содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Этап урока. Методы и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Словесный: диалог | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараюсь всё понять - Буду грамотно писать. -Какого человека называют грамотным? ( тот, кто правильно пишет, не делает ошибок). - Что нужно делать, чтобы стать грамотным?( запоминать орфограммы. словарные слова и правила.) Девиз урока: Грамоте учится – всегда пригодиться. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Приветствовать учителя и гостей, проверять готовность к уроку, садиться на места | Регулятивные (Р): Нацеливание на успешную деятельность Личностные (Л): Положительное отношение к процессу знаний Коммуникативные (К): Формирование умения слушать и слышать |
2.Минутка орфографии. | Аг гр ро он но ом агроном Ребята, кто может назвать лексическое значение слова агроном? Где мы можем узнать о лексическом значении слов? (В толковом словаре). А сейчас запишем лексическое значение слова агроном. Агроном - специалист в области земледелия и сельского хозяйства. 2. Орфографическая минутка - Вставьте пропущенные буквы и запишите словосочетания в рабочую тетрадь. Х?роший ?гр?ном, пш?ничный к?л?сок, ур?жай ?вса, сел?ское х?зяйств?. (Ученик называет орфограммы и буквы, которые вставил, а все учащиеся класса проверяют свои записи). Итог:-Выполняя это задание, что мы повторили. что закрепили, что вспомнили? (словарные слова). | В тетрадях прописано - Аг гр ро он но ом агроном Повторение словарных слов. | Коммуникативные: слушают и слышат одноклассников, высказывают собственное мнение, аргументируя его. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнение задания по заданному эталону |
2.Проверка домашнего задания. Работа в парах. | Расскажите соседу: - Какие существительные относятся к 1- му склонению? - Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа? - Как определить склонение существительного в любом другом падеже? | | Р.: самоконтроль П.: обобщение К.: полное и точное выражение своих мыслей |
3. Актуализация знаний. Индивидуальная работа | 1. У п р а ж н е н и е в распознавании имен существительных 1-го склонения. – Выпишите существительные 1-го склонения. Выделите окончания. На доске: Тепло, лампа, стол, нога, дядя, дедушка, карта, дверь, ветка, мороз, гора, варежка, облако, коробка, книга, труд, характер, песня. (По окончании работы учащиеся сверяют свои работы с словами, написанными на доске.) | Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания, затруднения и индивидуальной деятельности. | Регулятивные: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу; умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. |
4.Открытие нового знания. создание проблемной ситуации | -Какие существительные мы не записали? (стол, дверь, мороз, облако, труд, характер). -Выпишите слова, определите род и окончание у этих существительных. - Можем мы определить склонение у этих существительных? (нет, мы не знаем к какому склонению относятся существительные м.р. и.ср.р. с окончаниями –о.-е. | Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Р.: саморегуляция, контроль, коррекция П.: построение логической цепи рассуждений К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5. Постановка учебной задачи. Диалог | -Назовите тему урока.( 2-е склонение имён существительных.) -Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника. - Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.) | Учится самостоятельно формулировать цель урока; правильно выстраивает речевые высказывания в устной форме | К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5. Работа по учебнику стр. 93 Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений | Работа по учебнику Упр. 162 (с. 93). - Прочитайте пары слов. - Чем похожи слова каждой пары? - Чем они отличаются? - Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.) - У каких существительных нулевое окончание? - Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». - Какие существительные мы записали при выполнении упражнения? Упр. 163 (с. 93). - Рассмотрите образец. - Назовите грамматические признаки первого слова в паре - Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. - Что вы можете сказать о втором слове? - Назовите грамматические признаки этого имени существительного. - Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Комментированное письмо.) - Что вы можете сказать об этих словах? - Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. - Разберите по составу слово горох. - Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов? | Выполнение упражнений. Применение полученных знаний. Организует работу по правильному определению существительных данного склонения. | Р.: учебно-познавательный интерес П.: структурирование знаний К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
6. Физминутка. Практический, выполнение упражнений | Выполнение гимнастки для глаз. | Выполнение упражнений | Л: снятие утомляемости, поддержание эмоционального настроя |
6 Работа в группах. Диалог, письменное выполнение | -Не забываем правила работы в группах и выбрать ответственного. Задание: — Выпишите имена существительные: Группа 1 — 1-го склонения, группа 2 — 2-го склонения, группа3- слова, которые не относятся ни к 1-му,ни ко 2-му склонению. Слова на карточке: Капуста, речь, яблоко, помидор, рожь, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, радость, молоток, лопата, мебель, топор, воскресенье, машина, вагон, вещь, автобус, трамвай, рысь, корабль, капитан, неделя, ворона, соловей, дятел, корова, медаль, собака, человек, календарь. -Проверка (Ответственный от каждой группы зачитывает слова). - Пропедевтика:- Предположите, слова 3 группы будут относиться к какому склонению? ( к 3-му склонению). О нём мы будем говорить на следующем уроке. | Строят рассуждения. Проверяют работу. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; проверка знаний и умений. Коммуникативные участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок. |
8. Закрепление изученного Практический , самостоятельная работа | 1. Работа по учебнику Упр. 164 (с. 94). — Прочитайте стихотворение. — Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? — Какие ещё слова выделены в стихотворении? — Найдите в толковом словаре значение этих слов. — Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка, самооценка) 2. Работа по карточке. - Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род. В магазине, на базаре И в буфете, наконец, Всюду, где бы ни бывали, Вас встречает продавец. Он продаст кефир старушке И свисток озорнику, Ленту яркую девчушке И ватрушку толстяку. | | Р.: учебно-познавательный интерес, контроль, коррекция П.: структурирование знаний К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
9. Рефлексия | Предлагает ученикам подвести итог урока по табличке рефлексии Я знаю….. Я вспомнил…. Я запомнил…. Я смогу…. | Высказывают свои мысли с опорой на таблицу | Личностные: - формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. |
11. Подведение итога урока | - Какую цель ставили в начале урока? -Что нового вы узнали сегодня на уроке - Какие умения и навыки приобрели? - С пользой ли прошел урок? -Что показалось трудным? Было ли скучно? Покажи смайлик-настроение. | | Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности; определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать |
10. Инструктаж домашнего задания | Домашнее задание ( на выбор учащихся) 1 уровень Выписать из текста имена существительные 1-го и 2-го склонения , выделить окончание. В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей. 2 уровень Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание. Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.) Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… . | Ученики читают задание и объясняют выполнение, записывают в дневник. | Личностные: - формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. |