Этапы урока Задачи этапов | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
1.Организационный момент. Мотивация на деятельность Задачи: Организовать направленное внимание на начало урока (л.) Замотивировать к учебной деятельности (л.) | | - Здравствуйте, ребята! Садитесь - Меня зовут Диана Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка - Но перед началом урока давайте приведем свое рабочее место в порядок, уберем все ненужное, улыбнемся соседу по парте и пожелаем хорошей и продуктивной работы! - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | (Приводят свое рабочее место в порядок, настраиваются на работу) |
2.Актуализация знаний Задачи: Актуализировать знания учащихся об изложении (пр.) Способствовать проявлению положительного отношения к языковой деятельности (л.) Формировать умения выполнять учебные действия в устной форме (р.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) Учить оформлять свои мысли в устной форме (к.) Развивать умение принимать участие в общей беседе (к.) | На экране: Пересказать, изложить, описать | - Обратите внимание на экран - Какие слова вы видите? - А что значит пересказать? - А изложить? - А описать? - А что мы можем пересказывать, излагать и описывать? - А как мы можем это сделать? - Как называется такая работа, при которой письменно пересказывается текст? | - Пересказать, изложить, описать - Пересказать – передать информацию, которая сказана в тексте - Написать текст по памяти - Дать характеристику чему-либо - Текст - Устно и письменно - Изложение |
3.Постановка учебной проблемы Задачи: Развивать навыки сотрудничества (л.) Учить принимать цель и учебную задачу (р.) Планировать учебные действия (р.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) Учить оформлять свои мысли в устной форме (к.) Развивать умение принимать участие в общей беседе (к.) | Ребус: | - Вы правы! Значит какая тема урока у нас сегодня будет? - А какую цель мы перед собой поставим? - Что необходимо для написания изложения? - Все верно! Сегодня мы напишем с вами изложение, а как называется текст, вы должны будете узнать сами (Ребус на слайде) - Ну что, вы догадались, как будет называться наш текст? - Молодцы! - А как вы думаете, о чем будет этот текст? | - Изложение - Написать изложение - Текст - Чужая пятерка (Предполагают сюжет) |
4.Знакомство с текстом Задачи: Развивать умение работать с информацией, представленно в виде текста на карточке (позн.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) Учить сохранять цель и учебную задачу (р.) | На карточке: Текст «Чужая пятёрка» | - Сейчас я вам прочитаю текст, слушайте внимательно Счастливый Серёжка вприпрыжку сбегает по лестнице. У мальчугана праздник. В его тетрадке по русскому языку стоит пятёрка за диктант. Те-перь его не будут бранить за то, что получает толь-ко тройки. Дома Серёжка сообщил папе про пятёрку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Серёжка смог написать без ошибок. Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжку и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку. | (Слушают текст) |
5. Беседа по содержанию текста по вопросам учителя Задачи: Развивать умение проводить анализ прослушанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации (позн.) Развивать умение принимать участие в общей беседе (к.) Учить оформлять свои мысли в устной форме (к.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) | | - Понравился ли вам текст? Чем? - А как можно было бы еще назвать этот текст? - Почему Серёжка был счастлив? - На что он надеялся? - Как назвал папа Серёжкину пятёрку? - Почему он её так назвал? - Прав ли был Серёжка, когда радовался этой пятёрке? | - Да, интересным сюжетом (Ответы детей на вопросы) |
6.Повторное прочтение текста Задачи: Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) Развивать умение работать с информацией, представленной на слайде (позн.) Развивать умение воспринимать смысл читаемых текстов (позн.) | На слайде: Текст «Чужая пятерка» | - Мы раскрыли с вами содержание текста, давайте прочитаем текст еще раз. Один из вас будет читать текст, все остальные внимательно следим | (Один из учеников читает текст вслух, остальные следят) |
7.Составление плана текста Задачи: Развивать умение проводить анализ прослушанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации (позн.) Развивать умение планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи (р.) Развивать умение воспринимать смысл читаемых текстов (позн.) Развивать умение анализировать и оценивать содержание (позн.) Развивать умение восстанавливать последовательность частей (п.) | На слайде: Текст «Чужая пятерка» На слайде и на карточке: 1. Какое настроение было у Серёжки? 2. Какие эмоции испытал папа? 3. Чья была пятёрка? | - Ребята, наши глазки уже устали, давайте немного дадим им отдохнуть Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. (Круговые движения глазами) Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. (Зажмурить глазки и затем поморгать быстро-быстро) - Итак, наши глазки отдохнули, давайте вернемся к нашему тексту - Кто может мне сказать, какой это тип текста? И почему? - А можем ли мы разделить этот текст на части? - Сколько частей в нашем тексте? - Прочитайте первую часть - Как мы можем озаглавить эту часть? - Прочитайте вторую часть - А как мы озаглавим эту часть? - Прочитайте третью часть - А как мы озаглавим эту часть? - Сегодня мы с вами будем писать не обычное изложение, а изложение по вопросам - Давайте прочитаем первую часть и попробуем задать к ней вопрос - А теперь тоже сделаем со второй частью - И тоже самое с последней частью - Вы – большие молодцы! Я тоже выполнила эту работу, посмотрите на слайд или на карточку, которая лежит у вас на парте, вы согласны с вопросами, которые вам подготовила я? | Выполняют физминутку - Повествование, так как рассказывается о том, что случилось с Серёжкой - Да - 3 части - Счастливый Серёжка вприпрыжку сбегает по лестнице. У мальчугана праздник. В его тетрадке по русскому языку стоит пятёрка за диктант. Теперь его не будут бранить за то, что получает только тройки - Хорошее настроение, праздничное настроение - Дома Серёжка сообщил папе про пятёрку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Серёжка смог написать без оши-бок - Папа рад - Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжку и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку - Чужая пятерка (Читают части и задают вопросы) -Да |
8.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа Задачи: Развивать умение проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические (п.) Развивать умение работать в паре (к.) Развивать умение участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (к.) Развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме (р.) | На слайде: Счастливый, лестница, праздник, радостно, грустно На карточке: Сб___гает, вприпры___ку, тетра__ке, ру___кому, п___тёрку, дикто___ка, бр___нить, спр___сил, посм___трел | - Но перед началом написания изложения мы должны с вами вспомнить несколько правил, чтобы правильно и грамотно написать текст - А что такое грамотное написание текста? - Правильно! Итак, посмотрите на слайд и прочитайте слова: счастливый, лестница, праздник, радостно, грустно - Какое правило объединяет все эти слова? - А кто вспомнит правило, которым нужно воспользоваться при написании этих слов? - Давайте подберем к этим словам проверочные - Счастливый - Лестница - Праздник - Радостно - Грустно - Молодцы! Это правило мы с вами вспомнили - А теперь возьмите карточки, которые лежат у вас на парте. Что вы видите? Сб___гает, вприпры___ку, тетра__ке, ру___кому, п___тёрку, дикто___ка, бр___нить, спр___сил, посм___трел - А теперь мы с вами заполним пропуски: по цепочке каждый будет называть, какая буква пропущена и почему - А теперь к словам вприпрыжку, бранить, сообщил подберите близкие по значению слова - Молодцы! И это правило мы с вами вспомнили | - Это написание слов без ошибок - Счастливый, лестница, праздник, радостно, грустно - Непроизносимые согласные в корне слова - Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук - Счастье - Это слово нужно запомнить - Это слово нужно запомнить - Радость - Грусть - Слова с пропущенными буквами (Выполняют задание) - Вприпрыжку – подпрыгивая, бранить – ругать, сообщил - рассказал |
9.Устный пересказ текста Задачи: Развивать умение воспринимать смысл читаемых текстов (позн.) Развивать умение анализировать и оценивать содержание (позн.) Развивать умение восстанавливать последовательность частей (п.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) | На карточке: 1. Какое настроение было у Серёжки? 2. Какие эмоции испытал папа? 3. Чья была пятёрка? | - Давайте вспомним содержание текста - Для того, чтобы было легче, обратимся к карточкам с вопросами, положите их перед собой - Кто хочет пересказать первую часть текста? - Вторую? - Третью? | |
10. Анализ устного пересказа и его совершенствование Задачи: Учить делать выводы о проделанной работе (позн.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) | На слайде: Текст «Чужая пятерка» | - Получилось ли нам передать основную мысль текста? - Теперь вы точно готовы к написанию изложения - Сейчас я вам дам время еще раз прочитать этот текст, чтобы, как можно лучше написать изложение | - Да (Читают) |
11.Самостоятельное написание изложения Задачи: Развивать умение восстанавливать последовательность частей (п.) Учить оформлять свои мысли в письменной форме (к.) Учить писать изложение по вопросам (п.) | Карточка с вопросами Карточка со словами | - Ребята, я раздала вам листочки, возьмите их, записываем число, классная работа, на следующей строчке «изложение», а под изложением название нашего текста – Чужая пятерка - Не забывайте, что у вас есть подсказки: карточки с вопросами и карточки со словами - Будьте внимательны! - У кого будут вопросы, поднимайте руки | (Записывают) (Приступают к написанию изложения) |
12.Самопроверка и совершенствование текста учащимися Задачи: Учить делать выводы о проделанной работе (позн.) Учить оценивать свою деятельность на уроке (р.) Развивать умение принимать участие в диалоге (к.) | | - Есть ли тот, кто уже закончил писать изложение? - Прочитай, пожалуйста, то, что у тебя получилось - Все ли пункты плана были соблюдены? - Смог(ла) ли передать основную мысль текста? - Ребята, кто не успел дописать изложение, не переживайте и не торопитесь, дома вы сможете его спокойно дописать | - Да (Читают) (Анализ) |
13.Рефлексия учебной деятельности Задачи: Учить делать выводы о проделанной работе (позн.) Учить оценивать свою деятельность на уроке (р.) Развивать умение принимать участие в диалоге (к.) | | - Чем мы с вами сегодня занимались на уроке? - А какое именно изложение? По плану или по вопросам? - Действительно, сегодня мы с вами выполнили очень трудную задачу и написали изложение по вопросам - Ну и в заключении, покажите большой палец вверх, если у вас легко получилось написать изложение или палец вниз, если у вас возникли какие-то трудности - Спасибо вам за такую продуктивную работу. Урок окончен | - Писали изложение - По вопросам (Рефлексия) |
1. Программа по русскому языку «Школа России»