СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс ОГН Урок № 13 «Б.Л.Пастернак (1890-1960). Жизнь. Судьба. Творчество».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: 1) Познакомить обучающихся с фактами биографии                                             Б.Л.Пастернака, дать представление о творчестве                                             писателя, разносторонности его дарований.                                        2)  Ввести в художественный мир поэта, закрепить                                              умение анализировать лирическое произведение.                                        3)   Развивать художественный  вкус обучающихся.                                                    

Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема урока «Б.Л.Пастернак (1890-1960). Жизнь. Судьба. Творчество».
Цели и задачи урока: 1) Познакомить обучающихся с фактами биографии
Б.Л.Пастернака, дать представление о творчестве
писателя, разносторонности его дарований.
2) Ввести в художественный мир поэта, закрепить
умение анализировать лирическое произведение.
3) Развивать художественный вкус обучающихся. Ход урока.
слайд 1

Введение в тему урока, целеполагание, оформление тетрадей.

Видеоролик Ирина Сказина «Зимняя ночь»

- Свеча горела на столе, свеча горела… Почему так часто писатели обращаются к образу свечи? (это символ надежды, творчества, поиска…)

- Мы сегодня зажгли свечу, чтобы поговорить о Борисе Пастернаке.
1.Слово учителя (Чтение наизусть)

Быть знаменитым некрасиво. И надо оставлять пробелы

Не это подымает высь. В судьбе, а не среди бумаг,
Не надо заводить архива, Места и главы жизни целой
Над рукописями трястись. Отчеркивая на полях.

Цель творчества – самоотдача, И окунаться в неизвестность,
А не шумиха, не успех. И прятать в ней свои шаги,
Позорно, ничего не знача, Как прячется в тумане местность,
Быть притчей на устах у всех. Когда в ней не видать ни зги.

Но надо жить без самозванства, Другие по живому следу
Так жить, чтобы в конце концов Пройдут твой путь за пядью пядь,
Привлечь к себе любовь пространства, Но пораженья от победы
Услышать будущего зов. Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца. (1956)

Беседа.
– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? – Что известно вам об авторе?
– Как у многих русских писателей, у него нелегкая судьба, и, как многим русским поэтам, ему помогли уйти из жизни пораньше, чем отпущено чело веку. Кто же он, Борис Пастернак? Какова его жизнь и судьба? Каковы особенности его творчества?

Слайд 3

Перед вами портреты поэта разных лет. А вот что говорили о нём:


“Он был поразительно красив: с выдающимися скулами и тёмными глазами, и в меховой шапке он выглядел как какой-то персонаж русской сказки”. (О. Карлайл)

“Пастернак похож одновременно на араба и его лошадь”. (М. Цветаева).

“Первое впечатление: лицо давнего друга”. (З. Масленникова).

“На улицах прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, звучный голос”. (Ю. Анненков).

- Что помогает понять в Пастернаке его внешность?

Слайд 4

На экране портреты И.А.Бунина, М.А.Шолохова, Б.Л.Пастернака, И.Бродского, А.Солженицына.

-Подумайте, предположите, что связывает этих и людей? (Поэты и писатели, награжденные Нобелевской премией, среди них Б. Пастернак).

-Спрогнозируйте, как могли складываться отношения с властью у поэта, получившего столь высокую награду?

Слайд 5

«Вам придется меня реабилитировать…». Нобелевская премия по литературе за 1958 год была присуждена Б.Л. Пастернаку «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Борис Пастернак 23 октября ответил ему: «Благодарен, рад, горд, смущен».

щелчок!!!

Но на следующее утро на даче в Переделкино, где, начиная с 1936 года, почти постоянно жил Пастернак, появился К.Федин, который потребовал немедленного и демонстративного отказа от премии, угрожая, что
в завтрашних газетах присуждение Нобелевской премии будет расцене-
но как плата за предательство. Пастернак ответил, что никакие угрозы не
заставят его отказаться от оказанной ему чести. Но давление на писателя продолжалось. Понимая, что будет исключен из Союза писателей, Пастернак написал письмо заседанию президиума Союза писателей, в котором попытался отстоять свою позицию.

Вот некоторые строки из него: «Посылая благодарственную телеграмму в Нобелевский комитет, я не считал, что премия мне присуждена только за роман, но за всю совокупность сделанного… Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать…».

Реабилитировать пришлось, и Нобелевская премия была вручена,
спустя тридцать один год после ее присуждения. 9 декабря 1989 года
на торжественном приеме в Шведской академии секретарь Академии профессор Сторе Аллен вручил нобелевскую медаль сыну Бориса Лео-
нидовича Евгению Пастернаку.

Творческий путь поэта – это “судеб скрещенье”. Поэт и эпоха неразделимы.

Запишем годы жизни: 1890 – 1960 годы. Попробуйте определить вехи, “протянуть времён связующую нить”. Чем объясните свой выбор?

Слайд 6

Определяем первый этап в жизни поэта.

На доске появляется запись: 1890-1912 годы. Щелчок по фото -

“Февраль. Достать чернил и плакать!” 1912 год.

Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. Он родился 10 февраля в Москве, когда “грохочущая слякоть весною чёрною горит”. Его отец – Леонид Осипович – преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В семье частыми гостями были художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Отец часто рисовал Л.Толстого, первым иллюстрировал его произведения.

- Что известно о матери поэта?

Мать – Розалия Исидоровна Кауфман – пианистка европейской известности. Она прекрасно играла. Музыка для Пастернака была культом. Вне музыки себя не представлял. Больше всего любил Скрябина, который был его учителем музыки. Собирался стать музыкантом, но случайность, вера в предопределение всё изменила.

Как видим, в отчем доме сложились все предпосылки для будущего писателя: музыка – живопись – философия. Первый период становления Пастернака можно считать завершённым: выбор сделан, путь в поэзию открыт. Что дальше?

Слайд 7

1913-1930 годы. Сестра моя - жизнь.

Можете ли объяснить или предположить, почему из поэтов серебряного века у нас оказались портреты А. Блока и В. Маяковского?

Предполагаемые ответы: А. Блок – представитель символизма. Окружающий мир видел в символах и особом предназначении. Пастернаку он был близок по восприятию мира. В. Маяковский - футурист, для которого главным был поиск новых образов. Много ассоциативных восприятий встречается и у Пастернака.

Сначала поэт увлёкся символизмом. Позже его привлекает футуризм, но самое умеренное его ответвление “Центрифуга”.

- Поэзия Пастернака ориентирована на вечные законы бытия, природы, а не на переделку мира и отказ от прошлого. Ни к одному из течений не примкнул, выбрал свой путь, и уже в 1922 году вышел сборник “Сестра моя - жизнь”. Здесь много света, лёгкости, по-пастернаковски звучит тема любви: в этом году он женится на художнице Евг. Влад. Лурье. Мне хотелось бы лиричность поэзии Пастернака доказать исполнением песни на его стихи. Гиперссылка с портрета Пастернака.

Это войдёт в сборник “Второе рождение”, 1932 год.

Слайд 8

Но период 30-ых годов станет для поэта нелёгким и займет особое место.

На доске запись: 1932 по 1946 год. “О знал бы я, что так бывает…”

- Что можете предположить об этом периоде? Почему рядом с портретом поэта портрет вождя И.В.Сталина?

- 30-е годы – время нелепых подозрений, необоснованных репрессий. Пастернак делает всё возможное, чтобы обезопасить близких людей: поддерживает Ахматову, Мандельштама. Он не молчит: выступает на 1 съезде писателей в 1934 году, но изменить ничего не может. Зато может остаться самим собой. По-новому начинает звучать тема поэта и поэзии.

О знал бы я, что так бывает…” 1931 год. Гиперссылка с портрета Пастернака.

(В словах таятся горечь, боль, сомнение. Предназначение поэта в том, чтобы встать в один ряд с вечными понятиями “почва” и “судьба”. Миссия поэта жертвенная; в этом его трагедия и величие).

- Репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное. Сам Сталин сказал о нём, как о юродивом: “Оставьте в покое этого небожителя”. А позже станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для “десяти лет без права переписки”. Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошёл. Это станет кризисом.

Его творчество переместилось в прозу и в область перевода. Он переводит с английского Шекспира, с немецкого Гёте, с венгерского Петефи, с польского Словацкого.

Слайд 9

- Как коснулась поэта великая Отечественная война? В 1943 году он совершает поездку на фронт, в расположение армии, освобождающей Орёл. Результат – стихи, очерк “В армии” и новые мысли, воплотившиеся в “Стихотворения Юрия Живаго” в 1946 году.

на доске: 1946-1960. “Быть живым. Живым и только…”

- 1946-1960 годы – “третье рождение”. Роман “Доктор Живаго”, Нобелевская премия. Сразу же по завершении работы над романом Пастернак передал рукопись в редакции журналов «Знамя» и «Новый мир». Но вместо печати начался новый виток преследований и травли поэта. А роман уже жил своей жизнью.

В процессе работы Пастернак знакомил с целыми главами и частями романа

своих друзей и знакомых. Стал известен он и за границей. Писателю предла-гают опубликовать его там, но Пастернак, хотя и передал рукопись итальян-скому издателю, не теряет надежды напечатать роман на Родине, и ему даже удается заключить договор с Гослитиздатом о публикации романа. Однако события развиваются с такой скоростью и таким образом, что публикация романа в СССР станет возможна лишь спустя 30 с лишним лет после его написания, в 1988 году.

15 ноября 1957 года роман будет издан в Италии на итальянском языке. К концу 1958 года он был издан на всех европейских языках. Еще в 1946 году в редакции журнала «Новый мир» Б.Л.Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. Для Пастернака эта женщина стала «секретным, запретным ангелом», с нее он писал Лару в «Докторе Живаго». Именно после разговора с О. Ивинской Пастернак отправит новую телеграмму в Нобелевский комитет об отказе от премии. И телеграмму Хрущеву: «Верните работу Ивинской. Я отказался от премии».

Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи, в последних строках которых звучит надежда на пришествие новой эры – милосердия и справед-ливости, о которой мечтал когда-то его «кумир» – Скрябин.

Стихотворение «Нобелевская премия» по гиперссылке

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет.

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, всё равно.


Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придёт пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра. (1959 г.)

«Травля добила его, – вспоминал А. Вознесенский. – Художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к березам и дубам…».

Уходят несломленными, непобежденными. Таков и Б.Л.Пастернак. Он имеет право называться художником. При этом он никогда не отступался от собственного лица.
Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр». «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)»

Последние годы жизни писатель безвыездно жил в Переделкино, писал, принимал посетителей, беседовал с друзьями, ухаживал за садом.
Умер Борис Леонидович 30 мая 1960 года от рака легких.
Вместо заключения А.Галич «Памяти Пастернака» -гиперссылка на словах

IV. Домашнее задание: Прочитать стихотворения: «Весна» (1918), «Степь» (1917), «Сложа весла» (1917), «Поэзия» (1922), «Ночь» (1956), «Земля» (1947), «Опять весна» (1941), «Иней» (1941), «Зима приближается» (1943), «Единственные дни» (1959) и другие. «Быть знаменитым некрасиво…», «Сестра моя – жизнь», «Никого не будет в доме», «Ты в ветре, в ветке пробующем», «После дождя»




Просмотр содержимого презентации
«Б»

Б.Л.  Пастернак (1890-1960).  Жизнь. Судьба. Творчество.

Б.Л. Пастернак (1890-1960). Жизнь. Судьба. Творчество.

Но быть живым, живым и только,  Живым и только до конца.

Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

Что связывает этих людей?

Что связывает этих людей?

«Вам придется меня реабилитировать…»

«Вам придется меня реабилитировать…»

1890-1912 годы

1890-1912 годы

1913-1930 годы. Сестра моя - жизнь.

1913-1930 годы. Сестра моя - жизнь.

1932 - 1946 год.  О знал бы я, что так бывает…

1932 - 1946 год. О знал бы я, что так бывает…

1946-1960 г.   Быть живым. Живым и только…

1946-1960 г. Быть живым. Живым и только…

Домашнее задание:   Прочитать стихотворения: «Весна», «Степь», «Сложа весла», «Поэзия» , «Ночь», «Земля», «Опять весна», «Иней», «Зима приближается», «Единственные дни», «Быть знаменитым некрасиво…», «Сестра моя – жизнь», «Никого не будет в доме», «Ты в ветре, в ветке пробующем», «После дождя» и другие.

Домашнее задание: Прочитать стихотворения: «Весна», «Степь», «Сложа весла», «Поэзия» , «Ночь», «Земля», «Опять весна», «Иней», «Зима приближается», «Единственные дни», «Быть знаменитым некрасиво…», «Сестра моя – жизнь», «Никого не будет в доме», «Ты в ветре, в ветке пробующем», «После дождя» и другие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!