СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №20. Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи. Знаки препинания в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. систематизировать и обобщить знания учащихся о функциях знаков препинания; совершенствовать умения правильно ставить знаки препинания в различных синтаксических конструкциях; проводить синтаксический анализ предложения;
  2. развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная  и письменная речь), учебно-информационные умения (навыки работы с компьютером); 
  3. воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание изучать родное слово.      

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №20»

11 класс


Урок №20.

Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи. Знаки препинания в них.

Цели:


  1. систематизировать и обобщить знания учащихся о функциях знаков препинания; совершенствовать умения правильно ставить знаки препинания в различных синтаксических конструкциях; проводить синтаксический анализ предложения;

  2. развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь), учебно-информационные умения (навыки работы с компьютером);

  3. воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание изучать родное слово.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся находят в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания; ставят знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывают выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания; находят пунктуационные ошибки и исправляют их.

Оборудование:

шаблон-таблица «Тонкие и толстые вопросы», РМ - опорные таблицы, задания - упражнения, тренажеры, тесты.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный момент

  1. Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды.

  2. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

  1. Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва; но если обогатить ее учением – она оживет, словно заброшенная земля, на которую пролился дождь.

Абу-ль-Фарадж

  1. Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитать сердце.

Ф. Шиллер

  1. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.

К. Симонов

- Перед вами записаны три замечательных высказывания знаменитых людей, каждое из которых можно взять за основу как для сегодняшнего урока, так и на будущее. Наверняка, вы согласитесь со мной, когда вчитаетесь внимательнее в эти строки.

- Как вы понимаете смысл данных высказываний?

- Какова структура предложений, использованных в эпиграфах к уроку? (СПП, БП, СКП)

- Запишите себе в тетрадь то высказывание, которое больше понравилось.

- Какова, по вашему мнению, цель нашего сегодняшнего урока?

Приветствуют учителя.

Читают высказывания, определяют их смысл, записывают понравившееся высказывание, определяют его структуру.

Формулируют цели и задачи урока



Этап актуализации опорных знаний.


  1. Орфографический марафон

- Запишите не менее десяти слов:

  1. с приставками пре- , при- ;

  2. дефисное написание слов разных частей речи;

  3. с Ь после шипящих в словах разных частей речи;

  4. с Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.


  1. Синтаксический практикум

Осень. С вершины тополей валятся на землю последние листья, а осинки уже потеряли свой наряд. По лесу шагу нельзя ступить, потому что сухие листья хрустят под ногами и предупреждают лесных обитателей о том, что охотник идёт!

Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум, потому что две крупные птицы спикировали к земле.

  • Составьте схемы предложений.

  • Перестройте последнее предложение так, чтобы одна его часть стала бессоюзной.

Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум: две крупные птицы спикировали к земле.

  • Выполните синтаксический разбор данного предложения.


  1. Взаимоопрос. Стратегия «Тонкий и толстый вопрос»


Работа в группах.

Каждая группа записывает слова на данное правило, комментирует орфограммы.





Записывают предложения, составляют схемы, комментируют их структуру; переконструируют последнее предложение, выполняют синтаксический разбор.






Составляют вопросы (5) в группе, по которым проводят опрос в другой группе, по количеству правильных ответов выставляют оценку.

Операционно-деятельный этап

  1. «Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

  1. Заполните таблицу (2, 3 колонки пустые, знаки препинания не расставлены)


Предложение

Виды связи

Схемы

Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.

сочинение и подчинение

[ ], (что …), и [ ].


Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа…

сочинение и бессоюзная связь

[ ], [ ], и [ ].


Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба.

подчинение и бессоюзная связь

[ ] : [ ], (когда …).


Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль.

сочинение, подчинение и бессоюзная связь

[ ], (что …):[ ], а [ ].



  1. Пунктуационный практикум (раздаточный материал)

  2. Работа с тестовыми тренажерами (электронный и бумажный варианты)

Мини-тест

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


1.В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.


1)1,2,3,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,4

2.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.


1)1,3,4

2) 2,3

3) 1,2,4

4) 1,2,3,4

3.В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)1,2,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,3,4

4.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1)1,3,4

2) 1,2,3,4

3) 2,4

4) 1,3

5.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

1)1,2,3,4

2) 2,4

3) 1,3

4) 1,3,4


Работа в группах.

Заполняют таблицу в группе, расставляют знаки препинания, определяя виды связи и составляя схемы.













Расставляют знаки препинания в предложениях РМ (индивидуально – в паре – в группе).

Самопроверка.

Критерии оценивания:

«5» - 0-1 ошибка

«4» - 2-4 ошибки

«3» - 5-7 ошибок

«2» - более 7 ошибок


Выполняют работу с тестами на электронных и бумажных носителях.

Оценивание: по количеству правильных ответов (5)

Рефлексивно-оценочный этап


  1. Рефлексия деятельности

- Оцените себя по пятибалльной системе.

  1. Я знаю, что такое сложное предложение.

  2. Я знаю, как определить тип сложного предложения.

  3. Я знаю, какие средства связи используются в предложениях.

  4. Я могу расставлять знаки препинания в сложных предложениях.

  5. Я умею доказывать, что то или иное предложение относится к данному типу.

  • Каковы ваши результаты сегодня (итоговая оценка)?

  • Можете ли вы утверждать, что поставленные цели нами выполнены?

  • Какие задания были наиболее лёгкими, выполнены без ошибок?

  • Какие задания были наиболее трудные?

  • Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Над чем ещё нужно поработать?

  1. Чтение притчи

- Я благодарю вас за активную работу на уроке. В заключение хочу рассказать вам одну историю (притча о «Строительстве храма»).

Притча о трех строителях храма.

Существует старая притча о строителях, которые выполняли одну и ту же работу. Но когда их спросили: "Что вы делаете?" - ответы были разными. Первый из них на вопрос: "Что ты здесь делаешь?" ответил: "Таскаю эти проклятые камни". Второй по этому же поводу сказал: "Зарабатываю деньги на жизнь себе и своей семье". А третий воскликнул: "Я строю прекрасный храм".

- Хочу пожелать вам, чтобы каждый день вы строили прекрасный храм!

Проводят рефлексию собственной деятельности по предложенным критериям успеха.

Домашнее задание

Альтернативные тесты по теме «Сложное предложение»

Получают РМ с тестами для выполнения домашнего задания




Просмотр содержимого документа
«Мини-тест»

Мини-тест


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


1.В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.


1)1,2,3,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,4


2.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.


1)1,3,4

2) 2,3

3) 1,2,4

4) 1,2,3,4


3.В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.


1)1,2,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,3,4

4.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1)1,3,4

2) 1,2,3,4

3) 2,4

4) 1,3

5.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.


1)1,2,3,4

2) 2,4

3) 1,3

4) 1,3,4











Мини-тест


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


1.В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.


1)1,2,3,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,4


2.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.


1)1,3,4

2) 2,3

3) 1,2,4

4) 1,2,3,4


3.В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.


1)1,2,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,3,4

4.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1)1,3,4

2) 1,2,3,4

3) 2,4

4) 1,3

5.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.


1)1,2,3,4

2) 2,4

3) 1,3

4) 1,3,4





Просмотр содержимого документа
«РМ для групп»

11 класс

Орфографический марафон

- Запишите не менее десяти слов:

  1. с приставками пре- , при- ;

  2. дефисное написание слов разных частей речи;

  3. с Ь после шипящих в словах разных частей речи;

  4. с Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.






















«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

Заполните пустые колонки таблицы (знаки препинания не расставлены)


Предложение

Виды связи

Схемы

Нужно делать то что делаешь и тогда труд даже самый грубый возвышается до творчества.



Оковы тяжкие падут темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа…



Борьба есть условие жизни жизнь умирает когда кончается борьба.



Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда было на душе и восторженно и жутко а потом всё слилось в счастливую мысль.





Просмотр содержимого презентации
«11 класс Урок №20»

Шестнадцатое февраля Классная работа И снова о сложном предложении…

Шестнадцатое февраля

Классная работа

И снова

о сложном предложении…

Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва; но если обогатить ее учением – она оживет, словно заброшенная земля, на которую пролился дождь. Абу-ль-Фарадж Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитать сердце. Ф. Шиллер Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов СПП, БП, СКП

Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва; но если обогатить ее учением – она оживет, словно заброшенная земля, на которую пролился дождь.

Абу-ль-Фарадж

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитать сердце.

Ф. Шиллер

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.

К. Симонов

СПП, БП, СКП

Орфографический практикум - Запишите не менее десяти слов: с приставками пре- , при- ; дефисное написание слов разных частей речи; с Ь после шипящих в словах разных частей речи; с Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.

Орфографический практикум

- Запишите не менее десяти слов:

  • с приставками пре- , при- ;
  • дефисное написание слов разных частей речи;
  • с Ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • с Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.

Синтаксический практикум  Осень. С вершины тополей валятся на землю последние листья, а осинки уже потеряли свой наряд. По лесу шагу нельзя ступить, потому что сухие листья хрустят под ногами и предупреждают лесных обитателей о том, что охотник идёт!  Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум, потому что две крупные птицы спикировали к земле.

Синтаксический практикум

Осень. С вершины тополей валятся на землю последние листья, а осинки уже потеряли свой наряд. По лесу шагу нельзя ступить, потому что сухие листья хрустят под ногами и предупреждают лесных обитателей о том, что охотник идёт!

Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум, потому что две крупные птицы спикировали к земле.

Проверим схемы [ ], а [ ]. [ ], ( потому что… ), ( что… ). [ ], ( на которой… ), ( потому  что… ).

Проверим схемы

[ ], а [ ].

[ ], ( потому что… ), ( что… ).

[ ], ( на которой… ), ( потому что… ).

Осень. С вершины тополей валятся на землю последние листья, а осинки уже потеряли свой наряд. По лесу шагу нельзя ступить, потому что сухие листья хрустят под ногами и предупреждают лесных обитателей о том, что охотник идёт!  Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум, потому что две крупные птицы спикировали к земле.

Осень. С вершины тополей валятся на землю последние листья, а осинки уже потеряли свой наряд. По лесу шагу нельзя ступить, потому что сухие листья хрустят под ногами и предупреждают лесных обитателей о том, что охотник идёт!

Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум, потому что две крупные птицы спикировали к земле.

  • Перестройте предложение так, чтобы одна его часть стала бессоюзной.
Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум : две крупные птицы спикировали к земле. [ ], ( на которой… ): [ ].

Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум : две крупные птицы спикировали к земле.

[ ], ( на которой… ): [ ].

Тема урока Сложные предложения с разными видами связи

Тема урока

Сложные предложения с разными видами связи

сочинение и подчинение сочинение и бессоюзная связь подчинение и бессоюзная связь сочинение, подчинение и бессоюзная связь

сочинение и подчинение

сочинение и бессоюзная связь

подчинение и бессоюзная связь

сочинение, подчинение и бессоюзная связь

сочинение и подчинение  Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. [ ], (что …), и [ ].

сочинение и подчинение

Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.

[ ], (что …), и [ ].

сочинение и бессоюзная связь  Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа… [ ], [ ], и [ ].

сочинение и бессоюзная связь

Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа…

[ ], [ ], и [ ].

подчинение и бессоюзная связь  Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба. [ ] : [ ], (когда …).

подчинение и бессоюзная связь

Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба.

[ ] : [ ], (когда …).

сочинение, подчинение и бессоюзная связь  Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль. [ ], (что …):[ ], а [ ].

сочинение, подчинение и бессоюзная связь

Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль.

[ ], (что …):[ ], а [ ].

Рефлексия деятельности -  Оцените себя по пятибалльной системе.

Рефлексия деятельности

- Оцените себя по пятибалльной системе.

  • Я знаю, что такое сложное предложение.
  • Я знаю, как определить тип сложного предложения.
  • Я знаю, какие средства связи используются в предложениях.
  • Я могу расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
  • Я умею доказывать, что то или иное предложение относится к данному типу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!