СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2. Итоговая работа «Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачетная работа на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников».

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«2. Итоговая работа «Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»»

                                                                                                                       









Итоговая работа

«Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»



на тему

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников».





















































                  


 

ВВЕДЕНИЕ.

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе  развития общества обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений

современного образования.

Не случайно методологической основой перехода образования на новый федеральный  государственный образовательный  стандарт является Концепция духовно-нравственного образования,  которой говорится  о необхо-

димости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.
«Концепция  духовно-нравственного воспитания российских школьников» включает «обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся».

       Многие социальные проблемы современности, такие как падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, необъяснимая и неуправляемая агрессия, являются следствиями одной причины - непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неумения устанавливать своё взаимодействие со средой обитания, друг с другом.   Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. 
       Жизнь настоятельно требует появления силы, влияющей на эти процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Приоритетным направлением на пути становления духовно-нравственного мира ребёнка являются уроки литературного чтения. Они могут оказывать огромное влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими духовно-нравственных ценностей.  Восхождение к культуре осуществляется в процессе общения с художественными произведениями. Целью обучения чтению в начальной  школе является не только умение учеников складывать из букв слова и быстро их прочитывать, но и умение осмысливать  читаемое, оценивать полученную информацию и реагировать на неё. Уроки литературного чтения в начальных классах являются наиболее значимыми для приобщения ребёнка к общечеловеческим духовным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт. Задача учителя — указать верный путь своим ученикам в понимании того, что хотел донести до читателя автор. И это самое трудное, так как чтение — это творческий процесс, требующий сосредоточенности, внимания, правильного понимания художественной задачи того или иного произведения.
    Целью данной работы является определение возможности народных сказок в формировании нравственных качеств младших школьников.
   Задачи: 
1.Выявить  особенности нравственных качеств  личности младшего школьника.
2. Определить особенности организации работы со сказкой в начальной школе.
3. Разработать  серию  занятий  по  формированию   нравственных  качеств 

младших школьников с использованием народных сказок.


 1. Определение понятия  «духовно-нравственные  качества»

       Для того чтобы определить, что такое «духовно-нравственные качества», необходимо проанализировать понятия: «Духовность» и  «Нравственность» 
 В истории философии содержание духовности определяется как «человеческое в человеке», «то, что отличает человека, что присуще только ему». Духовность означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека.   
        Духовный мир  ценностно-смысловое поле душевного бытия человека, направленное на Абсолютные ценности – Истину, Добро, Красоту. Духовный мир человека формировался в ходе его эволюционного развития, соответствуя на каждом этапе исторического процесса уровню духовной культуры человеческого сообщества. 

      В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала – познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность.
    В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура человека, регулирующая его поведение, деятельность и взаимоотношения с другими людьми, важнейшими психологическими характеристиками которой являются: ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.
    Термин  «нравственность» берет начало от слова  нравы. Нравы – это те же эталоны  и нормы, которыми руководствуются  люди в своём поведении, в своих  повседневных поступках.

  А что же говорить о детях? Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить «умению чувствовать человека». О нравственности человека  можно  говорить только   

тогда,  когда  он  нравственно  ведёт  себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля  выступают  его  собственные  взгля-

ды  и  убеждения.  Выработка  таких  взглядов  и  убеждений  и  соответствующих  им  привычек  поведения  и  составляют  сущность  нравственного  воспитания. 
Нравственная  направленность  личности  раскрывается  не  в  отдельных  поступ-ках,  а  в  её  общей  деятельности,  которая  оценивается,  прежде  всего,  через  способность  личности  активно  проявлять  жизненную  позицию.  Нравственная  ценность  личности  заключается  в  её  готовности  утверждать  этические  идеалы  общества  в  избранной  области  деятельности. 
     В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России приведена система базовых национальных ценностей. Критерием  систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё  сознание, жизнь, систему общественных отношений.
         Традиционными источниками нравственности являются:
   • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
   • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
   • гражданственность — долг перед  Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
   • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

   • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
   • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

   • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
   • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
   • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
   • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

   • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. 
Младший школьный возраст можно назвать периодом интеллектуальной активности. Данный возраст - это тот этап развития личности, который по преимуществу является этапом накопления знаний и приобретения опыта, в том числе и нравственных знаний, нравственного опыта. Дети  младшего школьного возраста покинули замкнутый мир семьи. Они ходят в школу, имеют друзей и врагов, о которых родители не знают. Они сами принимают решения и общаются с детьми. Они соблюдают правила и обычаи большого мира: школы, соседей по дому, улицы, летнего лагеря. Они познают, что закон – не только установленные родителями правила, но и школьный распорядок, правила дорожного движения, правила, принятые другими детьми. Все, что дети раньше принимали, как должное, теперь постоянно подвергается испытанию и сравнениям. По мере того как растёт знакомство с законами и правилами, возрастает искушение нарушить их – что-то украсть, выругаться, позавидовать.  Ребёнок по-новому начинает относиться к ровесникам. Многие дети с трудом налаживают дружеские  взаимоотношения. Они не хотят работать и играть в одиночестве, но вместе трудится, ещё не научились. Склочность, столь заметная у детей этого возраста, свидетельствует о зарождении коллективного духа – дети пытаются установить новые отношения между собой, обкатывая острые углы. Учитель пользуется огромным авторитетом, отчасти занимая место родителей.
   Учитель олицетворяет для них все то новое, важное серьёзное, что вошло в  их жизнь с поступлением в школу. Каждое слово педагога, его требование – закон для детей. Если дети не выполняют этих требований, то, как  правило, потому, что ещё не умеют управлять своим поведением. Младшим школьникам свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для  них является авторитетом, и  в  первую очередь учителю. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо к тем, кто получает от него похвалу и поощрения.    Цель, к которой 
стремится ребёнок  на этом этапе, – приспособиться к  миру и людям, к порядкам и законам  природы и социальной жизни.

   У младших школьников нет такого негативного  отношения к нормам морали, которое проявляют младшие подростки. У них не возникают сомнения в необходимости и безусловности нравственных правил, они хорошо их запоминают и хотят их выполнять. Младшие школьники сами моралисты. Они бескомпромиссны в нравственных требованиям к другим. Особенности нравственного формирования детей  младшего школьного возраста связаны  с развитием степени осознанности, обобщённости их представлений  о 

нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональ

ных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая степень этого уровня - пассивное овладение теми или иными понятиями. Учащиеся ещё активно не пользуются нравственными понятиями для обозначения конкретного факта, но этот же факт могут обозначать нужным словом, выбрав его из нескольких, например, обозначив поступок, как справедливый, выбрав нужное понятие из данных близких ему понятий: хороший, правильный, смелый, справедливый. Затем дети учатся раскрывать понятие через указание на характерный поступок: «Она хорошая подруга, дала мне альбом, а потом - ещё карандаш». На более высокой ступени развития обобщённые поступки выражаются в соответствующем понятии: «Ученик правильно всегда рассудит, когда спор, он справедлив».

   Одним из направлений развития в этом возрасте становится установление разнообразных  социальных связей. Созревая к началу младшего школьного возраста, внутренняя жизнь позволяет ребёнку осознать свою «непрозрачность» для других. Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. Младший школьный возраст это не только годы учения, порядка, подражания старшим и усвоения социальных навыков, но и годы пробы сил, лукавства и храбрости, героических увлечений различными сказочными и историческими образами.

   Таким образом, младший школьный возраст  является сенситивным к усвоению норм нравственности.  

2. Особенности организации работы со сказкой в начальных классах.
          Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.  Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. 
       Воспитательная функция сказки – один из её жанровых признаков.  
Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного.  
Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует. 
     Сейчас психологами разгадан сам механизм влияния сказки на внутренний мир ребёнка, при котором происходит перенос качеств, поступков и всей ситуации на себя. Слушая, ребёнок активно трудится - выбирает, оценивает, радуется, плачет, при этом значителен и сам выбор любимой сказки.
       Народная сказка способствует выполнению ряда функций моральной компетентности: умение выбирать соответствующую информацию для построения своего варианта действия; использование знаний, извлечённых из успехов и неудач героя сказки; возможность видения и выбора возможных альтернатив; осознание необходимости взаимодействия с окружающим миром. 
    Народная  сказка помогает педагогу получать возможность не только снять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребёнку обрести уверенность. Методистами давно признано огромное значение жанра сказки для всестороннего воспитания и образования младшего школьника; но, в современных условиях морального кризиса молодёжи наиболее актуальным является то, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так.

Процесс духовно - нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами народной сказки будет наиболее продуктивным если:

-будут разработаны методы и приёмы использования сказки в процессе реализации, которой ясно проявляется и понимается противоречивость характера социальной реальности и последствия её влияния на духовно-нравственную сферу ребёнка;

- выявлен и использован в урочной деятельности ценностный потенциал базового духовно-нравственного образования;

- будет создана поддержка интереса детей к народным сказкам через творческие задания и т. д;

- создана в процессе работы со сказками атмосфера доброжелательности и ситуации успеха для каждого ребёнка.

В педагогической  литературе  описывается множество методов и приёмов духовно-нравственного  развития детей средствами народной сказки. Очевидно,  что они не  одинаково направлены  на  формирование  мотивов нравственного поведения.  Методов и особенно  различных  версий  методов 

накоплено так  много,  что  разобраться  в  них,  выбрать  адекватные  целям  и  реальным  обстоятельствам  помогает  лишь  их  упорядочение,  классификация.  Но  явления  воспитания  очень  сложны  и  противоречивы,  а  потому  единое  логическое  основание  для  классификации  многочисленных  способов  педагогического  воздействия  найти  трудно.

   Так,  например,  по  результатам  методы  воздействия  можно  разделить  на два  класса:

1.Влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи.

 2.Влияния, создающие  привычки,  определяющие  тот  или  иной тип  поведения. Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной Г.  И.,  в которой выделяют  такие группы  методов:

  • методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю учащихся в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убежде ний (методы  формирования  сознания  личности);

  • методы  организации учебной деятельности  и формирования  опыта общественного поведения;

  • методы  стимулирования  поведения  и  деятельности.

Первый  этап  правильно  организованного воспитания  –  знание  (понимание)  воспитанником  тех  норм  и  правил  поведения,  которые должны  быть  сформированы  в процессе  воспитания. Мотивы  условно делятся на  смыслообразующие  и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной  задачей является  формирование  смыслообразующих  мотивов.  Ведь, действительно,  трудно  воспитать,  выработать  какое- либо   качество,  не

 добившись, прежде  всего ясного  понимания значения  этого качества.  К влияниям,  которые создают нравственные  установки,  смыслообразующие 

мотивы,  отношения,  формируют   представления,   понятия,  идеи,  относятся

  методы,  получившие  общее  название  методов  формирования  сознания  личности.

Методы  этой  группы  очень  важны  и  для  успешного  прохождения  следующего важного этапа воспитательного  процесса на уроках литературного чтения – формирования чувств, эмоционального  переживания.  Если  ученики остаются  безразличны к педагогическому воздействию,  то,  как известно,  процесс развивается медленно  и редко достигает намеченной  цели.  Глубокие  чувства  рождаются  тогда,  когда  осознанная   школьниками  идея  облекается  в  яркие,  волнующие  образы. 
  Сказка как произведение имеет большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие, имеют сказки на ребят. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы. Устное народное творчество - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни.  И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой.

3.   Опыт формирования духовного мира младших школьников на уроках   литературного чтения  (на примере народных сказок)                                                       
      Перед нами ставится задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное доброжелательное отношение к людям. Усвоение слов, выражающих нравственные понятия, отношения, будет не только влиять на воспитание, но и на развитие речи. 
       Важной особенностью выбора произведений, включённых в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому.
       Наблюдения показывают, что младшие  школьники умеют устно передать содержание прочитанного, но затрудняются рассказать о своих собственных впечатлениях или нравственных переживаниях героев художественных произведений. Речь их бедна словами, называющими и оценивающими чувства, отношения, словами, обозначающими нравственные понятия. Опыт показывает, что на уроках чтения работе с такой лексикой уделяется мало внимания.
      Покажем, как можно организовать работу с тематической группой слов «человеческие отношения» на примерах — фрагментах разных уроков во 2 классе. Используем в работе «Школьный словарь синонимов русского языка» М.Р. Львова.


   Фрагменты уроков:


   Тема: «Красавица и чудовище». Французская сказка.
   1. Назовите качества сестёр. (Злые, бессердечные, хвастливые, завистливые, упрямые.)    Как вы понимаете значение этих слов?
   2. Перечислите, какими качествами обладала Красавица? (Добрая, трудолюбивая, хозяйственная, доброжелательная, верная.)
   К словам добрая, верная, доброжелательная, злая подберите синонимы. 
   3. Кто в сказке положительный герой, а кто — отрицательный?
   4. Чему нас учит эта сказка?


   Тема: русская народная сказка «Дочь-семилетка».
   1. Героиня этой сказки — дочь-семилетка.
   Что нас  удивляет в ней?

Выберите правильный ответ:

   а) желание  стать взрослым;
   б) отношение  к близким;
   в) желание  и умение трудиться.
   2. Какие  черты характера уже в детстве проявляются у дочки?
   3. Нравится  ли вам героиня? Чем?
   4. Каким человеком она станет в жизни? Чего никогда не сделает? (Не обидит отца; не пройдёт мимо беды; не забудет родных; не погубит растения; не предаст Родину.)
   5. Что  значит быть добрым?
   6. Работа  со словариками. Запись слов заботливый, сердечный.
   7. Дома к словам заботливый, сердечный подберите слова с противоположным значением и запишите в словарики.


   Тема: грузинская сказка «Голубой ковёр»
   1.Найдите  в сказке слова, где сказано,  за что царевич полюбил бедную  девушку.
   2. Какое  условие поставила девушка царевичу, когда он к ней сватался?
   3. Что  вы думаете о молодой царице?
   4. Как  относилась молодая царевна к  мужу?
   5. Прочитайте слова, написанные  на доске: жестокий, добрый, корыстолюбивый, грубый, неблагодарный, бескорыстный, вежливый, хитрый, себялюбивый. Какие из этих слов можно использовать для характеристики молодого царя? Как вы понимаете эти слова?


     Тема: эстонская сказка «Каждый своё получил»
   1. Найдите в тексте слова, которые относятся к тематической группе «человеческие отношения». Как вы понимаете их значение? (приветливая, добрая, доброжелательная, гостеприимный.)
   2. К этим словам  подберите синонимы и т.д.................

Сказка является неотъемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребёнка. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко

спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство

вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к

людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ

своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Святитель Тихон Задонский сказал: «Из всех наук самая главная – познание своей души». Сказка помогает моим детям познать себя.

















Список использованной литературы


1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2000.

3. Арзамасцева И.Н. Хрестоматия по детской литературе. - М.: Академия, 2000.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы. - М.: ООО "ЦГЛ", 2006.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999.

6. Воловникова Г.М. Педагогический словарь. - М.: АПН, 1961.

7. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 2003.

8. Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 1997.

9. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.

10. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.

11. Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.: Просвещение, 1985.

12. Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2001.

13. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы // Чтение. - М.: Дрофа, 2000.

14. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

15. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005.

16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

17. Овчинников А.В. Антология по истории педагогики в России. - М.: Академия, 2000.

18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Российская академия наук, 1999.

19. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

20. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2004.

21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000.

22. Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001.

23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.

24. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.

25. Тришина Е.С. Начальная школа №2 // Плюс до и после. - М.: Российская академия наук, 2004.

26. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Университетское образование, 2002.

27. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Просвещение, 1956.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!