СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

12345678914еу54н5н

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«12345678914еу54н5н»

МИР   ДЕТСКИХ   ЧУВСТВ.

Урок   внеклассного   чтения по рассказу

В.В. Набокова «Обида». 6 класс

Задачи урока

Образовательные:

- продолжение знакомства с творчеством писателя;

- продолжение обучения анализу художественного теста. Развивающие:

- развитие творческого мышления;

-  развитие умений сравнивать, обобщать, прослеживать чувства главного героя;

-  пробуждение интереса к написанию собственного рассказа о каких-либо пережитых чувствах.

Воспитательные:

-  формирование нравственных качеств; доброты, отзывчивости, внимания к окружающим;

- пробуждение способности к самооценке.

Оборудование: портрет В.В. Набокова, выставка его книг, распечатки текстов рассказа на каждого ученика, рисунки, вопросы к тексту, записанные на доске.

Ход урока

 Организационный момент

Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе -- гений. Но без труда талант не впрок. Скрутите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу, За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу.

Позвольте мне объявить о цели своего визита. Меня зовут Наталья Анатоль­евна, я работаю учителем русского языка и литературы в школе № 3, и я при­шла к вам, чтобы провести урок словесности. Тема нашего урока «Мир детских чувств». Конечно, вы знаете, что детство -золотая пора, но порой это бывает и трудный период. Детские проблемы волновали многих писателей: Л.Н. Тол­стого, Н.А. Некрасова, М. Горького. Эта тема продолжает развиваться и в со­временной литературе.

Перед вами портрет замечательного русского писателя. Посмотрите внима­тельно, в прошлом году вы уже знакомились с его творчеством. Кто назовет его . имя? (В.В. Набоков.)

Это В.В. Набоков - писатель, поэт, переводчик. В 5-м классе вы с интересом наблюдали за приключениями Ани в стране чудес. Это и был перевод на рус­ский язык произведения Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Набокова. Мы прочитаем рассказ «Обида», посвященный И.А. Бунину, в котором описан один день из детства Шишкова. Но какой насыщенный день! Нам предстоит проанализировать этот рассказ.

Я думаю, что прежде вам интересно было бы узнать некоторые сведения о самом авторе. (Далее следует краткий рассказ о писателе).

Первоначальное знакомство с рассказом

Задание для прослушивания. Внимательно прослушайте рассказ.

Обращаясь к тексту, постарайтесь ответить на вопрос; почему поездка глав­ного героя на именины стала радостным и интересным событием в его жизни?

Работа над содержанием рассказа

-  Вы помните, как называется рассказ? Когда впервые слово «обидеть» появляется в тексте?

-  Как это слово характеризует Путю?

-  Кого не хотелось Путе обидеть отказом? Почему?

- «Сейчас будет село Воскресенское, а еще через несколько минут конец». Конец чего предчувствовал герой?

- Что больше всего страшило и угнетало Путю9

-  Как вы объясните чувства героя?

- Вспомните эпизод, в котором Путя вспоминает, как в I ]етерб\ р| с \ Комо­вых показывали туманные картины и Яков Семенович читал нсл\\ «Мцыри». «Два раза студенту фонаря вставлял пластинку неправильно, карпши выходи­ла вверх ногами. Тучков хохотал, Путя...» А что делал Мутя?

- Чья реакция вам ближе?

-Почему Путе так важно, чтобы именно Вася Т\чкои мри'.паи п оцепил сю достоинства0

Кто называл Путю кишкой! Правы ли дети? ■■■ Что же явилось главной причиной Путиной обиды?

-  Как вы считаете, почему рассказ так называется?

- А вы попадали когда-нибудь в такую ситуацию или испытывали похожие чувства, которые испытывал Путя на детском празднике0

Я думаю, что. если бы вокруг Пути были добрые, внимательные люди, они не позволили бы создать такую недоброжелательную обстановку. Думаю, что вы. пригласив к себе на именины друзей, не позволите обидеть кого-то из них. Хочу предложить вам проверить себя, мир своих чувств и переживаний.

Ответим на вопросы психологического теста «Обидчивы ли вы?», может, он поможет нам лучше управлять своими эмоциями, стойко переносить какие-либо трудности. Если вы ответите «да», ставьте 0 баллов, если «нет» -2 балла.

Тест «Обидчивы ли вы?»

Легко ли вам испортить настроение?

Долги ли вы помните обиду и обидчика?

Долго ли вы переживаете неприятности?

Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочет­ся разговаривать?

Способны ли вы долгое время анализировать свои поступки, переживания, чувства'7

Часто ли вам снятся неприятности?

Итог:

0-2 балла. Вы очень обидчивы, мстительны, легко меняете свое настрое­ние, болезненно реагируете на отношение к вам окружающих. Это серьезные недостатки в вашем характере. Необходимо заниматься самовоспитанием.

3-6 балла. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам немно­го горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчи­ку. Из-за этого у вас нередко случаются конфликты дома и в школе.

7-12 балла. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво и редко изменяется в зависимости от ситуации. Кое-кто счигает вас непробиваемым. Иногда вам завидуют, иногда осуждают.

«В реке обиды нет брода», - написал В.В. Набоков в одной из своих книг.

Домашнее задание

Может быть, и вы когда-нибудь напишете рассказ о пережитых вами чувствах «Невыдуманную историю из мира ваших чувств».

Время урока истекло,

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно. 

 

Задачи урока

Образовательные:

- продолжение знакомства с творчеством писателя;

- продолжение обучения анализу художественного теста.

 Развивающие:

- развитие творческого мышления;

-  развитие умений сравнивать, обобщать, прослеживать чувства главного героя;

-  пробуждение интереса к написанию собственного рассказа о каких-либо пережитых чувствах.

Воспитательные:

-  формирование нравственных качеств; доброты, отзывчивости, внимания к окружающим;

- пробуждение способности к самооценке.

Оборудование: портрет писателя,  рисунки, вопрос на экране к тексту, ксерокопии текста на каждого ученика, толковый словарь,  выставка книг

В. В. Набокова, презентация о жизни и творчестве  В. В. Набокова

 Ход урока

 Организационный момент.

-Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.                      

Скрестите шпаги ваших мнений                          

Мы вместе сочиним урок.

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу,

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

- Позвольте мне объявить о цели своего визита. Меня зовут Маринина Н. А., работаю в СОШ №3 учителем русского языка и литературы, пришла к вам на занятие с целью дать урок словесности, поэтому объявляю, что тема нашего урока «Мир детских чувств». Конечно вы знаете, что  детство - золотая пора, но это, порой, бывает трудный период для ребенка. Многих писателей волновала проблема детства: Толстого, Горького, Некрасова. В современной литературе эта тема продолжает развиваться.

Перед вами портрет замечательного русского писателя.( Слайд №1). Посмотрите внимательно. В прошлом учебном году вы уже знакомились с его именем. Кто помнит фамилию этого человека? (В. В. Набоков) -Совершенно верно. Это Владимир Владимирович Набоков; писатель, поэт, переводчик.

В пятом классе вы с интересом наблюдали за приключениями Ани в стране чудес. Это и был перевод на русский язык произведения Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Благодаря В. В. эти повести стали самыми читаемыми и любимыми детскими произведениями. С творчеством Набокова-писателя мы сегодня продолжаем знакомиться. Мы прочитаем его рассказ «Обида», посвященный И. А. Бунину, в котором описан один день из детства Шишкова. Но какой насыщенный день! Сколько пережито: мгновения счастья и часы неприятия, ощущение несправедливости по отношению к себе. Поэтому нам предстоит проанализировать этот рассказ, проследить за чувствами героя и продолжить эту тему в ваших рассказах.

- Но прежде, я думаю, вам интересно было бы узнать некоторые сведения о самом авторе, его жизни, ведь мы должны будем проникнуть в самое личное, тайное, в мир человеческих чувств и взаимоотношений. Родился Набоков в 1899 году в конце 19 века в Санкт-Петербурге.(Слайд №2,3) Его отец был известным государственным деятелем. (слайд №4) В. В. Получил хорошее образование. 1917 год- год революции, он встретил в Кембридже, (это самый престижный университет Англии) он успешно окончил его, и с тех пор для Набокова началась целая цепь странствий. (слайд №5). Он один из наиболее выдающихся русских писателей, живших и писавших не в России, а за границей. Но все произведения Набокова о России, которую он любил, писатель говорил: «Я разноцветные любил карандаши,

Пахучих сургучей густые капли, краски,

Бразильских бабочек и английские сказки. Все свое хобби: бабочки, шахматы, споры он вывез из Петербурга, из России, из своего детства. Он вывез детство и юность, счастливые ,как у принца, первые стихи, первую любовь. Дом в Петербурге на Морской, лето в Ялте, которое затем явится в рассказах «Обида», «Лебеда».

4. первоначальное знакомство с рассказом. Задание для прослушивания.

- Внимательно прослушайте рассказ и, подглядывая в текст, постарайтесь ответить мне на вопрос: почему поездка главного героя на именины стала радостным и интересным событием в его жизни?

(Здесь необходимо объяснить значение слова «козлы»- деревянная

лавка, на которой сидит кучер.)              -

(Прослушивание рассказа)

5.) работа над восприятием содержания рассказа

а) (прослушивание ответа на вопрос перед чтением_)

-Его плохо приняли , дети с ним не стали играть, не приняли в

компанию, обидели.

Б) Вы, конечно , помните, что рассказ называется «Обида». А когда

впервые в тексте появляется слово обидеть?

В) Как это слово характеризует Путю? ( Он добрый, чуткий мальчик.) Г) Кого не хотелось Путе обидеть отказом? Почему?

(Кучера, домашних, старушку, т. к. он сочувствует им, способен понять других.)

Д) «Сейчас будет село Воскресенское , а ещё через несколько минут конец...» Конец чего предчувствовал герой? Е) Что больше всего страшило и угнетало Путю? (Он боялся, что его снова не поймут, не полюбят.)

ж) Как вы объясните чувства героя?

з) Вспомните эпизод воспоминания о волшебном фонаре и чтение вслух «Мцыри», когда «студент вставлял пластинку неправильно, то картина выходила вверх ногами- Тучков хохотал..» А что делал Путя? (мучительно краснел за студента, старался делать вид, что страшно интересуется)

И) -Чья реакция вам ближе?

К) - Почему так важно Путе, чтобы именно Вася Тучков признал и

оценил и оценил Путины достоинства?

(Вася - крепкий, ладный, загорелый, 13-летний лидер среди них,

Путя думал, что вместе с ним он будет выглядеть храбрее)

Л) - Кто называет Путю ломакой? (Таня и Вася)

М) -Правы ли дети? (Нет)

Н) - Что же явилось главной причиной путиной обиды? (

размышления о том, что про него забыли и уехали на пикник)

Наверное, поэтому рассказ называется «Обида».

6. Дифференцированная работа.

А)- Сейчас я попрошу первую группу найти отрывок из текста рассказа, который изображён на первом рисунке. Две минуты внимательно прочитайте «про себя», подготовьтесь к пересказу, близкому к тексту.

Вторая группа находит отрывок к первому рисунку и подготавливает выразительное чтение эпизода, (прослушивание, комментирование оценок) Б) Первая группа находит в тексте описание эпизода, изображенного на втором рисунке, пересказывает его.

Вторая группа отвечает на вопрос: « С помощью каких слов передаёт автор такое состояние Пути?»

7. -Этот момент является самым важным, поэтому и рассказ называется «Обида»- это те чувства, которые испытывает Путя на детском празднике.

- А вы попадали когда-нибудь в такую ситуацию? - Я думаю, что, если бы вокруг Пути были добрые, внимательные люди, они не позволили бы создать такую недоброжелательную обстановку. Думаю, что вы, пригласив к себе на именины друзей, не позволите обидеть кого-то из них. Хочу предложить вам проверить себя, мир своих чувств и переживаний. Ответим на вопросы психологического теста «Обидчивы ли вы?», может он поможет нам лучше управлять своими эмоциями, стойко переносить какие-либо трудности. Если вы ответите «да»-ставьте О баллов, если «нет»- 2 балла.

Тест «Обидчивы ли вы?».                                     

1.  Легко ли вам испортить настроение?

2.  Долго ли вы помните обиду и обидчика?

3.  Долго ли вы переживаете неприятности?

4.  Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?

5.  Способны ли вы долгое время анализировать свои поступки, переживания, чувства?

6.  Часто ли вам снятся кошмары?

Итог: 0-2 балла. Вы очень обидчивы, мстительны, легко меняете своё настроение, болезненно реагируете на отношение к вам окружающих. Это серьёзные недостатки в вашем характере. Необходимо заниматься самовоспитанием.

3-6 баллов. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам немного горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчику. Из-за этого у вас нередко случаются конфликты дома и в школе. Всегда помните поговорку: «В реке обиды нет брода».

7-12 баллов. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво и редко изменяется в зависимости от ситуации. Кое-кто считает вас непробиваемым. Иногда вам завидуют, иногда -осуждают -на это не обращайте внимания. Вывод:- «В реке обиды нет брода»- написал Набоков в одной из своих книг.

7.  - Поэтому хочу кратко познакомить вас с другими произведениями. «Лолита»- произведение для более старшего возраста. «Круг»- поэтический сборник. Для того, чтобы легко выбрать книгу в библиотеке, обратите внимание на издательство на первой странице. Для вашего возраста будет указано «Детская литература», «Для среднего школьного возраста», «Для старшего школьного возраста».

Кроме того, познакомьтесь с аннотацией ( краткая статья)

- Обратимся к толковому словарю и выясним значение данного

слова. Запишем в тетради.

9.- Домашнее задание. Может и ваша рука поднимется  к тому, чтобы написать рассказ о каких-либо пережитых вами чувствах

«Невыдуманную историю из мира ваших чувств».

10. -Урока время истекло,

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

 И поработали ударно

 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!