МИР ДЕТСКИХ ЧУВСТВ.
Урок внеклассного чтения по рассказу
В.В. Набокова «Обида». 6 класс
Задачи урока
Образовательные:
- продолжение знакомства с творчеством писателя;
- продолжение обучения анализу художественного теста. Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие умений сравнивать, обобщать, прослеживать чувства главного героя;
- пробуждение интереса к написанию собственного рассказа о каких-либо пережитых чувствах.
Воспитательные:
- формирование нравственных качеств; доброты, отзывчивости, внимания к окружающим;
- пробуждение способности к самооценке.
Оборудование: портрет В.В. Набокова, выставка его книг, распечатки текстов рассказа на каждого ученика, рисунки, вопросы к тексту, записанные на доске.
Ход урока
Организационный момент
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе -- гений. Но без труда талант не впрок. Скрутите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу, За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу.
Позвольте мне объявить о цели своего визита. Меня зовут Наталья Анатольевна, я работаю учителем русского языка и литературы в школе № 3, и я пришла к вам, чтобы провести урок словесности. Тема нашего урока «Мир детских чувств». Конечно, вы знаете, что детство -золотая пора, но порой это бывает и трудный период. Детские проблемы волновали многих писателей: Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, М. Горького. Эта тема продолжает развиваться и в современной литературе.
Перед вами портрет замечательного русского писателя. Посмотрите внимательно, в прошлом году вы уже знакомились с его творчеством. Кто назовет его . имя? (В.В. Набоков.)
Это В.В. Набоков - писатель, поэт, переводчик. В 5-м классе вы с интересом наблюдали за приключениями Ани в стране чудес. Это и был перевод на русский язык произведения Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Набокова. Мы прочитаем рассказ «Обида», посвященный И.А. Бунину, в котором описан один день из детства Шишкова. Но какой насыщенный день! Нам предстоит проанализировать этот рассказ.
Я думаю, что прежде вам интересно было бы узнать некоторые сведения о самом авторе. (Далее следует краткий рассказ о писателе).
Первоначальное знакомство с рассказом
Задание для прослушивания. Внимательно прослушайте рассказ.
Обращаясь к тексту, постарайтесь ответить на вопрос; почему поездка главного героя на именины стала радостным и интересным событием в его жизни?
Работа над содержанием рассказа
- Вы помните, как называется рассказ? Когда впервые слово «обидеть» появляется в тексте?
- Как это слово характеризует Путю?
- Кого не хотелось Путе обидеть отказом? Почему?
- «Сейчас будет село Воскресенское, а еще через несколько минут конец». Конец чего предчувствовал герой?
- Что больше всего страшило и угнетало Путю9
- Как вы объясните чувства героя?
- Вспомните эпизод, в котором Путя вспоминает, как в I ]етерб\ р| с \ Комовых показывали туманные картины и Яков Семенович читал нсл\\ «Мцыри». «Два раза студенту фонаря вставлял пластинку неправильно, карпши выходила вверх ногами. Тучков хохотал, Путя...» А что делал Мутя?
- Чья реакция вам ближе?
-Почему Путе так важно, чтобы именно Вася Т\чкои мри'.паи п оцепил сю достоинства0
Кто называл Путю кишкой! Правы ли дети? ■■■ Что же явилось главной причиной Путиной обиды?
- Как вы считаете, почему рассказ так называется?
- А вы попадали когда-нибудь в такую ситуацию или испытывали похожие чувства, которые испытывал Путя на детском празднике0
Я думаю, что. если бы вокруг Пути были добрые, внимательные люди, они не позволили бы создать такую недоброжелательную обстановку. Думаю, что вы. пригласив к себе на именины друзей, не позволите обидеть кого-то из них. Хочу предложить вам проверить себя, мир своих чувств и переживаний.
Ответим на вопросы психологического теста «Обидчивы ли вы?», может, он поможет нам лучше управлять своими эмоциями, стойко переносить какие-либо трудности. Если вы ответите «да», ставьте 0 баллов, если «нет» -2 балла.
Тест «Обидчивы ли вы?»
Легко ли вам испортить настроение?
Долги ли вы помните обиду и обидчика?
Долго ли вы переживаете неприятности?
Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?
Способны ли вы долгое время анализировать свои поступки, переживания, чувства'7
Часто ли вам снятся неприятности?
Итог:
0-2 балла. Вы очень обидчивы, мстительны, легко меняете свое настроение, болезненно реагируете на отношение к вам окружающих. Это серьезные недостатки в вашем характере. Необходимо заниматься самовоспитанием.
3-6 балла. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам немного горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчику. Из-за этого у вас нередко случаются конфликты дома и в школе.
7-12 балла. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво и редко изменяется в зависимости от ситуации. Кое-кто счигает вас непробиваемым. Иногда вам завидуют, иногда осуждают.
«В реке обиды нет брода», - написал В.В. Набоков в одной из своих книг.
Домашнее задание
Может быть, и вы когда-нибудь напишете рассказ о пережитых вами чувствах «Невыдуманную историю из мира ваших чувств».
Время урока истекло,
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Задачи урока
Образовательные:
- продолжение знакомства с творчеством писателя;
- продолжение обучения анализу художественного теста.
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие умений сравнивать, обобщать, прослеживать чувства главного героя;
- пробуждение интереса к написанию собственного рассказа о каких-либо пережитых чувствах.
Воспитательные:
- формирование нравственных качеств; доброты, отзывчивости, внимания к окружающим;
- пробуждение способности к самооценке.
Оборудование: портрет писателя, рисунки, вопрос на экране к тексту, ксерокопии текста на каждого ученика, толковый словарь, выставка книг
В. В. Набокова, презентация о жизни и творчестве В. В. Набокова
Ход урока
Организационный момент.
-Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
- Позвольте мне объявить о цели своего визита. Меня зовут Маринина Н. А., работаю в СОШ №3 учителем русского языка и литературы, пришла к вам на занятие с целью дать урок словесности, поэтому объявляю, что тема нашего урока «Мир детских чувств». Конечно вы знаете, что детство - золотая пора, но это, порой, бывает трудный период для ребенка. Многих писателей волновала проблема детства: Толстого, Горького, Некрасова. В современной литературе эта тема продолжает развиваться.
Перед вами портрет замечательного русского писателя.( Слайд №1). Посмотрите внимательно. В прошлом учебном году вы уже знакомились с его именем. Кто помнит фамилию этого человека? (В. В. Набоков) -Совершенно верно. Это Владимир Владимирович Набоков; писатель, поэт, переводчик.
В пятом классе вы с интересом наблюдали за приключениями Ани в стране чудес. Это и был перевод на русский язык произведения Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Благодаря В. В. эти повести стали самыми читаемыми и любимыми детскими произведениями. С творчеством Набокова-писателя мы сегодня продолжаем знакомиться. Мы прочитаем его рассказ «Обида», посвященный И. А. Бунину, в котором описан один день из детства Шишкова. Но какой насыщенный день! Сколько пережито: мгновения счастья и часы неприятия, ощущение несправедливости по отношению к себе. Поэтому нам предстоит проанализировать этот рассказ, проследить за чувствами героя и продолжить эту тему в ваших рассказах.
- Но прежде, я думаю, вам интересно было бы узнать некоторые сведения о самом авторе, его жизни, ведь мы должны будем проникнуть в самое личное, тайное, в мир человеческих чувств и взаимоотношений. Родился Набоков в 1899 году в конце 19 века в Санкт-Петербурге.(Слайд №2,3) Его отец был известным государственным деятелем. (слайд №4) В. В. Получил хорошее образование. 1917 год- год революции, он встретил в Кембридже, (это самый престижный университет Англии) он успешно окончил его, и с тех пор для Набокова началась целая цепь странствий. (слайд №5). Он один из наиболее выдающихся русских писателей, живших и писавших не в России, а за границей. Но все произведения Набокова о России, которую он любил, писатель говорил: «Я разноцветные любил карандаши,
Пахучих сургучей густые капли, краски,
Бразильских бабочек и английские сказки. Все свое хобби: бабочки, шахматы, споры он вывез из Петербурга, из России, из своего детства. Он вывез детство и юность, счастливые ,как у принца, первые стихи, первую любовь. Дом в Петербурге на Морской, лето в Ялте, которое затем явится в рассказах «Обида», «Лебеда».
4. первоначальное знакомство с рассказом. Задание для прослушивания.
- Внимательно прослушайте рассказ и, подглядывая в текст, постарайтесь ответить мне на вопрос: почему поездка главного героя на именины стала радостным и интересным событием в его жизни?
(Здесь необходимо объяснить значение слова «козлы»- деревянная
лавка, на которой сидит кучер.) -
(Прослушивание рассказа)
5.) работа над восприятием содержания рассказа
а) (прослушивание ответа на вопрос перед чтением_)
-Его плохо приняли , дети с ним не стали играть, не приняли в
компанию, обидели.
Б) Вы, конечно , помните, что рассказ называется «Обида». А когда
впервые в тексте появляется слово обидеть?
В) Как это слово характеризует Путю? ( Он добрый, чуткий мальчик.) Г) Кого не хотелось Путе обидеть отказом? Почему?
(Кучера, домашних, старушку, т. к. он сочувствует им, способен понять других.)
Д) «Сейчас будет село Воскресенское , а ещё через несколько минут конец...» Конец чего предчувствовал герой? Е) Что больше всего страшило и угнетало Путю? (Он боялся, что его снова не поймут, не полюбят.)
ж) Как вы объясните чувства героя?
з) Вспомните эпизод воспоминания о волшебном фонаре и чтение вслух «Мцыри», когда «студент вставлял пластинку неправильно, то картина выходила вверх ногами- Тучков хохотал..» А что делал Путя? (мучительно краснел за студента, старался делать вид, что страшно интересуется)
И) -Чья реакция вам ближе?
К) - Почему так важно Путе, чтобы именно Вася Тучков признал и
оценил и оценил Путины достоинства?
(Вася - крепкий, ладный, загорелый, 13-летний лидер среди них,
Путя думал, что вместе с ним он будет выглядеть храбрее)
Л) - Кто называет Путю ломакой? (Таня и Вася)
М) -Правы ли дети? (Нет)
Н) - Что же явилось главной причиной путиной обиды? (
размышления о том, что про него забыли и уехали на пикник)
Наверное, поэтому рассказ называется «Обида».
6. Дифференцированная работа.
А)- Сейчас я попрошу первую группу найти отрывок из текста рассказа, который изображён на первом рисунке. Две минуты внимательно прочитайте «про себя», подготовьтесь к пересказу, близкому к тексту.
Вторая группа находит отрывок к первому рисунку и подготавливает выразительное чтение эпизода, (прослушивание, комментирование оценок) Б) Первая группа находит в тексте описание эпизода, изображенного на втором рисунке, пересказывает его.
Вторая группа отвечает на вопрос: « С помощью каких слов передаёт автор такое состояние Пути?»
7. -Этот момент является самым важным, поэтому и рассказ называется «Обида»- это те чувства, которые испытывает Путя на детском празднике.
- А вы попадали когда-нибудь в такую ситуацию? - Я думаю, что, если бы вокруг Пути были добрые, внимательные люди, они не позволили бы создать такую недоброжелательную обстановку. Думаю, что вы, пригласив к себе на именины друзей, не позволите обидеть кого-то из них. Хочу предложить вам проверить себя, мир своих чувств и переживаний. Ответим на вопросы психологического теста «Обидчивы ли вы?», может он поможет нам лучше управлять своими эмоциями, стойко переносить какие-либо трудности. Если вы ответите «да»-ставьте О баллов, если «нет»- 2 балла.
Тест «Обидчивы ли вы?».
1. Легко ли вам испортить настроение?
2. Долго ли вы помните обиду и обидчика?
3. Долго ли вы переживаете неприятности?
4. Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?
5. Способны ли вы долгое время анализировать свои поступки, переживания, чувства?
6. Часто ли вам снятся кошмары?
Итог: 0-2 балла. Вы очень обидчивы, мстительны, легко меняете своё настроение, болезненно реагируете на отношение к вам окружающих. Это серьёзные недостатки в вашем характере. Необходимо заниматься самовоспитанием.
3-6 баллов. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам немного горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчику. Из-за этого у вас нередко случаются конфликты дома и в школе. Всегда помните поговорку: «В реке обиды нет брода».
7-12 баллов. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво и редко изменяется в зависимости от ситуации. Кое-кто считает вас непробиваемым. Иногда вам завидуют, иногда -осуждают -на это не обращайте внимания. Вывод:- «В реке обиды нет брода»- написал Набоков в одной из своих книг.
7. - Поэтому хочу кратко познакомить вас с другими произведениями. «Лолита»- произведение для более старшего возраста. «Круг»- поэтический сборник. Для того, чтобы легко выбрать книгу в библиотеке, обратите внимание на издательство на первой странице. Для вашего возраста будет указано «Детская литература», «Для среднего школьного возраста», «Для старшего школьного возраста».
Кроме того, познакомьтесь с аннотацией ( краткая статья)
- Обратимся к толковому словарю и выясним значение данного
слова. Запишем в тетради.
9.- Домашнее задание. Может и ваша рука поднимется к тому, чтобы написать рассказ о каких-либо пережитых вами чувствах
«Невыдуманную историю из мира ваших чувств».
10. -Урока время истекло,
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно