СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс ОГН Урок №48 М.Шолохов «Тихий дон» Своеобразие жанра романа-эпопеи. Духовный мир донского казачества

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донского казачества; формировать умение анализировать текст; воспитывать нравственность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«m.sholokhov._roman-epopeya_tikhiy_don»

М.Шолохов «Тихий дон»

Своеобразие жанра романа-эпопеи.

Духовный мир донского казачества

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донского казачества; формировать умение анализировать текст; воспитывать нравственность учащихся.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания (по гугл-слайдам)

  • Что вы узнали о проблеме авторства романа?

  • Каковы доводы Солженицына?

  • Каковы доводы Кожина?

  • Каковы были сложности в публикации «Тихого Дона»?

  • Сколько книг? Когда выходили?

  • В чем неожиданность финала романа?

- Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей?

(1) Широкий пространственный и временной охват повествования;

Время действия: Начало – март 1912 года, мирная жизнь. Конец – май 1922 года, гражданская война. Центр – 1917 год, революция. Место действия - хутор – Дон – Россия.

2) обилие действующих лиц, представляющих самые разные слои и категории населения России и Европы;

3) хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики, они вместили в себя события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (Первая мировая и Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества (корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т.д.);

4) события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории.)

- В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской?

(1) отсутствие у Шолохова философских обобщений, рассуждений о том, «какая сила движет мирами» - в отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции;

2) моноцентричность шолоховской эпопеи – если спросить, кто является главным героем «Войны и мира», то в ответ можно услышать сразу несколько имён, на тот же вопрос относительно «Тихого Дона» ответ будет один – Григорий Мелехов.)

4.Анализ текста. Духовный мир донского казачества.

- Именно судьба Григория Мелехова является основным стержнем повествования. Но прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде этот характер формируется. Проанализируем ряд эпизодов 1-ой книги, в которых раскрываются важнейшие составляющие этого мира.

Эпизод лугового покоса (кн.1, ч.1, гл.9, стр 47-48 ):

«С Троицы начался луговой покос…. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой».

- Каково настроение эпизода?

- С помощью каких художественных средств оно создаётся?

- Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?

- Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

- Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?

- Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?

(Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно весёлое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение , - всё создаёт ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от труда на ней. Подобное чувство переживают от близости с природой и друг с другом герои романа Л.Толстого «Война и мир» в сцене охоты, где общее настроение позволяет почувствовать радостный визг Наташи Ростовой.

Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхлённой земли, горький аромат прорезанной лемехом травы» (книга 4-8-6).

- Однако казаки не только труженики, но и воины. Укажите эпизоды 1-ой книги, которые наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу.

(Сборы на службу Петра и Григория Мелеховых; среди причин, по которым Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на энтот год» (1-1-12. Стр. 58);

Пантелей Прокофьевич Мелехов, старый казак, получивший когда-то «на императорском смотру первый приз за джигитовку», свои письма сыну на службу подписывает, указывая своё воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов» (1-3-1, стр. 210);

ярчайшим доказательством того, какую гордость вызывает в нём воинская доблесть, выказанная сыном, служит эпизод получения письма, из которого Пантелей Прокофьевич узнаёт, что Григорий награждён Георгиевским крестом и произведён в младшие урядники: «Жалко было глядеть на Пантелея Прокофьевича, ошпаренного радостью…. Шёл дальше в поисках другого грамотного» (1-3-17, стр. 312)


- Невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Уже в 1 книге мы найдём множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Остановимся на одном из таких эпизодов:

«Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому…. Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли» (1-1-10, стр. 53)

- На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье?

- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

- Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

- Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

- Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит своё намерение женить его?

(Читая этот эпизод, мы убеждаемся в том, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), общности с земляками («Не пакости соседу!») для казаков непоколебимы. В семье царит «культ стариков»: отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы. И даже если в первый момент Григорий даёт жёсткий отпор отцу, то позже беспрекословно подчинится ему, женится на Наталье Коршуновой. К тому же истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в 1-ой главе автор даёт семейный портрет:

«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич…. Вот и вся мелеховская семья» (1-1-1, стр. 16-17)

- На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание?

(В этом портрете Шолохов особо подчёркивает черты родового сходства: пшеничного цвета волосы – по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по отцовской. Следует сразу отметить своеобразие шолоховского портрета: он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения героя, черты его характера, а иногда одной фразой очерчивает его судьбу (именно таков портрет Ильиничны).

Что же касается семьи, то, несмотря на строгие, подчас жёсткие отношения, это единый организм. Каждый ощущает свою неразрывную связь с ней, так же как и с хутором, с родным куренём. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности уйти с хутора он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?.. Никуда я с хутора не пойду».


- Однако у нас не должно складываться впечатления, что Шолохов идеализирует жизненный уклад донского казачества. Найдите в 1-ой книге романа примеры нравственной развращённости казаков.

(Разъярённая толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова; сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню; 50-летний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти; Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьёт молодую жену на следующий день после свадьбы и т.д. Немало среди казаков и нечистых на руку, причём во время войны воровство, мародёрство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости.)

Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака.

- Что же определяет духовный мир донского казака?

(Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.)

5. Работа по логико-смысловой модели к роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

слайды

(Проводится под руководством учителя. Построение координат «время», «главные герои», «семья», «ключевые образы»)


Дом.задание:

анализ эпизодов с участием Григория Мелехова:

  • сцена лугового покоса (1-1-9)

  • Григорий убивает австрийского солдата (1-3-10)

  • купание коня (1-1-3)

  • осмотр коней перед призывом на воинскую службу

  • сцена с вахмистром у колодезя (1-3-2).

• Подвиг Григория (1-3-20).

Сцена в госпитале (1-3-23).



Просмотр содержимого презентации
«история Тихого Дона»

Роман М.А. Шолохова  «Тихий Дон» История создания произведения, жанр и композиция

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»

История создания произведения, жанр и композиция

Роман-эпопея

Роман-эпопея "Тихий Дон", наверное, самое загадочное произведение XX века , вокруг которого ведутся постоянные споры литературоведов.

Как это ни прискорбно, но многие работы даже талантливых литературоведов посвящены не раскрытию своеобразия и образности языка "Тихого Дона", но обсуждению темы плагиата и непричастности Михаила Шолохова к созданию романа.

Доводы Солженицына Доводы Кожинова

Доводы Солженицына

Доводы Кожинова

  • Шолохов родился ранее официальной даты, по данным о его ученическим годам - не позднее 1903 года. Люди в то время формировались и взрослели рано.
  • Вырос в семье станичного купца, имевшего наемных рабочих. 1922г. –появилась более поздняя дата рождения в связи с судебным делом. 1923 г – женился на дочери казацкого станичного атамана. 1927 г. – получил отказ в принятии в комсомол.
  • Пример Л.Н.Толстого - после «Анны Карениной» уровень произведений менее высокий.
  • Обнаружились рукописи романа (1991 г).
  • В любом художественном тексте можно найти несоответствия.
  • 23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем его жизненный опыт и уровень образования.
  • Невероятно, что казак выступил против сил, губящих донские устои, казачество.
  • Эти литературные высоты никогда не были подтверждены и повторены.
  • Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не предъявлены рукописи романа.
  • В «Тихом Доне» можно обнаружить многие странности, разнородность отдельных частей, звеньев.
Первое упоминание о рукописи начальной книги

Первое упоминание о рукописи начальной книги "Тихого Дона" относится к 1927 г ., когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям в доме у Василия Кудашева некоторые главы романа : "...после чаепития начиналось самое главное, ради чего собрались. Шолохов, изредка попыхивая трубкой, читал нам первую книгу романа прямо с рукописи, написанной на листах линованной бумаги четким, аккуратным, почти каллиграфическим почерком. Мы слушали, очарованные родниковой свежестью языка, картинами и событиями, которые разворачивались в повествовании" (Михаил Величко).

Особенно ценными для нас являются воспоминания людей, бывших свидетелями создания эпопеи. Это Василий Кудашев (лучший друг Шолохова, погиб в 1941 г.), Колосов, Шубин, Тришин, Величко, Сажин, Ряховский, Стальский, Молчанов. Именно они могли бы дать убедительные показания в пользу автора рукописи и именно они были свидетелями зарождения замысла автора.

Особенно ценными для нас являются воспоминания людей, бывших свидетелями создания эпопеи. Это Василий Кудашев (лучший друг Шолохова, погиб в 1941 г.), Колосов, Шубин, Тришин, Величко, Сажин, Ряховский, Стальский, Молчанов. Именно они могли бы дать убедительные показания в пользу автора рукописи и именно они были свидетелями зарождения замысла автора. "В 1925 году осенью стал было писать "Тихий Дон", но, после того как написал 3-4 печатных листа, бросил... Показалось - не под силу... Начал первоначально с 1917 года, с похода на Петроград генерала Корнилова. Через год взялся снова...", - пишет сам Михаил Шолохов .

Первоначальный замысел романа Первоначально Шолохов хотел изобразить события 1917 года – поход казаков с Корниловым на Петроград. Но! События романа охватывают время с 1912 по 1922 годы   Почему же изменился первоначальный замысел?

Первоначальный замысел романа

Первоначально Шолохов хотел изобразить события 1917 года – поход казаков с Корниловым на Петроград.

Но!

События романа охватывают время с 1912 по 1922 годы

Почему же изменился первоначальный замысел?

Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса… Начал с этого… Написал листов 5-6печатных.Когда написал, почувствовал, что не то… Для читателя останется непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак? Что за область Войска Донского? М.А.Шолохов

Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса… Начал с этого… Написал листов 5-6печатных.Когда написал, почувствовал, что не то… Для читателя останется непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак? Что за область Войска Донского?

М.А.Шолохов

Создание романа 1928 г. - 1-я и 2-я книга 1929 – 1932 г. - 3-я книга 1937 – 1940 г. - 4-я книга  Государственная премия (1941) Нобелевская премия (1965)

Создание романа

1928 г. - 1-я и 2-я книга

1929 – 1932 г. - 3-я книга

1937 – 1940 г. - 4-я книга

Государственная премия (1941)

Нобелевская премия (1965)

Первая книга

Первая книга "Тихого Дона" увидела свет на страницах журнала "Октябрь" в 1927 г., во многом благодаря Серафимовичу, сумевшему разглядеть в рукописи молодого автора великое произведение. Немного позже, в 1928 г., с рукописью романа и его автором познакомится и Евгения Григорьевна Левицкая - тогда библиограф издательства МК ВКП (б) "Московский рабочий". "Удивительный образный язык, меткие характеристики людей, как живые вставали их образы со страниц этой неожиданной рукописи. До глубокой ночи я не могла оторваться от чтения - пока не закончила всю рукопись", - вспоминает она.

Именно Левицкая ринулась защищать молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа:

Именно Левицкая ринулась защищать молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа: "Боже мой, какая поднялась вакханалия клеветы и измышлений по поводу "Тихого Дона" и по адресу автора! С серьезными лицами, таинственно понижая голос, люди как будто бы вполне "приличные" - писатели, критики, не говоря уж об обывательской публике, передавали "достоверные" истории: Шолохов, мол, украл рукопись у какого-то белого офицера - мать офицера, по одной версии, приходила в газету «Правда»,

или ЦК, или в РАПП и просила защиты прав ее сына, написавшего такую замечательную книгу... Бедный автор, которому в 1928 г. едва исполнилось 23 года! Сколько нужно было мужества, сколько уверенности в своей силе и в своем писательском таланте, чтобы стойко переносить все пошлости, все ехидные советы и "дружеские" указания "маститых" писателей"

Дроздовы Павел (слева) и Алексей. Один из прототипов  братьев Мелеховых, Григория и Петра.

Дроздовы Павел (слева) и Алексей. Один из прототипов

братьев Мелеховых, Григория и Петра.

В 1928 г. в то же журнале печатается вторая книга

В 1928 г. в то же журнале печатается вторая книга "Тихого Дона". Спешка с публикацией и "монтаж" старых заготовок, по мнению самого Шолохова, существенно снизили уровень письма в редакцию «Октября» Чтобы быть максимально объективным, писатель включает в роман и многочисленные документы, подробные военные сводки, а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица.

Шолохов вводит в роман имена действительных участников событий: это коммунисты Иван Лагутин , первый председатель Донского ВЦИК Федор Подтелков , член ревкома Михаил Кривошлыков , командующий мятежниками хорунжий Кудинов , начальник

штаба подъесаул Сафонов .

Трагической оказалась судьба третьей книги романа. В 1929 г. она публикуется в № 1-3

Трагической оказалась судьба третьей книги романа.

В 1929 г. она публикуется в № 1-3 "Октября". Повествование доходит до гл. XII и вдруг резко, без каких либо внятных объяснений, обрывается.

В 1930-1931 гг. появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 г. "Октябрь" возобновил публикацию романа, предварительно подвергнув его жесточайшей цензуре (редакция вырезала крамольные, по ее мнению, "главы").

В чем же заключается эта самая

В чем же заключается эта самая "крамола", вызвавшая столь негативную реакцию? Объяснение здесь может быть только одно - в центре повествования третьей книги стоит восстание казаков 1919 г. Именно Шолохов первым дает самые точные и полные сведения об этом драматическом событии Гражданской войны. Создавая картину восстания, автор использовал и собственные воспоминания, оказавшись невольным свидетелем этой трагедии. Помимо творческих затруднений, Шолохов столкнулся с проблемами иного свойства.

Молодой писатель с головой окунается в проблемы коллективизации, болея душой за своих земляков, постоянно ездит по станицам. Увиденное настолько потрясло его, что он пишет письмо Левицкой, которая вскоре пересылает его копию Сталину. Тот быстро реагирует на жесткие слова набирающего силу писателя о перегибах при хлебозаготовках. Сталин дал положительный ответ, но само письмо, все-таки, повредило Шолохову.  Он получает письмо от А. Фадеева, который от лица РАППа

Молодой писатель с головой окунается в проблемы коллективизации, болея душой за своих земляков, постоянно ездит по станицам. Увиденное настолько потрясло его, что он пишет письмо Левицкой, которая вскоре пересылает его копию Сталину. Тот быстро реагирует на жесткие слова набирающего силу писателя о перегибах при хлебозаготовках. Сталин дал положительный ответ, но само письмо, все-таки, повредило Шолохову.

Он получает письмо от А. Фадеева, который от лица РАППа "советует" писателю немедленно в третьей же книге сделать Григория Мелехова "нашим" ("закон художеств, произведения требует такого конца, иначе роман будет объективно реакционным").

Вокруг авторства

Вокруг авторства "Тихого Дона" снова поднимаются слухи. Недоброжелатели нашли даже конкретного "автора" украденной рукописи - С. Голоушева , вспоминавшего, что именитый писатель Леонид Андреев когда-то забраковал его... "Тихий Дон". Параллельно Шолохова обвинили в пособничестве кулакам (журнал "Молодая гвардия", ст. "Кулак и бедняк в литературе" и ст. "Почему Шолохов понравился белогвардейцам?", опубликованная в новосибирском журнале). Однако Шолохов продолжил работу над книгой и закончил ее в 1930 г. И тут как по заказу возникли проблемы с публикацией. Чтобы разрешить возникшие противоречия, писатель обращается к самому Сталину. Шолохову удалось убедить его, что "Тихий Дон" - роман антибелогвардейский, так как заканчивается разгромом Добровольческой армии. Итогом разговора стала решающая фраза Сталина: "Третью книгу "Тихого Дона" печатать будем!"

В 1934 году, на пятом году трагедии коллективизации, Шолохов заканчивает четвертую книгу

В 1934 году, на пятом году трагедии коллективизации, Шолохов заканчивает четвертую книгу "Тихого Дона". Через некоторое время он принимает (обычное для автора) решение полностью ее переписать. "Постиг меня жесточайший припадок самокритики", - так он означил свое решение. Полностью переписать книгу удалось лишь в 1939 г. Годом ранее, в 1938 г., против Шолохова замыслили провокацию, причем как на месте, так и в Москве, в частности, обиженные на некоторые главы "Тихого Дона" сотрудники НКВД. Однако Шолохову удалось ее избежать благодаря своему другу Ивану Погорелову - старому разведчику, которого чекисты попытались "завербовать".

Естественно, что все вышеперечисленные события значительно тормозили работу над романом. В результате восьмая часть четвертой книги появилась лишь в 1940 г.  Финал романа поразил многих

Естественно, что все вышеперечисленные события значительно тормозили работу над романом. В результате восьмая часть четвертой книги появилась лишь в 1940 г.

Финал романа поразил многих "влиятельных читателей", ожидавших, что он выльется в ликующую "сагу революции" и явит приход главного героя к истинному большевизму, а, следовательно, возвеличит и подкрепит партийную идею.

В 1953 г. все четыре книги

В 1953 г. все четыре книги "Тихого Дона" выходят под редакцией К. Потапова, подвергшего роман жесточайшей критике. Все это происходило с молчаливого согласия Шолохова, чьи отношения со Сталиным окончательно испортились. После выхода 12-го тома собрания сочинений вождя, где содержалось критическое замечание по поводу Вешенского восстания, описываемого в третьей книге, "Тихий Дон" вообще не переиздавали достаточно долгое время. Полный текст своего произведения, не искаженный редакторскими правками и цензурой , Михаил Шолохов увидит напечатанным только в 1980 г. в собрании сочинений по прошествии полувека после написания романа.

Жанр «Тихого Дона» - роман-эпопея Эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени Разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Жанр «Тихого Дона» - роман-эпопея

Эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени

Разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

КОМПОЗИЦИЯ 1-я книга: 1912 – 1916 гг. Предвоенное время, события империалистической войны.  2-я книга: 1916 – 1918 гг. Февральская революция 1917 года, корниловщина, Октябрьская революция, начало гражданской войны.  3-я книга: 1918 – 1919 гг. Война на юге России. Верхнедонское восстание.

КОМПОЗИЦИЯ

  • 1-я книга: 1912 – 1916 гг. Предвоенное время, события империалистической войны.

  • 2-я книга: 1916 – 1918 гг. Февральская революция 1917 года, корниловщина, Октябрьская революция, начало гражданской войны.

  • 3-я книга: 1918 – 1919 гг. Война на юге России. Верхнедонское восстание.

  • 4-я книга: 1919 – 1922 гг. Разгром белоказачьего движения, установления Советской власти на Дону.

Просмотр содержимого презентации
«pril»

Время  Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» «Тихий Дон» Главные Ключевые герои  образы романа  романа Семья

Время

Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

«Тихий

Дон»

Главные

Ключевые

герои

образы

романа

романа

Семья

Время  Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» гражданская война 1922 г. революция  1917 г. 1-ая мировая война  1914 г. март  1912 г. «Тихий Дон» Главные Ключевые герои  образы романа  романа Семья

Время

Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

гражданская война 1922 г.

революция 1917 г.

1-ая мировая война 1914 г.

март 1912 г.

«Тихий

Дон»

Главные

Ключевые

герои

образы

романа

романа

Семья

Время  Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» гражданская война 1922 г. революция  1917 г. 1-ая мировая война  1914 г. март  1912 г. «Тихий Дон» Главные Ключевые  образы герои романа  романа труд Ильинична отношение к детям Дарья Аксинья роль старших Наталья женщина – хранительница рода Семья

Время

Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

гражданская война 1922 г.

революция 1917 г.

1-ая мировая война 1914 г.

март 1912 г.

«Тихий

Дон»

Главные

Ключевые

образы

герои

романа

романа

труд

Ильинична

отношение к детям

Дарья

Аксинья

роль старших

Наталья

женщина – хранительница рода

Семья

Время  Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» гражданская война 1922 г. революция  1917 г. 1-ая мировая война  1914 г. март  1912 г. «Тихий Дон» красные белые Ключевые Главные герои  образы романа  романа Григорий Мелехов казаки труд Ильинична отношение к детям Дарья Аксинья роль старших Наталья женщина – хранительница рода Семья

Время

Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

гражданская война 1922 г.

революция 1917 г.

1-ая мировая война 1914 г.

март 1912 г.

«Тихий

Дон»

красные

белые

Ключевые

Главные

герои

образы

романа

романа

Григорий

Мелехов

казаки

труд

Ильинична

отношение к детям

Дарья

Аксинья

роль старших

Наталья

женщина – хранительница рода

Семья

Время  Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» гражданская война 1922 г. революция  1917 г. 1-ая мировая война  1914 г. март  1912 г. «Тихий Дон» белые красные Главные Ключевые  образы герои  романа романа земля семья война Григорий Мелехов казаки труд Ильинична отношение к детям Дарья Аксинья роль старших Наталья женщина – хранительница рода Семья

Время

Логико-смысловая модель романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

гражданская война 1922 г.

революция 1917 г.

1-ая мировая война 1914 г.

март 1912 г.

«Тихий

Дон»

белые

красные

Главные

Ключевые

образы

герои

романа

романа

земля

семья

война

Григорий

Мелехов

казаки

труд

Ильинична

отношение к детям

Дарья

Аксинья

роль старших

Наталья

женщина – хранительница рода

Семья

Дом.задание: анализ эпизодов с участием Григория Мелехова:

Дом.задание:

анализ эпизодов с участием Григория Мелехова:

  • сцена лугового покоса (1-1-9)
  • Григорий убивает австрийского солдата (1-3-10)
  • купание коня (1-1-3)
  • осмотр коней перед призывом на воинскую службу
  • Подвиг Григория (1-3-20).
  • Сцена в госпитале (1-3-23).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!