СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 Рус.яз. Местоим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 Рус.яз. Местоим.»

министерсво образования и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



Технологическая карта

урока по русскому языку



Студентки 331 группы

социально-педагогического отделения

Дуркиной Евдокии Васильевной

Место проведения урока:

Школа № 12, класс 2 «г»

Дата проведения урока: 11.04.23.

Продолжительность урока: 9.10-9.50

ФИО учителя школы: Потапова Татьяна Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта: Полякова Валерия Родионовна

Допуск к проведению урока:







Тема урока: «Единственное и множественное число глаголов».

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

2

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Формировать знания о местоимении, как части речи.

Технологии, методы, приёмы:

Работа с учебником, беседа, самостоятельная работа учащихся.

Основные понятия, термины:

Местоимение, часть речи.

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемые результаты урока:

Предметные:

- знают, что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- знают, что такое местоимение.

- умеют употреблять месттоимения вместо имен существительных.

- умеют находить местоимения в тексте.


Личностные:

- проявляют положительное отношение к языковой деятельности;

- проявляют мотивацию к учебной деятельности;

- владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные:

- умеют определять тему урока и формулировать задачи учебной деятельности (регул.)

- умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий (регул.)

- умеют ориентироваться на страницах учебника (позн.)

- умеют работать с информацией, представленной в виде текста (позн.)

- участвуют в учебном диалоге (коммун.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • фронтальная;

  • самостоятельная.


Ресурсы:

  • мультимедийная презентация;

  • учебники;

  • рабочие тетради.

Список литературы:

  1. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд., - М. : Просвещение, 2012. – 144 с.

  2. Русский язык. Рабочие программы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.П. Канакина [и др.] – М.: Просвещение, 2015. – 269 с.





Этапы урока

Задачи этапов

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный момент. Мотивация на деятельность

Задачи:

Личностные:

- Организовать направленное внимание на начало урока;

- Замотивировать к учебной деятельности.

  • Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Евдокия Васильевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

  • Давайте проверим вашу готовность к уроку: на парте должен лежать учебник русского языка, тетрадь, дневник и пенал.

  • Сегодня, на наш урок, я хочу ввести несколько правил, посмотрите внимательно на доску:

  1. Отвечаем только по поднятой руке.

  2. Учитель разговаривает тихо, чтобы услышать учителя – в классе должна быть тишина.

  3. Сегодня на уроке мне будет помогать учитель – имя отчество. Она будет внимательно следить за каждой колонкой: за 1, за 2, за 3 (показываю) и магнитиком отмечать на доске, какая колонка самая тихая и активная. В конце урока узнаем, какая колонка набрала больше магнитиков, а значит вела себя дисциплинированно и активно работала на уроке.

  • Я прошу вас следовать этим правилам, и желаю вам хорошего настроения.

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

И отгадывать готовы

Его тайны до конца.

  • Сегодня на уроке мы будем открывать новые тайны, узнаем много нового и интересного.

  • Здравствуйте!

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на предстоящую работу.






II. Актуализация знаний

Задачи:

Личностные: проявлять интерес к предстоящей работе;

Познавательные: уметь ориентироваться на страницах учебника; Регулятивные:

развивать умение выполнять учебные действия в устной, письменной форме

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя

Предметные: совершенствовать навык давать зарактеристикку букве и писать букву каллиграфически; вспомнить что такое имя существительно, имя прилагательно, глагол.


  • А начнём наш урок с минутки чистописания.

  • Откройте тетради и запишите число. Сегодня у нас 11 апреля. Отступаем от прошлой работы две строчки и записываем число: Один-над-ца-тое апре-ля, ставим точку. Обратите внимание, что слово «Одиннадцатое» пишется с двумя буквами «эн». На следующей строке записываем с заглавной буквы: Клас-сная ра-бо-та. Не забываем, что слово «Классная» пишется с двумя буквами «эс».

  • Чтобы узнать, какю букву будем прописывать, отгадайте загадку:

Эта буква – это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот её и назовешь.

  • О какой букве говориться в загадке?

  • Верно. Давайте дадим характеристику букве «я».

  • Буква «я» - хитрая, она обозначает 2 звука. Какие звуки она обозначает?

  • Буква «я» обозначает два звука: [й` а] в начале слова (яблоко) и после гласного (имя – Зоя). И один звук: [а] после мягкого согласного (земля).

  • Пропишите букву «я» до конца строки. Сначала пишем прописную букву «Я», затем строчную букву «я», расстояние между буквами ваш мизинчик. (Раз и, два и, три и. Показ на доске)

  • Помните, что сегодня на уроке мы работаем тихо.

  • А теперь возьмите простой карандаш и «зажгите фонарик» под той прописной и строчной буквой, которая на ваш взгляд получилось написать лучше других. (показ на доске)

  • Скажте, что мы сейчас с вами делали?

  • Верно. Скажите, а письмо является речью?

  • Письмо – это письменная речь.

  • А сейчас мы что с вами делаем?

  • Можно ли общение назвать речью?

  • Общение – это устная речь.

  • Отлично, давате вспомним, что такое речь?

  • Какие части речи вы знаете?

  • Давайте вспомним, что такое имя существительное, имя прилагательное и глагол, назовите правила. (Если не справляются, то обратимся к подсказке на слайде)

Подсказка:

… - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Например, солнце, кот.

… - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, весенний, добрый.

… - это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? Например, пишет, прочитает.

  • Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (эталон на экране)

Проверка:

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Например, солнце, кот.

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, весенний, добрый.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? Например, пишет, прочитает.

  • Вы все верно сказали, молодцы!

  • Как вы думаете, зачем мы с вами вспомнили части речи?

  • Верно, я предлагаю вам выполнить задание. Посмотрите на экран, предположите, что вам нужно сделать?

На экране:

Слова: работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, читать, урок.


Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол




  • Правильно, работаем устно, по цепочке, начинаем с 1 колонки. (правильный ответ сразу появляется на экране)

Проверка:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Работа, медведь, урок.

Синий, храбрая.

Писать, читать.

  • Вы хорошо справились с этим заданием.













  • О букве «я».

  • [й` а], [а].










  • Писали.

  • Да.

  • Говорим, общаемся.

  • Да.

  • Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.

  • Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

  • Нужно распределить слова по частям речи (по стобикам)



















  • Чтобы выполнить задание.

  • Нужно определить к какой части речи относятся слова и распределить их по столбикам.

III. Выход на тему и постановка задач урока

Задачи:

Регулятивные: с помощью учителя определять тему и цели урока.

Предметные: формировать знания о местоимении.

  • Скажите, почему вы распределили не все слова?


  • Хорошо. Мы употребляем эти слова в речи?

  • Могли бы обойтись без них?

  • С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

  • Совершенно верно.

  • А кто-нибудь может предположить, как она называется?

  • Хорошо, об этом узнаем чуть позже.

  • Ребята, скажите, какое сейчас время года?

  • Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран пернатые друзья. Кто это?

  • Верно. К нам сегодня на урок тоже прилетела птичка. Посмотрите на экран, вы узнали её? Что это за птица?

  • Правильно. Что вы знаете о ласточке?

  • Ласточка – небольшая птица, которая изначально обитала в скалах, но со временем приспособилась к жизни в городах. Это перелетная птица, зимующая в теплых странах, в Африке и Азии. С зимовки возвращается в апреле или мае. Ее прилет является символом прихода весны.

  • Ребята, ласточка прилетела к нам не одна, она принесла с собой послание. Давайте узнаем, что говориться в этом послании.

Один ученик читает послание.

На экране: (послание)

Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

  • Что необычного вы заметили в тексте?

  • Верно. Мы можем заменить это слово?

  • Давайте помпробуем заменить это слово. Первое предложение оставляем как есть, чтобы мы понимали о ком говорится в послании.

  • Во втором предложении слово «ласточки» можно заменить словом «они»? Какое предложение получится?

  • А каким словом можно заменить в третьем предложении? Словом «них» можно заменить? Какое предложение получится?

  • Прочитайте, что у вам получилось. Один ученик читает послание.

Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются из теплых стран. У них скоро появятся птенцы.

  • Отлично! Слова какой части речи вы заменили в тексте? Слово «ласточка» к какой части речи относится?

  • Как вы думаете, как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?

  • Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?


  • Скажите, какая тема будет нашего урока?

  • Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что нам необходимо узнать? Посмотрите на экран, вы можете видеть фразы, которые вам помогут ответить на мой вопрос, вам нужно вставить пропущенные слова.

  1. Узнать что такое …

  2. Будем учиться употреблять … вместо имен существительных.

Один ученик читает задачи на урок

  1. Узнать что такое местоимение.

  2. Будем учиться употреблять местоимение вместо имен существительных..

  • Все верно.

  • Потому что, они не отностятся ни к одной из частей речи.

  • Да.

  • Нет.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

Предполагают.

  • Весна.

  • Птицы.

  • Ласточка.


Ответы детей.











  • Повторяется слово «Ласточка»

  • Да.



  • Да. С приходом весны они возвращаются из теплых стран.

  • Да. У них скоро появятся птенцы.

  • Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются из теплых стран. У них скоро появятся птенцы.

  • Имя существительное.

  • Местоимение.

  • Потому что они употребляются вместо имени существительного.

  • Тема: «Местоимение».

  • Узнаем что такое местоимение. Будем учиться употреблять местоимения вместо имен существительных

IV. Открытие нового знания

Задачи:

Познавательные: выполнять задания; доказывать и аргументировать свою точку зрения. 

Регулятивные: принимать и сохранять условия задания, планировать свои действия.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и учениками.

Личностные: проявлять положительное отношение к языковой деятельности.

Предметные: формировать зания о местоимении.

  • Имя подготовила рассказ о местоимении, давайте внимательно послушаем.

Рассказ:

Слова, которые используются вместо имени существительного называются «Местоимения». Это такие слова, как: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Местоимениями они называются, потому что ими можно заменить имена существительные. Эти слова не называют предметы, а только на них казывают. Местоимение – это часть речи.

  • Спасибо, садись. Вы сейчас услышали рассказ. О чём он? Что вы запомнили о местоимении из этого рассказа?

  • Откройте учебник на странице 101. Обратите внимание на правило в оранжевой рамочке, давайте громко и четко прочитаем его. Один ученик читает правило.

  • Хорошо. Посмотрите на упражнение 172. Что вам необходимо сделать?

1-2 ученика устно проговаривают правило, приводят примеры, остальные – внимательно слушают.

Наводящие вопросы:

  • Местоимение – это часть речи?

  • Местоимения называют предметы? Что они делают?

  • Слова я, мы, ты, вы – это местоимения? Какие ещё есть местоимения?

  • Отлично, у вас получилось пересказать правило.







  • О местоимении.

Ответы детей.



  • Нужно подготовить ответ на вопрос: что тмкое местоимение? И привести примеры.

  • Да.

  • Нет. Местоимения не называют предметы, а только указывают на них.

  • Да. Он, она, оно, они.

Физкультминутка

Предметные: формировать зания о местоимении; учить замениять имена существительные местоимениями.

  • Давайте немного отдохнем. Но помните про наши правила, сегодня на уроке: мы работает тихо, но активно. Учитель, который мне помогает, внимательно наблюдает за вами и отвечает магнитиком на доске самых дисциплинированных.

  • Итак, вы сидите на месте, я вам передаю воздушный шарик и называю имя существительное, а вы мне возвращаете шарик, заменяя это существительное местоимением.

  • Слова: дом (он), скакалка (она), учебник (он), ученики (мы), цветочек (он), ласточка (она).

  • Молодцы! Немного отдохнули, работаем дальше.

Заменяют имена существительные местоимениями, передавая шарик.

V. Воспроизведение знаний и промежуточная рефлексия.

Задачи:

Познавательные: выполнять задания поискового характера; доказывать и аргументировать свою точку зрения, использовать терминологию.

Предметные: формировать знания о местоимении; учить находить местоимения в тексте.

  • Посмотрите на упражнение 173 в учебнике на странице 101. Прочитайте задание.

Один ученик читает задание.

  • Прочитайте стихотворение.

Один ученик читает стихотворение.

  • Какая главная мысль стихотворения? Что нам хотел сказать автор?

  • Верно. Автор хотел сказать, что нужно беречь природу и не срывать цветы, тогда вокруг будет очень красиво.

  • Обратите внимание, что каждая строчка в стихотворении начинается с заглавной буквы, но это не говорит о том, что предложение закончено. Как определить, что предложение закончилось?

  • Верно, в нашем случае, в конце предложения будет стоять многоточие, посмотрите на доску – вот так выглядит многоточие (…).

  • Давайте найдём и прочитаем первое предложение.

  • Записываем упражнение 173. И спишите только первое предложение. Обращаю ваше внимание на то, что стихотворение пишем в столбик, каждую строчку начинаем писать с заглавной буквы, будьте внимательны.

  • Сейчас один ученик выйдет к доске и запишет первое предложение, остальные пишут самостотельно в тетради.

  • Посмотрите ещё раз на стихотворение в учебнике и найдите выделенные слова. Какой частью речи они являются?

  • Возьмите простой карандаш в руки и подчеркните эти слова в стихотворении.

  • Давайте посмотрим на правило, каких местоимений нет в стихотворении? Назовите их.

  • Хорошо.

  • Скажите, что мы с вами сейчас делали?

  • Мы работали со стихотворением, в нём были местоимения?

  • Мы учились находить местоимения в стихотворении?

  • Отлично! Работаем дальше.

Читают задание и стихотворение.




  • Автор хотел сказать, что если срывать цветы, то деревья и кусты будут пусты, что вокруг не будет красоты.




  • В конце предложения ставится точка.






  • Эти слова – местоимения.


Подчеркивают местоимения.

  • Вы, он, она, оно, они.


  • Выполняли упражнение.

  • Да.

  • Да.

VI. Самостоятельная работа.

Задачи:

Познавательные: выполнять задания; доказывать и аргументировать свою точку зрения, использовать терминологию; 

Регулятивные: принимать и сохранять условия задания, планировать свои действия, последовательно выполнять задания, проверять свою работу;

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и учениками.

Личностные: проявлять положительное отношение к языковой деятельности.

Предметные: формировать зания о местоимении; учить замениять имена существительные местоимениями.

  • Сейчас вы будете работать самостоятельно на карточках. Вам нужно прочитать текст, найти слова, которые повторяются и в скобках написать местоимение, которым вы заменили повторяющееся слово. Посмотрите, ниже, в словах для справок написаны эти местоимения.

На карточках:

Грач – перелётная птица. Внешностью грач (…) похож на ворону. С приходом весны грачи возвращаются из теплых стран. Грачи (…) на деревьях вьют гнезда. Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже маленького зайчонка.

Слова для справок: он, они.

  • Внимательно посмотрите на доску, показываю, как вам нужно выполнить это задание.

  • «Грач – перелётная птица.» Первое предложение никак не изменяем, для того, чтобы было понятно о ком говориться в тексте.

  • Второе предлоежение – «Внешностью грач похож на ворону.» Слово «грач» повторяется. Заменим его местоимением он, пишем местоимение в скобки.

Образец. Внешкостью грач (он) похож на ворону.

  • Приступайте к выполнению задания. Помните о том, что сегодня на уроке мы работаем тихо.

  • Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте пожалуйста текст.

Один ученик читает текст.

Грач – перелётная птица. Внешностью грач (он) похож на ворону. С приходом весны грачи возвращаются из теплых стран. Грачи (они) на деревьях вьют гнезда. Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже маленького зайчонка.

  • Поднимите руки, кто выполнил задание также.

  • Молодцы!

Самостоятельно выполняют задание.



















VII. Рефлексия. Подведение итогов урока

Задачи:

Коммуникативные: умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников.

Познавательные:

Учить делать выводы в результате совместной работы

Регулятивные:

Развивать умение оценивать учебные действия

  • Ребята, наш урок приближается к концу, давайте подведём итог.

  • Скажите, какая была тема урока?

  • Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили на урок и посмотрим получилось ли нам их достичь.

Задачи:

  1. Узнать что такое местоимение.

  • Узнали что такое местоимение?

  • Посмотрите на экран и найдите определение, которое соответствует местоимению.

На экране:

… - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Например, солнце, кот.

… - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, весенний, добрый.

… - это часть речи, которые не называют на предметы, а только на них указывают. Например, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

… - это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? Например, пишет, прочитает.

  1. Учились употреблять местоимение вместо имен существительных.

  • Учились употреблять местоимение вместо имен существительных?

  • Отлично!

  • Давайте посмотрим на доску и узнаем сколько магнитиков заработала каждая из колонок. (Например, каждая колонка заработала, одинаковое голичество магнитиков)

  • Посмотрите, ретята! У всех трёх колонок одинаковое количество магнитиков, а это значит, что на уроке вы хорошо себя вели и активно работыли, вы большие молодцы!

  • Спасибо за урок, до свидания!


  • Тема: «Местоимение»





  • Да.

Отвечают.












  • Да.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!