СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку. «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку. «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.»

Просмотр содержимого документа
«2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку. «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.»»

Тема: «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.» (ПНШ)

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»;формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;

правописание буквосочетаний ЧН, ЧК.

Тип урока: урок – исследование.

Планируемые результаты:

Предметные:

- отрабатывать навык образования слов, называющих признаки;

- отрабатывать правописание ЧК, ЧН

- подбирать однокоренные слова

Личностные:

-формирование интереса к учебному предмету

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности

Регулятивные:

- формирование умения оценивать результат своих действий, вносить

соответствующие коррективы

Познавательные:

-формирование умения анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков

Коммуникативные:

Умение слушать и ступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Основные понятия: чередование звуков

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы: учебник, Обратный словарь, ТПО


Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие:

Хочется начать урок с добрых пожеланий друг другу (слайд 1, 2).

Соприкасаемся пальчиками с соседом по парте и говорим:

- Желаю

-Успеха

- Большого

- Во всем

- И везде

- Здравствуй.

«Здравствуйте», - ты скажешь человеку.

«Здравствуй», - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет целый век.

Учитель: Давайте откроем тетрадки и посмотрим на домашнее задание.

Что было задано домой? (Выписать из обратного словаря слова-названия признаков и разобрать по составу.) Дети зачитывают слова и называют суффиксы.

А теперь минутка чистописания (Слайд 3) Выбрать любые три слова-признака на –ный, которые вы ещё не записали, из обратного словаря, и образовать от них однокоренные слова – предметы. Дети называют слова из словаря. Будьте внимательны, т.к не от всех слов это возможно сделать.

Записывать будем в столбик одно под другим:

облачный огуречный воздушный

облако огурец воздух

Выделим корни, окончания основы и суффиксы в словах, обозначающих предметы. Первый столбик пишет учитель. Дальше у доски работают два ученика со вторым и третьим столбиком.

Какие орфограммы заметили в словах?

Поставьте стрелочки показывающие их образование.

Кто может предположить, какова тема нашего урока, и чем на нём мы будем заниматься? Слайд 4

Постановка задач урока :

-Какие задачи перед собой поставим?

Дети:

1.Научиться образовывать родственные слова-признаки и слова-названия предметов.

2. Узнать с помощью каких суффиксов они образованны.

Актуализация опорных знаний.

-Что нам уже известно из темы урока?

(Знаем что такое суффикс, что сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака)

Прошу помнить об этом постоянно, т.к. весь урок нам будут встречаться именно такие слова.

-Что такое суффикс?

Учитель: А что же нового мы узнаем сегодня на уроке?

Дети: С помощью чего образуются слова-признаки, слова-предметы.

Итак, будем учиться образовывать слова-названия признаков и слова названия – предметов с помощью суффиксов и исследуем какие же это суффиксы, а результат исследования запишем в табличку.

3.Изучение нового материала.

………..-Кто самый наблюдательный?

С помощью чего образуются слова-признаки?

Ваше предположение ?

Дети : Слова, называющие признаки образуются с помощью суффикса «н», «к» Давайте запишем их в таблицу. ( На доске учителя таблица). Но сначала повторим правило, на какие вопросы отвечают слова названия признаков. Дети отвечают.


Суффиксы слов-признаков (прилагательных)


Суффиксы слов-признаков предметов(существительных)

-н-, -к-,




А теперь давайте с помощью учебника узнаем, с помощью чего образовались слова названия предметов.

Упр.34 Работа с обратным словарём. У доски работают три человека.

задачка речка аптечка

задача река аптека

Выделяем корни, окончания основу и суффикс. Показываем стрелочкой образование слов. С помощью какого суффикса образовались новые слова?

Суффиксы слов-признаков (прилагательных)


Суффиксы слов-предметов (существительных)

-н-, -к-,


-ч,


Давайте запишем его в нашу таблицу. Какой оттенок придаёт суффикс «Ч» новым словам?

Как вы думаете ребята, мы достигли нашей цели? (Слайд 5)

Могут ли все слова признаки и предметы иметь только такие суффиксы? На уроке литературного чтения мы с вами не раз говорили о том, что русский язык самый богатый язык в мире. Поэтому и суффиксы служащие для образования слов очень разнообразны. И мы в этом сейчас убедимся.

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Мы проверим, у кого самый большой словарный запас. (Слайд 6)

Дети работают самостоятельно, образуя родственные слова с корнем –дом-.( 2 мин. ) А теперь поочерёдно прочитайте друг другу получившиеся слова, и допишите себе те слова, которых у вас не было. Определим, у какой пары получилось больше слов. Выделите суффиксы в словах. (Домашний, домовой, домовитый, домик, домище, домина, надомный, бездомный, домосед, домохозяйка) Дети поочерёдно дописывают новые суффиксы в таблицу на доске.

Суффиксы слов-признаков (прилагательных)


Суффиксы слов-признаков предметов(существительных)

-н-, -к-, -ов-,


-ч-,-ик-,-ищ-, -ин-, -н-, -к-,-ов-,


Физминутка ( Слайд 7)

.

6. Закрепление изучаемого материала. (Слайд 8)

Первый вариант работает с синим цветом, второй вариант с зелёным цетом. Взаимопроверка (слайд 9-10). Разбираем слова по составу и заполняем таблицу.


Суффиксы слов-признаков (прилагательных)


Суффиксы слов-признаков предметов(существительных)

-н-, -к-, -ов-,-лив-,-ев-,-ен-,-ив-,-чив-,-еньк-


-ч-,-ов-, -ик-,-ищ-, -ин-, -н-, -к-,-ик-,-ик-,-ечк-,-инк-,-еньк-,-оньк-,-чик- , -щик-



7.Подведение итога урока.

Запишем нашу таблицу в тетради для опорных схем и в дальнейшей нашей работе над составом слов мы будем дополнять её, поэтому оставим место для новых суффиксов.

Итак, сегодня на уроке мы учились образовывать слова, называющие признаки и предметы. Наш урок достиг цели? Да.

Оценивание, д/з – на выбор- упр 36 Ч.3 или выписать 10 слов из Обратного словаря с ЧН-ЧК и разобрать слова по составу.

10. Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!