У р о к 7. ЗЕМЛЯ. МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ
Цели: уяснить знания о названии, форме нашей планеты; учить находить на глобусе ось, экватор, Северный и Южный полюсы.
Оборудование: глобус, фотографии с изображением Земли из космоса.
Ход урок
I. Организационный момент.
Сколько ни езди, ни ходи, Ни начала, ни конца,
Тебе конца тут не найти. (Земля.) Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она – большущий шар. (Земля.)
– Что вы знаете о Земле?
– Чем вам нравится наша планета?
– Хотелось бы вам изменить нашу планету?
– Что обозначает слово «земля», когда оно написано с большой буквы (Земля)? А с маленькой (земля)?
II. Формирование новых знаний.
– Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце.)
– Что вы знаете о Солнце? (Большой огненный шар.)
– Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? (Солнце освещает и согревает Землю, чтоб на ней росли растения.)
– Что произойдет, если Солнце перестанет светить? (Будет темно и холодно.)
– Каким вы видите Солнце? (Маленьким кружком.)
– Земля от Солнца очень далеко, около 150 млн км. Свет Солнца преодолевает это расстояние за 8 минут, он летит со скоростью 300 000 км в секунду.
– Посмотрите, какой видят нашу Землю космонавты из космоса. (Иллюстрации представлены на доске, фотография – в учебнике на с. 19.)
– Какие цвета вы видите на нашей планете? (Голубой, белый, синий, коричневый.)
– Что обозначает каждый цвет? (Голубой и синий – моря, океаны, озера; коричневый – суша; белый – облака.)
– Чего на Земле больше: суши или воды? (Воды.)
– А почему на снимке из космоса наша планета голубая? (Вода занимает больше половины земного шара.)
– Как нам увидеть Землю поближе? Что нам поможет?
Шар не велик, Лениться не велит, Если знаешь предмет, То покажет весь свет. (Глобус.) На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны, (Глобус.)
– Глобус – это модель земного шара.
– Что такое модель? Прочитайте в Словаре учебника на с. 126.
– Что означает слово «глобус»? (В переводе с латинского означает шар.)
– Какие бывают глобусы?
Глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.
Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.
Глобус стран мира.
Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.
– Когда мы смотрим на него, то превращаемся в космонавтов, которые смотрят на нашу планету из космоса. Что сразу бросается в глаза? (Глобус немного наклонен.)
– Почему глобус наклонили? (В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.)
– Что это за стержень торчит на Северном полюсе? (Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.)
– Можно потрогать или увидеть земную ось? (На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
В огороде заинька, В огороде маленький, Он капусту грызет, Он морковку берет, Скок, скок – Побежал в лесок. Прыжки на месте. Прыжки на корточках. Наклон, имитация подъема большого кочана капусты и его поедание. Дергает морковь, наклоны. Прыжки на месте. Прыжки по кругу.
– Посмотрите на жирную линию. Это экватор. Он делит нашу планету на Северный и Южный полюсы. Кто мне покажет, где находится наша страна? В каком полушарии мы живем?
– Какой формы Земля? (Форма Земли шарообразная.)
– И вы правы. Это в глубокой древности Землю считали плоским диском, который держится на трех слонах или на трех китах. Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, которые своими глазами увидели из космоса нашу красавицу-Землю.
Тысячелетия люди потратили, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке перед неопровержимыми фактами Землю, наконец, признали круглой, и школьники всех стран стали изучать свою планету по глобусу.
III. Закрепление изученного.
– Что такое модель? Есть ли у вас дома модели?
Р а б о т а в т е т р а д и (с. 5–6 задания № 7–8).
– Назовите предметы, которые здесь нарисованы. Есть ли здесь модели? Соедините линиями предметы и соответствующие им модели.
– Назовите предметы, где ось вращения настоящая, а где воображаемая. Нарисуйте воображаемую ось красным карандашом, а настоящую синим.
– А сейчас еще раз внимательно рассмотрим модель земного шара – глобус, вы ответите на в о п р о с ы:
Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли.)
Как называется линия, которая делит Землю на два полушария? (Экватор.)
Какие полушария вы знаете? (Северное и Южное.)
Земля вращается вокруг своей оси. Как называются две точки (где воображаемая ось пересекает земную поверхность), которые остаются на месте? (Северный полюс и Южный полюс.)
Каким цветом на глобусе изображена суша? (Коричневым, желтым, зеленым.)
Каким цветом на глобусе изображена вода? (Синим, голубым.)
В каком полушарии находится наша страна? (Северном.)
Р а б о т а п а р а м и.
Первый ученик показывает на глобусе следующее: Северный полюс, Северное полушарие, Россию, ось вращения. Второй ученик: Южный полюс, Южное полушарие, экватор, ось вращения.
IV. Итог урока.
– Назовите или прочитайте в Словарике, что вы узнали о планете Земля, о Солнце, глобусе.
– Какое значение для жизни на Земле имеет Солнце?
– Как человек изучает Землю?
– Возьмите альбомные листы. Нарисуйте планету Земля, какой бы вы ее хотели увидеть из космоса через 100 лет.