(по произведениям Оскара Уайльда)
- жизненный и творческий путь писателя
- по роману О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Оскар Уайльд (1854-1900) проклятый звездный мальчик
- Биография Оскара Уайльда, писателя знаменитого своими парадоксами, сама складывалась как трагический парадокс: с детских лет он стремился к славе, достиг ее вершин, был низвергнут с позором, изведал тяжкие муки и окончил жизнь в бедности.
Парадокс – странное мнение, расходящееся с общественным, противоречащее здравому смыслу.
155 лет назад. 16 октября 1854 года. Именно в это время союз одной экзальтированной писательницы, творившей под псевдонимом Сперанца, и весьма солидного, именитого дублинского врача произвел на свет сына. Мальчика все звали Оскар. Оскар был недурен собой и весомо одарен. Матушка Сперанца с истинно графоманской убежденностью поощряла стремление Оскара к творчеству. А мальчик рос... Учился сначала в школе, потом в дублинском Тринити Колледже, после - в Оксфорде, в колледже Магдалины.
Уже в Оксфорде Оскар был личностью в меру одиозной: все эти его замашки записного дэнди, все эти цветки в петлицах... Мальчик читал античных авторов, бредил Шелли и Китсом, с ума сходил по прерафаэлитам и писал стихи. Писал, честно говоря, весьма посредственно, что не помешало ему получить премию за поэму "Раввена". Мальчику было тогда 24 года.
Прерафаэлиты – группа английских художников и поэтов, идеалом и образцом для которых стало средневековое итальянское искусство дорафаэлевского периода, в нем больше всего ценилось наивысшая религиозность, непосредственность чувств и близость к природе .
В 1881 году выходит сборник его стихов. Он так и называется СТИХИ. К тому моменту Оскар Уайльд становится известен настолько, что комики высмеивают его манеры и рисуют уродские шаржи на Оскара. Он плюет на всех и едет в Америку. Читать лекции по искусству и высшему обществу, и неумытым трудягам. Трудяги принимают "на ура" и Оскара, и его сумасшедший подсолнух в петличке.
В 1884 Оскар сходит с ума уже не по прерафаэлитам, но по хорошенькой Констансе Ллойд, обладательнице дивных глаз и такого же наследства. Он женится на ней, и общими усилиями они создают двух сыновей: Вивиана и Себастиана.
Для них-то, собственно, он и пишет сказки. О звездном мальчике, о великане-эгоисте, о счастливом принце. Печальные хрустальные сказки для мудрых детей, то есть - для взрослых. Сказки Уайльда похожи на Андерсоновские: когда босиком - по лезвиям. И все - во имя любви.
А далее Оскар Уайльд знакомится с сэром Дугласом. Альфред Дуглас по кличке Бози - капризный красавец с дурной наследственностью и отцом-психопатом, полностью завладевает Уайльдом. Оскар любит его, как своего сына, как свою музу, как свою половину. Оскар дарит ему все свое время, свои деньги и свой успех.
Уж успехом Уайльд похвастаться может... Его пьесы гремят на подмостках. Его имя становится символом блестящего слога и эрудиции. Его "Саломею" жаждет играть сама Сара Бернар... И только вздорный Бози ломает счастливую маску блестящего писателя. Бози таскает Уайльда по притонам, вешает на него семейные проблемы, стравливает его со своим отцом, редким идиотом и истериком.
Одна из таких ссор обернулась для Уайльда тюрьмой… Уайльд провел в заключении 2 года. Его обвинили "в аморальном поведении". Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Сара Бернар отказалась купить рукописи Уайльда, чтобы помочь ему деньгами. Жена и сыновья отреклись от его фамилии. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – стал Бернард Шоу.
Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь De Profundis (Из бездны), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма «Баллада Редингской тюрьмы», написанная вскоре после освобождения в 1897, которую после его смерти будут нещадно цитировать и умильно вытирать носы. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда – С.3.3.
Больше он ничего не писал… Приняв имя Себастьяна Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа Мельмот-скиталец, принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.
На Пер-Лашез, под мраморным сфинксом, обцелованным одинокими бродягами, люди хранят память о нем. Здесь оставляют любовные записки и свечи. Французы умеют быть романтиками.
1888 г. – первая значительная книга «Счастливый принц» 1891 г. – сборник сказок «Гранатовый домик»
- О чем эта сказка? Сравните, что говорят о любви Соловей и Студент (выделите ключевые фразы, запишите необходимую информацию в виде схемы).
любовь
Соловей
Студент
- радость
- чудо
- драгоценнее изумруда
- дороже опала
- не купишь, не выменяешь
на золото
- мудрее Философии
- сильнее Власти
- дороже Жизни
- Сколько точек зрения мы видим? Совпадают ли они?
- Чье мнение разделяете вы? Почему?
- Какова позиция автора? К чему призывает? Над чем заставляет задуматься?
- страдание
- слезы
- глупость
- нет пользы
- обещает несбыточное
- удивительно непрактична
- заставляет верить в невозможное
«Как ни мудра Философия, в Любви больше мудрости. Как ни могущественна Власть, Любовь сильнее Власти. У нее крылья цвета пламени, и пламенем окрашено тело ее. Уста ее сладки, как мед, а дыхание подобно ладану».
Какова основная мысль сказки «Соловей и роза»?
- Автор призывает нас быть верными своей любви и не быть такими слабыми, как Студент, который отказался от высокого чувства, посчитав его глупостью, так как оно непрактично.
- Сказка учит не быть эгоистом и предателем. Оскар Уайльд призывает быть таким, как Соловей: чутким, бескорыстным, самоотверженным, способным пойти на смерть во имя Любви.
- Сказка учит тому, что Любовь красива тогда, когда она достигает совершенства. Соловей допел свою песню до конца, розовый куст пронзил его сердце, кровь напоила растение, и Роза расцвела.
Художественный стиль писателя:
- Найдите в тексте описание изменения цвета Розы.
- Определите, как менялся цвет Розы при пении Соловья.
- Какие средства языка помогли автору сделать текст образным и выразительным?
« Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки».
- Сравнения: бледная, как легкий туман над рекой; бледная, как стопы зари; серебристая, как крылья рассвета.
- Эпитеты: великолепная роза, живая кровь.
- Метафоры: хрустальная луна, серебряное зеркало;
- Олицетворения: прокрадывается Любовь, луна слушала.
«… он пел о зарождении страсти в душе мужчины и женщины».
- Эпитеты: нежный румянец, белое сердце.
- Сравнения: лепестки розы, как лицо жениха.
- Метафора: окрасились румянцем.
- Повтор: крепче и крепче, громче и громче.
«… он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той любви, которая не умирает в могиле».
- Эпитеты: жестокая боль, великолепная роза, алое сердце.
- Сравнения : сердце, как рубин; роза подобна утренней заре.
- Сравнительная степень наречий : сильнее прижался; мучительнее становилась боль; громче раздавалось пение.
- Повторы: мучительнее и мучительнее, громче и громче.
- Кто такой Счастливый принц? Счастлив ли
он в действительности?
- В чем видят счастье Счастливый принц и другие герои сказки? ( выделите ключевые фразы, запишите необходимую информацию в виде схемы)
- Что осталось от Принца и Ласточки? Почему?
- Почему сказка называется «Счастливый принц»?
счастье
Другие герои сказки
Счастливый принц
- О чем сказка?
- Мальчику – звезде была дарована красота. Но как он воспользовался Божьим даром? Почему дети, с которыми он общался, становились «столь же жестокосердными»?
- С какого момента герой внешне преобразился? Можно ли считать все случившееся с мальчиком – наказанием?
- Как заканчивается сказка? Докажите, что герой не только вновь стал красив внешне, но и внутренне.
- Как эпиграф к сказке связан с ее содержанием? Что есть истинная красота? ( выделите ключевые фразы, запишите необходимую информацию в виде схемы)
красота
внешняя
внутренняя
( по роману «Портрет Дориана Грея»)
Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада?
Шарль Бодлер «Гимн красоте»
Замысел возник в 1884 г. Автор книги «Жизнь Оскара Уайльда» Хескет Пирсон рассказывает об этом:
«…Уайльд имел обыкновение заглядывать в мастерскую художника Бэзила Уорда, одним из натурщиков которого был юноша поразительной красоты… После завершения портрета юноша удалился, и Уайльд воскликнул:
- Ах, как жаль, что такое прекрасное существо рано или поздно состарится!
- Увы, - согласился живописец, а затем добавил: - Как было бы чудесно, если бы его внешность никогда не изменялась, а вместо него старился и покрывался морщинами его портрет!
Оскар Уайльд выразил своему другу признательность за идею, дав художнику в романе имя Бэзил Холлуорд».
- «Лорд Генри не отрывал от Дориана взгляда. Да, этот юноша и в самом деле поразительно красив, думал он, любуясь его ясными глазами, золотистыми кудрями, изящным рисунком алых губ. В его лице было нечто такое, что сразу внушало доверие. В нем чувствовалось искренность и чистота юности, ее целомудренная пылкость. Было очевидно, что жизнь еще не запятнала этой молодой души».
- «В тот момент, когда он уже взялся за ручку двери в спальню, взгляд его упал на портрет, написанный с него Бэзилом Холлуордом. Он вздрогнул и отпрянул назад… в слабом свете, проникавшем сквозь светло-кремовые шторы, лицо на портрете показалось ему неуловимо изменившимся. Выражение лица было каким-то иным,- в линии рта появилась складка жестокости … У Дориана возникло ощущение, будто он смотрит на себя в зеркало после совершенного им ужасного преступления».
- «Человек на портрете был все так же отвратителен, даже отвратительней прежнего, и красная влага на его руке казалась еще ярче, еще более похожей на свежепролитую кровь…Дориан задрожал… кровь была и на ногах портрета – не капала ли она с руки?»
- «Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А, согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению... Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему».
- «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».
- «Верность в любви - это попросту доказательство бессилия».
- «Своя жизнь - вот что самое главное».
- «Главный недостаток брака в том, что он делает человека неэгоистичным. А люди неэгоистичные бесцветны, им не хватает индивидуальности».
- «Индивидуализм - вот высшая цель. Я же считаю, что культурный человек не может разделять общепринятых взглядов, а если разделяет, он в высшей степени аморален».
Дориан Грей стал жертвой любви к самому себе. Пытаясь убить совесть, он убивает себя. Самонаслаждение, ставшее целью жизни, порождает не радость, а муку.
«Портрет этот – как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить,»- к такому страшному выводу приходит герой, человек, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».
+ -
Красота
Высокая нравственность
Нравственные устои
Есть великая,
спасительная сила,
созидающая начало
в нашей жизни
Разрушительное начало,
безобразие, приводящее
к духовной и физической
гибели человека