СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс ОГН Урок № 15 «Поэт и мир в творческой концепции Б.Л.Пастернака»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема урока: Как  отразились мотивы творчества в лирике  Б.Пастернака?

Просмотр содержимого документа
«1 группа»

1 группа (1-2 строфы)

- какие слова следует считать ключевыми в этой строфе?

- назначение частиц «не» во 2 и 3 строках 1ой строфы (как называется эта синтаксическая фигура?) и использование «не» во 2ой строфе,

- значение слова «самоотдача», с какими словами оно сопоставляется (как называется эта синтаксическая фигура?)

- найдите слова оценочного характера и определите их роль,

- какие слова рифмуются в 1и 2 строфах? Имеют ли эти рифмы отношение к смыслу первой части стихотворения?

-какие разговорные слова используются во 1 и 2-ой строфах? для чего?

- что придаёт стихотворению использование в нём устаревшего слова «уста» во 2 строфе?

- определите значение повтора слова «быть» в начале и в конце 1ой части стихотворения,

О чем рассуждает поэт? Слова какой части речи преобладают в стихотворении?

В чём, по мнению автора, заключается суть творчества?




1 группа (1-2 строфы)

- какие слова следует считать ключевыми в этой строфе?

- назначение частиц «не» во 2 и 3 строках 1ой строфы (как называется эта синтаксическая фигура?) и использование «не» во 2ой строфе,

- значение слова «самоотдача», с какими словами оно сопоставляется (как называется эта синтаксическая фигура?)

- найдите слова оценочного характера и определите их роль,

- какие слова рифмуются в 1и 2 строфах? Имеют ли эти рифмы отношение к смыслу первой части стихотворения?

-какие разговорные слова используются во 1 и 2-ой строфах? для чего?

- что придаёт стихотворению использование в нём устаревшего слова «уста» во 2 строфе?

- определите значение повтора слова «быть» в начале и в конце 1ой части стихотворения,

О чем рассуждает поэт? Слова какой части речи преобладают в стихотворении?

В чём, по мнению автора, заключается суть творчества?




1 группа (1-2 строфы)

- какие слова следует считать ключевыми в этой строфе?

- назначение частиц «не» во 2 и 3 строках 1ой строфы (как называется эта синтаксическая фигура?) и использование «не» во 2ой строфе,

- значение слова «самоотдача», с какими словами оно сопоставляется (как называется эта синтаксическая фигура?)

- найдите слова оценочного характера и определите их роль,

- какие слова рифмуются в 1и 2 строфах? Имеют ли эти рифмы отношение к смыслу первой части стихотворения?

-какие разговорные слова используются во 1 и 2-ой строфах? для чего?

- что придаёт стихотворению использование в нём устаревшего слова «уста» во 2 строфе?

- определите значение повтора слова «быть» в начале и в конце 1ой части стихотворения,

О чем рассуждает поэт? Слова какой части речи преобладают в стихотворении?

В чём, по мнению автора, заключается суть творчества?


Просмотр содержимого документа
«1»

1.Стихи Пастернака порождены: А. разочарованием в Советской власти, в революции; Б. неистребимой верой в жизнь, радостным удивлением перед ее красотой; В. поисками смыла жизни и творчества

2. По Пастернаку, «цель творчества» – это: А. успех; Б. шумиха; В. Самоотдача

3. Какой награды был удостоен Б.Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»? А) Ленинской премии в области литературы; Б) международной премии «Этна Таормина»; В) Нобелевской премии.

4. В чём заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»? А) специфика понимания образа креста; Б) философичность; В) использование рефрена; Г) использование символики.

5. Каковы ключевые образы в лирике Пастернака? А. Сад Б. Снег В. Деревня Г. Жизнь

6. С каким видом искусства Пастернак хотел в юности связать свою судьбу? А. Музыка Б. Литература В. Театр Г. Живопись



1.Стихи Пастернака порождены: А. разочарованием в Советской власти, в революции; Б. неистребимой верой в жизнь, радостным удивлением перед ее красотой; В. поисками смыла жизни и творчества

2. По Пастернаку, «цель творчества» – это: А. успех; Б. шумиха; В. Самоотдача

3. Какой награды был удостоен Б.Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»? А) Ленинской премии в области литературы; Б) международной премии «Этна Таормина»; В) Нобелевской премии.

4. В чём заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»? А) специфика понимания образа креста; Б) философичность; В) использование рефрена; Г) использование символики.

5. Каковы ключевые образы в лирике Пастернака? А. Сад Б. Снег В. Деревня Г. Жизнь

6. С каким видом искусства Пастернак хотел в юности связать свою судьбу? А. Музыка Б. Литература В. Театр Г. Живопись



1.Стихи Пастернака порождены: А. разочарованием в Советской власти, в революции; Б. неистребимой верой в жизнь, радостным удивлением перед ее красотой; В. поисками смыла жизни и творчества

2. По Пастернаку, «цель творчества» – это: А. успех; Б. шумиха; В. Самоотдача

3. Какой награды был удостоен Б.Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»? А) Ленинской премии в области литературы; Б) международной премии «Этна Таормина»; В) Нобелевской премии.

4. В чём заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»? А) специфика понимания образа креста; Б) философичность; В) использование рефрена; Г) использование символики.

5. Каковы ключевые образы в лирике Пастернака? А. Сад Б. Снег В. Деревня Г. Жизнь

6. С каким видом искусства Пастернак хотел в юности связать свою судьбу? А. Музыка Б. Литература В. Театр Г. Живопись


Просмотр содержимого документа
«2 группа»

2 группа (3-5 строфы).

- почему 3строфа начинается с противительного союза «но»? в каком соотношении находится 2 часть стихотворения по отношению к первой?

- каким словам из первой части противопоставляются слова «самозванство», «надо» (как называется эта синтаксическая фигура?)? Что этим достигается?

- какое значение имеет повтор слова «жить» в 3 строфе? «надо» в начале 3 и 4 строф? Однокоренных слов «прятать» и «прячется» в 4 строфе?

- как вы понимаете выражения «привлечь к себе любовь пространства», «оставлять пробелы в судьбе», «отчёркивая на полях главы жизни»?

- какое значение имеет использование разговорного фразеологизма «не видать ни зги»?

- что придаёт повтор звука [ б ] в 3 и 4 строфах, звуков [ т ] и [ н ] в 5 строфе (как называется такой приём фонетики?)?

Какие предложения используются во 2 части стихотворения? Что это придаёт стихотворению? Каково значение многосоюзия (полисиндетон) в этой части?





2 группа (3-5 строфы).

- почему 3строфа начинается с противительного союза «но»? в каком соотношении находится 2 часть стихотворения по отношению к первой?

- каким словам из первой части противопоставляются слова «самозванство», «надо» (как называется эта синтаксическая фигура?)? Что этим достигается?

- какое значение имеет повтор слова «жить» в 3 строфе? «надо» в начале 3 и 4 строф? Однокоренных слов «прятать» и «прячется» в 4 строфе?

- как вы понимаете выражения «привлечь к себе любовь пространства», «оставлять пробелы в судьбе», «отчёркивая на полях главы жизни»?

- какое значение имеет использование разговорного фразеологизма «не видать ни зги»?

- что придаёт повтор звука [ б ] в 3 и 4 строфах, звуков [ т ] и [ н ] в 5 строфе (как называется такой приём фонетики?)?

Какие предложения используются во 2 части стихотворения? Что это придаёт стихотворению? Каково значение многосоюзия (полисиндетон) в этой части?





2 группа (3-5 строфы).

- почему 3строфа начинается с противительного союза «но»? в каком соотношении находится 2 часть стихотворения по отношению к первой?

- каким словам из первой части противопоставляются слова «самозванство», «надо» (как называется эта синтаксическая фигура?)? Что этим достигается?

- какое значение имеет повтор слова «жить» в 3 строфе? «надо» в начале 3 и 4 строф? Однокоренных слов «прятать» и «прячется» в 4 строфе?

- как вы понимаете выражения «привлечь к себе любовь пространства», «оставлять пробелы в судьбе», «отчёркивая на полях главы жизни»?

- какое значение имеет использование разговорного фразеологизма «не видать ни зги»?

- что придаёт повтор звука [ б ] в 3 и 4 строфах, звуков [ т ] и [ н ] в 5 строфе (как называется такой приём фонетики?)?

Какие предложения используются во 2 части стихотворения? Что это придаёт стихотворению? Каково значение многосоюзия (полисиндетон) в этой части?


Просмотр содержимого документа
«3 группа»

3 группа (6-7 строфы)

- кто такие «другие», о которых идёт речь в 3ей части стихотворения? Что о них сказано?

- как понять выражения «по живому следу», «за пядью пядь», «пройдут твой путь»?

- каково назначение противительного союза «но», который используется в 6 строфе? Что ещё противопоставляется в этой строфе? Какая мысль этим утверждается автором?

- какие звуки повторяются в 6 строфе? Что этим хочет показать автор? - каково назначение использования слова «должен» в конце 6 строфы и в начале 7ой?

- найдите метафору в последней строфе стихотворения, каково значение выражения «ни единой долькой не отступаться от лица»? что достигается употреблением отрицательных частиц «не» и «ни»?

- как вы понимаете значение последних 2х строк последней строфы? Что несёт повтор слова «живой» в 6 и 7 строфах стихотворения? Какое настроение передаётся? .

- повтор какого звука помогает передать эмоциональный настрой?


3 группа (6-7 строфы)

- кто такие «другие», о которых идёт речь в 3ей части стихотворения? Что о них сказано?

- как понять выражения «по живому следу», «за пядью пядь», «пройдут твой путь»?

- каково назначение противительного союза «но», который используется в 6 строфе? Что ещё противопоставляется в этой строфе? Какая мысль этим утверждается автором?

- какие звуки повторяются в 6 строфе? Что этим хочет показать автор? - каково назначение использования слова «должен» в конце 6 строфы и в начале 7ой?

- найдите метафору в последней строфе стихотворения, каково значение выражения «ни единой долькой не отступаться от лица»? что достигается употреблением отрицательных частиц «не» и «ни»?

- как вы понимаете значение последних 2х строк последней строфы? Что несёт повтор слова «живой» в 6 и 7 строфах стихотворения? Какое настроение передаётся? .

- повтор какого звука помогает передать эмоциональный настрой?



3 группа (6-7 строфы)

- кто такие «другие», о которых идёт речь в 3ей части стихотворения? Что о них сказано?

- как понять выражения «по живому следу», «за пядью пядь», «пройдут твой путь»?

- каково назначение противительного союза «но», который используется в 6 строфе? Что ещё противопоставляется в этой строфе? Какая мысль этим утверждается автором?

- какие звуки повторяются в 6 строфе? Что этим хочет показать автор? - каково назначение использования слова «должен» в конце 6 строфы и в начале 7ой?

- найдите метафору в последней строфе стихотворения, каково значение выражения «ни единой долькой не отступаться от лица»? что достигается употреблением отрицательных частиц «не» и «ни»?

- как вы понимаете значение последних 2х строк последней строфы? Что несёт повтор слова «живой» в 6 и 7 строфах стихотворения? Какое настроение передаётся? .

- повтор какого звука помогает передать эмоциональный настрой?


Просмотр содержимого документа
«Тема»

Тема: «Поэт и мир в творческой концепции Б.Л.Пастернака»

Проблема урока: Как отразились мотивы творчества в лирике Б.Пастернака?

Цели и задачи урока.

~ обобщить и расширить знания учащихся по теме « Мировоззренческие и эстетические

взгляды поэтов-предшественников и поэтов-современников Б.Пастернака на творчество»;

~ продолжить знакомство с творчеством Б.Пастернака;

~ помочь ученикам понять и осознать, как мотивы творчества отразились в лирике Б.Пастернака.

Эпиграф к уроку:

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги…
Б.Пастернак

Ход урока

Слово учителя.

Его стихи, однажды прочитанные, уже не забываются. Их музыкальность поразительна. Вот послушайте: «В трюмо испаряется чашка какао». Или: «Намокшая воробышком сиреневая ветвь». Или вот: «У капель – тяжесть запонок». Попробуйте теперь забыть эти строки - ничего не получится. Едва ли не главная тема всего его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Великий художник только так и приходит в мир – наследником всего мира, его природы, его истории, его культуры. Но истинное величие состоит не только в том, чтобы унаследовать, а в том, чтобы разделить со всеми.

Вопросы и задания классу.

- Мы с вами знакомились на предыдущих уроках со своеобразием поэтического мира Пастернака. Сейчас самое время проверить ваши знания. Перед вами тест из 6 вопросов. (приложение 1).

Слайд 1

Работа по теме урока. Теперь запишите, пожалуйста, в тетрадях после темы урока и эпиграфа ассоциативный ряд к слову творчество.

Творчество -(созидание, фантазия, шедевр, мастер, гений, импровизатор, красота, восхищение, оригинальность, замысел, сотворчество, словотворчество, воображение, творческая свобода, творческая смелость, итог, мироощущение, деятельность, вдохновение, проект, творение и т.д.)

Слайд 2

- Прочтите слова М.Цветаевой.

Чтение - прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит.

М.Цветаева

Как вы его понимаете применительно к теме нашего сегодняшнего разговора? (чтобы понять мысли автора, которому есть что сказать, читателю надо тоже приложить творческие усилия).

Слайд 3

Лирический герой последнего сборника стихов поэта «Когда разгуляется» обладает поэтическим даром. Он способен воплотить в поэтических строчках свою мысль о связи поэта со своей эпохой и с вечностью. Искусство, по мнению Пастернака, не копируя жизнь, вбирает в себя окружающее – высоту, валяющуюся под ногами, чтобы выявить смысл жизни, лежащие в её основании Истину и Добро.

Гиперссылка!!!!

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы её закон,

Её начало,

И повторял её имён

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука –

Натянутая тетива

Тугого лука.

Проверка записи


Какие особенности лирики Пастернака отметили? (ответы учащихся)

А теперь обратимся к стихотворению Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…», написанному в 1956 году.

Гиперссылка с текста!


Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.


Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.


Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.


И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.


И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.


Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.


И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.


Первичная беседа:

- Определите тему данного стихотворения.

- Как вы поняли, в чём, по мнению Пастернака, заключается суть творчества?

- Сколько частей можно выделить в стихотворении? Какие? (3 части: 1-2 строфы –каким должно и не должно быть творчество и поэт, 3-5 строфы – о сути творчества,

6-7 строфы – каким должен быть поэт, чтобы оставить след в других).


Работа в группах с частями стихотворения по обозначенным вопросам.

1 группа (1-2 строфы)

- какие слова следует считать ключевыми в этой строфе? Архив – рукописи (устарели, творчество не должно быть таким)

- назначение частиц «не» во 2 и 3 строках 1ой строфы (как называется эта синтаксическая фигура?) и использование «не» во 2ой строфе, анафора с «не» подчёркивает, что не все поэты видят истинный смысл своего дела,

- значение слова «самоотдача», с какими словами оно сопоставляется (как называется эта синтаксическая фигура?)

- найдите слова оценочного характера и определите их роль, Некрасиво – нескромно, позорно – тщеславно, автор осуждает хвастовство, выскочек.

- какие слова рифмуются в 1и 2 строфах? Имеют ли эти рифмы отношение к смыслу первой части стихотворения? - ввысь – трястись, самоотдача – не знача: антитеза (истинный смысл поэзии),

-какие разговорные слова используются во 1 и 2-ой строфах? для чего? трястись, шумиха: чтобы снизить значение лже-поэзии,

- что придаёт стихотворению использование в нём устаревшего слова «уста» во 2 строфе? быть на устах (высок.) – назначение истинной поэзии,

- определите значение повтора слова «быть» в начале и в конце 1ой части стихотворения, утверждение поэзии, заслуженно оценённой людьми

Выделите в стихотворении тематические группы слов. Как они помогают раскрыть тему?

О чем рассуждает поэт? Слова какой части речи преобладают в стихотворении? глаголы, существительные,

В чём, по мнению автора, заключается суть творчества? стремится не к знаменитости, а к самовыражению, к живости творчества


2 группа (3-5 строфы).

- почему 3строфа начинается с противительного союза «но»? в каком соотношении находится 2 часть стихотворения по отношению к первой? Контраст

- каким словам из первой части противопоставляются слова «самозванство», «надо» (как называется эта синтаксическая фигура?)? Что этим достигается? самоотдача – самозванство, надо – не надо (антитеза),

- какое значение имеет повтор слова «жить» в 3 строфе? «надо» в начале 3 и 4 строф? Однокоренных слов «прятать» и «прячется» в 4 строфе?

- как вы понимаете выражения «привлечь к себе любовь пространства», «оставлять пробелы в судьбе», «отчёркивая на полях главы жизни»? Самозванство – любовь пространства, в судьбе – среди бумаг. Осознание высокого назначения творчества и того, каким ничтожным его делает самозванство.

- какое значение имеет использование разговорного фразеологизма «не видать ни зги»? поэт открывает неизведанное, проливает свет на тёмные пятна нашей жизни, но делать это так, чтобы не нарушить гармонии мира,

- что придаёт повтор звука [ б ] в 3 и 4 строфах, звуков [ т ] и [ н ] в 5 строфе (как называется такой приём фонетики?)? делает стихи звонкими, жизнеутверждающими; глухие и сонорные – передают умение поэта выразить мир (аллитерация),

Какие предложения используются во 2 части стихотворения? Что это придаёт стихотворению? Каково значение многосоюзия (полисиндетон) в этой части? Рассуждение – СПП, однородные члены, убедительность.


3 группа (6-7 строфы)

- кто такие «другие», о которых идёт речь в 3ей части стихотворения? Что о них сказано? читатели, последователи, потомки проникнутся творчеством, внимательные,

- как понять выражения «по живому следу», «за пядью пядь», «пройдут твой путь»? свобода взглядов должна быть у каждого, неповторимость, индивидуальность, «победа» - «пораженье» для каждого в своём, определённом.

- каково назначение противительного союза «но», который используется в 6 строфе? Что ещё противопоставляется в этой строфе? Какая мысль этим утверждается автором? Усиливается отрицание того, что не приемлемо для настоящего поэта, поэт должен до конца быть верен своим идеям, своей яркой поэзией проливать свет на жизненные вопросы,

- какие звуки повторяются в 6 строфе? Что этим хочет показать автор? - т-д,п,р, л – убедительность, значимость и торжественность сказанного,

- каково назначение использования слова «должен» в конце 6 строфы и в начале 7ой?

так поступает истинный поэт, по мнению автора,

- найдите метафору в последней строфе стихотворения, каково значение выражения «ни единой долькой не отступаться от лица»? что достигается употреблением отрицательных частиц «не» и «ни»? Не терять своего лица, своего мнения, своеобразия, сохранить неповторимость,

- как вы понимаете значение последних 2х строк последней строфы? Что несёт повтор слова «живой» в 6 и 7 строфах стихотворения? Какое настроение передаётся? Жизнеутверждение, эмоциональность поэзии.

- повтор какого звука помогает передать эмоциональный настрой? ж

Отчет групп

В чем заключается смысл жизни для человека творческого, деятельного? Каким он должен быть для окружающих?

Домашнее задание

Роман «Доктор Живаго»

Материал по вариантам:

1. История создания романа.

2. История публикации.

Найти значение названия Рыньва


Просмотр содержимого презентации
«Поэт и мир в творческой концепции Б»

Поэт и мир в творческой концепции Б.Л.Пастернака И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги… Б.  Пастернак

Поэт и мир в творческой концепции Б.Л.Пастернака

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги…

Б. Пастернак

Чтение - прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит.  М.  Цветаева

Чтение - прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит. М. Цветаева

Сборник «Когда разгуляется» Полностью издан посмертно в 1961

Сборник «Когда разгуляется» Полностью издан посмертно в 1961

Домашнее задание  Роман «Доктор Живаго»  Материал по вариантам:  1. История создания романа.  2. История публикации.   Найти значение названия Рыньва

Домашнее задание Роман «Доктор Живаго» Материал по вариантам: 1. История создания романа. 2. История публикации. Найти значение названия Рыньва


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!