СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №50 Социально-психологическая драматургия. Творчество Вампилова (материалы к уроку).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать обзор жизни и творчества Вампилова; раскрыть своеобразие пьес "Старший сын", "Утиная охота"; развивать умение анализировать драматическое произведение

Просмотр содержимого документа
«РМ»

Приложение 1.

Лист индивидуальной работы (ФИО учащегося)


1.Драма____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

Драма

Трагедия

Комедия






А) Воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил, одна из борющихся сторон гибнет.


Б) Изображение личности в ее драматических отношениях с обществом в тяжелых переживаниях. Возможно благополучное разрешение конфликта.


В) Воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.


  1. Работа с текстом


Работа

Друзья

Любовь

Родители




















Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №50 ВАМПИЛОВ»

Александр ВАМПИЛОВ


«Быть иль не быть, или Вечный сюжет о блудном сыне»
(по пьесе А. Вампилова «Утиная охота») (1967 2)

Зилов — это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека совершенно обессмысливается.
О. Ефремов










Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Вампилова. Развивать навыки анализа художественного текста, речь и мышление учащихся. Воспитывать нравственные идеалы.
Информация для учителя. Ученики получают предварительные задания.

Индивидуальные сообщения:
      •  о жизни А. Вампилова;
      •  о своеобразии драматургии А. Вампилова;
      •  o пьесе «Утиная охота» и спорах вокруг нее.
Групповое исследование:
      Тема блудного сына, лишнего человека в литературе.


Ход урока

Этап 1

Слово учителя

 

Театр! Как много значит слово

Для всех, кто был там много раз!

Как важно и порою ново

Бывает действие для нас!

Мы на спектаклях умираем,

С героем вместе слезы льем...

Хотя порой прекрасно знаем,

Что все печали ни о чем!

Забыв про возраст, неудачи,

Стремимся мы в чужую жизнь

И от чужого горя плачем,

С чужим успехом рвемся ввысь!

В спектаклях жизнь как на ладони,

И все откроется в конце:

Кто был злодеем, кто героем

С ужасной маской на лице.

Театр! Театр! Как много значат

Для нас порой твои слова!

И разве может быть иначе?

В театре жизнь всегда права!

Сегодня мы поведем разговор о русской драматургии ХХ века. Мы поговорим о творчестве писателя, именем которого названа целая эпоха русской драматургии – вампиловская драма.


Учитель. 17 августа 1972 года на Байкале лодка, в которой был А. Вампилов, на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка... Он почти доплыл... Но сердце не выдержало за несколько метров до берега...
      «Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», — с горечью и болью писал В. Распутин 3.


Этап 2

Индивидуальные сообщения

      1. О жизни Вампилова. Александр Валентинович Вампилов родился в семье потомственных учителей в поселке Кутулик Иркутской области. «Дорогая Тася! — обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения... — Я уверен, все будет хорошо. И вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.
      Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли...»

19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие оправдалось... сын. Как бы не оправдал второе... У меня, знаешь, вещие сны». Сны действительно оказались вещими 4.
      Год рождения Вампилова был годом 100-летия со смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, дробь — к слезам: они пролились в этом же году — В. Вампилова репрессировали, а в 1938-м расстреляли.
      Сознательное детство А. Вампилова, судя по воспоминаниям матери и сверстников, было обыкновенно — типичное райцентровское послевоенное детство: школа, походы, метания сразу во все стороны, когда впиваешься в спорт, завтра в школьный театр, послезавтра в музыку и книги, и все непременно с жаром, все с ночным обещанием себе достичь в избранном деле небывалого.
      В университет он поступил на историко-филологический факультет и с первого курса затеял театр. Учился Александр, похоже, не очень прилежно, но неприлежание говорило не о беспечности, а о радостной ненасытности жизнью, которая влекла его с ребятами после, а то и вместо лекций на футбольное поле или в колхозе после тяжелой работы на картошке заставляла брать в руки гитару и снимать усталость тогдашними ковбойскими шлягерами.

Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно печатают университетская многотиражка и молодежная иркутская газета. Вскоре после окончания университета Вампилов выпускает книгу «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А. Санин. Еще он работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи, учился на курсах Высшей комсомольской школы. Но театр остается по-прежнему первенствующей страстью 5.

  • Что поразило вас в биографии писателя?


2. Своеобразие драматургии А. Вампилова. Как драматург Вампилов начал с одноактных пьес-шуток: «Ангел» (впоследствии — «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964) и др. К 1972 г. написаны все основные пьесы, создавшие театр Вампилова: «Ярмарка» (1964; позднее переименованная чиновниками от культуры в «Прощание в июне»), «Старший сын», «Утиная охота» (обе — 1967); «История с метранпажем» (1968) объединена с ранней шуткой «Двадцать минут с ангелом» в трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты» (1970); «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Не завершен водевиль «Несравненный Наконечников» (1972).

Вампилов привел в драматургию странного героя, героя крайностей, слабого и сильного одновременно, знакомого незнакомца, открыл почти забытый в советской драматургии, но традиционный для русской классической литературы характер духовного скитальца, человека с расколотым сознанием, страдающую личность, кающегося грешника.
      Вампилов реабилитировал в драматургии забытые жанры — водевиль и фарс («Двадцать минут с ангелом», «Несравненный Наконечников»); жанры высокой сатиры — трагифарс и трагикомедию («История с метранпажем», «Старший сын»); вернул отечественной драме ее катарсический смысл («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»). В его пьесах конфликт между добром и злом освобожден от сугубо бытовой прямолинейности, очищен от демагогической фальши.
      Любая из драм Вампилова имеет собственную историю создания, сценическую биографию. Вместе с тем произведения дополняют и проясняют друг друга, создавая два крупных драматургических цикла — сатирический и трагический, каждый из которых существует во взаимной зависимости, придавая драматургии Вампилова целостность и органическую художественную завершенность. Требуя более пристального исследования, в разных пьесах автором рассматриваются разные варианты поведения героя, мотивы его поступков. Герои одной пьесы становятся второстепенными в последующей. Второстепенные же выходят на передний план и, превращаясь в главных, снова требуют в драмах Вампилова продления своей жизни. Нравственные искания героя, начинаясь в ранней пьесе, продолжаются в следующей и заканчиваются совсем неожиданно в истории, описанной автором позднее. Внутреннее родство пьес продумано и организовано. Например, обыкновенное случайное свидание превращается в пьесах Вампилова в свидание со смертью. Это главный кризисный момент — узнавание героем самого себя, открытие истинного своего лица. Шутливые розыгрыши приводят к серьезным последствиям. Прием фикции, мнимого факта («Двадцать минут с ангелом» — ангела нет; «История с метранпажем» — метранпаж отсутствует; «Утиная охота» — охоты на уток нет и т. п.) связывает пьесы Вампилова атмосферой условности происходящего. Цикличность подчеркивается диалогичными финалами пьес, необычными для советской драмы. Конец предыдущей пьесы в драматургии Вампилова рождает завязку следующей. Загадки его финалов разгадываются в последующих пьесах 6.

  • Какие особенности творчества писателя вы можете назвать?

  

3. Споры о пьесе «Утиная охота». «Утиная охота» — кульминационная пьеса А. Вампилова. В рецензии на ее первую постановку отмечалось: «В этой пьесе сказано так много и сказано так, что ее следует определить как яркое явление советского театра». Но, напечатанная, она вызвала... долгое молчание. «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов, — говорил об „Утиной охоте“ главный режиссер МХАТа О. Ефремов. — Тогда на сцену пришел Чешков, и все охотно и вполне справедливо занялись дискуссией о характере „делового человека“. Странный и „безнравственный“ герой „Утиной охоты“, предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет...

Когда-то Лермонтов, предвосхищая некоторые читательские эмоции, разъяснял название романа „Герой нашего времени“. Он писал о том, что людей долго кормили сладостями, что от этих сладостей у них может испортиться желудок. „Нужны горькие лекарства, нужны горькие истины“.
      Зилов и есть такое „горькое лекарство“»... 7

Вот уже более 30 лет не утихают споры об «Утиной охоте». Заведующий литературной частью МХАТа полагал, что это происходит оттого, что «не был ясен характер центрального героя, точнее, авторское отношение к центральному герою». В результате М. Туровская могла определить его как законченный экземпляр «рыцаря до лампочки», К. Рудницкий — сказать, что «все, что осталось от Зилова, — мертвая оболочка исчезнувших намерений», а возражавший этим и другим отпевающим Зилова критикам иркутский литературовед Н. Антипьев закончил статью о нем полностью противоположным выводом: «Так кто же такой Зилов? Зилов — человек, открывшийся для новой жизни. Доброе, дремавшее в его душе, наконец-то пробудилось. Важно, очень важно, чтоб на призыв его души откликнулась жизнь». И еще у него же: «Зилов не лишний для жизни. Он самый нужный для нее» 8.

  • Как вы думаете, почему данная драма вызвала неоднозначные оценки?


- Определять, кто из критиков прав, мы не будем, но свою точку зрения постараемся выработать.


Этап 3

Анализ пьесы

      Автор так характеризует героя: «Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Подобная психологическая раздвоенность сохраняется в характере Зилова на протяжении всего произведения.
      Пьеса начинается с «шутки»: главному герою приносят похоронный венок с издевательской надписью: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей».

  Как отреагировал Зилов на «шутку»?

    Символ смерти заставил Зилова оглянуться назад и задуматься о прожитой жизни.

  Почему автор строит свое произведение как ряд воспоминаний?

    Возможно, потому, что в памяти сохраняются самые яркие, или важные, или беспокоящие моменты. А может быть, Вампилову необходимо было показать уже сформировавшийся характер героя, без его развития, истоков и причин становления. Такая композиция позволяет сделать это лучше всего.

  К какому решению приходит Зилов в результате экскурса в прошлое и почему?

    Зилов решает поставить точку в шутке друзей, уйти из жизни, потому что «жизнь, в сущности, проиграна».

  Как же так получилось, что молодой, «уверенный в своей полноценности» человек в лучшие годы жизни осознает бессмысленность и бесполезность своего существования, пытается покончить с собой?

      Учитель. Ведь все, что, по мнению многих, необходимо для счастливой и полноценной жизни (хорошая работа, любимая жена, друзья), у Зилова есть. «Да что же все-таки случилось? В чем дело? — удивляется Кузаков. — Чем ты недоволен?.. Чего тебе не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, женщины тебя любят. Живи да радуйся. Чего тебе еще надо?» Попробуем разобраться.


Этап 4

Работа в группах

Класс делим на три группы. Первая группа анализирует эпизоды, связанные с работой Зилова, вторая — с семьей, третья — с друзьями.


Перед вами таблица. Распределите в таблицу основные конфликтные моменты из жизни Зилова. (по группам)

Работа

Друзья

Любовь, жена

Родители

Инженер, но к службе интерес потерял. Способный, но деловой хватки не хватает. Проблем избегает. Девиз «Спихнуть – и делу конец». Он давным-давно «сгорел на работе»

Зилов, чувствуя себя чужим среди своих, не выдерживает и кричит друзьям: «Я вам не верю», а после экскурса в прошлое хочет закончить начатую приятелями шутку.

Рядом – прекрасная женщина, но она одинока с ним. Все хорошее – позади, в настоящем – пустота, обман, разочарование. Можно доверять технике, но не ему. Однако боится потерять жену «Я тебя замучил!»

Давно не был, плохой сын. Отец, по его словам, старик-дурак. Смерть отца поражает «неожиданностью», но на похороны не торопится из-за свидания с девушкой.


1. Работа.

Зилов — инженер, работает в центральном бюро технической информации. Но вот к службе своей уже давным-давно потерял интерес. Не случайно шутка Кузакова: «Больше всего на свете Витя любит работу», — вызывает дружный смех, сквозь который и не очень-то слышны слова начальника Зилова: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень...»
      Но «способный парень» вовсе не намерен решать «производственные проблемы», он стремится просто избегать их: «У нас замечательная работа, но, согласись, она несколько суховата. Немного смелости, творческой фантазии — это нам не повредит, — заявляет Зилов, убеждая Саяпина подписать липовый документ. — Ерунда. Проскочит. Никто внимания не обратит. Кому это надо?» Может, действительно никому ничего не надо и внимания никто не обратит? Может, поэтому девизом Зилова в работе стали слова: «Спихнуть — и делу конец», а принципом — бросание монеты?
      Зилов привык к такому положению дел. Он уже ничего не хочет, ни к чему не стремится. На слова Саяпина: «Не нравится тебе эта контора — взял махнул в другую», — спокойно отвечает: «Брось, старик, ничего из нас уже не будет... Впрочем, я-то еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Именно поэтому слова на венке, казавшиеся столь смешными друзьям Зилова, явились для него страшным откровением: он давным-давно «сгорел на работе».
     

 2. Семья

И здесь Зилов потерпел фиаско: плохой муж, плохой сын. Вот уже четыре года он не был в отчем доме, но, получив письмо от умирающего отца, цинично посмеивается: «Посмотрим, что старый дурак пишет... O, Боже мой. Опять он умирает». Съездить и проведать стариков времени не находится, даже в отпуск, в сентябре: «Сентябрь — время неприкосновенное: охота».
      Смерть отца поразила Зилова своею «неожиданностью». «На этот раз старик не ошибся... Если бы я знал», — говорит он с горечью. Действительно, переживает, действительно, тяжело: «Скверно, Дима... Хреновый я был ему сын», — с болью подытоживает он. Но откладывает свой вылет на похороны из-за свидания с Ириной.

Свою семейную жизнь Зилов разрушает собственными руками. Он женат шесть лет. Его жена — прекрасная женщина: «Галине двадцать шесть лет. В ее облике важна хрупкость, а в ее поведении — изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно». Но сразу видно, что их семейная жизнь не ладится. Все хорошее осталось в прошлом. В настоящем — пустота, обман, разочарование. Правда, Галина еще верит в возвращение прежней интересной жизни: «Мы здесь заживем дружно, верно? — с надеждой спрашивает она мужа. — Как в самом начале. По вечерам будем читать, разговаривать... Будем?» И тут же разрушает свои мечты: «Хуже всего, когда тебя нет дома и не знаешь, где ты». «А мы здесь устроим телефон», — отвечает ей Зилов. «Не люблю телефоны. Когда ты говоришь со мной по телефону, мне кажется, что ты врешь», — говорит Галина. Фраза мужа: «Напрасно ты не доверяешь технике», — ставит точку в ее фантазиях. Технике доверять можно, да вот Зилову, видимо, уже нельзя. Мысли женщины принимают другое направление: «Знаешь, сегодня я получила письмо... от друга детства».

Прошло около двух месяцев. Семейная жизнь не наладилась. Галина по-прежнему одна, Зилов по-прежнему врет и выкручивается. Кажется, что для него в этой жизни нет ничего ценного. Узнав о беременности жены, он, торопясь на свидание с Ириной, равнодушно бросает ей в телефонную трубку: «Да рад я, рад... Ну что тебе — спеть, сплясать? Увидеться?.. Сегодня увидимся... Ведь не сию же минуту он у тебя будет...» Но известие о том, что ребенка не будет, сильно задевает его: «Что ты натворила?.. Как ты могла!.. Почему ты это скрыла?.. Ты не смела распоряжаться одна, слышишь?.. Нет, этого я тебе не прощу!» — грозно кричит он ей.
      Галина устала от такой жизни. «Ни одному слову твоему не верю», — говорит она мужу. Спокойный ответ Зилова пугает своим цинизмом: «Напрасно. Жена должна верить мужу... В семейной жизни главное — доверие. Иначе семейная жизнь просто немыслима».
      «Ничего у нас не осталось», — констатирует Галина. Но Зилов почему-то уверен, что «все в порядке». «А если что не так, мы все можем вернуть в любую минуту. Хоть сейчас, — убеждает он жену. — Все в наших руках». Но не может вспомнить самых главных слов, сказанных им в тот, «святой» для него вечер.

Не веря в то, что Галина уходит от него, Зилов пытается задержать ее, разобраться в ситуации: «Мы давно не говорили откровенно — вот в чем беда». Первый раз в пьесе он говорит «искренне и страстно»: «Я сам виноват, я знаю. Я сам довел тебя до этого... Я тебя замучил, но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь. Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю... Я один, один, ничего у меня в жизни нет, кроме тебя. Помоги мне! Без тебя мне крышка...» И мы верим в этот крик о помощи. И нам жаль Зилова. Нам, но не Галине. Она давно ушла. А словам, предназначенным ей, внимала и верила Ирина. Зилов же, поняв, что разговаривал не с женой, лишь мгновение стоит пораженный и растерянный, и тут же начинает новую игру с ничего не подозревающей девушкой. И вот она его невеста, он жених. Но беда в том, что Зилов не верит в чистоту, в искренность чувств и отношений. Совсем недавно говорил он Саяпину об Ирине: «Такие девочки попадаются нечасто... Она же святая». А на банкете, где представил ее друзьям как свою невесту, кричит: «Она такая же дрянь, точно такая же. А нет, так будет дрянью». Ирина «медленно, как во сне, идет к выходу и исчезает».


 3. Друзья

«Да уж для друзей ты готов на все», — говорит Галина Зилову. Чуть позднее опять: «Он любит друзей больше всего». Сам же Зилов при расставании с Галиной восклицает: «Друзья? Нет у меня никаких друзей...», а в разговоре с Димой признается: «Друзья!.. Откровенно говоря, я и видеть-то их не желаю». Странная ситуация: окружающие видят одно, а человек чувствует совершенно другое.

  Каковы же люди, находящиеся всегда рядом с Зиловым?

    Кушак простоват, глуповат, в отсутствие жены с удовольствием ухаживает за Верой.
      Саяпины кажутся хорошей супружеской парой: живут дружно, вместе ходят на футбол, Валерия, спасая мужа от гнева Кушака, грубо льстит начальнику. «Подруга жизни», — гордо говорит о ней Саяпин. Но за минуту до этого рассуждал: «Жена скандалит, а ты, если человек деликатный, терпи. А может, мне ее стукнуть хочется?.. Вот дадут квартиру, тогда мы еще посмотрим кто кого».
      Саяпин считается лучшим другом Зилова, но, выгораживая себя, подставляет товарища: «Я не в курсе этой статьи. Ее готовил Зилов. Я ему доверял». И тут же ищет понимания у приятеля: «Старик, пойми! У меня же квартира горела! На твоих глазах! Неужели ты не понимаешь?» Зилов, конечно же, понимает: «Да уж, подобралась у вас семейка. И ты-то молодец...»
      А когда Саяпин «простодушно», как отмечает автор, осматривает после неудавшегося самоубийства Зилова его квартиру («Витя, ты замечаешь, у тебя полы рассыхаются... Придется ремонтировать»), Зилов тоже понимает его: «Что же ты остановился?.. Пройдись по комнатам, прикинь, что куда поставить... ты пришел сюда за ключами... Бери, не стесняйся».
      Чужим в этой компании кажется Кузаков. Обычно он появляется позже всех, в обществе держится в тени, «большей частью задумчив, самоуглублен, говорит мало, умеет слушать других». Но именно он отмечает: «Жизнь, в сущности, проиграна». Именно он удивляется: «Чего тебе не хватает?.. Живи да радуйся»; именно он выхватывает ружье из рук Зилова и готов даже пулю в себя принять, когда тот наставляет оружие на друзей; именно он, пытаясь образумить приятеля, кричит ему: «А если тебе не нравится твоя жизнь, ну и отлично, живи по-другому, кто тебе мешает?» Нет ни одного эпизода, где Кузаков хитрит, ловчит, изворачивается. Находясь среди приспосабливающихся людей, не пытается им подыгрывать. Не случайно его одного выделяет Вера из всех Аликов, называя по имени.

Но, видимо, простота и откровенность Кузакова, его независимость при незаметности больше всего и раздражают Зилова. С ним он был особенно резок и раздражителен.
      Официант Дима тоже человек из окружения Зилова. «...Он ужасный, — говорит о нем Галина. — Один взгляд чего стоит. Я его боюсь». Не нравится он и Вере с Кузаковым. Сам же Зилов считает Диму «нормальным парнем», восхищается его спокойствием, выдержкой, завидует удивительной меткости. «Видел бы ты его с ружьем. Зверь, — говорит он Саяпину, — полсотни метров в лет — глухо... Мне бы так». Однако Дима теряет спокойствие, когда Зилов называет его лакеем: предварительно оглядевшись и убедившись, что никого рядом нет, бьет в лицо бесчувственного обидчика (ведет себя действительно по-лакейски).

Дима точно знает, что хочет получить от жизни, и идет к цели твердо и непреклонно, ни разу не отступая от своих правил. Поражает его поведение после неудавшегося самоубийства Зилова: заряжает ружье и возвращает его Зилову, спокойно и деловито «выторговывает» лодку в случае смерти товарища, уводит Кузакова и Саяпина, оставляя Зилова одного.
      Он вместе с Зиловым ходит на охоту, однако не понимает его восторженного нетерпения и посмеивается над ним. Не может понять и откровений приятеля о друзьях: «Поссорился?.. Да разве у нас разберешься?.. я, допустим, беру и продаю тебя за копейку. Потом мы встречаемся и я тебе говорю: „Старик, говорю, у меня завелась копейка, пойдем со мной, я тебя люблю и хочу с тобой выпить“. И ты идешь со мной... хотя ты прекрасно знаешь, откуда у меня эта копейка. Но ты идешь со мной, потому что тебе все до лампочки». Неудивительно, что Зилов, чувствуя себя чужим среди своих, не выдерживает и кричит друзьям: «Я вам не верю», а после экскурса в прошлое хочет закончить начатую приятелями шутку.

. Жизнь действительно проиграна.


  Но можно ли считать Зилова живым трупом?

    Нет. Об этом свидетельствует и дискомфорт, испытываемый при воспоминаниях, и нетерпеливое ожидание утиной охоты. Для Зилова охота — это духовное очищение, необходимое для выживания в той среде, в которой он обитает и к которой приспособился. В сцене расставания с Галиной Зилов раскрывается перед ней: «Только там и чувствуешь себя человеком». Вдали от суеты, лжи и фальши он растворяется в природе: «Тебя там нет... И ничего нет. И не было. И не будет...» Именно духовное обновление важно Зилову: «Это как в церкви и даже почище, чем в церкви...» Охота для него символ другой, истинной жизни, о которой он мечтает. Не случайна его фраза: «Подарите мне остров».

 Конечно же, при таком единении с природой Зилов не может убить ни одной птицы. «Будешь мазать до тех пор, пока не успокоишься, — говорит ему Дима, — ...полное равнодушие... Ну так, вроде бы они летят не в природе, а на картинке». «Но они не на картинке, — удивляется Зилов. — Они-то все-таки живые». «Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мертвые», — отвечает официант. В отличие от Зилова, в Диме уже нет никаких человеческих чувств, ничто не мешает «спокойно, ровненько, аккуратненько, не спеша» застрелить летящую птицу.
      Мы видим, что глоток свежего воздуха Зилову жизненно необходим. Не случайно между воспоминаниями он звонит Диме и упрашивает ехать на охоту, несмотря на ливень, узнает прогноз погоды и злится из-за непрекращающегося дождя. Наконец не выдерживает и собирается отправиться один: «Нет, ждать больше не буду... Не могу...» Но помешала телеграмма с соболезнованиями от группы товарищей, вызвавшая последнее воспоминание, прекратившее его «цепляние» за жизнь.


  В чем, по вашему мнению, трагедия героя? Почему он потерпел поражение во всех сферах жизни?

    Герой отошел от общечеловеческих ценностей, потерял нравственные ориентиры в жизни. Любовь, искренность, сострадание отодвинуты им на второй план. На первый же план он поставил беззаботность, жизнь в свое удовольствие, вдохновенное вранье. Но изначально ему, видимо, чуждо такое существование: между добром и злом еще не стерты грани (авторские ремарки между воспоминаниями тоже помогают это понять). Отсюда и дисгармония в душе героя.
      

Учитель. Тема заблудившегося в жизни человека, «блудного сына», волнует не одно поколение.
      Сообщения исследовательской группы. Исследования проводятся по следующим направлениям:
      1. Тема лишнего человека (например, Онегин, Печорин).

 Не найдя применения, люди скитаются по дорогам жизни без целей и желаний, ощущают себя лишними. Чувство собственной неординарности, жажда и невозможность реализации рождают в душах героев жесточайшие противоречия. И если Онегин скорее играет в скучающего молодого человека, то для Печорина его жизнь тяжела и мучительна.

2. Тема «блудного сына» в русской литературе (например, «Станционный смотритель» А. Пушкина (образ Дунечки), «Воскресение» Л. Толстого (образ Нехлюдова), «Телеграмма» К. Паустовского (образ Насти) и др.).

Герои сбиваются с истинного пути по разным причинам: из-за любви, удовольствий, работы. Постепенно и незаметно происходит их душевное очерствение. Прозрение наступает, но, к сожалению, зачастую слишком поздно.

3. Тема «блудного сына» в современной литературе (предлагаем повесть Паоло Коэльо «Вероника решает умереть»).

Как найти и не упустить свое предназначение в жизни? Как обрести себя? Почему люди очень часто следуют не собственным наклонностям и стремлениям, а советам окружающих? В чем причина попыток уйти из жизни, спрятаться, скрыться? Ответы на эти вопросы ищет в своей повести Паоло Коэльо.
      Выводы. Тема эта — вечная, рассматривается в разных аспектах, но итог всегда одинаков: попытка изменить жизнь. Герои испытывают запоздалое раскаяние и начинают лучшую жизнь или заходят в тупик и пытаются свести счеты с жизнью.


  Как вы думаете, почему формулировка темы урока начинается со знаменитых слов Гамлета: 

Быть иль не быть — таков вопрос;
Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?


    Ситуация выбора — основная в пьесе «Утиная охота». Герой, принимая решение, руководствуется минутным желанием, выгодой или новой страстью. Стремясь сделать приятное начальнику, приглашает на новоселье бывшую любовницу; из-за желания побыть с Ириной откладывает вылет на похороны отца; увидев, что не Галина слушала его исповедь, он не пытается догнать жену, а изворачивается перед Ириной и т. д. Видимо, это искусственное упрощение существования и явилось причиной опустошения его души и жизни. Там, где Гамлет отвечает: «Быть», — Зилов говорит: «Не быть». Покоряясь обстоятельствам, Зилов все дальше уходит от настоящей жизни.

Учитель. Финал пьесы очень интересен. Примечательно, что драматург предполагал три варианта разрешения конфликта в душе героя. Каждый из них мог бы завершить пьесу и придать ей тот или иной смысл. В первом — трагедия героя измерялась его жизнью. Во втором — спасенный друзьями от рокового выстрела герой кричал им в лицо слова горькой правды о них, перекладывая таким образом на их плечи тяжкий груз ответственности за его неудавшуюся судьбу. В третьем, окончательном варианте Зилов выбирает охоту с официантом. Но о дальнейшей судьбе героя и сейчас нет единого мнения.

  А как вы понимаете финал пьесы?

    Охота для героя — духовное очищение. Поэтому такой финал может свидетельствовать о начале другой жизни: именно природа поможет возродиться герою. Но пугают ремарки автора: «Говорит ровным, деловым тоном»; а после и слова самого Зилова: «Совершенно спокоен».
      Учитель. А. Вампилов говорил: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам». Образ Зилова тоже не давал ему покоя (да и слова О. Ефремова, которые служат эпиграфом к нашему уроку, подтверждают это). Почему?

  Не потеряла ли актуальность пьеса в наши дни?

О чем заставила задуматься пьеса Вампилова «Утиная охота» лично вас?

     

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему «Не растерять себя».


Литература

      1. Вампилов А. Сборник произведений. В 2 т. / Предисл. В. Курбатова. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1987.
      2. Вампилов А. «Дом окнами в поле» / Предисл. О. Ефремова, В. Распутина. — Иркутск, 1982.
      3. Вампилов А. «Я с вами, люди!». — М., 1988.
      4. Русские писатели 20 века: Биографический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву — A. M., 2000.

1 Пьесы А. Вампилова «Утиная охота» (11 класс) и «Прошлым летом в Чулимске» (9 класс) изучаются в школе текстуально в соответствии с программой.
2 Год создания пьесы в разных источниках указывается по-разному. Мы ссылаемся на следующее издание: Русские писатели 20 века: Биографический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву — A. M., 2000. — С. 133.
3 Вампилов А. Я с вами, люди! — М., 1988. — С. 413.
4 Там же.
5 Курбатов В. В глубь уходящих и играющих звезд... // Вампилов А. Сборник произведений. В 2 т. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1987. — С. 4—9.
6 См.: Русские писатели 20 века: Биографический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву — A. M., 2000. — С. 133—135.
7 Вампилов А. «Дом окнами в поле» / Предисл. О. Ефремова, В. Распутина. — Иркутск, 1982. — С. 624—625.
8 Курбатов В. В глубь уходящих и играющих звезд... // Вампилов А. Сборник произведений. В 2 т. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1987. — С. 17.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №50 Вампилов Старший сын»

11 класс

Урок 50. Социально-психологическая драматургия (обзор). Отражение процесса нравственного разложения общества в пьесах. Романтизация героя, «очеловечивание» социалистического реализма. Чеховские мотивы. Очерк жизни и творчества А.В. Вампилова. Пьеса «Старший сын». Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью.

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

3) составить план характеристики главных героев.

Оборудование: портрет А. Вампилова, диск с художественным фильмом «Старший сын».

Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

Ход урока.

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

- Александр Вампилов – человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург, сыгравший значительную роль в современном театре.

III. Сообщение учащихся о жизненном пути А. Вампилова. (презентация)

IV. Слово учителя о творчестве А. Вампилова.

- Главной страстью А. Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: « В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов … - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими менами российская литература…».

Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.


Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А. Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости «человек должен ходить по земле гордо и легко», следовательно, произведениям присущ оптимизм.

Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость – с одной стороны;

2) мудрость отцов – с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.


Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.


V. Просмотр фрагментов художественного фильма «Старший сын» и аналитическая характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:

- Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы « Старший сын»?

- В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных).

- Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных?

Подтвердите свой ответ строками из текста.

- На чьей стороне симпатии автора?


Аналитическая беседа о каждом герое.

  1. Сарафанов.

- К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?

- Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста).

- Как принимает известие о существовании старшего сына?


  1. Бусыгин.

- Кто этот молодой человек?

- Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

- Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью).

- Что общего и в чем разница с Сильвой? ( Просмотр отдельных фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).


  1. Нина и Вася.

- Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

- Как они принимают «старшего брата»?


  1. Кудимов, Макарская, Сильва.

- Что можно сказать об этих людях?

- Что их объединяет?

- Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?


Понимание темы, идеи конфликта.

- Первое название «Предместье» указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

- Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

- Какова двуплановость пьесы?

- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М. Горького «На дне». Зачем герои пьесы «Старший сын» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

- Какова тема, идея произведения?

- Как вы думаете, почему так называется пьеса?

- Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

- Как, по – вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?


VI. Слово учителя.

- Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравдой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы «отца», следовательно, он возродил семью.


VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм «Старший сын», сопоставив его с пьесой А. Вампилова.


Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №50 Вампилов Утиная охота»

11 класс

Урок 50. Социально-психологическая драматургия (обзор). Отражение процесса нравственного разложения общества в пьесах. Романтизация героя, «очеловечивание» социалистического реализма. Чеховские мотивы. Очерк жизни и творчества А.В. Вампилова. Пьеса «Утиная охота». Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью


Цели: дать обзор жизни и творчества Вампилова; раскрыть своеобразие пьесы «Утиная охота»; Развивать умение анализировать драматическое произведение


Ход урока

I. Вступительная беседа.

— Когда так говорят: «сон в руку», «вещий сон»?

— Бывают ли на самом деле сны «вещими»?

«Дорогая Тася! — обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения... я уверен, все хорошо. И, вероятно, будет разбойник и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли...»

19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Как бы не оправдал второе... У меня, знаешь, вещие сны».

Сны, действительно, оказались вещими. Сын, четвертый ребенок в семье, вырос в писателя-драматурга Александра Валентиновича Вампилова.


II. История жизни Александра Вампилова (1937—1972).

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. В этот год, несмотря на скромный быт большого семейства, отец, Валентин Никитич, подписался на полное собрание сочинений любимого поэта: для детей. А жители Кутулика, одного из самых отдаленных сибирских поселков, надолго запомнили вечер в клубе, где директор школы, учитель литературы В. Н. Вампилов, самозабвенно читал им стихи великого поэта.

Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, круглое — дроби — к слезам: они пролились в 1939 году, когда, репрессированный, Валентин Никитич погиб 40 лет от роду.

На руках Анастасии Прокопьевны — четверо детей, старшему из которых было семь лет.

— Каким остался сын в памяти матери?

(«…Каким он был, каким рос? — часто теперь спрашивают меня близкие и совсем незнакомые люди из многих городов страны...»)

— Проявился ли в детстве драматургический талант, выделялся ли он среди своих сверстников в отрочестве?

Драматургический, наверное, нет: человеческий — да, хотя мне трудно говорить о каких-то особенных чертах его характера и впечатлительной натуры.

Он не выделялся среди остальных моих детей... Был спокойным и любознательным, любимцем братьев и сестры — младший ведь! Любил книги, особенно сказки, которые читала и рассказывала ему бабушка...

В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятерки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Писал стихи:


Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнем своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать —

Приятно пережить любви страданье.

И все ж страдания приятней забывать.


Уходил в туристические походы на несколько дней или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее село с драмкружком или футбольной командой, Я иногда очень беспокоилась за эти отлучки. Любовь к путешествиям по родной земле он сохранил до конца своей короткой жизни».

Верной оказалась и его любовь к родному краю: «После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город... Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?» — читаем в очерке Вампилова «Прогулки по Кутулику», написанном 30-летним человеком, за плечами которого уже был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве.

А в очерке «Дом окнами в поле» можно прочитать: «...Отсюда была видна дальняя Берестенниковская гора, по ней, как струйка желтого дыма, поднималась к горизонту дорога. Её вид волновал меня, как в детстве, когда эта дорога казалась мне бесконечной и обещала множество чудес.

...Травы пахнут здесь сильней, чем где-либо, и нигде я не видел дороги заманчивей этой вот, что по дальней горе вьется среди берез и пашен.

...Мне попадались стихотворные и прозаические высказывания о том, что землю можно любить всю сразу от Карельского перешейка до Курильской гряды, все реки, леса, тундры, города и деревни будто бы возможно любить одинаково. Тут, как мне кажется, что-то не то...»

Конечно же, двадцатилетний Александр Вампилов не знал, что начальные слова его первого, опубликованного в 1958 году, рассказа «Стечение обстоятельств» станут для него пророческими: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка... Он почти доплыл... Но сердце не выдержало за несколько метров до берега...

— Что дают нам эти воспоминания, очерковые страницы для понимания истоков творчества, духовного мира Александра Вампилова?


III. Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота».

1. За свою короткую жизнь Вампилов стал автором пьес, которые привлекли внимание не только читателей, но и театральных режиссеров: «Провинциальные анекдоты», «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Но судьба его драматических произведении была не из легких: «Очень много времени и сил уходило в те годы на то, что мы называем «пробиванием» его пьес на сцены московских театров», — вспоминала Е. Якушкина.

— В чем же особенность произведений Вампилова? Прочитайте статью в учебнике (с. 346—348) и ответьте на этот вопрос.


2. Пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота» написана в 1968 году и опубликована в 1970. Мотив трагичен и одновременно снижен до фарса. Многие сцены спектакля автор предлагал сопровождать траурным маршем, который вскоре преображался бы в легкомысленную музыку.

Вникнем в сказанное об «Утиной охоте» главным режиссером МХАТа О. Ефремовым: «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов... Странный и «безнравственный» герой «Утиной охоты», предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет...

…Зилов — это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека совершенно обессмысливается».

...Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточенно и серьезно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров.

…Но эта внимательность, серьезность и строгость Вампилова-драматурга, его активное стремление раскрыть правду жизни во всей её сложности и многообразии воспринималась некоторыми как «пессимизм», «акцентирование темных сторон жизни» и даже — «жестокость», — продолжает мысль Е. Якушкина.

И это о пьесах, где в каждой, как считает В. Распутин, открываются читателю и зрителю вечные истины: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и противоположности — любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение... Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы первые названия перешли во вторые...»

— Так кто же он, по-вашему, главный герой пьесы?

Оценки его всегда были противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Да, ему скучно жить, но он способен возродиться. Что-то в нем оставляет надежду на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей.

Зилов не доверяет людям, не верит даже отцу, который зовет его попрощаться перед смертью: «От папаши. Посмотрим, что старый дурак пишет. (Читает.) Ну-ну... О, боже мой. Опять он умирает (Отвлекаясь от письма.) Обрати внимание, раз или два в году, как правило, старик ложится помирать. Вот послушай. (Читает письмо.) «... на сей раз конец — чует мое сердце. Приезжай, сынок, повидаться, и мать надо утешить, тем паче, что не видела она тебя четыре года». Понимаешь, что делает? Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Полежит, полежит, потом, глядишь — жив, здоров и водочку принимает».

Циничными объяснениями чувств и поступков людей Зилов освобождает себя от необходимости воспринимать жизнь всерьез. Но когда отец действительно умирает, потрясенный Зилов сломя голову летит на его похороны, боясь не успеть. И все-таки задерживается у Ирины, девушки, которую он встретил случайно и не случайно, как он думает, полюбил. Зилов живет без ощущения долга перед другими и перед самим собой.

Вся пьеса Вампилова построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова, поясняющих постепенно, отчего его жизнь пуста, способен ли он еще жить.

Противоречие в характере героя задано уже авторской характеристикой: «Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Драматург подсказывает театру и читателю задачу, которую они должны решить на протяжении пьесы.


3. Кто окружает главного героя?

Кушак, вполне уверенный в себе, в своем начальственном кресле, вечно сомневается и на всех оглядывается вне работы. «Холостяк» (по причине отъезда жены на курорт), он ищет «знакомств» и тщательно маскирует это, как и любовь к выпивке (которую, по догадке Зилова, удовлетворяет в одиночестве по ночам). Но, вероятно, больше всего волнует Кушака его машина. О чем бы ни говорили, какой бы волнующей ни была ситуация, Кушак время от времени подходит к окну, чтобы посмотреть, стоит ли на месте его автомобиль.

Мещанство Валерии подчеркивается автором прямолинейно. Прогуливаясь по новой квартире Зилова, Валерия постоянно восклицает: «Красота!» «Из туалета слышится звук спускаемой воды, голос Валерии: «Красота!» Вслед затем появляется Валерия: «Ну, поздравляю. Теперь у вас будет нормальная жизнь. (Саяпину.) Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь!»

Ради желания получить квартиру Валерия бросает Саяпину обвинение в том, что он уступит начальнику жену «с удовольствием», как «другу семейства». Зритель убежден в совершенном цинизме Саяпина, когда видит, как «друг» Зилова, поверив в его близкую смерть, осматривает квартиру приятеля.


4. Зилову около 30 лет, но от жизни, где ему все так легко достается, остается только тяжесть, тысячелетняя усталость. От этой жизни и бездумного отношения к ней Зилов становится «покойничком», как выражается Саяпин. В начале пьесы друзья посылают Зилову траурный венок на его могилу, а кончается пьеса попыткой реального самоубийства.

— Почему же Зилов остался жить? И, действительно, живой ли он еще человек?

Зилов живой, потому что в нем при всех его грехах нет равнодушия. И течение пьесы подчеркивает углубление конфликта героя с окружением. При всем равнодушии, усталости, пошлости слов и поведения Зилов отличается от других способностью хотеть чего-то бескорыстно, ни для чего, ни за чем. И ощущением того, что возможна другая жизнь, чистая и высокая.


5. — В чем смысл названия произведения? Каково значение финала пьесы?

Когда друзья, пришедшие на новоселье, спрашивают Зилова, что он больше всего любит и что ему подарить, он просит: «Подарите мне остров. Если вам не жалко». Потом оказывается, что охотничье снаряжение, которое ему дарят, — самое желанное: «Утиная охота — это вещь». Для Зилова утиная охота — тот же остров, куда он рад уйти от опостылевшей ему жизни

После скандала, получив ответную шутку «друзей», объявивших о его смерти, Зилов хочет застрелиться. То, что существует в умах приятелей как игра, может осуществиться на деле. И только сопротивление крохоборству «воронов», которые, по его мнению, слетелись, чтобы поделить квартиру, заставляет его взять себя в руки.

Зилов прогоняет всех «спасателей». То ли слезы, то ли прояснившееся небо («К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем») помогли. Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: «Да, хочу на охоту... выезжаешь?.. Прекрасно... Я готов... Да, сейчас выхожу».

Станет ли Зилов теперь жить по-другому или все вернется в прежнюю колею? Финал пьесы загадочен и заставляет нас своей неопределенностью искать ответа в логике жизни, вернуться к началу и еще раз все обдумать.

Думается, что общее направление пьесы Вампилова оптимистично. И как ни робко предвечернее солнце, освещающее конец пьесы, оно пробилось сквозь серое небо и дождливый день.


IV. Итог урока.

— О чем заставила задуматься пьеса Вампилова «Утиная охота» лично вас? Каково звучание фразы Вампилова, запомнившейся его друзьям: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам...»?






Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок-конференция пьесе Старший сын»

Урок – конференция по пьесе А.Вампилова «Старший сын»

Чтение стихотворения Петра Реутского:

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле

У кого – то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.



- Прозвучало стихотворение Петра Реутского. Оно посвящено человеку, который вошел в литературу молодым, молодым в ней и остался. Он прожил всего 35 лет. Александр Валентинович Вампилов (слайды 1,2). Валентин Распутин сказал о нем: « Он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель».

Александр Вампилов ни одного дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся еще от деда, поэтому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу под аккомпанемент гитары звучали и щемяще трогали за сердце романсы на стихи А.С. Пушкина, А. Дельвига, М. Ю. Лермонтова и других авторов. (слайд 3, прослушивание романса на стихи А. Пушкина).

- Нам предстоит познакомиться с жизнью А. Вампилова, окунуться в творческий мир писателя. Подумайте, какие строки из тех, что прозвучат сегодня, можно поставить эпиграфом к уроку? В каких из них выражается сущность этого человека?

Близкие друзья называли Вампилова просто и ласково: «Саня». От этого имени образован псевдоним Александр Санин, которым молодой драматург подписал свою первую книгу, она называлась «Стечение обстоятельств».

Сообщение ученика о А.В. Вампилове

Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в посёлке Кутулик Иркутской области в учительской семье. Волею обстоятельств вынужден был расти без отца. Валентина Никитича по ложному доносу арестовали и расстреляли в 1938 году. Накануне рождения сына он писал жене Анастасии Прокопьевне : « Вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не стал писателем, так как я во сне вижу писателей».

Вещий отцовский сон оправдался, родился будущий писатель, драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды». ( слайд 4 родители)

В юности Вампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, у него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения, но пел он не часто, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.

После окончания школы Александр Вампилов учился на историко – филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты « Советская молодежь», увлекся драматургией, стал писать пьесы.

Иркутяне по праву гордятся своим талантливым земляком. В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего музея Сибири проходят вечера, посвященные памяти драматурга. ( слайды 5, 6, 7)

В 1965 году А. Вампилов привёз в Москву в театр «Современник» и предложил О.Н. Ефремову пьесу « Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1970 году – « Старший сын». При жизни писателя были поставлены всего две пьесы: «Прощание в июне» и «Старший сын». Шли годы так называемого застоя, не обо всём можно было писать прямо и открыто. Молодого драматурга глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра, милосердия - вот основные мотивы его пьес.(слайд 8)

« Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели писателя.

Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. «Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминал Вячеслав Шугаев.- От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он писал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах. Похоронен А. Вампилов в Иркутске.


- Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой, казалось, не будет конца, которой он сам привык диктовать условия, ведь Саня даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Вампилов поплыл к берегу. И он доплыл, и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.

На берегу в это время стояла машина. Люди, приехавшие на машине, курили, равнодушно наблюдая за происходящим, за борющимся со смертью человеком. Вдруг кто – то истошным голосом закричал: « Люди, люди, киньте запасное колесо от машины, киньте хоть палку, протяните навстречу руку, но сделайте что – нибудь». Люди, оставив кинутую реплику без внимания, поглазели еще раз на утопающего, сели спокойно в машину и уехали. Так печально и трагично оборвалась жизнь человека. (слайд 9)

Смерть А. Вампилова потрясла его друзей. 20 августа 1972 года в газете «Советская молодежь» был опубликован некролог, написал его иркутский поэт Марк Сергеев. (слайд 10)

Сообщение ученика

« Не стало нашего Саши. Не верится в это, не верится. Мы гордились, когда узнали, что пьесами Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов. В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своём отпуске, и они вместе составляли «план».

А потом он уехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил…

Теперь о тебе, Саша, нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал об этом неделю назад. И глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить как же любя жизнь и людей, как ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоём уважении к творчеству.

А ещё мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно».


-Подумайте, какие строки выражают сущность личности Александра Вампилова и могут стать эпиграфом к нашему уроку? («Будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно» Марк Сергеев – запись эпиграфа в тетрадях)


Чтение учеником стихотворения Александра Вампилова (слайд 11)

Что неприветливо, широкий дол, шумишь?

Не можешь мне простить разлуки?

Что не хранят, чего не помнят люди,

То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

Я навсегда в твоих лугах густых.

И после всех дорог судьбы –

Случайных,

Извилистых, запутанных, крутых –

Последняя дорога мне

Прямая –

Сюда, чтобы спокойно умереть…

(слайд 12)


- Если так переживали безвременную гибель Вампилова его друзья, можно представить, каково матери, пережившей своего сына.

Сообщение ученика

Анастасия Прокопьевна Копылова – Вампилова была учителем математики в сельской школе. Именно ей посвятил свой шедевр – рассказ « Уроки французского» - Валентин Распутин. Хорошо знавшие её люди вспоминают, что мать драматурга была человеком величайшего такта и благородства.

Из воспоминаний Анастасии Прокопьевны Копыловой – Вампиловой: « С первых курсов университета Саня стал писать рассказы, читал их мне, и когда сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли ему? А Саша сказал: « Ты, мама, не веришь в меня». На что я ответила: « Матери всегда должны быть строги к своим детям и их способностям». И незадолго до гибели Саша сказал мне: « А ведь ты, мама, не верила в меня». Подарив мне пьесу «Старший сын», изданную в Москве, Саша написал на ней: « Дорогой маме от младшего сына».

(слайд 13, перечень книг А. Вампилова)


Запись в тетрадях важнейших дат жизни и творчества А. Вампилова (слайды 14,15)

1937г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».

1960г. - закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией.

1965г. – приезд в Москву в театр «Современник»

1966г. – «Прощание в июне»

1970г. – « Старший сын», «Утиная охота»

1972г. – «Прошлым летом в Чулимске». Август 1972г. – трагическая гибель писателя


- Александр Вампилов любил повторять: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека». Переходим к обсуждению пьесы «Старший сын». В конце 60-х первой половине 70-х годов пьеса была поставлена более чем в 50 городах нашей страны, а также за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Германии, Польше). В 1976 году режиссер Виталий Мельников снял фильм по этому произведению, пригласил замечательных актеров , которые сумели мастерски воплотить характеры главных героев, передать замысел автора – драматурга Александра Вампилова.

Вопросы для анализа

  • Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых? ( слайд 16)

  • Что можно рассказать о членах этой семьи? Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли его назвать неудачником? (слайд 17)

  • Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы? (слайд 18)

  • Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы? (слайд 19)

  • Расскажите о Володе Бусыгине. Каковы главные черты его характера? Как характеризует Володю его отношение к семье Сарафановых? Изменила ли его встреча с этой семьей? ( слайды 20, 21)

  • Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы? (слайд 22)

  • Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера? (слайд 23)


- Александр Вампилов использовал несколько названий для своего произведения – «Предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых».

  • Почему «Старший сын» - наиболее удачное? Что утверждает Александр Вампилов в человеке? (слайд 24)

Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее

кровного родства.

Подводя итоги, обратимся к высказыванию В. Распутина о творчестве Вампилова: « Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение» ( слайд 25)

Я надеюсь, что творчество А. Вампилова оставило глубокий след в ваших душах, заставило о многом задуматься, многое переосмыслить, расставить жизненные приоритеты. Сегодня мы только лишь приоткрыли дверцу в мир талантливого большого писателя. Этот мир надо постигать через его произведения.


Д/З: подготовить отзыв о прочитанной книге по следующему плану:

  1. Какова тема и основная мысль произведения?

  2. Где и когда происходят события?

  3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

  4. Кто из героев особенно понравился? Почему?

  5. Кто из героев, по – вашему, заслуживает осуждения?

  6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?


Отзыв о прочитанной книге (ученическая работа)


«Давайте будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно», - эти слова своему другу Александру Вампилову посвятил сибирский поэт Марк Сергеев. Они стали по сути жизненным правилом, которому следовал драматург. Такие черты характера, как: доброта, отзывчивость – Вампилов хотел видеть в героях своих пьес. Не стал исключением и Володя Бусыгин из комедии «Старший сын».

О чем эта книга? Сюжет прост: два молодых человека весенним вечером провожают девушек домой, надеются, что их пригласят, знакомство продолжится, а в итоге на всю ночь вынуждены остаться на улице. Недоверчивые жильцы не спешат помочь ночным гостям. Продрогшие, уже отчаявшиеся Володя и Сильва стучатся в одну из квартир, где Сильва представляет Бусыгина как старшего сына семьи. Эта встреча «отца» и мнимого сына станет важной и для Володи, и для всех Сарафановых. Ведь главное заключается не в том, сколько у тебя родственников, а в том, есть ли хоть кто – нибудь, на кого ты мог бы опереться, кому довериться, важно не родство по крови, а родство душ.

Володя Бусыгин притворяется сыном Андрея Григорьевича, но притворяется только в самом начале. Возможно, молодой человек чувствует, что нуждается в Сарафанове так же, как Андрей Григорьевич нуждается в нем. Старший Сарафанов – человек умный, добрый, доверчивый, одинокий, его не всегда понимают окружающие, даже собственные дети, жена, оставившая его, называла мужа «блаженным». Когда появился новый член семьи – «старший» сын, он схватился за него, как утопающий за соломинку. Отец семейства говорит: « Для меня то, что ты появился, - это настоящее счастье, сынок».

Дети Андрея Григорьевича и не заметили, что забыли об отце, перестали нуждаться в нем.

Нина выходит замуж, на днях уезжает с женихом на Сахалин; Васенька – в тайгу на стройку, убегая от неразделенной любви. Кто же из героев мне понравился? Это Володя Бусыгин. Есть в нем что – то такое, что привлекает с первых минут знакомства с ним. Он студент мединститута, нелегко складывалась его судьба. Сирота, он никогда не знал отца, но не утратил доброты, любви, отзывчивости к людям. Володя готов остаться с совершенно незнакомым ему человеком, чтобы помочь, поддержать. Нина и Васенька тоже многим ему обязаны. Бусыгин помог младшим Сарафановым понять, что такое настоящее чувство, любовь, привязанность, забота о близких.

Пьеса Вампилова учит нас быть добрее, любить, уважать своих родителей. Как бы не сложилась твоя жизнь, несмотря ни на что постарайся остаться человеком.

Вспомним слова Андрея Григорьевича Сарафанова: « Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».

Я думаю, так считал и Александр Вампилов, который внес значительный вклад в российскую литературу. Его комедия, написанная в 1970 году, не утратила своей современности, значимости и в наши дни: во все времена обществу будут необходимы добрые, честные, порядочные, отзывчивые люди.






Просмотр содержимого презентации
«prez»

Драма – один из четырех литературных родов, предполагающих создание художественного мира для создания сценического воплощения в спектакле

Драма – один из четырех литературных родов, предполагающих создание художественного мира для создания сценического воплощения в спектакле

  • Трагедия
  • Драма
  • Комедия
Русская драма имеет богатую историю и великие традиции. Главная из них – утверждение на сцене «правды жизни», «жизни человеческого духа»

Русская драма имеет богатую историю и великие традиции. Главная из них – утверждение на сцене «правды жизни», «жизни человеческого духа»

Понятие «современная драматургия» очень емкое и в хронологическом, и в эстетическом плане Реалистическая психологическая драма Драматургия «новой волны» (А.Арбузов, В. Розов, А. Володин, А. вампилов) ( Л. Петрушевская, А. Галин, В. Арно, А. Казанцев) Посперестроичная «новая драма» (Н. Коляда, М. Угарова, М. Арбатова, А. Шипенко)

Понятие «современная драматургия» очень емкое и в хронологическом, и в эстетическом плане

  • Реалистическая психологическая драма
  • Драматургия «новой волны»

(А.Арбузов, В. Розов, А. Володин, А. вампилов)

( Л. Петрушевская, А. Галин, В. Арно, А. Казанцев)

  • Посперестроичная «новая драма»

(Н. Коляда, М. Угарова, М. Арбатова, А. Шипенко)

«Обработка» заимствованных книжных и легендарных сюжетов, позволяющих ставить проблемы вечные, к которым причастны и наши современники: Добро и Зло, Жизнь и Смерть, война и мир, предназначение человека в этом мире.

«Обработка» заимствованных книжных и легендарных сюжетов, позволяющих ставить проблемы вечные, к которым причастны и наши современники: Добро и Зло, Жизнь и Смерть, война и мир, предназначение человека в этом мире.

  • М. Карим «Не бросай огонь, Прометей!»
  • А. Володин «Мать Иисуса»
  • Э. Радзинский «Беседа с Сократом»
Венедикт Ерофеев «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

Венедикт Ерофеев «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

  • Вместо классического конфликта между долгом и чувством автор разворачивает трагедию вокруг конфликта между насилием и языком
  • Насилие безъязыко – оно утверждает свою реальность через боль жертвы
Нина Садур «Чудная баба»

Нина Садур «Чудная баба»

  • «Только мое, одно мое сердце остановилось. Я одна, только я лежу в сырой, глубокой земле, а мир цветет, счастливый, счастливый, живой!»
Чеховские традиции в драме Л. Петрушевской «Три девушки в голубом»

Чеховские традиции в драме Л. Петрушевской «Три девушки в голубом»

  • Быт в пьесе – плен, одушевленный властелин.
  • В произведении вырастает фантосмагорический мир, причем не столько событий, сколько исключительно диалогов, где каждый слышит только себя
Сегодня в драматургию пришло  новое поколение драматургов. Пьесы молодых авторов заставляют испытывать боль от «неприятности достоверности», «шоковой терапии» Авторы не столько клеймят обстоятельства, уродующие человека, сколько всматриваются в страдания этого человека. Они заставляют задуматься о возможностях выживания, распрямления. В их пьесах звучит «надежды маленький оркестрик под управлением любви»
  • Сегодня в драматургию пришло новое поколение драматургов.
  • Пьесы молодых авторов заставляют испытывать боль от «неприятности достоверности», «шоковой терапии»
  • Авторы не столько клеймят обстоятельства, уродующие человека, сколько всматриваются в страдания этого человека.
  • Они заставляют задуматься о возможностях выживания, распрямления.
  • В их пьесах звучит «надежды маленький оркестрик под управлением любви»
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!