героя.

Важные моменты жизни

Что меняется в герое




  1. Изображение жизненного пути героя в виде ломаной линии, отражающей взлеты и падения в жизни героя.


Этапы жизненных исканий Андрея Болконского



Этапы жизненных исканий Пьера Безухова

5 группа экспертов.

  • Что общее в Андрее и Пьере?

  • Отношение героев к войне 1805-1807 годов.

  • Наташа Ростова в судьбе героев романа.

  • Война 1812 года в судьбе героев романа.

Оба они, князь Андрей и граф Пьер, богаты: Болконский – изначально, незаконнорожденный Безухов – после смерти отца. Умны, хотя по-разному: ум Болконского холодный и острый; ум Безухова наивный, зато живой. Они в восторге от Наполеона и убеждены в том, что именно личность управляет ходом истории. К нравственному совершенствованию ни тот, ни другой не стремится. К напряжённому поиску их подталкивают обстоятельства, а может, и само Провидение. И нужно отметить, что душевные качества Андрея и Пьера таковы, что каждый может ответить на вызов судьбе, только поэтому они поднимаются до духовных высот.

  1. Выступление групп.

  2. Беседа с элементами диспута.

  • Каков итог нравственных исканий героев романа Л.Н.Толстого?

1-2 группа.

  • С какими мыслями о смысле жизни умер Андрей Болконский? (понимание братства, всеобщей любви, вера в БОГА, нравственное совершенство человека)

3-4 группа.

  • В чём смысл жизни Пьера Безухова в эпилоге романа? (участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь)

  • Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев?

Путь любимых героев Толстого – это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни – быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Безухова и Болконского сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.

Заслушивают индивидуальные задания с показом презентации.

ФО: «5П».








Одна из групп, работающих по образу одного и того же персонажа, составляет таблицу, вторая - график; группа экспертов определяет черты сходства в образе двух героев.

При презентации работ учащиеся класса составляют диаграмму Венна в тетради.

ФО: «Две звезды - одно желание».







































При обсуждении итоговых вопросов учащиеся определяют итог нравственных исканий каждого героя и критерии нравственной оценки их автором.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов урока. Стратегия «Свободный микрофон»

  • Кто из этих героев, по вашему мнению, ближе к автору и почему?

  • Кто из этих героев вызывает у вас большую симпатию?

  • Какие мысли героев вам кажутся интересными?

  • Насколько жизнь Андрея и Пьера Безухова соответствует словам Толстого о «честной жизни?»

Микрофон передается по классу от одного ученика к другому, учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выражая свою точку зрения и аргументируя ее.

Домашнее задание

Тема занятия. «Мысль народная» в романе. Картины мира и войны.

Групповая работа.

Стратегия «Коллаж» (с элементами кластера)

1 группа. Аустерлицкое сражение.

2 группа. Шенграбенское сражение.

3 группа. Бородинское сражение.

Стратегия «Диаграмма Венна»

4 группа. Наполеон и Кутузов.

Формируют группы на следующее занятие. Записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя