Б.З. Абдурахманова,
МКОУ «Гимназия№5 г. Кизилюрт»,
учитель русского языка и литературы
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы.
Школа – это орган, который тесно связан с социальной, политической и экономической жизнью государства, поэтому не может не реагировать на процессы, происходящие в стране. Модернизация экономика включает в себя и модернизацию школьного образования.
Современный выпускник школы должен быть личностью творчески активной, гуманной и нравственной, имеющий высокий уровень интеллектуального мышления, владеющий навыками практической деятельности и поисково-исследовательской работы. Только в этом случае он будет являться носителем главного качества – конкурентоспособности на рынке труда и образовательных услуг.
Выдержать жестокую конкуренцию при обучении в вузе или в какой-либо сфере деятельности может только тот человек, кто способен реализовать свои творческие и когнитивные возможности. Наиболее продуктивной показала себя организация исследовательской деятельности, которая предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. Литература как учебный предмет — замечательная, плодородная почва для исследовательской деятельности.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования, так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.
Обучение навыкам исследовательской деятельности можно начать осуществлять уже с 5 класса. Здесь вводится понятие «исследовательская деятельность», а также таких ее составляющих, как «проблемный вопрос» и «гипотеза», формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации. Но исследовательская работа в этом возрасте носит в основном коллективный характер.
В 7-8 классах проводится практическое занятие «Требования к исследовательской работе», а для выполнения исследовательских работ могут быть сформированы группы учащихся (по 3-4 или 5-6 человек). Исследование может проводиться как на уроках, так и вне их. На уроке, узнав тему исследования, ученики предлагают свои варианты гипотез. Основная же работа выносится на домашнее задание, которое может быть выполнено в течение 1-3 недель (в зависимости от подготовленности учащихся). И здесь главное — не пропустить момент, когда учащимся может понадобиться помощь учителя, который проводит консультации, координируя исследовательскую работу школьников, — сопровождает таким образом все этапы исследовательской деятельности учащихся. На итоговом уроке участники групп сообщают о результатах своих исследований, защищают свои творческие работы.
Следующим этапом станет индивидуальная форма исследовательской деятельности. Этот процесс может начинаться уже в 9 кл. и продолжится в 10-11 кл. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы. Ученики с лингвистическими способностями и предпочитающие кропотливую работу с текстом с удовольствием занимаются сравнением художественных переводов, проводят лингвостилистический анализ небольших произведений русских и зарубежных писателей. Результат — не только приобретение новых знаний, но и получение выводов, имеющих определенное научное значение.
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-нибудь исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные задания из различных областей, а так же применение исследовательских методик.
Методика организации проектов предполагает несколько этапов:
планирование работы над проектом;
аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний);
презентация полученных знаний (этап анализа исследовательской деятельности учащихся).
Примерами проектов по литературе могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими –либо событиями в жизни класса школы, города; подготовка творческих вечеров, концертов, выставок и т.д.
Школьникам всегда хочется так выступить перед одноклассниками, чтобы вызвать внимание, услышать похвалу. Исследование трудных, дискуссионных проблем пробуждает у ребят сознание серьёзности их литературной деятельности. Задача учителя – помочь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованности и ответственного отношения к творческому процессу.
Таким образом, поиск и использование современных и наиболее эффективных форм и методов учебно-исследовательской деятельности способствует интеллектуальному развитию личности, повышению качества образования, продолжению образования в соответствии с профессиональными намерениями. Это отвечает требованиям современного общества о необходимости сформировать профессионально и социально компетентную, мобильную личность, способную делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Расулов М.А. Изучение литературы на основе системно-деятельностного подхода.(учебно-методическое пособие)Махачкала, 2014.
2. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006.
Электронные ресурсы следующих сайтов:
4. www.festival.1september.ru
5. www.researcher.ru