1. актуализировать имеющиеся знания по теме нумерация;
2. познакомить с понятиями однозначные и двузначные числа;
3. учить читать и записывать двузначные числа;
4. учить определять место двузначного числа в ряде натуральных чисел.
1. развивать грамотную устную и письменную математическую речь, память;
2. развивать мыслительные операции: сравнение, анализ;
1. стимулировать интерес к изучению математики через интересные факты;
2. воспитывать уважительное отношение к учителю и одноклассникам через проговаривание правил поведения в парах.
Этапы урока | Образовательные задачи этапа урока | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации | Дидактические средства, интерактивные средства обучения | Формы контроля, взаимоконтроля | Результат обучения |
предметный | Метапредметный | личностный |
Мотивационный этап. | Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создать благоприятную эмоциональную обстановку. | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация. Приём «Сюжетная линия» | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Фронтально создает благоприятную атмосферу на уроке, концентрирует внимание, настраивает детей на активную познавательную деятельность, стимулирует активную деятельность через сюжетную линию. - Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. - Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Книга, карандаш, тетрадь? Ручка и линейка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдет ребята впрок, Если будем правильно Считать, писать и Активно отвечать! -Молодцы! Сегодня мне пришло неожиданное письмо от королевы страны Математики. Она сказала мне, чтобы я передала его вам. Прочитаем его? «Здравствуйте, дорогие дети! Я, королева страны Математика обращаюсь к вам за помощью. Злая Баба Яга украла и спрятала мою корону. А без короны какая я королева? Помогите мне, пожалуйста. До свидания!» - Как думаете, ребята, сможем помочь жителям Королевства Математики? - Тогда начинаем наше путешествие в страну Математики! | Приветствуют, проверяют готовность, принимают условия сюжетной линии, отвечают на вопросы. - да. - да. | Фронтальная. | Презентация. | Контроль со стороны учителя за готовностью обучающихся к уроку. | - | Р: умеет организовать рабочее место, принимает условия учебной деятельности, К: умеет сотрудничать в процессе взаимодействия с учителем. | Принимает статуса ученика. Осознает значимость своих знаний. |
Актуализация опорных знаний | Организовать актуализацию изученных понятий и способов действий достаточных для усвоения новых знаний. | Словесный метод: рассказ, беседа. Наглядный метод: демонстрация. Практический метод: задание. | Организует повторение ранее изученного материала. Вовлекает в сюжетную линию. Организует работу с интерактивной доской. - Смотрите! Пришло письмо от Бабы – Яги. «Ха-ха-ха. Это я украла и спрятала в свой сундук корону Королевы страны Математики. Сундук закрыла на замок и если хотите открыть его и получить корону вы должны выполнить все мои задания. За каждое выполненное задание вы получите ключ, один из них и будет ключом от сундука. Ну что согласны?» - Отлично, но для того, чтобы выполнить задания, давайте повторим все, что изучили. - Петя, что такое число? (Число — единица счёта, выражающая количество предметов. ) - Верно. Маша, что такое цифра? (Цифра — знак (символ), обозначающий значение числа.) - Молодцы, все верно. А вот и задание от Бабы-Яги. «Ха-ха, я перепутала все числа. Найди место каждому числу в натуральном ряду чисел.» 6, 14, 5, 8, 10, 8, 1, 12, 9, 15, 3, 11, 2, 4, 13, 5, 16, 7 - Итак, ребята, расположите цифры в правильной последовательности. Выходим по порядку с 1-ой парты и прописываем по одной цифре, пишем красиво и аккуратно. - Помним правила работы с интерактивной доской. - Не смотрите прямо на луч света из проектора. Делая пометки на проецируемом изображении, стойте спиной к классу. Прежде чем повернуться к классу лицом, отступите от интерактивной доски в сторону. - Не пишите на доске острыми и остроконечными предметами, например, шариковой ручкой. - Всё правильно! Вы молодцы! Мы выполнили задание и получили ключик! Но, увы, он не подходит к нашему сундуку. Отправляемся дальше. | Вспоминают, что такое число и цифра. Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание на интерактивной доске, вспоминают правила работы с интерактивной доской. | Фронтальная. | Презентация. Интерактивная доска. | Контроль со стороны учителя за применением базовых знаний обучающихся. | Знает определение цифры и числа, умеет определять правила места в ряде натуральных чисел | Р: умеет самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное. К: умеет самостоятельно или с помощью учителя выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеет использовать математические термины и понятия. Познавательные: умеет работать с информацией, представленной в разных формах. | Повышает мотивацию. |
Постановка проблемы | Создать проблемную ситуацию с целью выявления необходимости нового знания. | Словесный метод: беседа. Практический метод: упражнение. Наглядный метод: демонстрация. Прием «Исключение». | Создает проблемную ситуацию. Организует парную работу. - А вот и новое испытание. Скорее же выполним его в парах. Для этого вспомним правила работы в парах. Прочитайте правила со слайда по порядку с 1 парты. -Отлично, выполняем задание. «Найдите лишнее число. Подумайте, на какие две группы можно разделить данные числа. 15,18,20,3. 16,7,9,1. - Какое число лишнее в 1 ряду?(3) Почему? - Верно. Какое во 2? (16) Почему? - Исключите лишние числа. Перечислите числа 1 группы. (15,18,20) Теперь второй. (7,9,1) - Верно, а как назовем первую и вторую группу? (мы не знаем) - Какое же сложное задание дала нам Баба-Яга! Будем пытаться решить его? -Отлично. | Выполняют работу в парах, вспоминают правила работы в парах. | Парная. | Презентация. | Контроль со стороны учителя за выполнением практической работы. | - | Р: умеет формулировать проблему. К: умеет сотрудничать с учителем и одноклассниками | Повышает познавательную активность. Умеет выстраивать доброжелательные отношения между одноклассниками в процессе совместной деятельности; умеет принимать другую точку зрения. |
Целеполагание и планирование. | Организовать деятельность по определению темы, цели и построение плана достижения цели. | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация. | Подводит обучающихся к формулированию темы и цели урока. - Я знаю выход. Для этого прочитайте заглавные буквы. првОжвДчтивсНимыОзыжЗиычьчНлдвылАчвоыЧжзыдНдывоЫлдвылЕолл И овьДеытцыВдерлшеУлыпыЗбрвюуНлжАзжкЧпждуНжавмфЫзюжкЕ ЧИСЛА. - Итак, ребята, на какие 2 группы мы поделим числа? - Верно, так какая же тема нашего сегодняшнего урока? - Правильно! Чем же мы еще будем заниматься? Для этого найдите к началу строчки конец. 1. Я вспомню 2. Я узнаю… 3. Я научусь.. А) … что такое однозначное и двузначное число. Б) …читать и писать двузначные числа. В) … что такое число и цифра. - Молодцы. Мы получаем ключи к сундуку. Но нет, этот ключ не подходит. Баба-Яга готовит новые задания, но чтобы выполнить их, ознакомимся с темой. Ведь без знаний этой темы мы не спасем королеву Математики! | Выполняю задание, отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока, сопоставляют задачи. | Фронтальная. | Презентация. | Контроль со стороны учителя за правильностью формулирования темы. | - | Р: умеет определять тему на основе потребности выхода из затруднений. | Осознает значимость результатов своей работы. |
Открытие нового знания | Организовать деятельность по открытию нового понятия и получение опыта применения нового понятия. | Словесный метод: беседа, рассказ. Практический метод: упражнение. Наглядный метод: демонстрация. | Организует знакомство с понятиями однозначное и двузначное числа, рассказывает интересный факт - Итак, вернемся к нашим числам. «15,18,20.» «7,9,1.» . - Как вы уже сказали, эти числа называются однозначными и двузначными. - Как вы думаете, почему 1 ряд чисел является однозначными? - Верно, в записи однозначных чисел присутствует 1 знак, то есть одна цифра. - Почему 2 ряд чисел является двузначными? - Молодцы. В записи двузначных чисел присутствует 2 знака, то есть 2 цифры. - 7,9,1 – это однозначные числа. Давайте продолжим эти числа. Какие числа можно еще добавить? - Верно, 15,18,20 – это двузначные числа. Какие числа можно еще добавить? - Молодцы! Запомним, что число, которое состоит из 2 знаков, то есть цифр, называется двузначным. Наименьшее двузначное число – 10. Число, которое состоит из 1-го знака, то есть одной цифры, называется однозначным. Наименьшее однозначное число – 0, наибольшее – 9. - Назовем все однозначные числа. - Молодцы! Теперь двузначные от наименьшего двузначного числа до 20. - Всё верно. Откроем 9 страницу, выполним 1 задание. - Какие числа будут однозначными? Почему? Какие двузначными? Почему? - Правильно. - А знали ли вы, что в V веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Это был набор из 9 цифр от 1 до 9. Каждая цифра записывалась так, чтобы ей соответствовало количество углов. Например, в цифре 1 — один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место. - Ребята, сколько тогда углов будет в числе 9? - Верно, а 9 это однозначное число? - Правильно. Выполним 2 задание. - Какие числа пропущены в первом ряду? Перечислите. - Почему 41, а не 51? - Верно, какие числа пропущены во втором ряду? Перечислите. Число 94 между какими числами находится? - Посмотрите на слайд. Перед вами числа. Как мы будем их сравнивать? 36 32 - Какое число больше? А какое меньше? Посмотрите внимательно на десятки, если цифра десятков совпадает, то надо смотреть на единицы. Где единиц больше, то число и больше. Сколько десятков в 1 числе? Сколько во втором? Сколько единиц в 1? А во втором? Какое число больше? - Молодцы, мы познакомились с темой и пора спасать нашу корону из рук Бабы-Яги. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с учебником. | Фронтальная. | Презентация. Учебник. | Контроль со стороны учителя за выполнением упражнений, за правильностью ответов обучающихся. | Знает новые понятия - однозначное и двузначное число, умеет читать двузначные числа. | П: умеет использовать знаково-символические средства. К: умеет сотрудничать; умеет формулировать высказывания, умеет учувствовать в беседе. Р: умеет удерживать учебную задачу на протяжении урока. | Осознает целостность знания. |
Этап первичное закрепление | Организовать применение новых знаний при решении типовых задач. | Практический метод: упражнение. Наглядный метод: демонстрация. | Организует работу у доски, проверку. Посмотрим, какое же задание дала нам Баба-Яга. « Ха-ха, корона королевы Математики уже далеко. Выполните 3 задание в учебнике на странице 9. Проверим, как вы умеете сравнивать. Выполните и тогда я вам дам ключ.» - Ну что, ребята, выполняем 3 задание у доски. Начинаем со второго ряда по порядку. Объясняйте свои рассуждения. - Остальные ребята выполняют работу у себя в тетрадях. Если есть вопросы или затруднения поднимаем руку. - Класс, проверьте работы ребят у доски с эталона 16 19, 2456, 2 дм 12 см, 7 дм = 70 см. . Поднимите руку, если все согласны. Поднимите руку, если кто-то не согласен. - Отлично, мы все выполнили верно. Ого, смотрите! У нас появился ключ! Как думаете, у нас получится открыть сундук? - Конечно же, получится! Открываем сундук! Ура! Мы забрали корону из рук Бабы-Яги. Теперь наша королева Математики будет настоящей королевой! | Отдельные ребята работают у доски, другие за партой. Проверяют по эталону. | Индивидуальная. Фронтальная. | Учебник. Классная доска. Презентация. | Контроль со стороны учителя за выполнением задания. | Умение сравнивать двузначные числа. | Р: умеет сохранять учебную задачу; умеет переносить задачу в новое условие; умеет определять уровень овладения учебными знаниями. К: умеет управлять своим поведением, реакциями. П: умеет воспроизводить полученные знания. | Формирует устойчивую мотивацию к учению. |
Самостоятельная работа | Организовать самостоятельное определение уровня усвоения новых знаний через пробное учебное действие; применение нового знания в типовых заданиях. | Словесный метод: беседа. Практический метод: задания. Наглядный метод: демонстрация. | Организует самостоятельную работу. - А вот и пришло письмо от королевы. «Ребята, большое вам спасибо! Вы такие дружные, находчивые, смелые. Благодаря вашим знаниям вы вернули мне мою корону, и я стала настоящей королевой королевства Математики. Желаю вам добиться больших результатов в познании математики И я, как королева Математики, хочу проверить как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Выполните задание по вариантам. До свидания!». Для этого выполним задание самостоятельно, каждый у себя на листочке. 1 вариант. 1 задание. Раздели на группы, и подпиши названия этих групп. 25, 8, 56, 78, 9, 24, 5, 1, 83, 6. 2 задание. Сравни числа 34 18 27 37 4 97 12 21 2 вариант. 1 задание. Раздели на группы, и подпиши названия этих групп. 5, 78, 90, 3, 6, 45, 8, 1, 6, 36. 2 задание. Сравни числа 39 32 7 17 54 45 93 87 При выполнении самостоятельной работы следим за осанкой, сидим прямо. Закончив работы, покажите посадкой. - Заканчиваем. Проверим работу. Посмотрим ответы по документ-камере. - Поднимите руки те ребята, кто выполнил работу безошибочно. - Молодцы. В чем возникли трудности у других ребят? . - Какой вывод мы можем сделать по сегодняшнему уроку? - Хорошо. | Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу, проверяют работу, формулируют вывод. | Индивидуальная. | Раздаточный материал: задания. Презентация. Документ-камера. | Контроль со стороны учителя за ходом самостоятельной работы, за осанкой. Самоконтроль за осанкой. | Умеет находить двузначные и двузначные числа, знает их отличие, умеет сравнивать двузначные числа и однозначные числа. | П: умеет работать с различными источниками информации. Р: умеет сохранять учебную задачу; умеет самостоятельно организовывать деятельность; умеет формулировать вывод. | Повышает познавательную активность. |
Рефлексия | Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности. | Словесный метод; беседа, объяснение. Прием «Светофор». | Организует самооценку результатов своей деятельности обучающимися. - Итак, ребята. Урок подходит к концу. Вспомним, с какой темой мы познакомились? Что мы сегодня узнали нового. Чем отличаются однозначные числа от двузначных? Какую цель мы поставили себе на урок? Достигли ли мы этой цели? -Давайте немного поиграем и оценим свою деятельность на уроке. Поиграем мы в игру «Светофор». Красный цвет означает, что мне на уроке было всё непонятно, я сделал много ошибок и вообще урок был не интересным. Желтый означает, что у меня возникли трудности, но мне было интересно, просто надо повторить еще раз. Зелёный означает, что мне было на уроке легко и просто, я не допустил ни одной ошибки. - Раскрасьте круг тем цветом, который соответствует вам, и поднимите вверх. - Я вижу, что у всех зеленые круги. Всем понравился урок. - Маша, чем тебе понравился урок? Петя, а тебе? Ваня, а тебе? - Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо поработали. На этом урок заканчивается. До свидания! | Слушают учителя, отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности на уроке. | Фронтальная. | Раздаточный материал: круги | Контроль со стороны учителя за процессом самооценки. Самоконтроль в ходе самооценки. | - | Р: умеет сохранять учебную задачу; умеет сопоставлять результат учебной деятельности с учебными задачами; умеет осуществлять оценочную деятельность; умеет выстраивать монологические высказывания. | Осознает уровень усвоения знания. |