3 кл. 2 ч., упр. 265, стр. 141
Этапы урока | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Орг. момент. Мотивация детей на урок (на деятельность) 1. Настроить детей на учебную деятельность. (Л.) | Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн | - Ребята, встали красиво возле своих парт, покажите, что вы готовы к уроку. | |
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут ……сегодня я проведу у вас урок по развитию речи. | -Здравствуйте! |
- Проверьте свою готовность к уроку. На краю парты у вас должны быть только пеналы и тетради. | |
-Посмотрите на экран, прочитайте высказывание. | Читают. |
-Что значит в опытных устах и умелых руках? Что этим хотел сказать Куприн? | -Умелые и опытные руки – это человек, который умеет правильно и красиво говорить и писать. |
-А зачем нам красиво, правильно говорить и писать? | -Чтобы окружающие нас понимали и т.д. |
-Грамотная речь и письмо – в первую очередь, признак хорошего воспитания и грамотности человека. Так давайте же и мы с вами будем стараться стать теми людьми, у которых умелые руки и опытные уста. | |
2.Введение в тему урока. Мотивация детей на урок (на деятельность) 1.Обеспечить вовлеченность в учебную деятельность (Л.) 2. Создавать условия для проявления интереса к родному языку, к родной природе (Л); | | -Ребята, посмотрите на экран. Что на нём изображено? | -Лосиха и лосёнок. |
-Да. А как могут быть эти животные быть связаны с уроком развития речи? | -Возможно мы будем писать про них. |
-Возможно. Сегодня урок развития речи. Что мы делаем на таких уроках? | -Учимся создавать тексты. |
-Верно, на сегодняшнем уроке мы будем писать изложение. | |
-Так значит, как лось и лосиха связаны с нашим уроком? | -Мы будем писать про них изложения. |
-А когда мы пишем изложение, то чему мы учимся? | -Учимся у автора самим создавать текст на эту же тему. |
-А для чего нам этому учиться? Как это может пригодиться в жизни? | - Чтобы говорить и писать грамотно, красиво используя слова |
3.Содержательный и языковой анализ текста 1.Учить строить связные высказывания (К.) 2.Уважительно относятся к высказываниям одноклассников(К.) 3.Формировать интерес к учению (Л) 4.Учить собирать материал по теме. | | - Ребята, сейчас я вам прочитаю текст, а вы внимательно послушайте. Выразительное чтение текста учителем ( Детям на листках роздан текст) Стр.141, упр.265 Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошёл за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шее в трясине стоял малютка-лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху. | |
| | |
-Давайте все вместе поговорим о содержании текста. О чем рассказывается в нем? | - О матери лосихи и её малютке- лосёнке |
- Кого увидел Антон в лесу? | |
- Как лосиха себя вела? Что сделал Антон? | -В трудные минуты жизни животные доверяют людям и приходят к ним за помощью. Мы всегда должны им помочь. Это наш ДОЛГ перед природой. |
-Почему в глазах лосихи блестели слёзы? | - Она была счастлива, что спасли её малыша, её ребенка. Это были слёзы счастья. |
- Куда и зачем привела лосиха Антона? | -Лосиха привела Антона к болоту, чтобы показать, свою беду и что ей необходима его помощь. |
-Что мы сейчас сделали? Познакомились с чем? | -Познакомились с содержанием текста. |
4. Определение задач автора. 1.Учить видеть и понимать тему (Пр); 2.Учить понимать основную мысль будущего текста (Пр); 3. Учить верно выбирать стиль речи (Пр); 4. Учить принимать цели и задачи учебной деятельности(Р). | Тема: Спасение лосёнка. Основная мысль: Человек должен помогать животным, которые попали в беду. | -Давайте сейчас понаблюдаем за текстом, какие же секреты использовал автор, что у него получился такой интересный рассказ. И поучимся на его примере создавать текст, то есть станем сами писателями. | |
-Какое название можно придумать к тексту? | - «Помощь», «Помощь животным», «Спасение лосёнка». |
-Какой заголовок наиболее точно передает тему текста? | - «Спасение лосёнка». |
-Назовите основную мысль текста. | -Человек должен помогать животным, которые попали в беду. |
- Какую работу мы выполнили? - Почему с этого надо начинать работу по созданию текста? - Что сделаем дальше? Что поможет нам правильно написать текст? Рассказать всё по порядку. | |
5. Обсуждение структуры будущего текста. 1. Учить ясно и чётко излагать свои мысли в устной форме (К); 2. Учить осуществлять логические действия анализа и синтеза, строить рассуждение(П); 3. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации(П); 4.Учить делить текст на структурные части (Пр). 5.Учить критически оценивать текст, исходя из текста и задач автора (Пр); | Введение 1. На помощь! Основная часть 2. Дорога к болоту. 3. Помощь пришла вовремя. Заключение 4. Радость матери. | Обсуждение плана, предложенного в учебнике |
-На сколько смысловых частей можно разделить любой текст? | -На 3 части. |
-На какие? | -Введение, основная часть и заключение. |
-Ребята, а разделен ли текст, предложенный в учебнике, на части? | -Нет. |
-Найдите 1ую часть. Прочтите её про себя. | Находят, читают. |
-Аня, что ты отнесла к 1ой части? | -Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. |
-Ребята, согласны ли с тем, что данный отрывок относится к 1ой части? | -Да. |
-Да, Аня верно выделила 1ую часть. Как можно назвать данную часть? | - «На помощь!», «Просьба о помощи» и т.д. |
-Молодцы, вы выдвинули много предположений, но какое название нам поможет более точно передать содержание части? | - «На помощь!» |
-Почему? | |
-Значит вынесем его в 1ую часть. Это будет первым пунктом нашего плана. | |
-Найдите и прочитайте 2ую часть. | |
-Ваня, что ты отнёс ко 2ой части? | -Антон остановил машину, вылез из кабины и пошёл за лосихой. Она привела Антона к болоту. |
-Итак, как мы можем назвать пункт плана для данного отрывка? | - Дорога к болоту. |
-Вынесем его во 2ую часть. Это будет вторым пунктом нашего плана. | |
-А только ли об этом будем рассказывать во 2ой части? | -Нет. |
- Может кто-то хочет добавить что-то ещё? | - Там по шее в трясине стоял малютка-лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. |
-Молодцы. А почему мы и этот отрывок отнесём ко 2ой части? | |
-Как его назовём? | - «Помощь пришла вовремя», «Антон-помощник» и т.д. |
-Молодцы, вы выдвинули много предположений, но какое название нам поможет более точно передать содержание части? | -«Помощь пришла вовремя». |
-Почему именно оно? | -Потому что, когда лосиха привела Антона к болоту, лосёнок стоял уже по шею в трясине, то есть оставалось очень мало времени, и могло произойти страшное. |
-Я с вами согласна. Вынесем его во 2ую часть. Это будет третьим пунктом нашего плана. | |
-Итак, найдите 3ью часть. Настя, что ты отнесла к 3ей части? | - В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху. |
-Как можно назвать данную часть? | - «Радость матери», «Благодарность матери», «Слёзы счастья» и т.д. |
-Выберете самое подходящее. | -«Радость матери». |
-Почему ты так считаешь? | -Потому что она радуется, что её ребенок остался целым и невредимым. |
-Замечательно. Вынесем его во 3ью часть. Это будет четвертым пунктом нашего плана. | |
- Над чем мы сейчас работали? - Зачем нам нужен план? | |
6.Языковой анализ текста. 1. Учить оценивать правильность выбора языковых средств (Пр.) 2. Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме(К) 3.Учить составлять предложения, используя опорные слова(П) 4.Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме(К) | Слова появляются на доске напротив каждого пункта плана К 1 пункту плана: 1.Через лес. 2. Вдруг, выскочила. 3.Словно звала. Ко 2 пункту плана: 1.Остановил, вылез и пошёл. 2.Она, к болоту. 3. В трясине, малютка-лосёнок. 4. Выталкивать. 5. Потом взял и вынес К 3 пункту плана: 1. Блестели слёзы. 2. Стала облизывать, кроху. | | |
-Подсмотрим секреты автора: те интересные, точные, яркие, выразительные слова, которые употребляет автор. Их надо будет употребить в своем тексте, они помогут донести до читателя основную мысль текста. По ходу нашего анализа будем выделять опорные слова. | |
Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошёл за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шее в трясине стоял малютка-лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху. | |
-Давайте прочтем 1 предложение. -Ребята, где стоит сказуемое в этом предложении? Назовите его. -Оно стоит на 2ом месте, т.е. после подлежащего (Антон). -А во втором предложении? -Почему автор поставил сказуемое впереди подлежащего? -Автор хочет подчеркнуть это действие, его быстроту. -Как еще автор показывает внезапность, быстроту? (Использует слово вдруг) -Прочтем третье предложение. -Что означает слово «Словно»? Какими словами можем заменить? -Посмотрите ребята, перед этим словом ставится запятая. -Прочтем первое предложение во 2 абзаце. -Посмотрите, назовите сказуемые в этом предложении. А подлежащее одно. -Что хочет показать автор тем, что подлежащее одно, а сказуемых несколько? Посмотрите на знаки препинания. -Прочитайте следующее предложение. -Как автор заменил слово лосиха? Для чего? -Прочтем следующее предложение… Что такое трясина? Посмотрите на слайд. -Обратите внимание, автор пишет малютка, чтобы подчеркнуть, что лосёнок еще очень маленький. Посмотрите, как пишется «малютка-лосёнок», через дефис. Будьте внимательней. -Прочитаем последний абзац. В последнем предложении, что использует автор, чтобы избежать повтора слов? (А. пишет «она», «лосёнок» заменяет словом «кроха»). -Ребята, опорные слова будут служить вам помощниками в написании изложения. | -Сказуемое на 1ом месте, перед подлежащим (лосиха) -Как будто, похоже на то -Остановил, вылез и пошел -Быструю смену действий -Она. Чтобы не было повтора |
|
-Посмотрите на первый пункт плана и опорные слова к нему. Из каждого предложения вынесены опорные слова, они вам помогут восстановить текст. -С чего ты начнешь отвечать на данный пункт плана? -У тебя что получилось? -А у тебя? -Как напишем следующее предложение? -Верно, кто напишет по-другому? -Прочтите второй пункт плана и опорные слова к нему. -О чём будем писать дальше? -Кто по-другому напишет предложение? -Прочитайте третий пункт плана, опорные слова. -Чем закончим изложение? | |
7. Словарно-орфографическая подготовка. 1.Совершенствовать умение слушать и слышать (К.) 2. Развивать орфографическую зоркость (Пр.) 3. Совершенствовать аналитические умения (П.) 4.Совершенствовать аналитические умения (П.) | | Проверяемая безударная гласная в корне слова: лосиха (лось), трясла (тряска), голова (головы, головушка), пошёл (шедший), привела (вёл). Непроверяемая безударная гласная в корне слова: дорога, машина (+жи-ши), кабина, болото. Правописание приставок: пошел, привела. | |
-Ребята, посмотрите на экран. Прочтите слова которые даны, как в них орфограмма? | -Проверяемая безударная гласная в корне слова. |
-Подберите к каждому из слов проверочное. Отвечать будем по цепочке. | Лось, тряска, головы, головушка, шедший, вёл. |
-Посмотрите на следующую группу слов. Какая в них орфограмма? | -Непроверяемая безударная гласная в корне слова. |
-Давайте их все вместе орфографически прочтем. | - До-ро-га, ма-ши-на, ка-би-на,бо-ло-то. |
-Обратите внимание на слово МАШИНА. Какую орфограмму вы заметили еще в данном слове? | -Жи-ши. |
-С какой буквой пишутся такие сочетания? | -С «и». |
-Назовите орфограмму группы слов. | -Правописание приставок. |
-Что нужно делать с такой орфограммой? | -Запоминать приставки. |
-Давайте их все вместе орфографически прочтем. | -По-шёл, при-ве-ла. |
8. Самостоятельная работа. 1.Учить создавать текст, исходя из задач(Пр); 2.Учить пользоваться планом и словами помощниками (Р) | Первое февраля. Изложение. Спасение лосёнка. | -Ещё раз прочтите текст. Мысленно перескажите его. После сразу приступайте к написанию изложения, пользуясь планом и опорными словами. | Пишут изложение. |
-Отступите от последней записи вниз одну строку. Записываем сегодняшнее число – 1 февраля. На следующей строке - Изложение. Далее заголовок – «Спасение лосёнка». |
9.Анализ готовых работ. Редактирование текста. 1.Учить критически оценивать текст, исходя из текста и задач автора(Пр); 2.Учить осуществлять логические действия анализа, строить рассуждение (П); 3.Учить ясно и чётко излагать свои мысли в устной форме (К); 4.Учить осуществлять итоговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия (Р); 5.Учить уважительно относится к высказываниям одноклассников(Л). | | -Ребята, найдите на столах карточку №1. Прочтите памятку №1. Карточка № 1 Памятка №1 1) Из скольких частей состоит работа? 2) О чем рассказывает автор в каждой части? 3) Все ли основные действия присутствуют в тексте? 4) Удачны ли вступление и концовка? Почему? Памятка №2 1) Нет ли у автора пропусков пунктов плана? 2) Обо всем ли он сказал по порядку, как в плане? 3) Полно ли ответил на пункты плана? 4) Вывод: умеет ли автор пользоваться планом? Памятка №3 1) За какие яркие, выразительные слова мы можем похвалить автора? 2) Какие неудачные выражения вы услышали в тексте? | |
-Кто желает прочитать свое изложение классу? А все остальные слушают и следят по памятке все ли верно? | |
-Аня, проанализируй изложение Маши по памятке, строя связное высказывание. | Анализирует\дает оценку изложению |
-Что можем посоветовать Маше? | |
-Прочтите памятку №2. Она нам поможет определить, как вы умеете пользоваться планом. | |
- Ваня, прочти, своё изложение. | Читает. |
-Кто попробует оценить работу? | |
-Что можем посоветовать Ване? | |
-Прочтите памятку №3. Она поможет оценить, то как вы умеете пользоваться выразительными средствами. | |
-Саша, прочти свою работу, а все остальные внимательно слушают. | |
-Оцените работу Васи, строя связное высказывание. | |
VIII. Итог урока. Рефлексия. Учить проводить рефлексию собственной деятельности(Р) | | | |
| |
-Что составляли и записывали? | |
-Чему учились? | |
-Что показалось легким? | |
Что вызвало затруднения? | |
Как оцениваете свою деятельность на уроке? | |