Вопрос № 17. Вольнолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина
Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона.
Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля» «вольный» — ключевые слова пушкинского «словаря», которые выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.
Ведущей темой лирики Пушкина можно назвать тему свободы. Именно свобода — социальный, политический и нравственный идеал его поэзии.
Мотив политической свободы звучит в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Во глубине сибирских руд...» (1827) и др. Осуждение тирании, служение общественным идеалам — главные идеи этих стихотворений, близкие идеалам декабристов. Их отличают эмоциональность, призывные интонации, лексика высокого стиля: «Товарищ, верь! Взойдет она, звезда пленительного счастья...»
Мотив личной свободы выражен в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Романтический призыв бегства из неволи-темницы усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.
В стихотворении «Анчар» (1828) дается философское осмысление рабства как противопоставления свободе личности. Поэт убежден, что угнетение человека человеком недопустимо, потому что противоестественно и порождает зло. Здесь надо обратить внимание на двойственное отношение автора к рабу. С одной стороны, он ему сочувствует, но с другой — негодует против его «послушливости», которая губит человека и способствует распространению зла.
Мотив свободы творчества проявляется в стихотворении «Поэту» (1830), «Из Пивдемонти» (1836).
И наконец, свобода как всеобъемлющее понятие, духовный идеал личности, ищущей совершенства, — этот мотив найдем в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836).
Эволюция в творчестве Пушкина темы вольности и свободы
Ода «Вольность» - абстрактного изложения политический учений, ода провозглашает сочетание отвлеченной «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» - церковно-религиозная система.
«К Чаадаеву» (1818) — речь идет о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя переоценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нем призыва к действию.
«Деревня» (1819) — это уже пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы.
«Кинжал» сопоставимо с одой «Вольность», но в нем главным мерилом общественной справедливости становится уже не Закон, а карающий Кинжал, что предполагает мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости.
«Узник» (1822) – романт. призыв бегства из неволи-темницы, который усилен образом птицы, олицетворяющим стремление к неволе.
В стихотворении «Птичка» мотив свободы связан с гуманистической идеей «дарования свободы», как бы предвосхищающей последующие призывы Пушкина освободить «декабристов».
«Во глубине сибирских руд...» (1827) - осуждение тирании, служение общественным идеалам — главные идеи этого стихотворения, близкие идеалам декабристов.
«Анчар» (1828) - Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследования источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.
«Пора, мой друг, пора...» (1836) – свобода как всеобъемлющее понятие, духовный идеал личности, ищущей совершенства.
Вывод: Как меняется содержание понятия «свобода» на протяжении творчества А. С. Пушкина?
1820 г. – свобода мечты, свобода от обманувшей любви;
1822 г., 1824г. — свобода гордой стихии человеческого духа;
1827 г. — свобода дружбы, братства, мужества;
1828 г. — свобода трагического, смиренного одиночества.
Второй важной темой в лирике А. С. Пушкина является тема гражданственности и патриотизма. Она объединяет такие мотивы, как
Любовь к родной природе («Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Осень» (1833)),
Служение общественным идеалам («К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Арион» (1827))
Любовь к отечеству («Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831)).
Лицейские годы
Политические свободолюбивые взгляды Пушкина формировались в лицейские годы. Своим свободолюбием Пушкин во многом был обязан знакомству и дружбе с гвардейскими офицерами, которые служили в Царском Селе. Имена их вошли в русскую историю не только благодаря их дружбе с Пушкиным, но и благодаря их собственной общественно-политической деятельности: Н. Н. Раевский (сын героя Отечественной войны 1812 г. генерала Н. Н. Раевского-старшего и сам участник Отечественной войны), П. П. Каверин (воспитанник Московского и Геттингенского университетов, член тайного общества «Союза благоденствия»), П. Я. Чаадаев. Все это были блестяще образованные люди, яркие личности, оказавшие на Пушкина самое благотворное влияние. Особенно это относится к Чаадаеву — писателю, философу, человеку, близкому по взглядам декабристам. В беседах с Чаадаевым и другими передовыми офицерами Пушкин рассуждал о свободе, о необходимости борьбы с деспотизмом. Это не могло не отразиться на его поэтической деятельности. Воспитание в духе свободолюбия, воспитание вольных чувств и стремлений были необходимыми условиями быстрого становления поэтического таланта Пушкина.
Петербургский период
Весной 1817 г. закончился для Пушкина лицейский курс. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощания с друзьями. С середины 1817 г. начинается петербургский период в жизни и в творчестве Пушкина. Лицеисты разъехались по разным местам. Пушкин получил назначение на службу при министерстве иностранных дел.
В Петербурге Пушкин живет весьма напряженной и разнообразной жизнью. Он близко сходится с будущими декабристами — М. Луниным, М. Орловым, К. Рылеевым, И. Якушкиным. Он знакомится с Грибоедовым и Баратынским, Гнедичем и Катениным, с поэтом-партизаном Давыдовым. Укрепляется его дружба с Чаадаевым, который теперь служит в Петербурге. Пушкин часто посещает Николая Ивановича Тургенева, одного из видных общественных деятелей того времени, близкого по взглядам декабристам.
С 1819 г. Пушкин — активный член кружка «Зеленая лампа». Кружок был связан с одним из обществ декабристов — «Союзом благоденствия». Свое название кружок получил по цвету лампы в комнате заседаний. Зеленый цвет ее воспринимается как символ надежды. Собрания «Зеленой лампы» происходили в доме друга Пушкина Н. В. Всеволожского. Их посещали, помимо Пушкина, Гнедич, Дельвиг, Ф. Глинка.
Обстановка непринужденного застолья не мешала серьезным политическим беседам и чтению стихов свободолюбивого содержания. На собраниях кружка обсуждалась «История государства Российского» Карамзина, велись дискуссии о репертуаре русской сцены, говорилось о будущем государственном устройстве России. Пушкину здесь все было по душе: и атмосфера веселой дружбы, и серьезные разговоры, и споры о самом важном. В собрании «Зеленой лампы» он участвовал неизменно вплоть до своего вынужденного отъезда из Петербурга в 1820 г.
«Вольность» (1817) - самое прославленное произведение Пушкина первых лет петербургской жизни. Она написана в традициях поэзии Радищева, у которого тоже есть ода «Вольность». До Радищева в одах восхвалялись преимущественно великие государственные деятели, императоры и императрицы. Радищев первый восславил в оде не царей, а свободу. То же сделал и Пушкин:
Беги, сокройся от очей, Приди, сорви с меня венок,
Цитеры слабая царица! Разбей изнеженную лиру...
Где ты, где ты, гроза царей, Хочу воспеть Свободу миру,
Свободы гордая певица? На тронах поразить порок.
В оде «Вольность» Пушкин выразил свой взгляд на полит. проблемы современности. Пушкин верит в необходимость и благотворность свободы — и это чувство окрашивает все его произведение. Но его свободолюбие было не только пылким, но и мудрым. Свобода, по его понятиям, способна принести людям благо лишь в сочетании с законом, с верностью законам:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье...
Все это вполне в духе декабристских идей. Ода Пушкина была близка декабристам и своей политической программой, и высоким гражданским порывом, общим духом свободолюбия.
В оде поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает "неправедная Власть". Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина — это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России. Но ода "Вольность" не сухой социальный манифест, пропагандирующий идею конституционной монархии. Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В «Вольности» к миру обращается поэт — глашатай вечных истин, «друг человечества».
Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии.
Поэт — противник насилия. Свобода не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет «славной бедой» (казненный Людовик — «мученик ошибок славных»), подчеркнув ее разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция — акт возмездия тиранам. Мрачная «диалектика» насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I:
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.
Два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I – играют в «Вольности» большую роль. Автор обращается к разуму монархов, к их чувству самосохранения. Пушкин завершает оду «поучением» – призывом, обращенным к царям:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
«К Чаадаеву» (1818)
Значимыми для гражданского и нравственного становления Пушкина стали дружеские отношения с П. Я. Чаадаевым, который считал необходимым образовывать и воспитывать себя во имя служения Отечеству. Стих-е носит личной, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.
Начинается оно с воспоминания о прошлом, о юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман...
Любовь, мечты о «тихой славе» (о славе лирического поэта, о славе философа) — все это для Пушкина в прошлом. Все эти высокие и желанные человеческие радости оказались «обманом», потому что жизнь нелегка, потому что она проходит «под гнетом власти роковой», под игом самодержавия. Гнет самодержавия — это и прошлое, и настоящее. И он вызывает у поэта не просто недовольство, но прямой и страстный призыв к действию, призыв к борьбе.
Стил. новаторство стихотворения заключается в сочетании интонаций любовной и гражданской лирики. Первые пять стихов — как будто бы о любви. Но далее («Под гнетом власти роковой...») стихотворение приобретает социально-политическое звучание. В середине стихотворения гражданский энтузиазм лир. героя прямо сравнивается с «томленьем» влюбленного: «Как ждет любовник молодой // Минуты верного свиданья». Ожидание свободы сродни ожиданию «чудного мгновенья» любви.
Замечательно, что призывы поэта — не только от его собственного имени. Они звучат также от имени родины, отчизны: «Отчизны внемлем призыванье». Мы не просто слышим голос отчизны, а она сама призывает к защите, действию. Это и придает им особый вес и особенную силу.
Служить свободе, чести, отчизне — вот к чему конкретно призывает в своем стихотворении Пушкин. Свобода, честь, отчизна — это для него самые святые и самые прекрасные понятия. И так на всю жизнь. У Пушкина удивительная чистота нравственного чувства. Он любит то, что достойно любви. Он призывает к тому, что для людей всегда являлось выражением возвышенного и прекрасного.
Свобода и здесь предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей. Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода — это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы — такое же «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души. Поэт призывает своего друга:
Пока свободою горим.
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
В этих стихах выражен горячий призыв юного поэта к молодому поколению отдать все свои силы на борьбу за освобождение родины. Два чувства: любовь к свободе и любовь к родине воодушевляют поэта.
Движение чувств поэта: доверительность, трогательную открытость, нетерпеливое ожидание "минуты вольности святой" и страстный призыв "отчизне посвятить души прекрасные порывы".
Стих-е можно разделить на три части, соответственно преобладающим в них формам глаг.времени:
«о прошлом» (воспоминание о «сне», «юных забавах»),
«о настоящем» (гражданские чувства, владеющие героем в данный момент)
«о будущем» (призыв верить в наступление свободы).
Кульминация и основная мысль — сравнение гражданского чувства с любовью и призыв: «Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы!»
В финале стихотворения вновь появляется та же тема, что открывает его, — пробуждение от сна; но здесь она связана не только с лирическим героем и другом, а с целым народом («Россия вспрянет ото сна»), то есть получает уже не интимно-лирическое, а социально-публицистическое, гражданское звучание. Свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имеет в виду падение монархии, «самовластье» — это тирания, деспотизм.
Вера поэта в неизбежность падения самодержавия и освобождения русского народа выражена в последних пяти стихах («Товарищ, верь...»).
Для Пушкина характерна постепенность в раскрытии темы, размеренная, почти элегическая речь начала произведения. Эта интонация внезапно нарушается восемью активными энергичными строками: "Но в нас горит еще желанье...". Поэт как бы стряхивает с себя сон, скованность, легкомыслие юных забав, загорается желанием гражданского действия. Четвертные созвучия ("желанье" — "призыванье", "упованья', 'свиданья", "роковой" — "душой", "святой" — "молодой") создают сильный эмоциональный эффект. Речь становится горячей, взволнованной — истинно пушкинской.
Эмоциональное напряжение монолога нарастает: "Пока свободою горим, пока сердца для чести живы...". Повторы ("пока" — "пока"), глагольные ударные рифмы ("горим" — "посвятим") придают убедительность речи, подчеркивают непреклонную решимость поэта действовать.
Рифмовка контрастных по смыслу слов ("счастья" — "самовластья", "она" (звезда) — "сна") усиливает привлекательность утверждаемого поэтом социального идеала. Послание заканчивается на высокой торжествующей ноте.
Надо отмечить исключительную выразительность словесных образов: "души прекрасные порывы", "гнет власти роковой", "нетерпеливою душой", "с томленьем упованья", "минуты вольности святой".
Худ. приёмы для выражения своего страстного стремления к свободе:
Метафоры: «но в нас горят ещё желанья»; «пока свободою горим»; «пока сердца для чести живы»; «заря пленительного счастья».
Эпитеты: «вольность святая», «души прекрасные порывы», «нетерпеливою душой».
Худ. приёмы для выражения своей ненависти к самодержавию:
Эпитет: «под гнётом власти роковой».
Метафора: «обломки самовластья».
Общественно-полит. значение стихотворения. Стихотворение широко распространялось в списках среди передовых кругов русского общества и являлось поэтическим призывом к революции. Напечатано было со значительными пропусками по цензурным соображениям в 1829 г., без ведома Пушкина.
«Деревня» (1819) представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже о русском крепостничестве, о свободе русского крестьянства.
Стихотворение «Деревня» распространялось в рукописных списках среди членов тайных обществ и близких к ним людям. Оно служило целям революционной пропаганды. «Деревня» появилась в печати полностью лишь в 1870 г. Первая же часть стихотворения, кончающаяся словами «в душевной зреют глубине», была напечатана в 1826 г. под заглавием «Уединение».
Молодой поэт в «Деревне» обрушивается на крепостничество, основу «самовластья». Поэт так же уверен в неизбежности падения крепостного права, как и в падении самодержавия. Несовместимость крепостничества с требованиями элементарной справедливости, пагубность его для родины и мечта об уничтожении рабства — вот идейный смысл этого замечательного произведения А. С. Пушкина, отразившего наиболее передовые идеи своего времени — идеи декабризма.
Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок» России, где среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает «Везде невежества убийственный позор».
«Барство дикое» и «рабство тощее», увиденные в деревне, — явления, типичные для России. Во второй части поэт расширяет «географические» границы своих размышлений. Если сначала речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во второй части создается обобщенный образ русской деревни. Поэт видит всю Россию — страну деревень. Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» подчеркивают, что речь идет не о «плохом» барине и его крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетенный», а торжество «Свободы просвещенной» связывает с волей царя.
- В чем отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы?
(В «Вольности» к миру обращается поэт — глашатай вечных истин, «друг человечества». В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчеркивает, что приезд в деревню — акт его воли).
- Почему автор предпочитает деревню городу?
(Он предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее "мирным шумом дубров" и "тишиной полей" суетной городской жизни с порочным двором Цирцей", "роскошными пирами", забавами и заблуждениями. Город - это "суетные оковы", мешающие постигать блаженство истины. В деревне поэт учится "свободною душой Закон боготворить").
1-я часть – идиллическая картина природы в духе сентимент. литературы (до слов: «Везде следы довольства и труда»), философское размышление о «барстве диком» (до слов: «И ваши творческие думы // В душевной зреют глубине»). Но интонация неожиданно меняется.
2-я часть – (со слов: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает») — публицистическая. Это вопрос-призыв к монархам. Ораторский стиль, риторические приемы (особый синтаксис и интонации: риторические повторы, восклицания, перифразы, риторические вопросы). Архаизированный язык («склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам...», «здесь тягостный ярем до гроба все влекут»). Абстрактные понятия с заглавной буквы («Здесь Барство дикое без Чувства, без Закона // Присвоило себе насильственной Лозой // И Труд, и Собственность, и Время земледельца»).
Стихотворение делится на резко противопоставленные друг другу части. В первых строках в светлых и ликующих чертах изображает красоту и спокойствие сельской природы и благотворное действие её на творческие силы поэта. Деревню он называет «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья». Поэт проводит своё время «на лоне счастья и забвенья». Он восхищён «мирным шумом дубрав», «тишиной полей». Он любит «тёмный сад с его прохладой и цветами». Его привлекают прекрасные виды сельской природы: «лазурные равнины» двух озёр, парус рыбака на них, за озёрами ряд холмов, полосатые «ивы, бродящие в лугах стада и т. д. Чувство любви поэта «природе раскрывается по преимуществу через те образные средства, которыми пользуется он при описании природы: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья» (метонимии); «мирный шум дубрав», «душистые скирды», «светлые ручьи», «лазурные равнины» двух озёр (эпитеты). Прекрасная сельская природа и простая трудовая жизнь крестьянина оказывают высокое нравственное влияние на поэта. Освобождённый от «суетных оков», т. е. от погони за ничтожными, недостойными человека целями («порочный двор цирцей», «роскошные пиры, забавы, заблужденья»), от зависти «злодеям иль глупцам» в их «величии неправом», от необходимости считаться с мнением толпы невежд («роптанью не внимать толпы непросвещённой»), поэт учится «в истине блаженство находить», уважать законные права людей («свободною душой закон боготворить»), отвечать сочувствием страдающим («участьем отвечать застенчивой мольбе»). Окружающая поэта трудовая жизнь народа побуждает его к творческому общению с великими людьми прошлого и настоящего: политиками, философами, поэтами, писателями («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!»). Поэт стремится продолжить начатое ими дело («И ваши творческие думы в душевной зреют глубине») и разрешить те общ. проблемы, которые волнуют его и его современников.
Заключительная часть посвящена выражению тех многообразных чувств (ужаса, скорби, негодования, гнева, презрения), которые переживает поэт, наблюдая картины рабской жизни народа. Ужасная мысль омрачает душу «друга человечества» (т. е. свободолюбивого и просвещённого человека), когда он видит безобразие социальных отношений. Чувство негодования и презрения вызывает в нём «барство дикое», жестокое и безжалостное («не видя слёз, не внемля стона»), силой поработившее крестьянина, присвоившее себе «насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».
Печаль испытывает поэт, когда наблюдает картины невыносимого положения крепостных крестьян, которые должны всю жизнь трудиться на своего барина («здесь тягостный ярем до гроба все влекут», «рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца»). Особое негодование против барства дикого вызывает у «друга человечества» судьба молодого поколения. «Здесь девы юные цветут для прихоти развратного злодея»,— восклицает поэт. «Младые сыновья», «опора милая стареющих отцов» обречены «собою множить дворовые толпы измученных рабов».
Поэт горько сожалеет о том, что его дарования недостаточно, чтобы заставить людей уничтожить рабство («О, если б голос мой умел сердца тревожить!»).
Заканчивается стихотворение вопросом, содержащим одновременно и призыв к уничтожению рабства, и уверенность в том, что рано или поздно «над отечеством свободы просвещённой» взойдет «прекрасная заря».
Поэт полагает, что рабство может пасть по «манию» царя. Он разделял заблуждение некоторых участников декабристского движения на первом его этапе, когда они не освободились ещё от иллюзий и верили в возможность уничтожения крепостничества сверху, т. е. по воле царя.
Части стихотворения находятся в резком контрасте по теме и эмоциональной настроенности: Идиллическое изображение красоты природы и трудовой жизни народа в первой части и резко негодующее обличение безобразия общественных отношений — во второй; чувство восхищения и восторга поэта перед картинами трудовой деятельности человека и красотой мирной природы, с одной стороны, и ужас перед бесчеловечными картинами рабства, с другой,— вот на чём основывается этот контраст.
Такой приём построения художественного произведения называется антитезой. Он тесно связан с идейной направленностью «Деревни», состоящей в том, чтобы показать противоречия между «барством диким» и «рабством тощим» и призвать к уничтожению крепостничества.
В языке стихотворения встречаются славянизмы: «сей», «лоно», «рыбарь», «губительный позор невежества», «тягостный ярем» и др. Они придают всему произведению торжественный характер, соответствующий возвышенной идее «Деревни».
Стихотворения «Деревня» и «К Чаадаеву» близки друг к другу по идейно-политической направленности, протесту против рабства и угнетения, по выраженному в них стремлению к свободе. В стихотворении «К Чаадаеву» выражен протест против самодержавия, политического гнёта. Стихотворение «Деревня» направлено против крепостничества, т. е. всей системы экономического и правового порабощения народа, сопровождаемого, разумеется, и политическим гнётом.
Дополнительный материал:
Объяснение не только отдельных, малопонятных слов, но и смысла многих образов и выражений, имевших во времена Пушкина не то значение, которое мы им придаём теперь: «друг человечества» — в то время имело значение члена тайного общества. Титул (звание) «друга человечества» в эпоху буржуазной французской революции присуждало Национальное собрание выдающимся борцам со старым режимом. «Позор» — устаревшее слово, имело значение — зрелище, вид.
В частности, необходимо объяснить следующие слова и выражения: «льётся дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья»; «порочный двор цирцей»; «на праздность вольную, подругу размышленья»; «сей»; «парус рыбаря»; «нивы полосаты»; «мельницы крылаты»; «от суетных оков освобождённый»; «свободною душой закон боготворить»; «роптанью не внимать толпы непросвещённой»; «в величии неправом»; «оракулы веков, здесь вопрошаю вас!»; «к трудам рождает жар во мне»; «ваши творческие думы в душевной зреют глубине»; «друг человечества»; «невежества губительный позор»; «не внемля стона»; «присвоило себе насильственной лозой»; «склонясь на чуждый плуг», «покорствуя бичам»; «влачится по браздам неумолимого владельца»; «тягостный ярем до гроба все влеку т»; «почто в груди моей горит бесплодный жар и не дан мне в удел витийства грозный дар?»; «и рабство, падшее по манию царя».
Разбор «Деревни» необходимо провести в свете её основной идейной направленности — решительного разоблачения крепостничества и призыва к его уничтожению.
«Узник» (1822) — типичное романтическое стихотворение о свободе. Символом мечты лир. героя о свободе служит образ птицы («орел молодой»). Образная антитеза в стих-и: атмосфере «темницы сырой» противопоставлена воображаемая картина моря и гор, традиционно символизирующая волю и свободу.
«Птичка» (1823) мотив свободы связан с символикой народного обычая выпускать птицу на праздник Благовещения (интересно, что именно Благовещенская тема в других случаях является объектом кощунства, — «Гавриилиада», «В. Л. Давыдову») и с гуманистической темой «дарования свободы», как бы предвосхищающей последующие призывы Пушкина освободить декабристов.
Конец 1825 и начало 1826 г. проходит для Пушкина в тревоге. В это время он почти не пишет писем и мало получает их от друзей. До него доходят лишь смутные слухи о событиях в Петербурге, и эти слухи не могут его не беспокоить. О восстании на Сенатской площади он узнает от приехавшего из Петербурга повара Осиповых Арсения. Услышав рассказ Арсения, Пушкин страшно побледнел. А на другой день быстро собрался в дорогу: он задумал ехать в Петербург. Однако с дороги он вернулся — из-за дурных предзнаменований. Между тем тревожное состояние его все усиливается. Теперь он более чем когда-либо, чувствует себя в заточении. Он мучается положением петербургских друзей, многие из которых принадлежали к декабристам. Он не может быть уверен и в собственной безопасности. Он пишет в марте 1826 г. своему приятелю Плетневу: «Вопрос: невинен я или нет? но в обоих случаях давно бы надлежало мне быть в Петербурге... А ты хорош! пишешь мне: издавай «Онегина». Мне не до «Онегина». Для Пушкина это время не только мучительное, но и переломное. Он многое передумал в период до казни декабристов — еще более после получения известия о казни.
В начале сентября 1826 г. царь неожиданно вызывает опального поэта в Москву. В это время там проходили торжества коронации. Отъезд Пушкина в Москву не был радостным. Он ехал не один, сопровождаемый фельдъегерем, не ведая сам, то ли в качестве узника, то ли свободным человеком.
В Москве Пушкин имел с царем продолжительную беседу. На вопрос царя, что бы делал Пушкин, если бы в день восстания был в Петербурге, он ответил бесстрашно: «Был бы в рядах мятежников». Тем не менее беседа окончилась для Пушкина как будто бы благополучно. Ему разрешено было покинуть Михайловское. Царь обещал «освободить» Пушкина от цензуры и сам быть его цензором. Пушкин поверил царским обещаниям. «Выгода, конечно, необъятная,— писал он Н. М. Языкову.— Таким образом, «Годунова» тиснем». Однако пушкинская вера в доброжелательность царя оказалась иллюзорной. И его иллюзиям суждено было скоро развеяться.
После поражения декабристов и последовавшей за этим реакцией Пушкин не мог оставаться совсем таким же, каким был прежде. Трагический опыт не прошел для него даром. Он о многом передумал и многое понял по-новому. Как никогда прежде, он глубоко задумывается теперь над ролью народа в развитии общества и в развитии культуры.
«К морю» (1824)
Одно из самых замечательных романт. стихотворений Пушкина на тему свободы.
«Свободная стихия» вместо моря — это не просто возвышающий оборот, но и утверждение поэтом с самого начала, первыми же словами самого главного в идейно-содержательном смысле. Мысли Пушкина о море и само море неразделимы с его мыслями о свободе. Море свободное, и оно же стихия (т. е. нечто независимое, свободное от чьей-то воли). «Свободная стихия»— это и море, и как бы вдвойне свобода, свобода абсолютная.
С исходным образом свободы связано все дальнейшее развитие поэтической мысли в стихотворении. Поэт рисует море и называет его «моей души предел желанный»; он говорит о своей любви к морю («как я любил твои отзывы») и сравнивает его «грустный шум» с призывом друга — и все это заставляет нас думать не только о море, но и о свободе. Все, что говорится в стихотворении о море,— это и о свободе тоже, даже прежде всего о свободе.
С темой моря-свободы глубочайшим образом связаны в стихотворении и его герои. И прежде всего — Байрон. Байрон для Пушкина — певец свободы, и именно поэтому он вспоминает о нем в стихотворении, посвященном теме свободы. В стихах о Байроне слова «море» и «свобода» особенно заметно перекликаются между собой: Байрон — «оплаканный свободой», и он же «певец моря». В постоянной перекличке этих слов и обнаруживается их глубокая связь.
Стихотворение «К морю» завершило южный, романтический период в творчестве Пушкина. Оно явилось для него своеобразным «прощанием» не только с морем, но и с романтизмом. Это было прощание с тем, что в поэзии Пушкина уже изжило себя и неизбежно должно было уйти в прошлое, но что осталось в памяти поэта очень дорогим воспоминанием.
«Послание в Сибирь» (1827)
Написанное Пушкиным после разгрома восстания и расправы с его участниками, стих-е стало свидетельством того, что гениальный поэт остался верен идеям декабристов. Поэт выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 году.
Пушкин хотел передать его с Марией Волконской (бывшей М. Раевской), но не успел и передал с Александрой Муравьевой, женой декабриста Никиты Муравьёва, отправлявшейся в Сибирь к мужу.
Тема гражданская, тема верности идеалам юности.
Жанр — гражданское и дружеское послание. Послание — любимый пушкинский жанр.
В стихотворении чувствуется не только стремление Пушкина утешить своих друзей, но и восхищение ими. Для Пушкина их думы — «высокие», их терпенье — «гордое», их труд — «скорбный», а их меч, символ их достоинства и мужества, дожидается их возвращения из неволи.
В «Послании» поэт призывает своих друзей «храните гордое терпенье», т. е. терпеливо перено-сить заключение, не склоняться перед насилием самодержавной власти. Он называет «труд» (революц. дело) декабристов «скорбным», подчёркивая тем самым его тяжесть, намекая на те страдания и лишения (скорби), которые приходится выносить осуждённым за народное дело.
Называя «стремление дум» (рев. замыслы) декабристов «высоким», Пушкин тем самым подчёркивает огромное общ.-полит. значение их выступления, самоотверженность и бескорыстие дворянских революционеров.
Надежда названа поэтом «верной сестрой несчастья», так как она утешает человека в несчастье. Вера в неизбежное торжество правого дела должна была укреплять бодрость узников и их надежду на скорое освобождение.
Выражение «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы» нужно понимать таким образом: любящие вас люди и друзья не оставят вас без поддержки, несмотря ни на какие препятствия.
В стихах «Оковы тяжкие падут» поэт выражает свою уверенность в скором освобождении узников, намекает на возможность нового восстания.
Поэт говорит о неизбежности освобождения декабристов и торжества их дела словами, понятными в полной мере лишь самим осуждённым. В условиях жесточайшего террора Николая I открытое сочувствие революционерам и предсказание новой революции являлись государственным преступлением. Отсюда известная осторожность поэта в выборе слов и выражений.
В стихотворении отразились светлые черты гениальной личности поэта: его верность своим юношеским убеждениям, сочувствие друзьям, пострадавшим за общенародное дело, стремление облегчить их участь, гражданское мужество, вера в торжество правды и справедливости.
В начале 1828 г. привет поэта дошёл до заключённых. Ответом на него явилось стих-е «Струн вещих пламенные звуки» одного из выдающихся декабристов — поэта Александра Ивановича Одоевского, приговорённого к 15 годам каторжных работ. В стихотворении ссыльный поэт отразил мужество и неукротимость революц. чувства заключённых: «к мечам рванулись наши руки, но лишь оковы обрели». Послание гениального поэта ободрило заключённых («цепями, своей судьбой гордимся мы и за затворами тюрьмы в душе смеёмся над царями»), способствовало сохранению уверенности в правоте своего дела и неизбежности его торжества («Наш скорбный труд не пропадёт; из искры возгорится пламя...»). Заключённый поэт, отвечая Пушкину, выразил свою глубокую уверенность в конечной победе революц. дела декабристов:
Наш скорбный труд не пропадёт,
Из искры возгорится пламя...
Мечи скуём мы из цепей
И вновь зажжём огонь свободы,
И с нею грянем на царей,—
И радостно вздохнут народы.
Герцен, принадлежавший к поколению дворянских революционеров первой половины XIX в., так отзывался о декабристах: «Это какие-то богатыри, кованые из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рождённых в среде палачества и раболепия».
Стихи Пушкина будили самые лучшие чувства русского человека: его любовь к свободе и родине, веру в торжество революции, ненависть к душителям народа, любовь к мужественным борцам за дело народа, восхищение перед их подвигами.
Средства поэтической выразительности
Стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов: оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы.
Олицетворение абстрактных понятий (традиция французских просветителей):
Надежда... разбудит бодрость и веселье Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы. Свобода вас примет радостно у входа...
Эпитеты: гордое терпенье, скорбный труд, затворы мрачные, свободный глас.
Высокий моральный уровень декабристов и общественное значение их революционного дела подчёркнуты поэтом и в выборе эпитетов: храните гордое терпенье, не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье. Тяжесть их настоящего положения подчёркивается наряду с другими художественными средствами, также и подбором оценочных эпитетов: мрачное подземелье, мрачные затворы, каторжные норы, тяжкие оковы. Будущее декабристов рисуется поэтом в светлых чертах: придёт желанная пора, свобода примет радостно у входа.
Сравнение: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас»
Особенности стиха: Аллитерация на «Р», придающая звучанию стих-я строгость и мужественность:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
«Арион» (1827). Стихотворение было напечатано анонимно в июле 1830 г. в «Литературной газете», чем объясняется острота идейно-политического смысла произведения. Поэт выразил в нём в иносказательной форме своё отношение к декабристскому движению и его деятелям.
Пушкин воспользовался как аллегорией для передачи своего отношения к делу декабристов древнегреческой легендой о знаменитом певце Арионе, который плыл в открытом море на корабле. Во время бури дельфин, очарованный пением Ариона, спас певца и доставил его на берег.
В стихотворении «Арион» поэт в аллегорической форме рассказал о своей роли в движении декабристов, о трагической участи их руководителей, о своём случайном спасении и заявил о своей верности декабристам и их идеалам.
В коллективном образе плывших на челне людей поэт рисует руководящую группу декабристов, смело и самоотверженно выступивших против самодержавно-крепостнического строя. Поэт подчёркивает целеустремлённость, единство и силу революционного коллектива. Во главе его стояли умные и твёрдые люди, ясно представлявшие себе цель движения и уверенные в её достижимости («на руль склонясь, наш кормщик умный в молчаньи правил грузный челн»). Все участники движения способствовали достижению общей цели; каждый из них выполнял в меру своих сил свои обязанности («иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёслы»). Эпитеты «дружно упирали» и «мощны вёслы» характеризуют единство и силу декабристов.
О своей роли в этом движении поэт говорит, как о роли поэта-пропагандиста («а я — беспечной веры полн, пловцам я пел...»).
В образе бури (шумного вихря) и её последствий поэт рисует трагическую гибель руководителей восстания декабристов («погиб и кормщик и пловец!»). Но случайно сохранивший свою жизнь «таинственный певец» остался верен своим товарищам. Он верен революционным идеям декабризма.
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
«Анчар» (1828). Философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения).
Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части. Первые пять строф дают описание анчара. Первая и вторая строки— приказ владыки, далее описание судьбы раба, последняя строфа говорит о царе.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей,
И корни ядом напоила.
Звучание стиха резко меняется при переходе ко второй композиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Дважды повторяется слово «человек», но с совершенно различным вкладываемым в него смыслом. Здесь — центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны здесь все средства звуковой выразительности. Повторение слов является и повторением во всех словах звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»), такого подчеркнутого звукового повтора нет ни в одной другой строке стихотворения.
Пушкин рисует страшную картину смерти и гибели, которые окружают ядовитое дерево: «На почве мертвой, раскаленной», «могучий яд», «прах отравленный клубится», «пустыня смерти», «тигр ярый бьется». Но картина эта важна ему не сама по себе. Значение ее в том, что к страшному дереву идет человек. Здесь содержится весь идейный смысл стихотворения:
Но человека человек
Послал в пустыню властным взглядом.
Всё дело в послушности раба, т.е. в предельном подчинении его чужой воле, «властному взгляду».
Третья часть — это история раба. Стихотворение построено на контрастах, прежде всего в композиц. отношении. Дерево смерти — и идущий к нему человек; раб — и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой:
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
Четвёртая часть. Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый и еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его, хотя бы и подневольный, подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними
...гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Если анчар губителен для тех, кто идет к нему, то владыка рассылает эту гибель. Гуманист. пафос стихотворения здесь достигает особенной силы.
Композиция основана на резких, непримиримых контрастах, это определяет лексику стих-я.
Анчар «стоит — один во всей вселенной». Эпитеты и определения подчинены той же цели передачи драматичности и напряженности ситуации: «грозный часовой», «жаждущие степи», «день гнева», «вихорь черный», «лист дремучий».
Контрастна сама организация повествования, так как повествователь, с одной стороны, говорит о предельно трагической ситуации: владыка посылает на смерть раба, чтобы ценой его гибели нести смерть другим людям, и в то же время сам повествователь не дает этому оценки, он только рассказывает о той трагедии, которая произошла около анчара. Его отношение к ней прорывается только в упоминании о бедном рабе, в негодующем сопоставлении: «человека человек», да еще в подчеркнуто простом и скорбном рассказе о том, как умирал бедный раб.
Таким образом, и композиция стихотворения, и его лексика, и входящие в него повествовательные элементы (анчар, владыка, раб) — все это единая и целостная формы раскрытия состояния характера лирического героя, его конкретизирующая, превращающая его в индивидуальное переживание, в конкретную картину духовной человеческой жизни, созданную средствами речи. Большую роль в этой конкретизации играет ритмическая и звуковая организация стиха.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
«Вновь я посетил» (1835)
Стихотворение написано поэтом во время непродолжительного пребывания его в селе Михайловском в сентябре и октябре 1835 г. Произведение появилось в печати уже после гибели поэта.
А. С. Пушкин в эти годы — уже прославленный поэт, автор лучших произведений русской литературы, прочно утвердивший реалист. направление в ней. Несмотря на тяжёлые материальные и нравственные условия жизни, поэт сохраняет бодрость духа, мужественный оптимизм, веру в творческие силы народа, благожелательное отношение к молодому поколению, веру в вечно молодую жизнь, любовь к ней. Приезд поэта в 1835 г. в село Михайловское пробудил в нём ряд воспоминаний, связанных с жизнью его в этом селе в обществе близкого ему человека — няни Арины Родионовны. Уголок земли, который посетил поэт (село Михайловское), связан со ссылкой поэта. Здесь он провёл «изгнанником» «два года незаметный».
Поэт говорит об общем законе жизни — изменении всего существующего. Всё в этом уголке изменилось. Переменился и сам поэт, «покорный общему закону», но здесь «минувшее» его «объемлет живо», и он предаётся воспоминаниям о прошлом и сопоставляет его с настоящим.
С особенно тёплым чувством, любовью и почти сыновней нежностью вспоминает поэт о своей няне, жившей когда-то с ним в «отдельном» домике. В художественных определениях («бедная няня», «кропотливый дозор её», «тяжёлые шаги её»), в кратких и выразительных сказуемых («уже старушки нет», «не слышу я шагов её...»), в словах с уменьшительными и ласкательными суффиксами («домик», «старушка»), выражаются и искренняя любовь поэта к своей няне, и чувство скорби от сознания утраты любимого человека.
Одно из замечательных по красоте мест села Михайловского — это лесистый холм, с которого открывается вид на озеро, на широкие поля за ним и деревни. Поэт подчёркивает красоту озера:
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко.
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница...
Очень экономно, в немногих реалистических деталях автор отмечает бедность и непривлекательность крепостной деревни: рыбак тянет «убогий невод», «по брегам отлогим рассеяны деревни — там за ними скривилась мельница, насилу крыльями ворочая при ветре...».
Особенное внимание поэта привлекли три сосны, стоящие у дороги, изрытой дождями и поднимающейся в гору. Когда-то, почти десять лет назад, они стояли — две близко друг к другу, а одна поодаль. «Знакомым шумом шорох их вершин» когда-то приветствовал проезжавшего верхом мимо них опального поэта.
А ныне около двух сосен «младая роща разрослась». Вокруг же их одинокого товарища по-прежнему всё пусто, голо. Две сосны и образовавшаяся около них молодая рощица напоминают поэту дружную и весёлую семью, рощицу он называет зелёной семьёй (метафора), о кустах говорит, что они теснятся под сенью деревьев, как дети (сравнение).
Поэт с радостью приветствует молодое, незнакомое ему поколение («племя»). Ему делается на мгновение грустно, что он не увидит «могучего позднего возраста» нового поколения.
Но поэт утешает себя мыслью о том, что внук его будет свидетелем «могучего позднего возраста» зелёной семьи и, «полный весёлых и приятных мыслей», вспомнит о своём предшественнике.
В этом приветствии выражена вера поэта в силу и высокое призвание молодого поколения, идущего на смену старому. Он признаёт неизбежность и благость этой смены, призывает старшее поколение с любовью и вниманием относиться к «младому племени».
А «младое племя» должно хранить и обогащать культурное наследие предшествующих поколений.
12