СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс : "«Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в 11 классе, на базовом уровне.

Просмотр содержимого документа
«11 класс : "«Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ»»





Урок №------. Физика 11 класс.

Тема урока: «Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ»

Цель: познакомить учащихся с видами излучения, спектрами химических веществ и практическим применением спектрального анализа в астрофизике, химии и других отраслях.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия о видах излучения, видах спектров, спектральном анализе и его применении.

Развивающие: развивать представление о процессе научного познания, обеспечить развитие аналитических умений, применять знания в конкретных ситуациях, обобщить и систематизировать изученный материал, выяснить роль опыта и теории.

Воспитательные: воспитывать и формировать коммуникативные качества, прививать культуру умственного труда, повышать познавательный интерес к предмету, показать бесконечность процесса познания, открыть духовный мир и человеческие качества ученых, познакомить с историей развития науки, рассмотреть вклад ученых в развитие теории света.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, проблемный, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, парная

План урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний

III. Постановка учебной проблемы. Сообщение темы и цели урока.

IV. Изучение нового материала. Сообщение уч-ся.

V. Закрепление первичных знаний

VI. Итоги урока. Рефлексия

VII. Домашнее задание

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний

1. Что такое свет? (поток электромагнитных волн с длиной волны 4*10-7–8*10-7м)

2. Вспомните, что называют дисперсией? (Дисперсией называется зависимость показателя преломления среды от частоты световой волны)

3. Кто открыл явление дисперсии, и какой опыт со светом поставил этот учёный? (Ньютон)

III. Постановка учебной проблемы. Сообщение темы и цели урока.

Когда начинает звучать струна? Начинает звучать после удара молоточка по струне.

Как в струне нет звука, так и внутри атома нет света. О чем сегодня пойдет речь? Какова тема? Что необходимо выяснить по теме? Как мы это будем достигать?

IV. Изучение нового материала

1. Электролюминисценция

Учитель: При разряде в газе электрическое поле увеличивает кинетическую энергию электронов. Быстрые электроны возбуждают атомы в результате неупругого соударения с ними. Возбужденные атомы отдают энергию в виде световых волн (трубки для рекламных надписей, северное сияние и другие)

2. Катодолюминисценция 

Учитель: Свечение твердых тел, вызванное бомбардировкой этих тел электронами (электронно-лучевые трубки телевизоров) Демонстрация:электронно-лучевой трубки ЭЛТ.

3. Хемилюминисценция 

Учитель: Электроны возбуждаются от химических реакций (светлячки и другие живые организмы, бактерии, насекомые, многие рыбы)

4. Фотолюминисценция (фосфоресценция) 

Учитель: Падающий на вещество свет возбуждает атомы вещества, после чего они излучают свет (светящиеся краски)

Опыт по фосфоресценции. Если осветить экраны УФ то вызовет свечение. В ультрафиолетовых лучах светятся многие вещества, преимущественно органические. Можно наблюдать люминесценцию кожи, ногтей, зубной эмали, молока, яиц, фруктов, жира и различных красителей. В ультрафиолетовых лучах особенно ярко светятся некоторые сорта бумаги и хлопчатобумажные ткани.

Демонстрация: флюоресцирующих жидкостей. Установить набор на столе и направить световой луч на ампулы с жидкостями. При э том можно наблюдать следующее :

1. ЭОЗИН – светится розоватым цветом.

2. РОДАМИН – светится розовато-красным цветом.

3. ФЛУОРЕСЦЕИН – светится желтовато-зеленым цветом.

1. Сплошной спектр . 2. Линейчатый спектр. 3. Полосатый спектр. Спектры поглощения.

Атомы любого химического элемента дают спектр, не похожий на спектры всех других элементов: они способны излучать строго-определенный набор длин волн.

На этом основан спектральный анализ - метод определения химического состава вещества по его спектру. Подобно отпечаткам пальцев у людей линейчатые спектры имеют неповторимую индивидуальность. Неповторимость узоров на коже пальца помогает часто найти преступника. Точно так же благодаря индивидуальности спектров каждого атома химического элемента, имеется возможность определить химический состав тела. С помощью спектрального анализа можно обнаружить данный элемент в составе сложного вещества, если даже его масса не превышает 10-10г. Это очень чувствительный метод. С помощью спектрального анализа были открыты многие новые элементы: рубидий, цезий и др. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aaf2f40a-ba0d-425a-bd93-884731b13b87/9_158.swf

Металлургия, машиностроение, атомная индустрия.

Учитель: Благодаря сравнительной простоте и универсальности спектральный анализ является основным методом контроля состава вещества в металлургии, машиностроении, атомной индустрии. С помощью спектрального анализа определяют химический состав руд и минералов.

Криминалистика

Учитель: Спектральный анализ широко применяют в криминалистике, для расследования улик, найденных на месте преступления. Также спектральный анализ в криминалистике хорошо помогает определять орудие убийства и вообще раскрывать некоторые частности преступления

Астрофизика.

Астрофизика –раздел физики по определению химического состава звёзд, газовых облаков и т.д. С помощью спектрального анализа узнали химический состав Солнца и звезд, комет. Другие методы анализа здесь вообще невозможны. Оказалось, что звезды состоят из тех же самых химических элементов, которые имеются и на Земле. Любопытно, что гелий первоначально открыли на Солнце и лишь, затем нашли в атмосфере Земли.

V. Закрепление первичных знаний

1)Провести спектральный анализ в-ва

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что узнали нового? Были ли затруднения? Как их устранить?

Домашнее задание параграф 66-68




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!