СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

15 лучших игр нашего детства

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Возможно "забытые" нами игры, которые помогут организовать свободное время детей на перемене, на прогулках, в летнем оздоровительном лагере,на уроках физкультуры, во дворе.Материал взят на православном сайте "Елицы".

Просмотр содержимого документа
«15 лучших игр нашего детства»

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация .

Садовник.


Участники загадывают цветы. Ведущий (садовник) говорит:


— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме фиалки (называет любой цветок из задуманных).


— Ой! – отвечает «фиалка».


— Что с тобой?


— Влюблена.


— В кого?


— В гиацинт (называется другой цветок из присутствующих, кроме самой фиалки).


После этого «гиацинт» убегает, а «садовник» должен поймать его и вернуть в сад.


Выше ноги от земли.


Ведущий догоняет других участников. В любой момент он может крикнуть «Выше ноги от земли». При этом необходимо сделать так, чтобы ноги не касались земли: повиснуть на ветке, запрыгнуть на пенек, сесть и поднять ноги и т.д… Если ведущий успеет докоснуться до кого-нибудь до того, как участник запрыгнул, они меняются местами.


Горячо-холодно.


Прячется предмет. Ведущий начинает его искать, а участники помогают ему, направляя и говоря горячо, тепло, холодно, мороз… Чем ближе ведущий к спрятанному предмету – тем горячее.

Чепуха.


Игроки загадывают слова и делятся ими друг с другом, ведущий не должен их слышать. Затем последний задаёт вопросы участникам, и они должны отвечать то, что загадали. В любое время можно поменяться. Получается что-то вроде:


— Что ты ела сегодня на обед?


— Слона.


— Кто у тебя папа?


— Ремень.


— Где ты живёшь?


— В яблоке.


Светофор.


Ведущий отворачивается и называет любой цвет, после чего поворачивается к участникам. У кого данный цвет есть в одежде – те спокойно проходят мимо ведущего. У кого этого цвета нет – должен пробежать мимо ведущего, чтобы тот его не поймал.


Есть видоизменённый вариант – музыкальный светофор. На загаданную ведущим букву поётся песня. Тот, кто не вспомнил песню, пытается пробежать мимо ведущего.


Десяточки со скакалкой.


Нужно прыгать на скакалке, начиная с десяток. Если участник сбился, например, на шестёрках, отдаёт прыгалку другому, а когда ход опять перейдёт к нему – будет прыгать уже начиная с шестёрок.


10 – простые прыжки


9 – простые прыжки назад


8 – прыжки со скрещенными ногами


7 – прыжки со скрещенными ногами назад


6 – на 1 ноге вперёд


5 – на 1 ноге назад


4 – прыжки «бегом»


3 – между двумя обычными прыжками — прыжок со скрещенными руками


2 – прыжки со скрещенными руками


1 – прыжок со скрещенными руками назад


Десяточки с мячом.


1)Десять ударов мяча о стену двумя руками.

2)Девять ударов правой рукой.

3)Восемь ударов левой рукой.

4)Семь ударов под правую ногу.

5)Шесть ударов под левую руку.

6)Пять ударов — бросить мяч двумя руками, сделать один полный оборот вокруг своей оси и поймать его.

7)Четыре удара — бросить мяч двумя руками, за то время, пока он будет лететь, сделать три хлопка.

8)Три удара — бросить мяч двумя руками так, чтобы он сначала коснулся земли, а потом ударился о стену.

9)Два удара — бросить мяч двумя руками так, чтобы он, отлетев от стены, ударился один раз о землю.

10)Один удар — повернувшись спиной к стене, мяч бросить между ногами, а ловить, повернувшись лицом к стене.


Испорченный телефон.


Ведущий говорит шёпотом на ухо одному человеку слово, тот передаёт его дальше. Если все участники правильно говорят первоначальное слово, то игра продолжается. Если нет – ведущим становится тот, из-за которого телефон «сломался».

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.



Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.



Ручеёк.



Все встают по парам, держась за руки над головами и образуя «коридорчик». Тот, кто без пары – пробегает по ручейку из конца в начало, по пути забирая любого участника. Новая пара встает в конец, а оставшийся без пары пробегает по ручейку и тоже забирает кого-то. И так до бесконечности.



Кошки-мышки.



«Кошка» стоит внутри круга, «мышки» водят хоровод вокруг неё, звучит диалог:



— Кошка, кошка, ложки мыла?



— Мыла.



— А половник?



— Позабыла!



Затем «мышки» разбегаются, а «кошка» их ловит. Тот, кого поймали, становится кошкой.



Во втором варианте игры «кошка» находится за кругом, а «мышка» – в круге. Игроки стараются не пустить «кошку» в круг. Если она пробралась, «мышку» выпускают на волю, а «кошку» стараются удержать в круге. Заканчивается игра, когда «кошка» поймает «мышку».



Гуси-лебеди.



Участники, изображающие гусей, должны перебежать мимо «волка» с одной стороны на другую так, чтобы он их не схватил. Ведущий перед этим ведёт диалог с «гусями»:



— Гуси-гуси.



— Га-га-га.



— Есть хотите?



— Да, да, да!



— Ну летите!



— Нам нельзя.



— Почему?



— Серый волк под горой не пускает нас домой.



— Ну летите как хотите, только крылья берегите.



Города.



Игроки по очереди называют города на букву, которой заканчивается город, названный предыдущим участником. Например: Киев –Волгоград – Дамаск – Королёв – Воронеж и т.д…



Жмурки.



Одному игроку завязывают глаза, другие раскручивают его и разбегаются. Ведущий с завязанными глазами должен найти кого-нибудь (дотронуться или поймать).



Прятки.



Водила считает до 10 (20, 30, 100…), а потом идёт искать других участников, которые за это время должны успеть спрятаться. Первый, кого нашли, водит.

Классики

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.



Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.



Бояре



Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.



Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».



Тише едешь, дальше будешь — стоп



Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.



Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.



Колдунчики



Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.



Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.



Море волнуется раз



Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.



Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.



Казаки-разбойники



Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».



Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».



12 палочек



Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.



Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.



Вышибалы



Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.



Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.



Я знаю 5 имен



Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.



Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.



Съедобное-несъедобное



Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.



Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.



Ножички



Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.



Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.



Колечко-колечко



Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.



Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.



Вы поедете на бал?



Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,

черное-белое не называйте,

Вы поедете на бал?



Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.



Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.



Я садовником родился



wikipedia.org

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.



Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.



Кис-мяу



wikipedia.org

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.



Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!