Тема: «Стихи Ф.И.Тютчева о весне «Весенние воды» и А.Н. Плещеева «Весна»
Цели:
- ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И. Тютчева и А.Н. Плещеева.
-научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений;
-развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление и внимание;
-воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты:
Предметные: -учащиеся научатся определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты;
-ставить вопросы к прочитанному; выделять главное и второстепенное.
Личностные:
-проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение;
-развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).
Регулятивные:
- определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте дети,
Встаньте ровно.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
А теперь садитесь.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в чудесный мир русской поэзии.
Отгадайте загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
О каком времени года мы будем говорить на уроке? (Весна)
Итак, пришла весна. В народе ее часто называют красавицей. Как вы думаете, почему?
(Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы)
Речевая разминка:
-Чтобы на уроке у нас все выразительно читали, мы с вами проведем речевую разминку:
а) Учись отчётливо произносить звуки.
ра – ра – ра –Кате спать пора;
ро – ро – ро – на полу стоит ведро;
ры – ры – ры – летают комары;
ор – ор – ор – подмели мы двор;
арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
б) Читай считалку ясно, чётко.
Тары – бары
Растабары!
У Варвары
Куры стары!
- Сегодня мы будем читать стихотворения замечательных поэтов 19века.
-Читайте слоги, написанные одинаковым шрифтом и вы узнаете фамилию, имя и отчество поэта.
ФЁ – ИВА – ДОР – ТЮТ – НО – ЧЕВ – ВИЧ
(Федор Иванович Тютчев) (портрет!)
Родился в семье помещика и получил домашнее образование.
С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения.
22 года прожил за границей, работал дипломатом.
Написал много стихотворений о русской природе.
- Читайте только буквы русского алфавита, и вы узнайте фамилию второго автора.
Пwtqwлеgщrееilв
(Алексей Николаевич Плещеев) (портрет!)
Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893) Поэт, переводчик, прозаик, драматург, критик. Жизнь и творчество А.Н.Плещеева Отец и мать принадлежали к старинному родовитому дворянству. Однако семья Плещеевых жила небогато.
Любимый поэт русской молодежи 1840-х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».
-Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Рифма, ритм, образные слова).
А кто может предположить, с какой целью читают стихи? (Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое.)
Каждый человек по своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймем, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
Как вы узнаете весну? (Дети говорят о приметах - пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, теплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы...)
-Откройте учебники на странице 109. Давайте прочитаем
и попробуем разгадать весенние загадки.
(ласточка, подснежник, почки, сосулька)
Работа по теме урока
На нашем весеннем уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева « Весенние воды».
-Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?
-Прослушайте и подумайте, какое настроение передает автор этим стихотворением. (Радостное. Яркое)
(Первичное чтение учителем стихотворения «Весенние воды»).
- Какова главная примета весны в этом стихотворении? (Весенние воды, ручьи)
-Какое у них настроение? (Радостное, бурное, веселое)
- Прочитайте первые 2 строчки стихотворения «Весенние воды». О каком периоде весны в них говорится? (ранняя весна)
-Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. Он пишет, что они
« гласят». Что это значит? ( Гласят, значит у них есть голос, т.е они разговаривают)
-А что говорят ручьи? Прочитайте.
« Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
- Ребята, а на самом деле ручьи говорят? (Они журчат, звенят, как будто говорят)
-Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)
-С какой интонацией будем читать стих-е? (Медленно и спокойно или радостно и активно)
(Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором)
(Повторное выразительное чтение стихотворения учащимися.)
-Ребята, давайте разберем слова, отмеченные синим цветом.
-Как вы думайте, что такое брег? (Брег - это тоже самое что и берег. Это старая, церковно-славянская форма данного слова. Еще Брег это река в Германии)
-А что значит слово гонцы? Тот, кто послан куда-л. со срочным поручением, известием. те, кто несет весть, новость.
- А сейчас прочитайте это стихотворение самостоятельно и подумайте, если бы вы были художником, какую картину вы бы могли нарисовать к этому стихотворению.
-Какие картины вы увидели, когда читали это стихотворение? Что бы вы могли нарисовать?
-Как вы думаете, о каком месяце идет речь? (Конец марта – начало апреля. Это время, когда тает снег.)
-Почему поэт назвал берег реки сонным? (Потому что он еще во власти зимней спячки.)
-В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.
-Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)
-Весну любили не только поэты, но и художники. Перед вами репродукции картин русских художников, посвященных весне:
И. Левитан "Март"
А. Саврасов "Грачи прилетели"
• Всмотритесь в краски весны. Это похоже на волшебный напиток. Один глоток – и вы понимаете, о чем кричат грачи, вы слышите звон капели, понимает, о чем шепчут лист деревьев.
-Какая из картин, на ваш взгляд, лучше всего иллюстрирует стихотворение Тютчева?
Физкультминутка
-Давайте встанем со своих мест и немножко отдохнем (включается видеоролик)
Продолжение работы по теме урока:
-Мы продолжаем говорить о весне, сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением Плещеева «Весна», откройте учебники на стр. 112.
-А во время прослушивания попробуйте догадаться о какой весне будет идти речь, о ранней или поздней? И почему?
(Первичное чтение учителем).
- О какой же весне шла речь в стихотворении? (о ранней).
- Почему? Докажите. (Тает снег, т.е. снег еще лежит, а во время поздней весны снега уже нет).
Словарно-лексическая работа.
- А теперь прочитайте стихотворение про себя. Молодцы! Встретились ли какие-то непонятные, незнакомые вам слова?
- Как вы понимайте слово Лазурь?
Лазурь – светло-синий цвет, синева. (это чисто голубое небо, без единого облака)
- Ребята, а как вы понимаете слово?
Миновала – прошла.
Повеяло – подуло.
Буря – очень сильный ветер на суше или на море.
Метель – это тоже сильный ветер, но только со снегом.
- Ребята, а для чего мы с вами поработали над этими словами? (Чтобы был понятен смысл стихотворения).
- С каким настроением мы будем читать это стихотворение? Почему? (Радостно и весело, потому что все тает, наступает приход весны, вся живая природа пробуждается).
- Давайте попробуем прочитать это стихотворение.
Несколько учеников выразительно читают.
- Молодцы!
-О чём это стихотворение? (Пробуждение природы весной).
-Как вы думаете, что хотел сказать нам - читателям поэт? (Природа красива в любое время года).
- Какие приметы весны мы можем слышать? (Пение птиц, звон ручейков)
-Подберите слова близкие по значению к слову «засвищут» (закричат, запоют).
-Как вы думаете, а можно услышать звуки весны в музыке? ( ответы детей) П.И.Чайковский свою пьесу о марте так и назвал-«Март»
( Учитель включает аудиозапись)
-Какие звуки весны вы сейчас услышали? (Журчит ручеек, звенит капель, поют птицы)
-Ребята, вы порадовали весну, открыли секрет, что звучание весны передается не только словами, но и красками, и музыкой. И всё это можно назвать волшебством.
-Ребята, что же вы узнали сегодня о весне? (У весны много разных примет, красок, звуков)
-И у каждого человека- у поэта, музыканта, художника, слушателя, зрителя- своя весна: и по приметам, и по краскам, и по звукам. И это большая удача в жизни, если вам удается встретить стихи, музыку или картину, очень близкую вашей весне. Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то появилось желание выучить новое стихотворение, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение.
-Кому удалось сегодня найти для себя новые весенние приметы, на которые он раньше не обращал внимания?
Подведение итогов
— С какими авторами, мы сегодня познакомились?
-С какими произведениями, мы познакомились?
-Какое из прочитанных стихотворений вам запомнилось? Почему?
– Что помогло создать нам весеннее настроение? (картины, музыка, стихи, волшебство)
Рефлексия
- Ребята, с каким настроением вы заканчиваете данный урок?