Тема: Художественный мир в лирике Б.Л. Пастернака.
Форма урока: урок-мастерская
Цели и задачи урока.
ввести учащихся в мир поэта, научить читать, понимать, осмысливать многозначное слово художника в контексте его времени и судьбы.
- выявить особенности его художественного мира и стиля;
- определить индивидуальность поэтической манеры.
Ход урока
Гипотеза: В лирике поэта в полной мере проявляется его авторская индивидуальность.
Наш урок необычен по своей форме. Это урок-мастерская. Мастерская – это место, где в процессе работы рождается что-то новое. Какие открытия в процессе нашей работы мы должны с вами сделать? (Учащиеся озвучивают цели урока).
Я надеюсь, что к концу урока каждый из вас составит собственное представление о творческой индивидуальности поэта.
1-й этап. Группам раздаются конверты с надписью «Глазами современников» (приложение 1)
Задание. Прочитать воспоминания современников о творчестве поэта, осмыслить высказывания и подготовить группе ответ на вопрос: какое впечатление сложилось о художественном мире Б. Пастернака?
Помощник представления
Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.
Перед нами поэт, который__________________________________________
Нам импонирует его манера_______________________________________
Нам кажется, что художественный мир поэта_______________________
Выдвижение гипотезы: Художественный мир поэта необычен, своеобразен, индивидуален.
В процессе работы над стихотворениями Б. Пастернака определим:
Гипотеза……
- подтвердилась?
- была опровергнута?
- подтвердилась частично?
- была дополнена?
2-й этап. Самостоятельная работа с текстами стихотворений в группах. Анализ стихотворений
«Светает», «Опять весна», «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Сестра
моя – жизнь», «Быть знаменитым некрасиво», «На ранних поездах»
На групповую работу даётся 10–15 минут, после чего каждой группе необходимо представить результаты своей работы в виде комментированного анализа, сформулировать один наиболее важный тезис, прозвучавший в обсуждении, и познакомить с ним всех. Определить подтверждение или неподтверждение гипотезы. По высказанному тезису могут дать комментарий или задать вопрос участники других групп.
Задание для каждой из групп.
1 группа.
Стихотворения «Светает», «Опять весна» (природа)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Вывод: стихи о природе свидетельствуют о глубоком ее понимании, стремлении слиться с ней. Поэт одухотворяет ее. В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир”.
2 группа
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Быть знаменитым некрасиво…» (призвание поэта, поэт и творчество)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость?
- Как Пастернак поэтически формулирует цель своего творчества, чем он объясняет свой выбор? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Вывод: «Быть знаменитым некрасиво» - это кредо Пастернака–Человека. Именно таким - скромным, стеснительным, безумно честным и необыкновенно талантливым вошел он в 20 век, чтобы остаться в нем навсегда! Главное политическое значение Пастернака - его чистая поэзия. Поэт противопоставлял заполитизированному сознанию уход в себя, в индивидуальность, в поэзию, как таковую. Поэзия – «самоотдача», призвание.
3 группа
Стихотворения «Сестра моя – жизнь», «Никого не будет в доме» (любовная лирика)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы? Каким предстает образ любимой в стихотворениях?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
-Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
-Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Вывод: И любовь у Пастернака – это хаос чувств, страстей и переживаний. Она не может подчиняться никакому порядку, рассудку, протекать размеренно и чинно. Любовь – это безрассудность. С появлением женщины, подобным наступлению будущности, приходит мир.
группа
Стихотворение «На ранних поездах» (народ, Родина)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Вывод: Поэт всегда чувствовал кровную связь с народной стихией. Картины России вызывают чувство умиления, «обожания» как называл его сам поэт.
3-й этап. Предоставляется слово группам. Комментированный анализ. Подтверждение
гипотезы. Выступают все члены группы. Используют «Помощник представления»
(Приложение 3)
Общий вывод: Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию. Пастернак утверждал в своем творчестве великий закон сохранения энергии: ничто не возникает из ничего, ничто не исчезает бесследно. Каждый, входящий в этот мир, - не песчинка, не винтик. Главное - жить в согласии с собой, помня общечеловеческие заповеди: не навреди, не солги, не убий, люби ближнего как самого себя. Каждый человек- это частичка бытия, никогда бесследно не исчезающая. Если человек осознает это, то и наш век, и следующий будет по- настоящему красивым.
4-й этап. Реализация рефлексии.
Домашнее задание как вы понимаете значение мысли Б.Пастернака: «Всякая стадность – прибежище неодарённости»? (письменно)