Громада-любовь в творчестве Маяковского
Цели:
Раскрыть своеобразие любовной лирики В.Маяковского, дать биографический комментарий.
Совершенствовать деятельность учащихся на овладение способами изучения литературы.
Совершенствовать умение видеть и оценивать литературные явления в контексте биографических данных поэта.
Корректно познакомить с историей любви Маяковского к Л.Брик.
Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Воспитание культуры чтения.
«Долой вашу любовь»,
«долой ваше искусство»,
«долой ваш строй»,
«долой вашу религию» -
четыре крика четырех
частей.
В.Маяковский.
...Солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!
В.Маяковский.
I. Оргмомент. Целеполанание. Мотивация.
- Бывает любовь с первого взгляда. Бывает любовь, основанная на длительном узнавании, понимании.
Стихи Маяковского трудно полюбить с первого взгляда. Вовсе не гарантированно, что читатель полюбит их после глубокого изучения. Поэзия В.В. всегда считалась «трудной». Но чем «труднее», тем интереснее познание.
Слайд 1
Нам предстоит сегодня исследовать поэму В.В. Маяковского «Облако в штанах» с точки зрения:
- названия;
- композиции;
- проблематики;
- образа главного героя;
- языка.
Но, возможно, не это главное. Е.Евтушенко писал в статье «Огромность и беззащитность», что «своей огромностью Маяковский заслонял свою беззащитность…»
Постараемся за громадой стиха рассмотреть личность поэта, его душу, чувства.
Слайд 2
Обыгрывание темы и эпиграфов.
- Дома вы познакомились с текстом поэмы "Облако в штанах". Как можно мотивировать выбор первого эпиграфа? А второго?
Смысл названия. Соотнесение с ассоциативным зрительным образом
Особенности композиции (тетраптих)
Проблематика: «четыре крика» проверка домашнего задания: ответ на вопрос «Может ли ненависть быть основой поэзии?»
Составление психологического портрета героя.
1) Видно ли из поэмы, что ее написал молодой человек? Найдите в произведении подтверждение. Карточка-опора.
2) Какое душевное состояние лирического героя отражено в поэме.
Слайд 3
Выберете или предложите свое определение:
нестабильное
душевное одиночество
неуравновешенное
отрицание всего
болезненное
…..
Слайд 4
Вспомним, как всё произошло.
- Начнём с влюблённого героя. Каков он в прологе и 1 части поэмы?
Вашу мысль,
мечтающую на размягчённом мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
Иду – красивый,
Двадцатидвухлетний.
Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы.
Хотите –
буду от мяса бешеный
- и, как небо, меняя тона –
хотите –
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а – облако в штанах!
Меня сейчас узнать не могли бы:
Жилистая громадина
Стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Перед нами громадина, глыба-человек. Молодой, нахальный, смеющий дерзко издеваться над благопристойной буржуазной публикой, едкий. Он способен вывернуть себя так, чтобы были одни сплошные губы. Для чего? Для простого человеческого поцелуя. Зачем нужна такая гипербола? Чтобы предельно ярко, максимально почувствовать всю прелесть поцелуя. Он способен дразнить толпу окровавленным лоскутом собственного сердца). Вывод: в поэме необычный лирический герой.
- Как понимаете строчку «не мужчина, а – облако в штанах!», ставшую названием поэмы. Почему такой необычный образ?
(Нежность, мягкость , воздушность облака (небесный образ, парящий, витающий в облаках) в сочетании с прозаическими, сугубо материальными, грубыми, тяжёлыми по звучанию штанами - эта антитеза. Она подчёркивает человеческую природу лирического героя поэмы, которая, по мнению Маяковского, есть единство двух начал: биологического и духовного.) Вывод: необычно название поэмы
- Какая же любовь у этой громадины, глыбы?
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая –
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
(В неологизме «любёночек» (ср. ребёночек, котёночек) подчёркивается трогательная нежность, безукоризненная нежность, необычная сила чувства. Нет в языке слова для такого чувства, поэтому автор придумывает новое). Вывод: чтобы назвать чувство, нужно придумать новое слово.
- Какие чувства переживает влюблённый лирический герой в ожидании Марии?
Ещё и ещё…
Жду…
Полночь, с ножом мечась,
догнала,
зарезала, -
вон его!
Упал двенадцатый час,
Как с плахи голова казнённого
(Ожидание любимой – мука. На это указывает повтор «еще и еще». Свидание было обещано в четыре. Восемь. Девять. Десять. Полночь. Восемь часов мучительного ожидания, страданий. Итог страданий – казнь.)
Проклятая!
Что же, и этого не хватит?
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот, -
сначала прошёлся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
чёткий.
Теперь и он, и новые два
мечутся отчаянной чечёткой.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
Нервы –
большие,
маленькие,
многие! –
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги!
( Автор реализует метафору «нервы разгулялись». Нервы обнажены, издёрганы. Не выдерживает даже штукатурка здания. Как же выдерживает лирический герой?)
- Итак, герой необычный, чувства необычные, а какова возлюбленная?
Щелчок по портрету – открывается видео. Читает Александр Петров
Возлюбленную зовут библейским именем Мария = госпожа, горькая, любимая, упрямая. Она знает современную литературу, читала Джека Лондона.
Слайд 5
Маяковский заинтересовался романом Джека Лондона «Мартин Иден» (1909), глубоко раскрывающим особенности писательского труда, и написал по его мотивам сценарий фильма «Не для денег родившийся» (1918). Он сам сыграл в нём главную роль поэта Ивана Нова. Мария похожа на Руфь, которая отказывается от начинающего писателя Мартина Идена и разрывает их помолвку.
Слайд 6
Мария похожа на Джоконду. Как вы понимаете это сравнение? Красивая, загадочная, духовно привлекательная. Но её украли. (21 августа 1911 года) Картина не могла сопротивляться, а возлюбленная не захотела, она позволила себя украсть. Мария выбрала любовь продажную, выбрала деньги, комфорт, богатство. Почему Мария так резка? Вспомните стихотворение самого Маяковского «Нате!» (1913). Два года назад он сам бросил толпе обличительное «нате!». Был скандал. Замужество Марии похожий вызов, вызов-отказ от духовного ради материального благополучия.)
- Как воспринял эту новость герой Маяковского?
Что ж выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите – спокоен как!
Как пульс
покойника.
Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен, -
а самое страшное
видели –
лицо моё,
когда
я
абсолютно спокоен?
Психологическое состояние героя передано очень сильно – через внешнее его спокойствие. Подберите синонимы к слову «спокойствие». (Покой, спокойно, успокоить, покойник). Объясните эпитет «абсолютно спокоен».
Слайд 7
Кто может быть абсолютно спокойным? Покойник. Спокойствие лирического героя не грани смерти. Анжанбеман – перенос – подчёркивает внутренние страдания, разорванность души.)
У кого найти спасение, кто, где может помочь пережить эту трагическую минуту?
Конечно, дома, но дома нет. Где разворачивается действие поэмы? В гостинице Одессы. Герой делает телефонный звонок домашним, маме и сёстрам. О чём разговор? Рассказывая маме, как его сжигает пожар сердца, выворачивает наизнанку фразеологизм «сердце выскакивает из груди». Постигшую героя катастрофу автор сравнивает с мировыми катастрофами. «Лузитания» - английский пассажирский теплоход, торпедированный в 1915 году германской подводной лодкой и сгоревший в море.
- Во второй главе поэмы лирический герой ищет возможности избавиться от страданий. Он, «мечась и стеня», выходит из гостиницы на улицы Одессы. Он видит, там бьётся пульс жизни, там своя жизнь.
- В третьей части герой штурмует весь старый строй буржуазной жизни. Он уверен, что этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало.
- Прошли целые сутки на улице. Ночь пришла. Легче не стало.
- От глобальных замыслов по переделке мира герой в четвёртой части возвращается к мыслям о своей любимой, возвращается в гостиницу:
Мария! Мария! Мария!
Пусти, Мария!
Я не могу на улицах!
- Посмотрим, как лирическая любовная тема проявляется в четвёртой части, как она изменяется. Прокомментируйте строки:
Мария,
видишь –
я уже начал сутулиться.
Я человек, Мария,
простой,
выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни.
я – весь из мяса,
человек весь –
тело твоё просто прошу,
как просят христиане –
«хлеб наш насущный
даждь нам днесь».
Герой становится покорным, чуть ли не униженным, просто человеком. Сравните с образом в прологе: громадина, глыба и т.д. Любимая заменяет всё, она необходима, как хлеб насущный. Что добавляет сравнение «как просят христиане…» к образу любимой? Земная женщина обожествляется, возносится до небес, это святыня. Ведь «хлеб насущный на каждый день» для христиан это не только материальная пища, но и слово Божие, т.е. Библия, пища духовная, питающая душу.
- На эту просьбу Мария отвечает отказом. Это уже второй отказ за несколько часов. Смиряет ли он глубоко страдающего, яростно протестующего и уже отчаявшегося лирического героя?
Послушайте, господин бог!
Всемогущий, ты выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого есть голова, -
отчего ты не выдумал.
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать.
Я думал – ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
Из-за голенища
Достаю сапожный ножик.
Крыластые прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте пёрышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
Отсюда до Аляски!
Отказ любимой провоцирует бунт уже против всего мироздания, против самого Бога. Сначала он просто фамильярен. Затем фамильярность переходит всякие границы. Герой с Богом на ты, уже откровенно хамит ему. Грозит засапожным ножом.
- В чём причина этого бунта?
Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в существовании социальной несправедливости, а в том, что без мук нельзя целовать.
- Отчаяние героя доходит до исступления, до бешенства, почти до сумасшествия. Он выкрикивает страшные богохульства. Стихия захлёстывает его.
- Что получает в ответ?
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Глухо.
Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звёзд огромное ухо.
У вселенной огромное ухо, герой явно услышан. Но Вселенная безмолвствует. Герой в финале трагически одинок и бездомен.
- Подведём итоги. Что необычного в звучании темы любви в поэме?
Образ героя: его переживания, его предельная расхристанность и предельная нежность, его противоречивость, его трагическое бездомное одиночество, его вселенский нигилизм.
Слайд 8
Домашнее задание: групповая работа
Лиля Брик (1-5 по списку)
Татьяна Яковлева (6-10 по списку)
Вероника Полонская (11-15 по списку)
Тайна смерти (16-20 по списку)
Наизусть любое стихотворение Маяковского! Но! ЧИТАТЬ ОТ СЕРДЦА!