СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Элективный курс Урок №5 Оскар Уайльд. Жизнь и творчество художника. Эстетизм писателя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи: 

  1. познакомить учащихся с материалом о жизненном и творческом пути известного английского писателя О. Уайльда, выяснить особенности его эстетической позиции; добиться усвоения понятий «эстетизм», «парадокс»;
  2. развивать навыки восприятия информации, выделение главного, умение раскрывать содержание афоризмов, объяснять парадоксы; 
  3. воспитывать высокие нравственные качества, эстетические вкусы.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №5 Оскар Уайльд»

10 класс


Урок №5

Оскар Уайльд. Жизнь и творчество художника. Эстетизм Уайльда. «Предисловие» к роману «Портрет Дориана Грея»

Цели:

  1. познакомить учащихся с материалом о жизненном и творческом пути известного английского писателя О. Уайльда, выяснить особенности его эстетической позиции; добиться усвоения понятий «эстетизм», «парадокс»;

  2. развивать навыки восприятия информации, выделение главного, умение раскрывать содержание афоризмов, объяснять парадоксы; 

  3. воспитывать высокие нравственные качества, эстетические вкусы.

Прогнозируемые результаты:

знакомятся с жизнью и творчеством писателя;  осознают идейно-художественные особенности «Предисловия» к роману «Портрет Дориана Грея; 

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

презентация, видеоролик, раздаточный материал

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Оскар Уайльд - одна из самых выдающихся фигур европейского декаданса. Его называли «королем жизни», «принцем парадокса», «Шехерезадой салонов», «блестящим Оскаром» за его невероятную остроумие, неисчерпаемую выдумку и умение очаровывать людей. Биография писателя, знаменитого своими парадоксами, сама складывалась как парадокс: с детских лет он стремился к славе, достиг ее вершин, был низвергнут с позором, изведал тяжкие муки и окончил жизнь в бедности.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с материалом, который рассказывает, как сложился жизненный и творческий путь самого прославленного парадоксалиста, утверждавшего, что из искусства он сделал философию, а из философии – искусство.


Приветствуют учителя.


Записывают тему урока, эпиграф.

Художник - это тот,

кто творит прекрасное.

О. Уайльд

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Знакомство с биографическим материалом. Стратегия «Дневник двойной записи».

  1. Просмотр видеоряда

  2. Работа с РМ


Информация из текста

Комментарии



  1. Какие факты вас удивили?

  2. Какие факты вам были известны?

  3. О каком факте вы хотели бы узнать больше?


  1. Работа со словарем литературоведческих терминов.

В историю мировой литературы О. Уайльд вошел как представитель эстетизма - своеобразного философско-эстетического направления, возникшего в конце XIX века.


Эстетизм - 1) общее название литературно-художественных течений, художники которых в своих манифестах и произведениях на первое место выдвигают эстетические программы и эстетические особенности искусства ( «парнасцы», символисты, неоклассики и др.) 2) философская теория, отстаивает приоритет искусства, его имманентной (внутреннюю) сущность, художественную автономность, вечную красоту и силу.

Главным для сторонников эстетизма был культ красоты.

Теорию эстетики О. Уайльд изложил в книге «Замыслы» (1891)

Основные положения эстетизма Уайльда:

- величие и вечность искусства;

- самодостаточность;

- искусство выше истину и мораль;

- восхищение прекрасным;

- эстетическая внимание к чувствам, впечатлений человека;

- изображение красоты во всех ее проявлениях;

- провозглашение наслаждения как высшего смысла существования (гедонизм).


Для изложения основных положений эстетизма автор часто использует парадоксы.


Парадокс (греч. ????????? - необычный, невероятный, удивительный, отд. ???? - рядом, у сравнению с и ???? - мнение, взгляд) - 1) внешне истинное утверждение или ряд утверждений, которое приводит к противоречию или игнорирует интуицию; 2) формально логическое противоречие, которое заключается в том, что в процессе доводки создаются условия для одновременного доказательства истинности и ложности определенного высказывания, причем доказательства истинности этого высказывания непременно ведет к признанию его ошибочности и наоборот; 3) неожиданное явление, которое не соответствует обычным научным представлениям; 4) мнение, что разительно расходится с общепринятыми взглядами, как будто противоречит здравому смыслу, хотя на самом деле может и не быть ошибочной.


  1. Чтение «Предисловия» к роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (с обсуждением)

Эстетическая программа писателя декларируется в Предисловии к роману и состоит из 25 афоризмов. Писатель вновь применяет парадоксы для изложения собственной эстетики.


- Проанализируйте афоризмы О. Уайльда, составляющих предисловие к роману. Подумайте, как они раскрывают образ писателя и главные проблемы произведения.

- Определите главную мысль «Предисловия». (Утверждение вечности и величия искусства)

- Прокомментируйте утверждение О. Уайльда (или проведите мини-диспут по одному из высказываний):

  • «Художник - творец прекрасного»;

  • «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или плохо написанные»;

  • «Художник не имеет этических предпочтений»;

  • «Любое искусство не дает никакой пользы».


- Как эстетический идеал О. Уайльда воплотился в романе «Портрет Дориана Грея»? (В романе абсолютизировано творчество и творческая личность, противопоставлен внутренний мир человека бездушной, грубой действительности, провозглашается наслаждение как смысл бытия (гедонизм).)

- Назовите главную проблему произведения. (Соотношение эстетических проблем с этическими законами общества. Эта проблема поднимается уже в предисловии и заканчивается описанием эксперимента над жизнью главного героя - Дориана Грея.)

- Какую роль, по мнению автора, играет искусство в жизни? (Человеку свободно теоретизировать, но искусству дано право отсекать от абстрактных теоретизирований все наносное, ложное и преходящее.)

- О чем предупреждает писатель? (Человек не может заигрывать ни с искусством, ни с жизнью.)

И: учащиеся просматривают видеоряд, читают текст и выделяют в нем факты, которые их удивили, им известны или требуют уточнения; делают записи в тетрадь, дают комментарий, отвечая на вопросы:

  • Почему информация удивила? Что показалось интересным?

  • Что уже знакомо? Где встречался с подобной информацией?

  • О чем хотелось бы еще узнать? Какую информацию необходимо уточнить?

ФО: Взаимопроверка в парах


Записывают в тетрадь понятия:

эстетизм, парадокс, гедонизм.



























Читают предисловие к роману, определяют идейную нагрузку афоризмов писателя, их парадоксальность.













Отвечают на вопросы учителя, делают краткие записи в тетради.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Интерактивное упражнение «Микрофон»

- Перед вами опорные конструкции – начало фраз об Оскаре Уайльде и его произведениях. Продолжите их.

  • Могу сказать, что …

  • Захватывает …

  • Хочется понять, что же …

  • Можно предположить, что …

  • Меня заинтересовало парадоксальное утверждение О. Уайльда о том, что ...



Опираясь на материал урока, учащиеся продолжают опорные фразы.

Домашнее задание

Чтение романа. Работа в группах.

  1. «Архивариусы»: история создания романа «Портрет Дориана Грея».

  2. «Текстологи»: охарактеризовать героев романа по воплощению в них разных аспектов эстетизма.

  3. «Художники - иллюстраторы»: отметить в тексте романа «Портрет Дориана Грея» описание внешности героя и изменения в портрете; нарисовать иллюстрации к описаниям.

  4. «Аналитики»:

  • подготовить опровержение тезисов лорда Генри (по роману «Портрет Дориана Грея»).

  1. «Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А, согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению... Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему».

  2. «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».

  3. «Верность в любви - это попросту доказательство бессилия».

  4. «Своя жизнь - вот что самое главное».

  5. «Главный недостаток брака в том, что он делает человека неэгоистичным. А люди неэгоистичные бесцветны, им не хватает индивидуальности».

  6. «Индивидуализм - вот высшая цель. Я же считаю, что культурный человек не может разделять общепринятых взглядов, а если разделяет, он в высшей степени аморален».

  • изобразить графически (или словесно) ступеньки падения (деградацию личности) Дориана Грея, сделайте выводы.


Проблемный вопрос

- Кто, по вашему мнению, виноват в трагедии Дориана Грея? Что является «светом», а что - «тьмой» в его судьбе?


Записывают домашнее задание. Определяют состав групп.



Просмотр содержимого документа
«РМ - Жизненный и творческий путь О. Уайльда»

Жизненный и творческий путь О. Уайльда


Оскар Фингал-О'Флаэрти-Уилс Уайльд родился 16 октября 1854 года в столице Ирландии - Дублине, городе, подарило миру плеяду выдающихся писателей (среди них - Дж. Свифт, Г. Б. Шеридан, Дж. Б. Шоу, Дж . Джойс и др.).

Отцом будущего писателя был один из самых известных врачей не только Ирландии, но и всей Великобритании - офтальмолог и отоларинголог Уильям Роберт Уайльд. Он отмечался высокой эрудицией, интересовался археологией и ирландским фольклором. Мать, Джейн Франческа Уайльд, известная ирландская светская дама, довольно экстравагантная женщина, поэтесса, писала патриотические стихи под псевдонимом «Сперанца» (в переводе с итальянского - Надежда). Она знала древнегреческий язык и открыла перед сыном красоту произведений Эсхила, Софокла, Еврипида. От отца Оскар унаследовал трудолюбие и любознательность, от матери - мечтательность, экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать необычные истории. Большое влияние на формирование будущего писателя имела и атмосфера литературного салона матери.

В одиннадцать лет мальчика отдали в знаменитую Портора-скул - строгой, фундаментальной, по-настоящему английской школы. Сначала ни успеваемостью, ни прилежанием он не блистал, поскольку трудно выдерживал строгий режим, но быстро научился самостоятельности и умения приспосабливаться к обстоятельствам, чем сразу отличился среди учеников, - со вкусом одевался, был безупречен и опрятный в быту, сдержанный и рассудительный в словах и поступках. Следующим этапом его образования стал колледж Тринити в Дублине - интернат с не менее строгими правилами, чем в Портора-скул. Дальше - Оксфорд, который в те времена больше напоминал аристократический клуб молодежи, чем учебное заведение. Оскар стал членом элитарного клуба знатоков искусства, центром которого был преподаватель университета Джон Рескин, известный английский литератор.

Каникулы Оскар Уайльд проводил в Италии или Греции. Античные статуи, архитектура, фрески и мозаики Рима, Венеции, Милана вдохновляли юношу на творчество. Сначала это были стихи, в которых ощущались древнегреческие мотивы, затем - баллады, сонеты. За поэму «Равенна» Уайльд получил золотую награду Оксфордского университета. Это было первое большое достижение будущего писателя.

1878 Оскар закончил университет и переехал в Лондон, где и начал самостоятельную жизнь. Молодой человек сосредоточился на том, чтобы привлечь к себе внимание. Он часами проводил перед зеркалом, изучал свое лицо, движения, жесты. И вскоре у Оскара появился новый имидж: длинные волосы, одежда в стиле эпохи Возрождения (короткие штаны, бархатная курточка, невероятных размеров галстук, причудливый берет, яркие средневековые чулки), а в руке цветок лилии или подсолнечника. Его вид шокировал современников, но именно на такую реакцию Оскар и рассчитывал.

Первый поэтический сборник Уайльда «Стихотворения» вышла 1881 и получила положительные отзывы критики. В чрезвычайно живописных стихах молодого автора чувствовалась близость к творческой манеры французских символистов и импрессионистов. Но в дальнейшем он отказался от поэзии. Хотя именно стихи и принесли Уайльд славу. О нем узнали во Франции (во время пребывания в этой стране Уайльд познакомился с Э. Золя, П. Верлена, С. Малларме, уже очень постаревшим В. Гюго). Писателя пригласили с лекциями в Америку, которые он читал в течение 1882-1883 гг., Пропагандируя эстетизм - новую философскую и литературную течение. Уайльд во всем остается оригинальным. Например, проходя таможенного процедуру проверки, на вопрос есть ли у него то, что должно быть задекларированным, он ответил: «Мне нечего декларировать, кроме своей гениальности».

Из Америки Уайльд возвращается в Ирландию, где тоже читает лекции в Дублинском университете. Именно здесь, в Дублине, он познакомился с Констанции Ллойд, которая стала его женой. Скромная серьезная девушка, дочь адвоката, увидела в Уайльде сказочного принца и влюбилась в него без памяти. Первые годы семейной жизни были счастливыми Оскар нежно и преданно любил свою жену. У супругов родилось двое сыновей - Сирил и Вивьен. Именно для них Уайльд сочиняет сказки. Позже он записал их и выдал два сборника сказок - «Счастливый принц и другие сказки» (1888), «Гранатовый домик» (1891).

В 80-х годах произошло становление Уайльда как журналиста, критика, эссеиста, прозаика, драматурга, мастера устной беседы. Свои эстетические вкусы писатель удовлетворил, редактируя журнал «Мир женщины». Деятельность Уайльда-журналиста высоко ценил Б. Шоу.

1887 вышел ряд произведений писателя, среди которых были рассказы «Преступление лорда Артура Сэвила», «Образцовый миллионер», «Кентервильское привидение», эссе «Душа при социализме». Эти произведения стали воплощением уайльдовской теории эстетизма в творчестве.

1890 выходит единственный роман, принесший Уайльду успех, - «Портрет Дориана Грея».

В 90-х годах из-под пера О. Уайльда вышли драматургические произведения «Саломея» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1899) и др. Сценический успех этих пьес принес автору не только славу, но и деньги. Наконец он мог удовлетворить свой взыскательный вкус, воплотить в жизнь любовь к драгоценным вещам. Уайльд почти перестал писать и полностью отдался светской жизни. Его называли «королем жизни» или «Принцем парадокса». Он даже внешне стал другим: юношеский костюм изменили сюртуки, рединготы, цилиндры; теперь этот франт выбирал драгоценности в зависимости от времени года, погоды, настроения. Неизменной оставалась только свежий цветок в петлице, но уже не подсолнечник или лилия, а орхидея или гвоздика.

К Уайльда по-разному относились все, кто его знал. Настроения публики оказались весьма изменчивыми. Сначала цензура запретила пьесу «Саломея», обвинив автора в безнравственности. А потом над писателем начался судебный процесс. Он подал иск в суд на лорда Куинсберри, который письменно оскорбил его, обвинив в развращении своего сына Альфреда Дугласа. Но в результате коварной игры лорда на скамье подсудимых оказался сам О. Уайльд. Процесс получил огласку. Нашлось много свидетелей аморального поведения Уайльда, и они выступили в суде. Сам подсудимый не произнес ни слова в свою защиту. Друзья даже предлагали ему бежать из Англии, но он отказался. 25 мая 1895 Уайльда приговорили к двум годам заключения, ставших годами адских мук для души и тела писателя.

Даже освободившись из тюрьмы, Уайльд уже не мог вернуться к прежней жизни. Жена подала на развод, друзья отвернулись от него. В этот период выходят новые произведения художника - «Баллада Редингского тюрьмы» (1898) и «Тюремная исповедь» (письмо из тюрьмы в Альфреда Дугласа опубликован в 1905 году, после смерти автора). Кроме того, книги писателя изымались из библиотек, журналы не печатали его произведений. Через некоторое время Уайльд покинул Англию. Впереди было три года долгих блужданий Европой, пока писатель не нашел убежище во Франции. Уайльд даже изменил свое имя на Себастьян Мельмот. Как известно, фамилия Мельмот были взяты из готического романа известного английского писателя XVIII века Чарльза Метюрина, двоюродного деда Уайльда - «Мельмот Скиталец».

Там, на чужбине, в Париже, О. Уайльд и умер 30 ноября 1900 от острого менингита, одинокий, в каком-то недорогом отеле. Незадолго до смерти он сказал: «Я не переживу XIX века. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия ». Его похоронили на кладбище Баньо в Париже.

Примерно через 10 лет Уайльда перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. На могиле художника был установлен памятник в виде крылатого каменного сфинкса.

В конце 2007 года после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», Оскара Уайльда был признан самым остроумным человеком Великобритании. Он обошел даже таких знаменитых людей Англии, как Шекспир и В. Черчилль.

Просмотр содержимого документа
«РМ - Оскар Уайлд Прдисловие к роману»

Просмотр содержимого презентации
«Портрет Дориана Грея_КРГ_Федина О.В.»

Просмотр содержимого презентации
«Что есть любовь, счастье, красота»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!