Сценарий занятия
Единство народов России
Твой вклад
В ОБЩЕЕ ДЕЛО
8-9 класс
Взаимопомощь и уважение
Гражданственность
1
11 ноября 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«Твой вклад в общее дело»
Цель занятия: формирование понимания ценности вклада каждого человека в достижение общих целей; развитие базовых принципов предпринимательского мышления.
Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России.
Основные смыслы: будущее страны и каждого ее жителя определяется общими усилиями. Совместная работа, взаимная поддержка и стремление к единым целям создают основу для устойчивого развития и благополучия общества и государства.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: обучающая игра, которая включает в себя элементы групповой работы и обсуждение; беседа.
Комплект материалов:
- презентация
- методические материалы
- сценарий
- комплект раздаточных материалов
Сценарий занятия
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Виталии Корниенко
Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия звучит так: «Твой вклад в общее дело». Как вы думаете, о чем именно мы сегодня будем говорить?
Ответы обучающихся
Учитель. Да, ребята, вы правы! Сегодня мы будем говорить о том, что может сделать каждый из нас для достижения общего результата. Но для начала надо понять, что такое общее дело. Как вы считаете? Приведите примеры.
Ответы обучающихся
(Организация школьного концерта, совместная подготовка к семейной встрече Нового года, уборка и озеленение городских дворов вместе со всеми жильцами дома, и пр.)
Слайд 1
Учитель. На слайде изображено несколько ситуаций. О каких общих делах идет речь?
Ответы обучающихся
Слайд 2
Учитель. На слайде изображены люди разных профессий. Как их деятельность сказывается на мире вокруг нас?
Ответы обучающихся
Учитель. Есть общие дела, которые можно делать всей страной. Можете привести примеры общих дел, результаты которых вызывают чувство гордости за наш народ, за нашу страну?
Ответы обучающихся
Учитель. Примеры таких общих дел — это, например, строительство Байкало-Амурской магистрали, о которой мы говорили на одном из прошлых занятий. Подготовка и проведение торжеств, посвященных национальным праздникам, например, Дню Победы; организация помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий; помощь военнослужащим в зоне СВО; волонтерское движение; защита животных и еще много других разных полезных дел. Это уплата налогов, благодаря которым появляются общественные блага. Об этом мы говорили в прошлом году.
Учитель. Именно такие действия и становятся нашим вкладом в общее дело. А можете ли вы поделиться вашим опытом участия в общих делах? Про какие из них вы хотели бы рассказать? Какие считаете особо важными и нужными, почему?
Ответы обучающихся
Помните, совсем недавно на занятии по теме «Что значит быть взрослым» мы говорили о том, что быть взрослым — значит осознавать ответственность за свои поступки. Кроме того, в процессе взросления мы учимся заботиться не только о себе и близких, но и об окружающем мире и своей стране. Именно забота о родине и участие в общих делах и становится источником позитивных изменений. Нужно думать о том, что наши действия и поступки отражаются на том, что мы оставим после себя, на нашем будущем,
том, чем будем гордиться мы и наши дети. Созидая, мы меняем не только мир вокруг себя, но и меняемся сами – становимся добрее и сильнее духом.
Сегодня мы поговорим о том, как каждый из нас может внести свой вклад в общее дело и что помогает нам успешно достигать поставленных целей. Но прежде чем мы перейдем к основной части занятия, давайте посмотрим небольшое видео, которые поможет нам еще глубже разобраться в теме и порассуждать.
Демонстрация выступления федерального спикера Часть 2. Основная
Методический комментарий. Учитель организует проведение деловой игры «Парк» или деловой игры «Город» из сценария для 10-11 классов.
Игра «Парк» Слайд 3
Учитель. Представьте, что жители одного из городов решили построить парк, где были бы детские площадки, прогулочные дорожки, скамейки, фонтан, красивые фонари. Администрация поддержала идею и дала проектной группе задание составить план строительства.
Для дальнейшего выполнения задания предлагаю вам разделиться на 4 группы. Наша игра будет проходить в два этапа. Первый этап — составление плана строительства парка, второй — поиск решения одной из проблем, которая может возникнуть, когда парк начнет работать.
1 этап
Учитель ставит задачу и раздает карточки.
Учитель. Ваша задача на первом этапе — расставить этапы строительства парка в нужном порядке. Для этого у каждой команды есть по 2 карточки, которые содержат описание этапов строительства парка. В течение двух минут вам нужно изучить содержание карточек друг друга и, скооперировавшись, расставить действия в правильном порядке, а после огласить итоговый вариант плана.
Обучающиеся должны понять, что у каждой команды есть только несколько пунктов плана строительства парка, а недостающие пункты находятся у других команд. После этого все команды выстраивают единый план строительства.
Через 2 минуты учитель завершает обсуждение, просит ребят представить план, получившийся по итогам их совместной работы, и демонстрирует правильный порядок строительства парка на слайде.
Слайд 4
«План строительства парка»
- Утверждение проекта строительства
- Расчистка территории (от сорняков и пр.)
- Укладка трубопроводов и проведение электричества
- Озеленение (высадка деревьев, кустарников, укладка газона и пр.) и установка систем полива
8. Установка лавочек, мусорных урн, фонарей
Учитель (подводит итоги первого этапа игры). Ребята, вы довольно быстро пришли к правильному решению, потому что каждый из вас высказал свои мысли по поводу порядка строительства, то есть внес свою лепту в общее дело. Затем вы поняли, что каких-то пунктов плана у вашей команды нет, и, скооперировавшись с другими командами, смогли сделать общее дело — составить план строительства парка.
Теперь переходим ко второму этапу игры.
Слайд 5
2 этап
Учитель. На любом объекте общего пользования возникают ситуации, когда что-то выходит из строя, ломается, а иногда и портится умышленно.
Сейчас вам как проектной группе надо будет найти решение проблемы, которая может возникнуть при эксплуатации парка. У вас будет 3 минуты на обсуждение, затем каждая группа по очереди назовет по одному из них. Если оно уже было названо другой командой, то повторно вы его не озвучиваете, поэтому необходимо очень внимательно слушать других, чтобы не повторяться. Засчитываются только неповторяющиеся решения.
Если все команды озвучили по одному решению, но они нашли еще и другие, то команды начинают называть их по второму кругу. Таких кругов может быть несколько в зависимости от того, сколько решений будет у команд. Если у команды закончились варианты, то в круге они участие не принимают.
Текст кейсового задания учитель демонстрирует на экране.
Содержание кейса: через несколько недель после открытия парка вы обнаружили, что не все посетители соблюдали правила нахождения на его
территории. Были люди, которые выбрасывали мусор мимо урн, кто-то разрисовал фонтан и сломал несколько скамеек. Это привело к жалобам со стороны посетителей парка.
Вместе с командой разработайте варианты решения сложившейся ситуации.
Учитель. Время пошло. У вас на обсуждение есть 3 минуты.
Обучающиеся работают в командах.
Учитель. Ребята, заканчивайте обсуждение. Прошу команды по очереди представить по одному варианту решения. Помните, что вы не должны повторяться.
Команды представляют свои варианты решений проблем. Учитель организует обсуждение предлагаемых решений.
Методический комментарий: при обсуждении вариантов решения кейса учителю важно подчеркнуть, что для поддержания парка в хорошем состоянии важно, чтобы его администрация своевременно решала проблемы. Нужно также сделать акцент на том, что и посетители парка тоже должны вносить свой вклад в сохранение его в хорошем состоянии: не мусорить, бережно относиться к имуществу, не срывать высаженные цветы, то есть соблюдать правила посещения парка (культура поведения самого человека в первую очередь влияет на его личный комфорт, а также на комфорт других людей).
Учитель (подводит итоги игры). Мы разобрали пример строительства парка и его последующей эксплуатации. Почему это можно назвать общим делом?
Ответы обучающихся
Учитель. Кто участвовал в этом общем деле?
Ответы обучающихся
Учитель. Да, вы правы! В строительстве парка были задействованы специалисты многих профессий, а в том, чтобы поддержать его в хорошем состоянии, может принять участие каждый из нас.
Для выработки плана строительства парка вы скооперировались, и вам удалось успешно его составить. Иными словами, коллективно общее дело
совершается быстрее. Для решения проблем, возникших после открытия парка, все вместе вы предложили гораздо больше вариантов решений, чем работая только одной командой.
Так происходит и в жизни. Когда мы объединяем усилия, то эффект от действий каждого усиливается.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Сегодня мы говорили о вкладе каждого человека в общее дело на благо общества, города, региона и страны в целом.
Помните, как на первом занятии этого учебного года мы строили образ будущего? Начать строить будущее может каждый из вас уже сейчас, шаг за шагом приближаясь к цели.
Слайд 6
Предлагаю подумать и ответить на два вопроса.
- Какие шаги мне нужно сделать уже сейчас, чтобы приблизиться к желаемому образу будущего?
- В какие проекты, формирующие образ будущего России, я хотел бы внести свой вклад?
Ответы обучающихся
Слайд 7
Учитель. Мы живем в одной стране, и будущее каждого из нас так же, как и будущее всей страны, зависит от наших общих усилий. Когда мы работаем вместе, поддерживаем друг друга и стремимся к общим целям, мы создаем условия для процветания и развития. Все это и есть «Твой вклад в общее дело». Вклад каждого идет на благо как всему обществу, так и лично человеку.
Если есть возможность, то попросите учащихся после занятия пройти опрос с помощью QR-кода. QR-коды расположены в папке с материалами к занятию.
После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды также расположены в папке с материалами к занятию).
ПОСТРАЗГОВОР
Написание эссе на темы:
- «Я и мир: что полезного я могу сделать сейчас»
- «Какие шаги мне нужно сделать уже сейчас, чтобы приблизиться к желаемому образу будущего?»
- «В какие проекты, формирующие образ будущего России, я хотел бы внести свой вклад?»
- Создание фрагмента будущей автобиографии: профессия помогает реализации задач, стоящих перед страной?»
« К ак м оя
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык. Особенности официально-делового стиля. Жанры (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика)
О б щ е с т в о з н а ни е. Г о с у д а р с тв о и э к о н о м ика. Г о с у д а р с т в е н н о е управление. Молодежь и ее роль в общественной жизни.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Просмотр фильма «Здесь есть душа» культурно-гуманитарного проекта «О Будущем»: https://kinouroki.org/zdes_est_dusha
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Бл аг о д а рн о с т ь о к р у жа ющ и м лю д я м , п р е д с т а в и т е л я м р а з н ы х профессий за их труд и вклад в благополучие страны и общества.