ІІ. Актуализация опорных знаний | Беседа. Дайте возможные толкования названия романа. Установите временные и географические рамки каждой книги романа. Почему данное произведение можно назвать романом-эпопеей? Какое из известных вам произведений классической русской литературы XIX в. отличается такой же широтой охвата действительности? Проверка домашнего задания. Чтение эссе. Современные концепции образа Мелехова. В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему: Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения. Эссе. «Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?» | Отвечают на поставленные вопросы. Читают эссе в малых группах. ФО: «Коллекция стикеров» Набравший наибольшее количество стикеров в группе представляют свою работу – прием «Авторский стул» |
III. Постановка цели и задач урока. | Мотивация учебной деятельности. - Из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» мы узнаём о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам М. А. Шолохов характеризовал своё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого не задели бы горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в произведении, сложны и многогранны. В образах донских казачек — Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова. «Отношение к женщине, к любви у М. А. Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим — неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи — несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери — Ильиничны — много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка…» — считал И. Жуков. Итак, кто же они – главные героини романа Шолохова? | Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока. |
ІV. Работа над темой урока | Создание «говорящего» постера (или презентации) 1 группа | 2 группа | Анализ образа Аксиньи. | Анализ образа Натальи Мелеховой | Опора на текст романа (ч. 1, гл. 7, 14, 16, 20; ч. 2, гл. 12, 20; ч. 3, гл. 19, 22; ч. 7, гл. 1; ч. 8, гл. 1, 9, 17) | Опора на текст романа (ч. 1, гл. 18, 22; ч. 2, гл. 5, 10, 18; ч. 3, гл. 19; ч. 4, гл. 5; ч. 7, гл. 4, 8, 16) | Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая её образ, Шолохов ставил задачу показать её «живой, со всеми её поступками, оправданными и убедительными». Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться её любовью и силой характера. Автор многократно подчёркивает её «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью — цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, её право на сына признаёт Ильинична, дети Натальи называют её мамой, и даже Степан стал с уважением относиться к её чувству к Григорию. Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу…» Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остаётся надолго в памяти читателей. | Наталья — добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила её той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «чужая ты какая-то… ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь… И жалко тебя — кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто…» Наталья по-своему любит Григория, но её мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живёт надеждой на то, что в будущем всё может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое. | Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу — обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что её муж любит Аксинью — решается на аборт и умирает, простив мужа за всё. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила её. Финал каждой из героинь по-своему закономерен. | 3 группа. Диаграмма Венна «Образы Аксиньи и Натальи» 4 группа. Постановка и решение проблемного вопроса. Дискуссионная карта. - Кого же любит Григорий? - Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок ли он с Аксиньей или в разлуке с ней, согревает его её любовь или нет. - Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец? Вы сами убедились, что Григорий любит... обеих женщин. Наталья поражала его “какой-то чистой внутренней красотой”. Она – воплощение Дома, Семьи. Любовь к Аксинье – страсть, которая сильнее самого Григория. Гармонии в любви герою никак не удается достичь: то нет Дома для него с Аксиньей, то есть Дом с Натальей, но без всепоглощающего и страстного чувства. | Работа в малых группах. Презентация творческих работ. ФО: «Две звезды – одно желание» |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока | Составление синквейнов «Аксинья», «Наталья». Заключительное слово учителя — Разных женщин встречает читатель на страницах романа. Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними читатель смеётся и грустит, живёт их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автор. | Составляют синквейны в группах, обобщая материал урока. |