СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс "потешки и прибаутки": технологическая карта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 класс "потешки и прибаутки": технологическая карта»

Фрагмент урока по литературному чтению

Тема: Потешки и прибаутки.

Класс: 2. Часть: 1.

Тип урока: Открытие нового знания.

УМК: Школа России

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «потешки и прибаутки» в устном народном творчестве через чтение произведений.

Задачи:

дидактические:

-актуализировать имеющиеся знания о малых фольклорных жанрах;

-познакомить с потешками и прибаутками;

-учить выразительному чтению;

-учить различать малые фольклорные жанры: потешки от прибауток.

развивающие:

-развивать память, внимание, воображение;

-развивать культуру устной речи;

-развивать логическое мышление;

- развивать умение выразительно читать малые фольклорные жанры – потешки и прибаутки.

воспитывающие:

-воспитывать коммуникативную культуру;

-воспитывать любовь к литературному чтению.

коррекционно-развивающие:

- корректировать развитие связной устной речи;

- корректировать развитие памяти;

- корректировать развитие слухового восприятия.

Этапы урока

Дидактические задачи этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивные средства обучения

формы

Результат обучения

контроля, взаимоконтроля

предметный

метапредметный

личностный

Организационно - мотивационный






Создать условие для возникновения внутренней потребности и включение в учебную познавательную деятельность.

Словесный метод: беседа.

Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте пожелаем друг другу доброго дня.

-Молодцы, все ли готовы к уроку?

-Послушайте внимательно пословицу: «Красна птица пением, а человек – учением».

-Как вы ее понимаете?

-Молодцы! Вы совершенно правы, знания и образование человека – это одно из достоинств, которые высоко ценятся в мире.


Приветствуют учителя, желают друг другу доброго утра. Проверяет готовность к уроку. Слушают пословицу. Объясняет пословицу, что животных и птиц украшает их внешний вид, а человека украшают его знания и ум.

Фронтальная

Презентация.

Контроль со стороны учителя за готовностью обучающихся к уроку, за правильностью ответов обучающихся.

Самоконтроль за готовностью к уроку.

-










Р: умение моделировать свою деятельность.




Волевая саморегуляция. Принятие условий ситуации, предложенной учителем.

Актуализация имеющихся знаний и способов действий.

Организовать актуализацию изученных понятий, способов действий достаточных для построения новых знаний.

Словесный метод: беседа.

Прием «Кластер».

-И сегодня мы с вами будем получать новые знания, благодаря которым мы сможем достичь высоких результатов. Но прежде мы с вами вспомним темы прошлых уроков.

-Саша, что такое устное народное творчество?

-Верно (Это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения о изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколения).

-Сейчас мы с вами создадим кластер на тему «Устное народное творчество».

-Костя, расскажи нам о правилах создания кластера.

-Молодец!

-Маша, что у нас будет в центре кластера? (Устное народное творчество).

-По цепочке с первой парты назовите, что мы отнесем к устному народному творчеству. (Загадки, скороговорки, небылицы, песни, сказки, пословицы, былины, считалки).

-Молодцы.

-Какой вывод мы можем сделать? ( К устному народному творчеству относится: Загадки, скороговорки, небылицы, песни, сказки, пословицы, былины, считалки).

Слушают учителя, отвечают на вопросы, создают кластер, формулируют вывод.

Фронтальная.


Классная доска.

Контроль со стороны учителя за правильностью ответов на вопросы, за правильностью формулирования вывода, контроль полученных результатов.

Знания об устном народном творчестве.

П: умение пользоваться полученными знаниями.

Р: умение планировать деятельность; умение формулировать выводы.

К:умение организовать взаимодействие с учителем; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Активизация познавательного интереса.

Постановка проблемы.

Создать проблемную ситуацию. Организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить причины затруднения, определить пути решения.

Словесный метод: объяснение, беседа. Наглядный метод: демонстрация.

-Теперь мы с вами послушаем два жанра устного народного творчества, а вы попробуете дать им названия.

https://audioskazki-online.ru/podborki/pesenki-dlya-detej/poteshki

https://lightaudio.ru/mp3/прибаутки

-Понравились ли вам прослушанные произведения?

-К каким жанрам устного народного творчества вы отнесете прослушанные произведения. Может это загадка? А может это пословица?

-Почему у вас возникли трудности? Значит ли это, что мы еще не знакомы с жанрами, которые сейчас прослушали?

-Верно, сейчас мы с вами прослушали два жанра устного народного творчества: потешки и прибаутки.

Слушают учителя, слушают произведения устного народного творчества, отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Аудиозапись .

Контроль со стороны учителя за правильностью ответов на вопросы.

Знание о новых жанрах устного народного творчеств.

К: умение сотрудничать, умение формулировать ответы, высказывания; умение вступать в диалог.

Р: умение сопоставлять полученные результаты с эталоном.

Повышение познавательной активности; уважительное отношение к одноклассникам; осознание значимости научного знания.

Целеполагание

Организовать деятельность обучающихся по определению темы, цели, содержания деятельности на уроке.

Словесный метод: беседа.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Правильно.

-А какую цель мы поставим на урок?

-Верно, целью урока является знакомство с новым произведениями устного народного творчества: потешками и прибаутками.

-Сегодня мы с вами будем туристами и отправимся в неизвестную нам страну «Потешки и прибаутки». Мы узнаем много нового и интересного.


Формулируют тему и цель урока.

Фронтальная.

-

Контроль со стороны учителя за правильностью формулирования темы и цели урока.

-

Р: умение определять тему на основе потребности выхода из затруднений;

К: умение формулировать мысли во внешней речи, умение вступать в диалог, осознанно построение речевого высказывания.

Осознание ценности знаний.

Открытие нового знания.

Организовать знакомство с новым правилом.

Словесный метод: беседа, объяснение.

Наглядный метод: демонстрация.


-Для начала мы с вами познакомимся с самой страной. Что же это такое, и что оно означает.

-Как вы думаете, что такое потешки и прибаутки?

-Хорошо, а теперь сравним ваши предположения с правильным вариантом. (Потешки - это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками. Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки. Прибаутки – это песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах).

-Наверное, всем вам рассказывала мама в детстве одну из самых известных потешек.

Идет коза рогатая
(Приставляем к голове «рожки»)
За малыми ребятами.
Ножками — топ-топ!
(Топаем ножками)
Глазками — хлоп-хлоп!
(Зажмуриваемся и открываем глазки)
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(Грозим пальчиком)
Забодаю, забодаю!
(Бодаемся)

-Приведите примеры известных вам потешек.

-Послушаем прибаутку.

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

-Знакома ли вам эта прибаутка? Приведите свои примеры прибауток.

-Молодцы!

-Первой нашей остановкой будет «Прочитай-ка». Давайте узнаем, как правильно нужно читать потешки и прибаутки.

-Откроем страницы 20-21. Что же такое потешка? Потешка - это когда над кем-то потешаются. Именно так нужно читать потешки. Послушайте.

-Какие слова вам помогают представить петушка? Какой он?

-Прибаутка, это когда приговаривают. Послушайте пример.

О каких героях говорится в прибаутках?

-Правильно! Роза прочитай выразительно перед классом потешку.

-Вторая станция называется «Отличительная сторона». На этой станции мы с вами научимся отличать потешки от прибауток.

-Как потешки так и прибаутки веселые. Но прибаутки построены в виде диалога, то есть разговора двух людей или животных. Прибаутки отличаются от потешек и тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями, но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Своим содержанием прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.

-Сделайте вывод.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, слушают потешки и прибаутки, приводят свои примеры, читают выразительно потешки прибаутки, формулируют вывод.

Фронтальная.

Презентация, учебник.

Контроль со стороны учителя за ответами на вопросы, за правильностью чтения потешек и прибауток, за организацией фронтальной работы.


Знакомство с потешками и прибаутками, с отличительными особенностями потешек от прибауток; умение выразительно читать.

П: развитие мыслительных операций.

К: умение формулировать ответы, высказывания в соответствии с темой; умение учувствовать в беседе; умение формулировать мысли во внешней речи.

Р: умение сохранять учебную задачу; умение самостоятельно организовывать деятельность.

Осознание целостности знаний; уважительное отношение к учителю; повышение значимости научного знания.

Первичное закрепление

Организовать применение нового знания при решении типовых заданий.

Словесный метод: объяснение. Практический метод: чтение по ролям.

Отправляемся на следующую остановку, название которой «Театр».

-На этой остановке, вы вместе с соседом по парте разыграете первую прибаутку как в театре. То есть, вы распределите роли и прочитаете выразительно, соблюдая необходимую интонацию. Не забывайте правила работы в парах.

-Даю вам 3 минуты на подготовку.

-Послушаем 3 пары выступающих и дадим оценку их выступлению. Начинаем.

-Молодцы! Оцените их выступление.

-Хорошо.

Слушают учителя, читают по ролям, оценивают выступления одноклассников.

Парная. Фронтальная.

Учебник.

Контроль со стороны учителя за чтением по ролям;

Взаимоконтроль при оценивании чтения.

Умение выразительно читать по ролям.

П: умение анализировать представленную информацию.

Р: умение сохранять учебную задачу; умение переносить учебную задачу в новое условие; определение умения владения учебным знанием.

К: организация продуктивного взаимодействия; умение управлять своим поведением.

Формирование устойчивой мотивации к обучению.

Самостоятельная работа

Организовать самостоятельное определение уровня усвоения новых знаний. Через пробное учебное действие, применение нового знания в типовых заданиях.

Словесный метод: объяснение, беседа. Практический метод: составление потешек.

-Отправляемся на следующую остановку, название которой «Сочини-ка». Жители этой остановки придумывают потешки. Каждый из вас составит потешку из предложенных слов. Не забываем сидеть правильно, сидим прямо, не горбимся.

1) бренчит, по, стучит, улице
курице, Фома, едет, на
кошке, на, Тимошке
дорожке, кривой, по

  • 2) часы, на, висели, стене

  • съели, тараканы, стрелку

  •  гири, мыши, оторвали

  • ходить, и, часы, стали, не

-Зеленым сигналом покажите то, что вы готовы.

- Проверяем по эталону.

Ответы:

1)Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке

2) На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,
Мыши гири оторвали,
И часы ходить не стали.

Задание на карточке для детей с ОВЗ:

Вставь пропущенные слова. Воспользуйся предложенными словами.

1. Дождик, ____________ ,
Кап-кап-кап!
____________ дорожки.
Нам __________ идти гулять -
Мы промочим _________.

Предложенные слова: ножки, мокрые, нельзя, дождик.

2. Солнышко, солнышко,
Загляни в ______________!
Там ___________ детки,
Там _________________,
______________ валяют,
Тебя __________________.

Предложенные слова: малолетки, окошечко, лепёшки, поджидают, твои.

Ответы:
1.Дождик,дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.

2. Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко!
Там твои детки,
Там малолетки,
Лепешки валяют,
Тебя поджидают.

- Покажите зелёный сигнализатор, если у вас нет ошибок.

- В чём возникли затруднения у других ребят?

- Продолжаем наше путешествие.

Слушают учителя, выполняют практическую работу, сверяются с эталоном.

Индивидуальная.

ИКТ.

Контроль за процессом практической работы, контроль за посадкой.

Самоконтроль по эталону.

Умение применять знания на практике при решении типовых заданий.

П: умение работать с различными источниками информации.

Р: умение сохранять учебную задачу; развитие оценочных действий; самоконтроль при выполнении требований организации и практической работы; умение сопоставлять полученные результаты с эталоном; умение самостоятельно организовывать свою деятельность.


Осознание значимости знания; формирование адекватной самооценки; повышении познавательной активности; формирование познавательной мотивации.

Рефлексия.

Подведение итогов, организовать оценку и самооценку обучающихся.

Словесный метод: объяснение, беседа. Приём «Рефлексивный экран».

-Самой поледеней остановкой нашего путешествия будет «Оцени себя». Но перед этим вспомним цель нашего урока. Какую цель мы ставили на урок? Добились ли мы ее? Что мы делали для этого?

-Посмотрите на экран, каждый по цепочке закончите предложение.

1.сегодня я узнал …

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

-Урок окончен!

Слушают учителя, отвечают на вопросы, оцениваю свою деятельность.

Фронтальная.

Презентация.

Контроль со стороны учителя за оцениванием своей деятельности на уроке.

Самоконтроль оценивание своей деятельности на уроке.

-

Р: умение сохранять учебную задачу; умение сопоставлять результат учебной деятельности с учебными задачами; умение осуществлять оценочную деятельность; формирование навыка самоконтроля.

Осознание уровня усвоения знаний; развитие познавательной активности; формирование познавательной мотивации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!