СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "2-е склонение имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "2-е склонение имён существительных"»

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4

Учитель: Власова Марина Леонидовна

Тема урока: «Второе склонение имён существительных»

Тип: Освоение нового материала


Цель: Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;

содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.


Планируемые предметные результаты:

познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения; формировать умение распознавать имена существи­тельные 2-го склонения.


Метапредметные УУД

Познавательные:

самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравне­ние, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логи­ческой цепи рассуждений; доказательство.


Коммуникативные: умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Регулятивные :постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.


Личностные результаты:

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, презентация, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения, толковый словарь, смайлики для самооценки.



Этап урока. Методы и приемы

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.
Словесный: диалог

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

-Какого человека называют грамотным? ( тот, кто правильно пишет, не делает ошибок).

- Что нужно делать, чтобы стать грамотным?( запоминать орфограммы. словарные слова и правила.)

Девиз урока: Грамоте учится – всегда пригодиться.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.


Приветствовать учителя и гостей,

проверять готовность к уроку,
садиться на места

Регулятивные (Р):

Нацеливание на успешную деятельность

Личностные (Л):

Положительное отношение к процессу знаний

Коммуникативные (К):

Формирование умения слушать и слышать

2.Минутка орфографии.












Аг гр ро он но ом агроном

  • Ребята, кто может назвать лексическое значение слова агроном?

  • Где мы можем узнать о лексическом значении слов? (В толковом словаре).

  • А сейчас запишем лексическое значение слова агроном.

Агроном - специалист в области земледелия и сельского хозяйства.

2. Орфографическая минутка

- Вставьте пропущенные буквы и запишите словосочетания в рабочую тетрадь.

Х?роший ?гр?ном, пш?ничный к?л?сок, ур?жай ?вса, сел?ское х?зяйств?.

(Ученик называет орфограммы и буквы, которые вставил, а все учащиеся класса проверяют свои записи).

Итог:-Выполняя это задание, что мы повторили. что закрепили, что вспомнили? (словарные слова).

В тетрадях прописано

- Аг гр ро он но ом агроном

Повторение словарных слов.

Коммуникативные:

 слушают и слышат одноклассников, высказывают собственное мнение, аргументируя его. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Выполнение задания по заданному эталону








2.Проверка домашнего задания.

Работа в парах.

Расскажите соседу:

- Какие существительные относятся к 1- му склонению?

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

- Как определить склонение существительного в любом другом падеже?


Р.: самоконтроль

П.: обобщение

К.: полное и точное выражение своих мыслей

3. Актуализация знаний.

Индивидуальная работа

1. У п р а ж н е н и е  в распознавании имен существительных 1-го склонения.

– Выпишите существительные 1-го склонения. Выделите окончания.

На доске: Тепло, лампа, стол, нога, дядя, дедушка, карта, дверь, ветка, мороз, гора, варежка, облако, коробка, книга, труд, характер, песня.

(По окончании работы учащиеся сверяют свои работы с словами, написанными на доске.)

Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания, затруднения и индивидуальной деятельности.

Регулятивные:

умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу; умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы.


4.Открытие нового знания.

создание проблемной ситуации


-Какие существительные мы не записали? (стол, дверь, мороз, облако, труд, характер).

-Выпишите слова, определите род и окончание у этих существительных.

- Можем мы определить склонение у этих существительных? (нет, мы не знаем к какому склонению относятся существительные м.р. и.ср.р. с окончаниями –о.-е.


Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Р.: саморегуляция, контроль, коррекция

П.: построение логической цепи рассуждений

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5. Постановка учебной задачи.

Диалог

-Назовите тему урока.( 2-е склонение имён существительных.)

-Проверьте свои предположения.

Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.

- Сформулируйте задачи урока.

(Узнать, какие признаки име­ют имена существительные 2-го склонения, научиться их рас­познавать.)


Учится самостоятельно формулировать цель урока; правильно выстраивает речевые высказывания в устной форме

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5. Работа по учебнику стр. 93

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений

Работа по учебнику

Упр. 162 (с. 93).

- Прочитайте пары слов.

- Чем похожи слова каждой пары?

- Чем они отличаются?

- Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)

- У каких существительных нулевое окончание?

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

- Какие существительные мы записали при выполнении уп­ражнения?

Упр. 163 (с. 93).

- Рассмотрите образец.

- Назовите грамматические признаки первого слова в паре

- Докажите, что это существительное относится ко 2-му скло­нению.

- Что вы можете сказать о втором слове?

- Назовите грамматические признаки этого имени существи­тельного.

- Докажите, что это существительное относится ко 2-му скло­нению. (Комментированное письмо.)

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

- Разберите по составу слово горох.

- Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов?

Выполнение упражнений. Применение полученных знаний. Организует работу по правильному определению существительных данного склонения.

Р.: учебно-познавательный интерес

П.: структурирование знаний

К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

6. Физминутка.

Практический, выполнение упражнений

Выполнение гимнастки для глаз.

Выполнение упражнений

Л: снятие утомляемости, поддержание эмоционального настроя

6 Работа в группах.

Диалог,

письменное выполнение

-Не забываем правила работы в группах и выбрать ответственного.

Задание: — Выпишите имена существительные:

Группа 1 — 1-го скло­нения, группа 2 — 2-го склонения, группа3- слова, которые не относятся ни к 1-му,ни ко 2-му склонению.

Слова на карточке:

Капуста, речь, яблоко, помидор, рожь, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, радость, молоток, лопата, мебель, топор, воскресенье, машина, вагон, вещь, автобус, трамвай, рысь, корабль, капитан, неделя, ворона, соловей, дятел, ко­рова, медаль, собака, человек, календарь.

-Проверка (Ответственный от каждой группы зачитывает слова).

- Пропедевтика:- Предположите, слова 3 группы будут относиться к какому склонению? ( к 3-му склонению). О нём мы будем говорить на следующем уроке.


Строят рассуждения.

Проверяют работу.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

проверка знаний и умений.


Коммуникативные участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро­ят речевые высказывания.

Личностные:

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок.

8. Закрепление изученного

Практический , самостоятельная работа

1. Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94). — Прочитайте стихотворение.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи?

— Какие ещё слова выделены в стихотворении?

— Найдите в толковом словаре значение этих слов.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Самопроверка, самооценка)

2. Работа по карточке.

- Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род.

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Он продаст кефир старушке

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке

И ватрушку толстяку.


Р.: учебно-познавательный интерес, контроль, коррекция

П.: структурирование знаний

К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

9. Рефлексия

Предлагает ученикам подвести итог урока по табличке рефлексии

Я знаю…..

Я вспомнил….

Я запомнил….

Я смогу….


Высказывают свои мысли с опорой на таблицу

Личностные:

- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

11. Подведение итога урока

- Какую цель ставили в начале урока?

-Что нового вы узнали сегодня на уроке

- Какие умения и навыки приобрели?

- С пользой ли прошел урок?

-Что показалось трудным?

Было ли скучно?

Покажи смайлик-настроение.


Регулятивные УУД:

Соотносить цели и результаты своей деятельности; определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать


10. Инструктаж домашнего задания

Домашнее задание ( на выбор учащихся)

1 уровень

Выписать из текста имена существительные 1-го и 2-го склонения , выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над

полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись

тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела

помощь. Все стали заваливать рожь землей.


2 уровень

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к

станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился

на парашют…, в огромном здани… .

Ученики читают задание и объясняют выполнение, записывают в дневник.

Личностные:

- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.


Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!