СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

12345678914еу54н5н

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«12345678914еу54н5н»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ "ТАМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ" 5 КЛАСС

Цели урока:

  1. Показать образ героев в синтезе искусств.

  2. Воспитание на чувствах поэмы через музыку.

  3. Отражение идеалов русского народа.

  4. Воспитание патриотических чувств к родной земле.

Оформление:

  • Проектор

  • Компьютер

  • Рисунки учеников по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

  • Приложение (Презентация)

Тип урока: заключительный урок.


Ход урока:

Учитель литературы:

Вступительное слово:

Мы с вами прочитали замечательную поэму Пушкина «Руслан и Людмила». И вот пришла пора проститься с любимыми героями.

Тема нашего урока «Там русский дух, там Русью пахнет» (показ 1 слайда).

Вы знаете, что литература - это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. С какими?

Посмотрите, как оформлен наш класс. Дома Вы создали замечательные иллюстрации к поэме. Трудно ли было выбрать сюжет для ваших рисунков? А почему так легко иллюстрировать это произведение?

Язык его образный, красочный.

Вот так легко мы обнаружили связь литературы и живописи. Читая поэму, мы говорили о любви, о верности, о чести и долге. Вместе с поэтом переживали за Руслана, восхищались Людмилой, возмущались коварством Черномора. Пожалуй, не всё можно выразить средствами живописи. А средствами музыки?

Благодаря Пушкину на свет появилась опера русского композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Показ 2 слайда (портрет композитора).

Учитель музыки:

Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры (выключаем свет), и мы сейчас услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила»

Какими средствами композитор передаёт образ Людмилы и Руслана?

Ответы детей о характере музыки.

Вы, верно, определили, что разговор пойдёт о Людмиле.

Учитель литературы:

Кого Вам напомнила Людмила? (говорим о сходстве Людмилы с героинями русских народных сказок).

Показ 3 слайда (фрагмент из сказки А.Роу «Руслан и Людмила»).

Благодаря средствам литературы и музыки, Пушкин и Глинки, каждый своими средствами создал образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие качества женщины.

Если Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок, то Руслана можно сравнить с кем? (былинным богатырём).

Показ 4 слайда (картина Васнецова «Три богатыря»)

-Что общего во внешности Руслана и богатыря Ильи Муромца?

Показ 5 слайда (картина Васнецова «После битвы с половцами»)

-Что даёт нам эта картина для понимания образа Руслана? (найти описание похожей картины в тексте поэмы).

О чём он размышляет, глядя на это? (чтение отрывков).

В синтезе всех искусств мы увидели героический образ защитника земли русской.

_А есть ли богатыри в наше время? Есть. И по сегодняшний день, если возникает беда, трудности, люди готовы встать на защиту своей земли. И в нашем классе тоже есть будущие защитники России.

Учитель музыки:

_ Вокально-хоровая работа над песней «Отцовская слава» Георгия Струве.

-Исполнение песни ребятами.

Учитель литературы:

Продолжая сравнение поэмы «Руслан и Людмила» с произведениями устного народного творчества, ответим на вопрос: что лежит в основе пушкинской поэмы? (добро и зло).

-Кто в поэме воплощает чёрные силы? Какие определения мы дали Черномору? (злой, коварный, хитрый…).

Учитель музыки:

-А как Глинка определил образ Черномора в музыке? Исполнение темы учителем на инструменте (злой, жестокий, грубый).


Показ 6 слайда (фрагмент сказки Роу «Руслан и Людмила»).

Учитель литературы:

- А кто ещё воплощает чёрные силы? (Фарлаф, Наина). Какими предстают перед нами эти герои?

-Как Вы думаете, заслуживают ли они наказание? Вы ответили «да». А как складывается их судьба в поэме? Да, они прощены. Кем? (Русланом и Людмилой).

Какое качество проявляет Пушкин? (Доброта, человеколюбие).

Ведь даже в библии говорится, что на зло нужно отвечать добром. Чего так не хватает в наши дни. Поэтому, ребята, давайте будем уважать друг друга и любить. В нашем произведении также как и в музыке восторжествовало добро.


Показ 7слайда

Подводя итог сегодняшней беседы можно сказать, что благодаря литературе на свет появляются многие замечательные оперы, балеты. В данном случае не было бы произведения Пушкина, не было бы и оперы Глинки. Это две сестры, которые жить друг без друга не могут.

Спасибо за урок.









.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!