2 | Самоопределение деятельности | Словесный (слово учителя, стихотворение, беседа); Наглядный (репродукции картин, презентация); Практический (определение темы, составление плана) | -Чтобы определить тему урока, внимательно прослушайте стихотворение Н. Бромлей «Стихи о красках». Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер? Скажи, какого цвета Зима, весна и лето? Не зная этих истин, Ты не сиди в квартире, Возьми в дорогу кисти, Глаза открой пошире. Смотри, смотри, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер? Смотри, какого цвета Огромная планета! -Ребята, как вы уже знаете, что всё, что нас окружает, имеет цвет: красный, желтый, зеленый и т.д. -Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как «говорит» искусство с помощью цвета. -Рассмотрите внимательно репродукции картин художников и ответьте на мои вопросы: -Чем отличаются друг от друга эти репродукции? -А какие чувства вызывают у вас эти картины (указываю на холодную гамму)? -Какие чувства у вас возникли при просмотре этих картин (указываю на теплую гамму)? -Какой вывод можно сделать? -Определите тему урока. Составьте план урока, опираясь на слова помощники. План: 1.Узнать, что цвета могут быть теплыми и холодными; 2.Научиться различать теплые и холодные цвета и их оттенки. -А также постараемся ответить на главный вопрос урока: «Для чего необходимо знать всё о тёплых и холодных цветах?» | Слушают стихотворение. Рассматривают репродукции картин. -цветом. -тревогу, грусть, холод. -тепло, радость, спокойствие. -цвет способен вызывать определенные чувства и эмоции у людей, способен влиять на настроение. - «Цвет как средство выражения» Определяют план урока с опорой на слова-помощники. | Ф Ф | Зрительный контроль Устный контроль |
3 | ОНЗ (минут) | Словесный (слово учителя, беседа, объяснение); Наглядный (презентационный материал, репродукции картин, макет огня и фон); Практический (анализ репродукций, «тепло-холодно», «цветовые уравнения», работа с цветовым кругом) | (На слайде объяснение игры) -Ребята, сейчас мы с вами будем играть в игру «тепло-холодно», на слайде я вам буду показывать репродукции картин художников, а вы должны будете ответить, какая «температура» у этих репродукций. Демонстрирую репродукции картин художников: В. Борисов – Мусатов. Куст орешника. И. Шишкин. На севере диком… В. Юкин. Рябина. И. Шишкин. Золотая осень. Смирнов – Русецкий. Зима. К. Юон. Зимний день. -А теперь, ребята, назовите те цвета, которые преобладают в репродукциях картин в колонке «Тепло». -А в колонке «Холодно»? -Какой вывод можем сделать? -Таким образом мы ответили на 1 пункт плана. -Теперь возникает вопрос: «Как получаются теплые и холодные цвета?» -Ответить на этот вопрос нам помогут «Уравнения». Обратите внимание на экран, на нем представлены «цветовые уравнения». -Какой цвет нужно добавить к красному цвету, чтобы получился фиолетовый? -Какой цвет добавить к красному, чтобы получился оранжевый? -Какой цвет нужно добавить к зеленому, чтобы получился желто-зеленый? -Какой цвет нужно добавить к зеленому, чтобы получился сине-зеленый? -Какой цвет нужно добавить в смесь красок, чтобы получить холодные цвета? -А чтобы получить теплые цвета? -Таким образом, мы выполнили 2 пункт плана. -Ребята, но не всегда художники в одной картине используют только теплые или холодные цвета. -Посмотрите на репродукцию картины художника Сарьяна «Ереванские цветы». -Нравится вам эта картина? Почему? -Какие слова вы бы подобрали к этой картине? -Назовите цвета, которые использовал художник в картине. -Художники в своих картинах используют сочетания теплых и холодных цветов. Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче. -Давайте убедимся в этом. Посмотрите на силуэт горящего костра. Какого он цвета? (Далее по очереди подкладываю под него разный по цвету фон: салатовый, голубой, белый, синий, фиолетовый.) -На каком фоне цвет костра усилился? -На каком фоне костер погас? -Цвет костра усилился на фиолетовом фоне. Такие цвета называют дополнительными или контрастными. -Чтобы правильно определить дополнительные цвета, нужно использовать цветовой круг. Дополнительные цвета находятся друг напротив друга в цветовом круге. Посмотрите на экран. Давайте определим пары контрастных цветов. -Синий? Красный? Желтый? -Посмотрите на репродукцию картины Троицкого художника Н. Левшича «Закат» -Назовите пары контрастных цветов, которые художник использовал в своей картине. Молодцы! | Слушают правила игры. -тепло. -холодно. -тепло. -тепло. -холодно. -холодно. -красный, желтый, оранжевый, красно-коричневый. - синий, фиолетовый, голубой, сине-зеленый. -цвета могут быть теплыми и холодными. -синий. -жёлтый. -жёлтый. -синий. -синий. -жёлтый. Рассматривают репродукцию. Объясняют, чем нравится или не нравится картина. -звонкая, веселая, яркая, выразительная. -красный, синий, желтый, фиолетовый и т.д. -теплого. -на фиолетовом. -на белом, салатовом. -оранжевый. Зеленый. Фиолетовый. | Ф Ф Ф Ф | Устный и зрительный контроль Устный контроль Устный и зрительный контроль Устный и зрительный контроль |
5 | Творческая практическая деятельность () | Словесный (беседа, отрывок из стихотворения, объяснение) Наглядный (демонстрационные рисунки, презентация) Практический (рисование пера) | -Послушайте отрывок из стихотворения П. Ершова «Конек-горбунок». Вот полночною порой Свет разливался над горой, Будто полдни наступают: Жары-птицы налетают… -Ребята, как вы думаете, что нам предстоит нарисовать? -А на каком фоне вы будете изображать перо Жар-птицы? Почему? -Рисовать будете гуашью и кистью, без предварительного карандашного рисунка. Демонстрирую приемы рисования кистью мазком «волна». -Можете приступать к работе. Наблюдаю, советую, руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся, помогаю затрудняющимся в выполнении задания. -Ребята, постарайтесь в своём рисунке показать, как можно больше теплых цветов и их оттенков в пере «Жар-птицы», и холодные – в ночном небе (фон). | Слушают отрывок стихотворения. -перо Жар-птицы. -на фиолетовом. -Потому что эти два цвета дополняют друг друга, заставляют изображение звучать громче. Слушают учителя. Наблюдают за учителем. Начинают рисовать. | Ф Ф И | Зрительный контроль Устный контроль Зрительный контроль |
6 | Итог урока. Рефлексия деятельности. () | Словесный (беседа, слово учителя); Наглядный (рисунки учащихся); Практический (анализ рисунков) | В процессе просмотра работ организую обсуждение качества рисунков с точки зрения умения изображать теплые и холодные цвета и их оттенки, выразительно выполнять раздельные мазок «волна». - Ребята, посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились! А почему? -Давайте вспомним, как вы должны были нарисовать перо Жар-птицы? -У кого перо Жар-птицы звучит ярче и выразительнее? Почему? -На какой вопрос мы должны были узнать сегодня ответ? -Какой будет ответ? -Какой цвет нужно добавить в смесь красок, чтобы получить холодные цвета? -А чтобы получить теплые цвета? | -потому что краски разных цветов дополняют друг друга. -на фиолетовом фоне, мазком «волна». Отвечают на вопрос. - Для чего необходимо знать все о теплых и холодных цветах? -чтобы изображение можно было сделать ярче, выразительнее. С помощью цвета можно передать настроение. Синий Желтый | Ф | Устный и зрительный контроль |