СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 билет грозааааа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 билет грозааааа»

2 билет

Конспект урока по стихотворению Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

УМК «Школа России»

3 класс

Цель: создание условий для формирования представлений у младших школьников о стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Личностные: формировать познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные: уметь выразительно читать стихотворение, уметь работать над содержанием стихотворения.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать цель урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Речевая разминка.

Подготовим наш речевой аппарат к чтению

Гроза гремит,

Гремит гроза,

Гроза гремит пока грозна.

Прочитайте медленно, с ускорением, быстро.

Самоопределение

-Какие чувства вызывает гроза на этой картине?

-Гроза вызывает страх, испуг. Дети спешат укрыться от нее.

-Всегда ли гроза вызывает страх и желание укрыться от нее?

-Сегодня мы познакомимся с лирическим произведением, в котором тоже описывается гроза. Написал его Ф.И.Тютчев.

Подготовительная работа

Фёдор Иванович Тютчев - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит, как о живых.

Родился он в Орловской губернии. Мальчик занимался образованием дома, а родители учили его русскому и французскому языкам, а также музыке.

Свои первые стихи Фёдор Иванович Тютчев начал писать ещё в подростковом возрасте, но, к сожалению, не был замечен ни критикой, ни читателями.

Когда Тютчеву было 33 года его тетрадь стихотворений попала в руки А. С. Пушкина, который прочитал её с удивлением и восхищением и опубликовал в своём журнале «Современник». Спустя некоторое время о поэте восторженно отозвались такие писатели, как Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и А. А. Фет.

К Тютчеву пришла настоящая известность, и в 51 год вышел отдельный сборник его стихотворений.

Ф. И. Тютчев является автором более 400 прекрасных стихов. Фёдор Иванович писал стихи и для детей. В основном эти стихи были о природе нашей Родины. В своих произведениях поэт часто обращался к теме природы, времён года. Многие его стихотворения легко воспринимаются и запоминаются читателями.

- Слышали ли вы, как гремит гром?

- Какие чувства вы испытывали, когда слышали, что где-то неподалеку начинается гром?

- А вот Ф. И. Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

Первичное восприятие

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать над стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

Прослушайте стихотворение

Проверка первичного восприятия:

-О чём это стихотворение?

-Какие эмоции вы испытали?

- Какая картина возникает перед вами после прослушивания?



Словарная работа

-Какие непонятные слова вам встретились в тексте? (- Перлы, гам, шум нагорный, вторит)

Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).

Гам – шум голосов и криков.

Шум нагорный - гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

- Может кто-нибудь знает значение этих слов?

Второе чтение и анализ

Найдите строки, которые указывают на отношение автора к грозе.

- Стихотворение начинается с объяснения в любви: «Люблю грозу в начале мая…»

- Как думаете, а самого автора пугает эта гроза? С какими чувствами он ее описывает? (Чувство радости, восторга перед стихией. Рождается чудо)

Так какое же чудо происходит в 1 четверостишье? (Гром)



- Правильно. Гром – это явление природы и по-настоящему играть, и резвиться не может. Кто может это делать? (Дети.)

- Но в стихотворении гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

-А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения.

- Давайте посмотрим на презентацию и узнаем, что же такое олицетворение.

Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

- Давайте придумаем свои примеры олицетворения. Кто может назвать?

- Молодцы! Гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое? (Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть.)

- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

Какие слова об этом говорят?

- А что значит молодые раскаты? (первые)

(слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)

- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)

Физминутка

Беленькое облако (Округленные руки перед собой, пальцы в замок.)

Поднялось над крышей. (Не расцепляя рук, поднять их над головой.)

Устремилось облако (Выпрямить руки.)

Выше, выше, выше. (Потянуться руками вверх.)

Ветер это облако (Плавные покачивания руками над головой.)

Зацепил за кручу. (Сцепить руки кончиками пальцев над головой.)

Превратилось облако (Руками описать через стороны большой круг.)

В дождевую тучу. (Присесть.)

Прочитаем третью строфу.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесой и шум нагорным

Всё вторит весело громам.

– Что необычного вы заметили в 3 четверостишье? Каким словом можно заменить слово «поток»? (Ручеек)

- Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана. Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

- Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

- Как вы догадались?

- Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (Потоки)

- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?

- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

Синтез

- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. Какое слово здесь важно выделить? (грозу)

- Да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе.

Люблю грозу в начале мая, |

Когда весенний первый гром. ||

Как бы резвяся | и играя, |

Грохочет в небе голубом. ||

- Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» - важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»).

- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.


Гремят раскаты молодые, |

Вот дождик брызнул,| пыль летит. ||

Повисли перлы дождевые, |

И солнце нити золотит. ||

С горы бежит поток проворный, |

В лесу не молкнет птичий гам, |

И гам лесной, | и шум нагорный

Все вторит весело громам. ||

- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно?

Подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу. Что вы на нем узнали нового? (- В стихах обязательно происходит… чудо и есть тайна)

- С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? (-Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».)

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

.






Скачать

© 2024 25 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!