СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2018 год Разработка патриотического проекта духовно-нравственной направленности «Епископ Митрофан Воронежский и Пётр I».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ от 04.06.2018г. № 243- общ. г. Россошь Об итогах проведения районного конкурса «Святые угодники земли Русской» в МКДОУ района. В соответствии с приказом отдела образования и молодёжной политики администрации Россошанского муниципального района от 27.02.2018 г. № 70 -общ., был проведен конкурс методических разработок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Святые угодники земли Русской» в МКДОУ района. На основании протокола членов жюри, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Признать победителями и наградить грамотами педагогов ДОУ, занявших призовые места (Приложение 1). 2. Признать победителями в номинации и наградить грамотами педагогов ДОУ (Приложение 2). 3. Объявить благодарность организационному комитету и членам жюри (Приложение 3). Руководитель отдела образования и молодежной политики Т.В. Ремизова Приложение 1 к приказу от 04.06.2018 г. № 243 - общ. Разработка проекта духовно-нравственной направленности педагогами дошкольных образовательных организаций: 1 место - Соколова Евгения В., воспитатель МКДОУ Евстратовский детский сад Россошанского муниципального района, «Епископ Митрофан Воронежский и Пётр I». 2 место – Бережнова Наталья Анатольевна, Силкова Галина Алексеевна, Силонова Евгения Владимировна, воспитатели МКДОУ ЦРР детский сад №17, г. Россоши, «Святой князь Владимир – креститель Руси».

Просмотр содержимого документа
«2018 год Разработка патриотического проекта духовно-нравственной направленности «Епископ Митрофан Воронежский и Пётр I».»



МКДОУ Евстратовский детский сад


















Разработка занятий по духовно патриотическому воспитанию детей в старшей разновозрастной группе на тему:

«Святые угодники земли Русской»





































Непосредственно – образовательная деятельность

по духовно –патриотическому воспитанию

по теме:

«Святитель Митрофан Воронежский и Петр I»







Цель: Закрепить знания детей о Святителе Митрофане Воронежском; о его роли в формировании государства России при Петре I.

Задачи:

  • Формирование целостной картины мира.

  • Становление духовно – нравственных качеств ребенка.

  • Развитие монологической и диалогической речи ребенка.

  • Воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

  • Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с императором Петром 1.

Ребята кого называли императорами?

1 занятие

Цель урока:

Образовательные:

дать краткие сведения о жизни императора подчеркнуть роль православной веры в жизни Петра 1.

Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас – президенты).

Познакомить с отдельными событиями в истории России времён правления царя Петра I.

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны. Развивать логическое мышление, связную речь.

М/Л: Иллюстрации с изображением кораблей

Портрет : Пётра I.

.Р/М: набивные мешочки, обручи, корзина, дощечки.

Ход занятия.

I – Организационный момент.

Здравствуйте дети. Поздороваемся с нашими гостями.

Ребята скажите где мы с вами живём?

Как называется наша страна?

Мы люди какой национальности?

Назовите столицу нашей родины.



Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

 Молодцы.

- Кто у вас в семье главный? (мама, папа)

- А в детском саду? (заведующая)

- А у мамы и папы на работе? (начальник)

- А кто сейчас самый главный у нас в стране? (президент); показ портрета.

- Да, у нас в стране сейчас самый главный – президент, Путин Владимир Владимирович

А в давние – давние времена кто управлял страной?

- Правильно, цари. Они в первую очередь заботились о том, чтобы защитить свою страну от нападения врагов. Вот, например, как они это делали. В больших городах в самом центре на возвышенном месте строили крепости. Как вы думаете, зачем они это делали? (укрыться жителям от врагов)

А вот моря нам были недоступны, поэтому именно с моря на наши земли наступали враги.

С юга России угрожала Османская империя. Нужно было защищать южные берега. Русские цари это очень хорошо понимали. Не раз приходилось нашей Родине переживать трудные времена. Но Господь всегда хранил Россию, за ее православие. И давал ей нужных людей в нужное время

Сегодня мы с вами познакомимся с Петром I или, как его ещё называют, Пётр Великий, - российский царь, первый российский император.

Император - с лат. повелитель, военачальник. Высшее лицо власти в империи, т.е. государстве.

 Жил давно в России царь,
Очень умный государь.
Он на троне не сидел –
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым
Он и плотник, и кузнец
Петр царь был- молодец!



Петр I родился 9 июня 1672 года в Москве. Мать: Наталья Кирилловна Нарышкина, отец: Царь Алексей Михайлович По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. 22 марта 1677 года юного царя окропили святой водой, благословили и посадили за азбуку.

- Ребята, для чего окропляют святой водой людей?

Это значит призвать Святой Дух, очистить человека от плохих мыслей.

(Показать детям кропило)

Царевич учился охотно, любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками.

 На эту ответственную должность учителя решено было сыскать человека кроткого, смиренного и сведущего в божественном писании

Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте, 1903.

 Царица (его мама) велела выдать ему «исторические книги» и рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, среди них были и картинки кораблей

В 10-летнем возрасте Пётр был провозглашён царём. Но пока он был ещё, то правила вместо него его старшая сестра Софья Алексеевна.



Пётр с матерью жили в селе Преображенское под Москвой. Ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и манёвры.


Позже потешные полки стали основой русской регулярной армии

Недалеко находилось немецкое поселение (слобода), где жили генералы и офицеры, разный мастеровой народ.

Их Пётр привлекал к своим играм наравне с детьми. В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» войсках артиллерию. Для этих игр было доставлено 16 пушек.

Будущий царь одевался в мундир, учился стрелять из ружей и пушек, копал окопы.. Он решил самостоятельно пройти все ступени военной службы. 

В результате потешных игр и сражений на суше и на воде солдаты, матросы, офицеры и сам Пётр, как командующий, отрабатывали боевые навыки, приобретали опыт, который пригодился в будущем. 
.

Сейчас мы с вами тоже поиграем в военные игры.

Игра ДОНЕСЕНИЕ

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает важный пакет, который необходимо доставить в штаб.

Испытание на скорость, ловкость и сноровку начинается по сигналу ведущего. Детям необходимо преодолеть препятствия по дороге в штаб: пробежать по мостику, подлезть под проволоку, перепрыгнуть через ров, пройти через болото. Последний участник отдает пакет ветерану.

Другой вариант этой игры в детском саду: отряд из четырех бойцов движется к штабу, передвигая дощечки.

Игра РАНЕНЫЕ БОЙЦЫ

В игре принимают участие девочки, одетые в костюмы медсестер. Для этого можно использовать детские костюмы по профессиям. Играют по двое. Напротив девочек сидят мальчики – «раненые бойцы».

По сигналу девочки должны на корточках добежать до мальчиков, перебинтовать руку и ногу и доставить раненого бойца в санчасть. Мальчик идет опираясь на девочку.

Игра ДОСТАВЬ СНАРЯДЫ

Дети делятся на две команды. Каждый участник берет из корзины по одному набивному мешку.

Дети получают задание — доставить мешки в корзины, расположенные в другом конце помещения. Для этого «бойцам» предстоит обежать кегли, перепрыгнуть через круги, пролезть под дугами.

Игра ПОПАДИ В ЦЕЛЬ

Это продолжение игры ДОСТАВЬ СНАРЯДЫ. Дети по очереди добегают таким же путем до корзины, вынимают оттуда один снаряд и стараются попасть им в обруч. Бегут обратно и передают эстафету.

Игра ПЕРЕПРАВА

Дети делятся на две команды. Первый участник становится ногами в один обруч, второй держит перед собой. По сигналу он бросает второй обруч перед собой, перепрыгивает в него, повторяет то же самое с освободившимся обручем.

Нужно таким образом добраться до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде.















2 занятие

Цель урока:

Дать краткие сведения о жизни императора подчеркнуть роль православной веры в жизни Петра 1.

Познакомить с отдельными событиями в истории России времён правления царя Петра I.

Закреплять знания о том, из чего строились корабли

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.Развивать логическое мышление, связную речь.

М/Л: Иллюстрации с изображением кораблей

Портрет : Пётра I. Картина Шишкина «Корабельная роща».

Р/М: По количеству детей – листы с изображением кораблей (разукраска)

Ход образовательной деятельности



По портрету дети называют имя императора.

Педагог продолжает рассказ о Петре 1

Однажды Пётр обнаружил старый английский бот, небольшое гребное судно



.

По его приказу бот отремонтировали и опробовали на реке Яузе.







Эта река и сейчас течёт по Москве

Петру 1 так понравился ботик, что он решил во чтобы ни стало отремонтировать его, и так же принимал участие в своих потешных играх на этом судёнышке.

 Юный царь начал изучать основы морского дела и заинтересовался науками. Под руководством голландца Тиммермана он стал изучать арифметику, геометрию, военные науки. Так началось увлечение царя кораблестроением.

. Сейчас ботик занимает место в экспозиции Центрального военно-морского музея в Петербурге. 



Самостоятельно Пётр 1 стал править в 17 лет. Он стал мечтать о том, чтобы в России был свой флот, расширить морскую торговлю. Петр Первый решил создать флот. Это были многопушечные корабли и фрегаты. Император сам принимал участие в строительстве кораблей.

. Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания.

А из чего строили корабли?

- из дерева;

А кто знает, почему?

- в России было много лесов;

Корабли из дерева получались прочные;

Посмотрите, ребята, вот на эту картину.

Её написал художник Шишкин.



Что изобразил на ней художник?

- лес;

Какие деревья растут в этом лесу?

- сосны;

Что вы можете сказать об этих деревьях?

- деревья высокие и стройные, стволы деревьев прямые, сучковатые;

Сосны использовались для строительства кораблей. Это прочный и легкий материал. А картина так и называется «Корабельная роща».

Физминутка.

- Туки, туки, туки, тук (ладони сложены в замок, совершать

Топором срубили дуб рубящие движения);

- Мы рубанок в руки взяли (сложенные ладони то вытянуть

И сучки все обстрогали вперед, то прижать к груди);

- Вышло гладкое бревно (поглаживать себя по бокам)

Ох, тяжелое оно

- Что нам делать?

Как нам быть?

Будем мы бревно катить

От Маши в Ване

От Вани к Ксюше

От Ксюши к Даше

Ребята сейчас мы с вами попробуем нарисовать ботик Петра 1.

3 занятие

Проходит в храме Преображения Господня

Дать краткие сведения о жизни императора подчеркнуть роль православной веры в жизни Петра 1.

Познакомить со святыми апостолами Петром и Павлом

Познакомить с отдельными событиями в истории России времён правления царя Петра I.

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.

Развивать логическое мышление, связную речь.

М/Л: Иллюстрации с изображением кораблей

Иконы святых Апостолов Петра и Павла.

Мы находимся с вами в храме Преображения Господня.

Посмотрите на иллюстрацию, это корабли Петра 1.Назывались они

«Апостол Пётр» и «Апостол Павел», были построены в Воронеже и спущены на воду в апреле 1696-м году. Оба корабля имели по 36 пушек на борту. 

Царь Пётр 1 был верующим человеком и свои корабли он называл именами святых людей

Сегодня мы познакомимся со святыми Апостолами Петром и Павлом.

Кто такой апостол Павел?

Фарисей из Киликии.

Будущий апостол родился в знатной семье фарисеев из Тарса, главного города Киликии. С самого своего рождения он принадлежал к элите, потому что обладал статусом римского гражданина - честь, которой могли похвастаться далеко не все жители имперских провинций. Его растили в достатке, но при этом с соблюдением строгих традиций фарисейского благочестия. Он получил отличное религиозное образование, хорошо знал Тору и умел ее толковать. Казалось, что впереди его не ждет ничего, кроме успешной карьеры.

По некоторым данным, Савл даже входил в состав местного синедриона - высшего религиозного учреждения, которое одновременно исполняло функции суда. Там-то ему и пришлось впервые столкнуться с главными идеологическими врагами фарисеев на тот момент - христианами. Как и полагалось верному последователю фарисейского учения, он активно включился в гонения.

«Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах», - такие слова будущего апостола приводятся в Деяниях святых апостолов. Одним из самых заметных эпизодов было участие Савла в судьбе святого Стефана, которого насмерть забили камнями. Сам он не принимал участия в расправе, но не пытался остановить убийц и вполне одобрял происходящее.



Картина «Обращение Савла» Пармиджанино. «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян.9:8-9:9)

Жизнь Савла резко изменилась на пути в Дамаск, куда он вел группу христиан для наказания. Согласно преданию, он внезапно услышал голос, говоривший: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» После этого на три дня его поразила слепота, исцелить которую смог лишь дамаскский христианин Анания. На этом закончилась история фарисея Савла и начался тернистый путь апостола Павла.







Парусно-гребной фрегат «Апостол Петр».



Кто такой Апостол Пётр?

Апостол Петр, некогда имевший имя Симон, родился в Палестине, в городе Вифсаида. Он имел жену и детей, занимался рыбной ловлей на Геннисаретском озере. Работа Симона была поистине опасной: спокойствие вод могло в одночасье смениться бурей. Таким образом, будущий апостол мог дни на пролет ловить рыбу, тем самым зарабатывая на пропитание для своей семьи. Подобный труд воспитал в нем волю и упорство, что впоследствии ему очень пригодилось: после воскресения Иисуса Христа голодный и уставший Петр бродил по земным просторам, распространяя истинную веру. С апостолом Петром связано много библейских сюжетов. Один из них повествует о том, как Симон и его товарищи занимались всю ночь рыболовством, но так и не смогли ничего поймать. И лишь под утро, когда Господь вошел в лодку будущего апостола, приказав вновь закинуть рыболовные сети, тот получил большой улов. Рыбы было настолько много, что часть улова пришлось расположить в соседнем судне его товарищей. Симон был объят ужасом от небывалого количества рыбы. С сердечным трепетом он обратился ко Господу и, упав на колени, попросил Его покинуть лодку, считая себя недостойным находится рядом с Иисусом Христом. Но Господь, избрав для себя Симона в качестве своего верного ученика, поднял его с колен и провозгласил не только «ловцом рыбы, но и людей». Под грузом улова обе лодки начали тонуть, но Господь помог рыбакам вытащить судна на берег. Оставив все, мужчина последовал за Христом, став приближенным учеником: Однажды, когда Господь ступал по воде, Петр захотел приблизиться к своему учителю и попросил ему помочь совершить такое же чудо. Ступив на морскую гладь, апостол пошел по воде. Внезапно, почувствовав сильный ветер, он испугался и начал тонуть, призывая Господа спасти его. Иисус упрекнул Петра в маловерии и, подав ему руку, вытащил из морской пучины. Тем самым Сын Божий избавил апостола от смерти и отчаяния, которое было следствием маловерия

Великое согрешение Еще будучи верным Иисусу, святой апостол Петр услышал от Сына Божьего горькое предсказание о том, что он отречется от Христа прежде, чем на заре пропоет петух. Не веря этим словам, Петр всегда клялся в своей верности и преданности Богу.

Источник: http://kakfb.ru/duhovnoe-razvitie/hristianstvo/35968-apostol-petr-hranitel-kljuchej-ot-raja-zhitie.html



4 занятие

Дать краткие сведения о жизни императора подчеркнуть роль православной веры в жизни Петра 1.

Познакомить с флагами России и Российским флагом морского флота.

Познакомить со святым Апостолом Андреем.

Познакомить с отдельными событиями в истории России времён правления царя Петра I.

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны. Развивать логическое мышление, связную речь.

М/Л: икона Андрей Первозванный

Р/М: По количеству детей – листы для рисования Андреевского флага

Цель: совершенствование знаний детей о государственной символике и формирование эстетического отношения к народным символам.
Задачи:
· Обобщить и систематизировать знания детей о Родине – России;

 Ребята расскажут стихи  о Родине?
1. Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2. В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
3. Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина. 
Дети поют  песню «Это все Россия» (садятся на стульчики).
Как вы думаете, что я держу в руках? (ответы детей).
— Я в руках держу модель Земли – глобус. Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете?
— Но есть на нем лишь одна страна, которую зовем своей Родиной.
— Ребята, а как эта страна называется? (Россия).
Ребенок: Как велика моя земля!
Как широки ее просторы:
Озера, реки и поля, леса и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом снега и вьюга.
— Вот как много места занимает территория нашей Родины.
— А что такое Родина? (Родина – это мой дом, мой город, в котором я живу).
— Верно. Родина – это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина – это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это твоя страна.
— Ребята, у каждого государства есть свои символы. Какие символы России вы знаете? (флаг, герб, гимн).
РАССМАТРИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ
Российский флаг состоит из трех полос. Назовите цвета Российского флага. Что обозначает каждый цвет? (ответы детей) Верхняя полоса – белая как чистый снег – обозначает мир, средняя синяя – как небо – обозначает верность, красная как солнышко – сила.
Ребенок: Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат.
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный
Наш Российский флаг.
Флаг – это главный отличительный знак страны, т. е. символ. Защищать честь флага, значит защищать честь Родины, Отчизны.
Игра «Найди флаг» (по одному ребенку подходят к столу и находят среди флагов разных стран, флаг России).
— А сейчас мы познакомимся с флагом флота. На белом полотне изображён синий крест в виде буквы Х.

Крест Андрея Первозванного (Андрей Первозванный считается покровителем России).



Рождение флага.
Царь Пётр 1 сам придумывает для своего флота флаг. И сейчас Андреевский флаг поднимают на кораблях и судах военно-морского флота России.



Кто такой святой Андрей первозванный

До призвания Андрей Первозванный был простым рыбаком, поэтому он считается покровителем рыбаков и людей, которые связаны с морем.

Житие Андрея Первозванного

В обычной жизни апостола Андрея Первозванного звали Андреем Заведеевым. Он был простым рыбаком. Часто интересовался различными духовными вопросами. Когда встретился с Иоанном Крестителем, то стал его учеником. Многие считали его Самим Мессией. Он это отрицал и говорил, что он тот, кто готовит Ему этот путь. Андрей Первозванный вместе со своим братом следовали за пророком.

Однажды во время крещения в Иордане они увидели, как их наставник указал пальцем на человека. Он сказал, что именно он возьмет на себя грехи людские. Именно после этого Петр также присоединился к ученикам Господним. Некоторое время они еще жили со своими семьями и ловить рыбу для пропитания, хотя позже посвятили себя служению Богу. О самом Андрее сведений не много, больше информации о его деяниях.

Андрей Первозванный был рядом с Господом на протяжении всей Его жизни: на Тайной вечере, после Его Воскресения, на Вознесении Господнем, а также на него сошел Святой Дух на Пятидесятницу. После этого все апостолы с помощью жребия выбрали страны, куда должны были пойти для проповедования христианской веры. Ему досталось побережье Черного моря и территория далее на север.

Также как и остальные апостолы, его учение встречало сопротивление со стороны язычников. Иногда даже приносило ему не только духовные, но и физические страдания.Для того, чтобы убедить людей в правильности следования христианской веры, Андрей Первозванный совершил много чудес, благодаря своим молитвам. Видя такие чудеса, многие люди вступили в православие.Во время гонения христиан Андрей вернулся в Рим. Там он решил отстаивать и защищать христианскую веру перед римским наместником Эгеатом. В этом споре Эгеат сказал, что апостол умрет такой же смертью, как и его Учитель. Его схватили и посадили в темницу, где он ожидал казни. Люди понимали, что он невиновен, хотели даже начать бунт. Но Андрей отговорил их, говоря, что такие страдания принесут ему вечную славу.

Он два дня провисел на косом кресте апостол и продолжал призывы к смирению и читая проповеди. Это была мучительная смерть и после нее он отошел к Богу.

Морской флот России всегда находился под покровительством Андрея Первозванного, на флотском боевом знамени изображен Андреевский крест. Перед выходом в море военные моряки и их родные служат молебен для Андрея Первозванного, чтобы он покровительствовал им в походах и помогал возвращению домой.

Уже в самом начале обращения к христианству, в XI веке, на Руси глубоко почитали Андрея Первозванного.

И сейчас Андреевский флаг поднимают на кораблях и судах военно-морского флота России.

Военная профессия – отвага!
На суше, а тем более на море!
И славный путь Андреевского флага
Вам гордо подтвердит любой историк!

Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про царя Петра 1

w www.flunited.ru мультфильм...первого



4 занятие

Дать краткие сведения о жизни императора подчеркнуть роль православной веры в жизни Петра 1, и Святителе Митрофане. Дать понятие кто такие монахи.

.

Познакомить с отдельными событиями в истории России, времён правления царя Петра I.

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.

Развивать логическое мышление, связную речь.

Воспитатель:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Воспитатель:

О чем это стихотворение? Как называется наша Родина?

Кто знает, какие два моря омывают нашу Родину с юга?

(Черное и Азовское)

Ребята, но ведь 300 лет тому назад эти моря были нам не доступны.

С юга России угрожала Османская империя. Нужно было защищать южные берега. Русские цари это очень хорошо понимали. Не раз приходилось нашей Родине переживать трудные времена. Но Господь всегда хранил Россию, за ее православие. И давал ей нужных людей в нужное время. Сегодня мы с вами и поговорим и посмотрим мультфильм о Святителе Митрофане о наставнике Петра 1

https://ok.ru/video/89228511994



СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ

В селе Антилохово, сейчас это Ивановская область, родился мальчик 6ноября 1623 года. Назвали его Михаилом.

Отец его был священником.

Святитель Митрофан говорил: «Я родился от благочестивых родителей и воспитан был в православной вере»

Михаил женился, у него родился сын. Но в 40 лет у него умерла жена и он принял монашество.

Ребята, кто такой монах?

  • Монах – это человек, который решил посвятить себя Богу. Монахи не женятся, живут все вместе в монастыре. А ещё монахи совсем не умеют ссориться. Послушайте сценку про двух монахов которые не умели ссориться.

Давай поссоримся

  • ВЕДУЩИЙВсе мы знаем, как трудно избавиться от дурных привычек, которые нами владеют. Но бывает и наоборот: добрая привычка владеет человеком и хранит его. В пустыне, в одной келье много лет жили два старца, и так они преуспели в незлобии, что совсем перестали ссориться. И пришла одному из них мысль...

  • 1-й МОНАХ. Вот, брат, сколько лет мы живем с тобой вместе и ни разу не поссорились. А слышал я, что все люди ссорятся между собой.

  • 2-й МОНАХ. Да. Говорят, все ссорятся. Но потом, говорят, мирятся.

  • 1-й МОНАХ. Вот и я думаю: не лучше ли нам тоже поссориться, а потом помириться?

  • 2-й МОНАХ. Не знаю, что и сказать.

  • 1-й МОНАХ. А то если будем жить и дальше без ссор, можем впасть в гордость.

  • 2-й МОНАХ. Да. Страшное дело! И еще ничего, когда возгордится добрый человек, - Бог его исправит. А если такой грешник, как я, - тут полная погибель.

  • 1-й МОНАХ. Так давай на всякий случай поссоримся.

  • 2-й МОНАХ. Давай, если нужно. А как же мы будем ссориться?

  • 1-й МОНАХ. Ну, к примеру, видишь кастрюлю? Я пуду говорить: "Она моя", а ты будешь говорить: "Нет, она моя", так мы и поссоримся. Начали! (Берет в руки кастрюлю.) Эта кастрюля моя!

  • 2-й МОНАХ. Нет, она моя.

  • 1-й МОНАХ (тихо) Тяни к себе. (Громко.) Нет, моя.

  • 2-й МОНАХ (неловко тянет). Моя.

  • 1-й МОНАХ. Эта кастрюля моя.

  • 2-й МОНАХ. А раз твоя, так и возьми ее себе.

  • ВЕДУЩИЙИ не смогли они поссориться, да и не нужно было. Их добрая привычка победила ошибочную мысль!



  • Митрофан был известен , как человек строгой монашеской жизни.

В 1682 году был назначен Епископом Воронежским.

А кто такой епископ?

  • Епископ – это самый главный среди священников. Епископом может быть только монах.











Владыка



. Владыкой люди ласково называют епископа, а кто такой епископ попробую объяснить. Только сначала скажу немного о диаконе и священнике. 

Мне кажется, мой друг, ты всем любишь помогать: с мамой ты моешь посуду, с папой строишь скворечник, а сестренке наливаешь чай. Если это верно, тогда ты в своей семье словно диакон в храме. Ведь диакон – лучший помощник священника, он помогает ему вести службу, кадить храм, совершать таинства. 

А кто дома самый главный, кого слушаются все дети и даже мама? Конечно, папа. Папа – мудрый, он знает абсолютно всё на свете, а когда он берет тебя на прогулку, получается целый праздник, правильно? Да! Папа - глава семьи, а в храме такой глава – священник. Без священника не бывает ни одной Литургии. 

Ну, вот к вам домой приезжает дедушка. Ты несешь ему мягкие тапочки и усаживаешь в удобное кресло, а мама для дедушки печет пирог. И когда вы все вместе сидите за столом, дедушка говорит папе: «Я вижу, у вас дверь в прихожей скрипит, и кран немного в ванной протекает – ты сам починишь или тебе помочь?» И папа, конечно же, сразу идет разбираться с неполадками. Потому что дедушка – папин отец, и папа его слушается. Епископ в церкви совсем как дедушка. У него есть несколько храмов, которые он навещает и помогает священникам в их трудах и заботах. А так как забот у епископа больше чем времени, епископ всегда монах, то есть у него нет своей семьи. Вот кто такой епископ. 
А закончу свой рассказ сегодня словами Спасителя: «Если хочешь быть первым, стань для всех последним и всем слугою!» 

  • Всю свою жизнь епископ Митрофан Воронежский отдал служению Богу и России.

  • Он отдавал все деньги бедным, больным, многодетным семьям. Его очень любили за его доброту и щедрость.

  • Митрофан Воронежский был очень честным, трудолюбивым Епископом.

  • Благодаря его святым молитвам Воронежский край наконец стал преобразовываться, причем не только внешне. Сознание людей постепенно менялось и еще при жизни святителя, многие получали исцеления и утешение от батюшки. Молитва Митрофану Воронежскому о жизненном устройстве детей, о получении здоровья, о трудоустройстве и так далее, как тогда, так и сейчас помогает верующим.

  • Умер он 23 ноября 1703 года и похоронен был в Благовещенском соборе города Воронежа, при его погребении 4 декабря того же года присутствовал царь Пётр I, который планировал посетить воронежскую верфь, но ускорил свой приезд, узнав о кончине епископа. После заупокойного богослужения Петр I сказал всем присутствующим : «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак вынесем его тело сами.»

Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближённым, сказал «Не осталось у меня такого святого старца»..

  • В парке около благовещенского собора стоит памятник Митрофану Воронежскому

  • Ребята, мне хотелось бы сегодня вспомнить и о Петре I.

  • Родился будущий Император 9июня 1672 года. Кто были его родители?

  • Мать: Наталья Кирилловна Нарышкина, отец: Царь Алексей Михайлович.

  • Кто воспитывал царя?

  • С одного года он был воспитан няньками.

  • Когда Петр стал царем?

  • Когда умер его брат Федор, то государством правила его сестра Софья, потому что он был еще мал, а брат Иван был болен.

  • Я приглашаю вас к магнитной доске.

(На доске изображения из жизни Петра I, дети поочередно снимают картины и рассказывают по ним).

  • С 5 летнего возраста стали обучать его грамоте. Обучал его Никита Зотов.

  • Образование Царь получил слабое и позже учился много за границей.

  • Царь когда был маленьким, проявлял интерес к военному делу . Он образовал под Москвой в селе Преображенском «потешный полк».

  • Дети придворных и окрестная детвора были переодеты в военную форму. И Петр тренировал их как взрослый полк.

  • При его правлении была война с Османской империей.

  • Удалось создать сильную армию.

  • Были направлены большие силы для создания морского флота.

  • При Петре I была выпущена новая деньга.

  • При нем были открыты учебные заведения для бедных детей и учили их священники.

  • Как были связаны между собой Святитель Митрофан и Петр I.

  • Митрофан Воронежский был духовником Петра I. Поддерживал его в строительстве флота. Дал ему из церковной казны 3000 и 4000 денег.

  • Благословлял корабли, поддерживал его в войнах.

(Просмотр фильма о Митрофане и Петре).

  • Ребята, мы знаем один случай, когда Святитель не поддержал Петра I.

Давайте гостям расскажем, как это было.

Сценка.




Ведущий:

Однажды Петр I вернулся из – за границы и украсил дом в Воронеже языческими статуями. Это было модно в то время.

Царь:

Придворные, сообщите епископу Митрофану, что я прибыл и хочу видеть его у себя.

Слуга:

Епископ Митрофан, Петр I хочет видеть вас у себя.

Митрофан:

Я отказываюсь посетить его владения, покуда он не прикажет убрать языческие статуи.

Слуга:

Великий Государь, Епископ Митрофан отказывается посетить выши владения, покуда вы не уберете языческие статуи.

Царь:

Что?! Да как посмел он перечить мне, царю! Я велю казнить его!

Слуга:

Епископ Митрофан, царь гневается на вас, велит казнить вас, если вы не посетите его дом.

Митрофан:

Лучше умереть, чем боязливым молчанием одобрять язычество. Звоните в большой колокол. Я к смерти готовиться буду.

Царь:

Почему такой звон в столь не привычное время?

Слуга:

А это Епископ Митрофан к смерти готовится.

Царь:

Велите убрать эти статуи и разбить их!

Ведущий:

Понял Петр I, что не одолеть ему святого в деле веры.

(Фильм о Митрофане Воронежском).




Воспитатель:

Вы знаете мои дорогие, Святитель Митрофан является первым Епископом Воронежским. По преданию он будет вести в Царствие Божие весь Воронежский люд. Мне хотелось бы, чтобы у каждого из вас загорелась любовь к Святителю как и у Петра I. Я хочу подарить вам каждому икону Святителя Митрофана и в знак любви к нему мы с вами сейчас попробуем украсить оклад иконы своими руками.


(Дети украшают пайетками оклад иконы)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!