Просмотр содержимого документа
«11. Ремонт цилиндро-поршневой и кривошипно-шатунной групп двигателя»
11. Ремонт цилиндро-поршневой и кривошипно-шатунной групп
Основными дефектами цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) являются износ и задиры поверхности гильз цилиндров и поршней, износ канавок под поршневые кольца, износ и повреждение поршневых колец. При текущем ремонте ЦПГ допускается замена гильзы одного цилиндра, если износ гильз остальных цилиндров не превышает допустимый.
При ремонте двигателя необходимо учитывать следующее:
гильзы цилиндров по внутреннему диаметру сортируются на группы;
на двигатель устанавливают поршни, подобранные по массе и размерной группе к гильзам;
крышки коренных подшипников, а также шатун и его нижняя крышка не взаимозаменяемы. Кроме того, шатуны сортируют на группы по массе;
шатунные подшипники заменяют комплектом одной размерной группы в соответствии с диаметром шатунных шеек коленчатого вала.
Для замены ЦПГ двигатель обычно снимают с машины. Затем с него снимают головку цилиндров, поддон картера двигателя, маслопроводы и масляный насос. Поршни в сборе с шатунами выталкивают деревянной выколоткой.
Обязательно проверяют выступание торца буртика гильзы над поверхностью блока, которое для большинства дизелей должно составлять 0,04...0,05 мм (номинальное значение 0,065...0,165 мм). Неисправные гильзы выпрессовывают при помощи съемника.
Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца больше допустимого. Для снятия и установки поршневых колец используют специальные щипцы.
После дефектации деталей производится их предварительная комплектация для сборки. Поршни и поршневые пальцы подбирают одной размерной группы для комплекта деталей одного дизеля. Поршневой палец запрессовывают в поршень (рис. 8.21) только после его предварительного нагрева в масле до 70...80°С. Правильно установленные поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавке поршня от легкого усилия руки. Замки колец должны быть разведены в противоположные стороны, но не должны располагаться против отверстий для поршневого пальца.
Рис. 11.1. Приспособление для выпрессовки и запрессовки поршневого пальца: 1- поршень; 2- палец; 3- оправка; 4- винт
Рис. 11.2. Установка поршня в сборе с шатуном в цилиндр: 1- гильза блока цилиндров; 2- опрака; 3- поршень в сборе с кольцами и шатуном
Установку поршня с поршневыми кольцами производят с помощью обоймы (рис. 8.22) в соответствии с требованиями документации.
Момент затяжки шатунных болтов установлен в документации (обычно 14...22 Нм).
Ремонт кривошипно-шатунной группы
Разборка кривошипно-шатунной группы включает в себя снятие поддона картера двигателя, маслопроводов, масляного насоса и крышек шатунных подшипников, после чего измеряют диаметры шатунных шеек коленчатого вала. Если овальность шеек превышает допустимую или их диаметры выходят за пределы нижнего допуска, коленчатый вал подлежит перешлифовке на следующий ремонтный размер.
О пригодности коренных и шатунных вкладышей судят по отсутствию на них следов задиров и выкрашивания, а также по диаметральному зазору подшипников, определяемому разностью диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника в шатуне.
Нормальный зазор должен быть в пределах 0,05 ... 0,12 мм, а максимально допустимый для большинства дизелей - 0,3 мм.
При замене деталей кривошипно-шатунного механизма вкладыши подшипников заменяют без подгоночных операций и только попарно.
2