Тема: «Наша дружная семья»
Цели:
-сформировать понятия: семья, семейные традиции, дружная семья, культура общения;
-учить оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми.
Планируемые результаты:
Предметные:
- отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия;
-уметь различать родственные взаимосвязи;
-определять роль в жизни человека культуры семейного общения.
Личностные:
-осознавать важность взаимопомощи между членами семьи, необходимость внимательного и заботливого отношения к близким, ценность семейных традиций;
- формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, ценностного отношения к своему здоровью.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
-ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
-добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
-умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Коммуникативные:
-уметь слушать учителя, своих товарищей, обсуждать результаты деятельности на уроке.
- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение оказывать взаимопомощь.
Ход урока
Организационный момент:
-Добрый день, ребята, сегодня окружающий мир проведу у вас я.
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
На прошлом уроке вы закончили изучение большого раздела «Здоровье и безопасность». Знаем, как сохранить и обезопасить свою жизнь. Будем пользоваться изученными правилами в повседневной жизни.
-Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, знакомимся с новыми знаниями
-На сегодняшнем уроке, Вы будете работать одной командой, помогать друг другу. Все приобретённые вами знания я думаю, пригодятся нам в дальнейшем.
-Я расскажу вам одну удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.
А начать наш урок я хочу с одной истории, послушайте меня внимательно.
«Жил – был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдет и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВЕДИМКОЙ». Мама вошла в комнату, посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
- Мама, вот он я! – закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша, - Хочу, чтобы мама меня видела. Чтобы меня видели ребята, я хочу играть с ними, гулять, общаться. Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком.»
- Ребята, что загадал Миша?
- Сбылось ли его пожелание?
-Какое чувство испытал Миша в начале истории?
-Почему в начале сказки Миша был доволен, что он стал невидимкой?
- Понравилось быть Мише невидимкой?
- А почему?
-Какой вывод мы можем с вами сделать из этого рассказа?
Вывод: Действительно, плохо человеку, когда никто с ним не играет, не говорит, не может поделиться своими радостями и горестями. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.
-А начнём изучение новой темы урока с разгадывания ребуса. (на доске 7Я)
-Да, мы начинаем изучать большой раздел «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми.
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Об общении, о семье).
-Давайте проверим правы ли мы. Стр.42. Прочитаем тему урока и задачи, которые перед нами ставит наш друг муравей.
- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдет речь на уроке.
Работа по теме урока:
-Как вы думайте, что такое семья? (Семья- самое близкое окружение человека)
(Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе)
-Как вы понимаете слово общение? (Взаимодействие людей друг с другом, это понимание другого человека. Это очень важная часть нашей жизни.)
-С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)
- Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?
- Кто знает, почему именно 7? Из кого состоит семья?
-Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.
- В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. – Старинная семья.
- Ребята, а вы знаете, что и в вашем классе у некоторых ребят большие семьи. Например, У Абдурахмана в семье 7 человек, у многих по 5 человек.
- А давайте сейчас определим, кто же это такие близкие родственники и как они приходятся друг другу.
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет? …(мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым? …(папа)
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты – самый хороший и преданный … (брат)
Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.
Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили ………. (сестру)
Кто носки внучатам вяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша ….. (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет Нестареющий наш …… (дед)
- В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово?
Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.
Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Среднее поколение – родители.
Младшее поколение – дети.
Работа по учебнику:
Сколько поколений в семье наших друзей Сережи и Нади изображено на рисунке? стр.42 (2 поколения- родители и дети)
-Как проводят свободное время в семье Серёжи и Нади?
-Как вы думаете, что такое культура общения?
(Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)
- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была счастливая и дружная)
- Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)
– В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
А теперь посмотрите на с. 43. Как члены семьи заботятся друг о друге?
-Скажите бывает такое в ваших семьях?
- А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях.
Физкультминутка
-- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.
Продолжение работы по теме урока:
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
4. Вместе занимаются домашним хозяйством.
5. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
6. Вместе распределяют деньги на покупки.
7. Если у одного из членов семьи неприятности, то другие радуются.
8. Если в семье кто-то болен, остальные члены семьи о нём заботятся, переживают, лечат.
Вывод:
- Какую семью мы можем назвать дружной?
Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время.
- Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой.
Откройте учебник на с. 44. Как называется статья? Прочитайте первый абзац. Дайте определение, что такое традиции?
Традиция – то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи. Например: каждый год в один и тот же день вся семья собирается у главы семейства или каждую субботу вся семья собирается за ужином, вместе ужинают, затем пьют чай, ведут беседу, планируют, играют.
-Какие традиции есть в ваших семьях?
Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения.
Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
-Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка …
Прочтите слова, записанные на доске. Что вы можете сказать?
«родные», «родственники», «родня», родители, родословная.
Все они имеют корень «род».
Да, «родословная» - это история семьи в нескольких поколениях.
Откройте, учебники на ст.46. Как изобразили свою родословную Сережа и Надя.
- Сколько поколений на нём показано?
- Чем мы отличаемся друг от друга? (
А может вам поможет загадка. При рождении тебе дано, а люди им пользуются. (имя)
- Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)
- Как различают таких людей? ( По фамилиям.)
Итак, имя вам дали родители.
Отчество – от отца.
А фамилия – ?... от всей семьи. Во многих языках слово фамилия – это семья)
Фамилия передаётся от одного поколения к другому.
К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.
-Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами.)
-Представим такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Как различить этих людей? Действительно, кроме имени и фамилии есть еще отчество. Когда вы повзрослеете, и к вам будут обращаться по имени-отчеству.
Подведение итогов урока:
-Что же такое семья?
- Какую семью мы называем дружной, счастливой?
Рефлексия
– Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось?
Домашнее задание:
Узнайте свою родословную и изобразите ее в виде дерева. Наклейте на его веточках фотографии родных разных поколений, подпишите их имена, отчества и фамилии.
(Постарайтесь побольше узнать о своих родных, расспросите старших, посмотрите вместе с ними семейный альбом)