СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Окружающий мир "Наша дружная семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс.План- конспект урока "Наша дружная семья" Н.Ф. Виноградова ч.2

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Окружающий мир "Наша дружная семья"»

Тема: «Наша дружная семья»


Цели:

-сформировать понятия: семья, семейные традиции, дружная семья, культура общения;

-учить оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми.


Планируемые результаты:

Предметные:  

- отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия;

-уметь различать родственные взаимосвязи;

-определять роль в жизни человека культуры семейного общения.


Личностные:

-осознавать важность взаимопомощи между членами семьи, необходимость внимательного и заботливого отношения к близким, ценность семейных традиций;

- формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, ценностного отношения к своему здоровью.


Формируемые УУД:

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

-ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

-добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

-умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Коммуникативные:

-уметь слушать учителя, своих товарищей, обсуждать результаты деятельности на уроке.

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение  оказывать взаимопомощь.


Ход урока


  1. Организационный момент:


-Добрый день, ребята, сегодня окружающий мир проведу у вас я.


Прозвенел звонок для нас,

Всех ребят позвал он в класс.

Чтобы дети не ленились,

С удовольствием трудились,

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.



  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

На прошлом уроке вы закончили изучение большого раздела «Здоровье и безопасность». Знаем, как сохранить и обезопасить свою жизнь. Будем пользоваться изученными правилами в повседневной жизни.

-Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, знакомимся с новыми знаниями

-На сегодняшнем уроке, Вы будете работать одной командой, помогать друг другу. Все приобретённые вами знания я думаю, пригодятся нам в дальнейшем.

-Я расскажу вам  одну удивительную историю, которая произошла с одним маль­чиком.

А начать наш урок я хочу с одной истории, послушайте меня внимательно.

«Жил – был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдет и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВЕДИМКОЙ». Мама вошла в комнату, посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

- Мама, вот он я! – закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.

- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша, - Хочу, чтобы мама меня видела. Чтобы меня видели ребята, я хочу играть с ними, гулять, общаться. Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком.»


- Ребята, что загадал Миша?

- Сбылось ли его пожелание?

-Какое чувство испытал Миша в начале истории?

-Почему в начале  сказки Миша был  доволен, что он стал невидимкой? 

- Понравилось быть Мише невидимкой?

- А почему?

-Какой вывод мы можем с вами сделать из этого рассказа?


Вывод: Действительно, плохо человеку, когда никто с ним не играет, не говорит, не может поделиться своими радостями и горестями. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.


-А начнём изучение новой темы урока с разгадывания ребуса. (на доске 7Я)

-Да, мы начинаем изучать большой раздел «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми.

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Об общении, о семье).

-Давайте проверим правы ли мы. Стр.42. Прочитаем тему урока и задачи, которые перед нами ставит наш друг муравей.

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдет речь на уроке.



  1. Работа по теме урока:

-Как вы думайте, что такое семья? (Семья- самое близкое окружение человека)

(Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе)

-Как вы понимаете слово общение? (Взаимодействие людей друг с другом, это понимание другого человека. Это очень важная часть нашей жизни.)

-С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)

- Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?

- Кто знает, почему именно 7? Из кого состоит семья?

-Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.

- В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. – Старинная семья.

- Ребята, а вы знаете, что и в вашем классе у некоторых ребят большие семьи. Например, У Абдурахмана в семье 7 человек, у многих по 5 человек.

- А давайте сейчас определим, кто же это такие близкие родственники и как они приходятся друг другу.

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет? …(мама)



Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым? …(папа)



Спасибо за то, что ты добр и умён,

Отзывчив, надёжен, красив и силён!

Готов ты помочь и понять меня рад,

Ты – самый хороший и преданный … (брат)



Со мною всегда она рядом,

Как может смягчает беду.

Спасибо вам, папа и мама,

Что мне подарили  ………. (сестру)

                     

Кто носки внучатам вяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша ….. (бабушка)



Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии много лет                                                                                                    Нестареющий наш …… (дед)

                     

- В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово?

Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.

Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Среднее поколение – родители.

Младшее поколение – дети.

Работа по учебнику:

Сколько поколений в семье наших друзей Сережи и Нади изображено на рисунке? стр.42 (2 поколения- родители и дети)

 -Как проводят свободное время в семье Серёжи и Нади?

-Как вы думаете, что такое культура общения

(Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была счастливая и дружная)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)


– В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.


А теперь посмотрите на с. 43. Как члены семьи заботятся друг о друге?

-Скажите бывает такое в ваших семьях?

- А как еще помогают  друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях.


Физкультминутка

-- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.


  1. Продолжение работы по теме урока:


- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:



1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

4. Вместе занимаются домашним хозяйством.

5. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

6. Вместе распределяют деньги на покупки.

7. Если у одного из членов семьи неприятности, то другие радуются.

8. Если в семье кто-то болен, остальные члены семьи о нём заботятся, переживают, лечат.



Вывод:

- Какую семью мы можем назвать дружной?

Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время.

- Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой.

Откройте учебник на с. 44. Как называется статья? Прочитайте первый абзац. Дайте определение, что такое традиции?

Традиция – то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи. Например: каждый год в один и тот же день вся семья собирается у главы семейства или каждую субботу вся семья собирается за ужином, вместе ужинают, затем пьют чай, ведут беседу, планируют, играют.

-Какие традиции есть в ваших семьях?

Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения.

Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
-Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка …

Прочтите слова, записанные на доске. Что вы можете сказать?

«родные», «родственники», «родня», родители, родословная.



Все они имеют корень «род».

Да, «родословная» - это история семьи в нескольких поколениях.

Откройте, учебники на ст.46. Как изобразили свою родословную Сережа и Надя.

- Сколько поколений на нём показано?



- Чем мы отличаемся друг от друга? (
А может вам поможет загадка.   При рождении тебе дано, а люди им пользуются. (имя)

- Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)

- Как различают таких людей? ( По фамилиям.)

Итак, имя вам дали родители.

Отчество – от отца.

А фамилия – ?...   от всей семьи. Во многих языках слово фамилия – это семья)

Фамилия передаётся от одного поколения к другому.

К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.



-Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами.) 


-Представим такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Как различить этих людей? Действительно, кроме имени и фамилии есть еще отчество. Когда вы повзрослеете, и к вам будут обращаться по имени-отчеству.


  1. Подведение итогов урока:



-Что же такое семья?

- Какую семью мы называем дружной, счастливой?



Рефлексия

– Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось?

Домашнее задание:

Узнайте свою родословную и изобразите ее в виде дерева. Наклейте на его веточках фотографии родных разных поколений, подпишите их имена, отчества и фамилии.

(Постарайтесь побольше узнать о своих родных, расспросите старших, посмотрите вместе с ними семейный альбом)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!