Образец конспекта урока
на примере урока литературы в 5-м классе по теме «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке “Теплый хлеб”.
Учебный предмет | Литература |
Тема | «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке “Теплый хлеб”». Из литературы ХХ века. (29 часов) |
Базовый учебник | Литература 5 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. |
Тема урока | «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке «Теплый хлеб» |
Эпиграф | «Умел ошибиться – умей и поправиться» (русская пословица) |
Место урока | Первый урок в теме «Сказка К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"» (2 часа) |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | 17.03.2017 |
Образовательные ресурсы | Презентация, учебник, толковые словари |
Цель урока | Научить смысловому чтению |
Задачи урока | Предметные: побудить учащихся к размышлению над такими категориями нравственности, как добро, зло, ответственность за свои слова и поступки; доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения (на примере главного героя Фильки) |
Метапредметные – освоить общеучебные умения на уровне применения: 1.14. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. 1.22. Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом. 2.1.3. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста. 2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики |
ПЛАН УРОКА
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.
3. Этап усвоения новых знаний и умений.
4. Этап закрепления новых знаний и умений.
5. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | УУД, которое осваивают обучающиеся и уровень освоения | Ориентировочная основа действия освоения УУД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений | 1.22. Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом – на уровне применения | Когда ученик делает сообщение о писателе, то выполняет требования: обязательно рассказывать, а не читать; использовать не только материал в учебнике, но и дополнительные источники информации (назвать их); в презентации должно быть от 5 до 8 слайдов; слушателям должно быть интересно | Ученики оценивают подготовку индивидуального домашнего задания: сообщение о писателе | Учитель помогает корректно формулировать замечания (в качестве добрых советов) |
1.14. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности | Цель – это предполагаемый результат, который реально можно достичь к определенному моменту времени. Задачи – это последовательность действий, которая позволит достигнуть этот результат | Ученики определяют тему и цели по наводящему вопросу, формулируют цель урока | Предлагает сформулировать и обсудить тему урока, задачи, задает наводящие вопросы и напоминает определение понятий цели и задачи |
3. Этап усвоения новых знаний и умений | 2.1.3. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста | Требования выразительного чтения: произносить звуки и слова ясно и четко; выбирать громкость и темп речи, чтобы донести основную мысль текста, чувства героев; соблюдать паузы и логические ударения; соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания; придавать голосу эмоциональную окраску | Читают текст про себя. Находят неизвестные слова, при необходимости пользуются толковым словарем. При помощи карандаша делают пометки (работа над интонацией) в соответствии с требованиями выразительного чтения | Проверяет выразительное чтение. Обсуждает, удалось ли ученику выразительно прочитать. При необходимости может предложить еще одному прочитать выразительно фрагмент текста |
4. Этап закрепления новых знаний и умений | 2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности | Правила работы в паре: работать должны оба; один говорит, другой слушает; не понял – переспроси; несогласие высказывай вежливо | Демонстрируют умение слаженно работать в паре, следуя правилам | Проходит по рядам и при необходимости корректирует неверное общение при работе в паре |
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Прислушайтесь к себе: что вы чувствуете, когда сосед по парте вам улыбается?
Действительно, это приятно, когда твой друг или просто одноклассник, с которым вы встречаетесь каждый день, дарит частичку добра.
А что такое добро? Дадим определение этому слову через подбор синонимов (позитив, радость, улыбка, хороший поступок и др.). Воспользуйтесь толковыми словарями».
Ученики определяют по словарю С.И. Ожегова значение слова:
ДОБРО 1. Всё положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-нибудь. 2. Имущество, вещи (разг.) Чужое добро. 3. О ком-нибудь или о чем-нибудь плохом, негодном. Такого добра нам не надо.
Продолжение слова учителя: «Дома вы прочитали сказку К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Как вы думаете, какое значение слова ДОБРО мы будем сегодня использовать, размышляя о прочитанном? (возможно, что будем использовать все три значения)».
II. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Проверка индивидуального домашнего задания: подготовить рассказ о писателе К.Г. Паустовском, используя материал в учебнике (с. 72) и дополнительные источники информации. Выступление должно сопровождаться
презентацией из 5–8 слайдов.
2. До проверки индивидуального домашнего задания учитель предлагает вспомнить, по каким критериям оценивается выступление докладчика.
Учащиеся отвечают, что, сообщая о писателе, нужно выполнять требования:
обязательно рассказывать, а не читать с экрана;
использовать не только материал в учебнике, но и дополнительные источники информации (назвать их);
в презентации должно быть от 5 до 8 слайдов;
слушателям должно быть интересно.
3. Ученик выступает с сообщением. По окончании выступления ученики дают оценку прозвучавшему сообщению.
4. Учитель рассказывает о произведении, которое будут анализировать на уроке: «Константин Георгиевич Паустовский написал сказку “Теплый хлеб” через 9 лет после Победы в Великой Отечественной войне.
События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
Возможно, не все слова и выражения были вам понятны.
Предлагаю начать разговор о прочитанной дома сказке с небольшой викторины, ключевые слова которойвы ведут нас на тему урока и помогут поставить цель урока. Заодно проверим, насколько вы были внимательны к деталям при чтении произведения».
Вопросы викторины:
1. Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради». (Христарадники.)
2. Как называет автор спасенного коня? (Вороной.)
3. Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой? (Бережки.)
4. Кто жил в сенях у Панкрата? (Сорока.)
5. Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (Сто.)
6. Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (Мороз.)
7. Кем являлся Панкрат по профессии? (Мельник.)
8. Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (Сирота.)
9. Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя».)
10. Кто, по мнению бабушки, мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат.)
5. Беседа учителя с учениками:
Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».)
В качестве эпиграфа урока я выбрала русскую народную пословицу «Умел ошибиться – умей и поправиться». Как вы понимаете эти слова? (Ученики рассуждают.)
Тема ясна, эпиграф есть. Что же дальше? (Надо определить цель урока и поставить задачи.)
Напомните, что такое цель и задачи? В чем разница между этими определениями? (Цель – это предполагаемый результат, который реально можно достичь к определенному моменту времени. Задачи – это последовательность действий, позволяющая достигнуть этот результат.)
Цель: развить интерес к изучению основ смыслового чтения. (Эту цель мы ставим на каждом уроке литературы.)
Задачи: поразмышлять над такими категориями нравственности, как добро, зло, ответственность за своис лова и поступки; доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения, проследить, каки зменился главный герой сказки – мальчик Филька.
III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Беседа с учениками:
Ребята, вспомните типы сказок. (Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка.)
К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»? (Социально-бытовая сказка.)
Кто в социально-бытовых сказках является главным героем? (Главные герои такой сказки – люди.)
Кто такой Филька и что с ним происходит? (Филька – мальчик, который проживает со своей бабушкой, он невежа, эгоист. Филька совершает зло – прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. Из-за такого проступка всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и старается загладить свою вину.)
2. Работа с текстом сказки.
Найдите в тексте легенду, рассказанную бабушкой (с. 69). Перечитайте ее сначала про себя, а потом кто-то из вас прочитает ее выразительно вслух. (Время на подготовку – три минуты.)
Вспомните, каким должно быть выразительное чтение?
(Ясное, четкое произношение звуков, слов; достаточные громкость и темп; использование пауз и логических ударений; соблюдение интонации вопроса, утверждения, отрицания; придание голосу нужной эмоциональной окраски.)
3. Выразительное чтение 1–2 учеников. Оценка другими учащимися качества прозвучавшего выразительного чтения.
IV. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Слово учителя: «Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Как хорошо, что у Фильки получилось задуматься
над легендой, которую ему рассказала бабушка. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой проступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька».
2. Физкультминутка (желательно проводить под релаксирующую музыку):
– Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное.
Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски: желтую, красную, перламутровую, оранжевую… Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Потянитесь выше, еще выше… Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Очень хорошо! У вас всё получилось.
Вот оно – добро. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? Переложите его с одной ладошки на другую. А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Как приятно смотреть на вас и видеть, что улыбки, с которых мы начали наш урок, вновь появились на ваших лицах!
3. Анализ эпиграфа.
А теперь давайте вернемся к нашему эпиграфу. Согласны ли вы с русской пословицей? Как она соотносится с текстом сказки? (Ответы учеников.)
4. Подведение итогов.
Что нового вы узнали для себя сегодня?
Какой урок извлекли из нашей беседы?
Чему нас учит эта сказка?
Примерные ответы учеников:
Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька благодаря своей внутренней доброте превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой: «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба».
Как произошло примирение Фильки с конем? Найдите в тексте этот фрагмент (с. 81). Перечитайте про себя. Кто хочет, соблюдая все требования к выразительному чтению, прочитать этот отрывок вслух? (Ученик читает фрагмент вслух).
5. Образ хлеба в сказке.
Хлеб на Руси был превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал не только причиной ссоры Фильки с конем, но и причиной бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению.
6. Работа в парах. Заполните пропуски в карточках. Время на подготовку – 5 минут.
Вспомним, как надо работать в парах.
Ответы учеников:
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не понял, переспроси.
4. Свое несогласие высказывай вежливо.
Карточка с пропусками:
Все хорошее в этом мире – от _____ людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и _____. Мы отдаем частичку своего _____, своей _____. И мир вокруг нас _____. Помните всегда о том, что нужно с _____ относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и _____, принимать извинения, ведь ошибиться может _____.
Правильный вариант вставленных слов: Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый.
Проверка заполненных карточек.
V. ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ
1. Найдите русские народные пословицы о хлебе (3–4 пословицы).
2. Анализ названия сказки и работа с пословицами. Задание: напишите в тетрадях, почему К.Г. Паустовский назвал свою сказку «Теплый хлеб»? (При ответе желательно использовать найденные пословицы.)